Исповедь одинокой души. Часть десятая

Нина Орлова 2
Племянницу мы в шутку называли Наталкой-Полтавкой. Росла она тихой, доброй и спокойной девочкой, очень любила наряжаться и вертеться перед зеркалом. Мама и Тамара с удовольствием ей шили наряды и с каждым новым нарядом она становилась более женственней и кокетливей. Вот так с 1952 года мы стали жить вчетвером в двух комнатах с соседями в третьей комнате. Соседи попались неприятные и не хочется о них говорить. Мама тогда ещё работала, я училась в школе. Место в художественных мастерских было занято профессионалом, поэтому Тамара работала на фабрике имени Володарского швеёй - мотористкой. Наташа ходила в детский сад. Жили материально трудно, голодно. Мама решила сдавать одну комнату в наём, а мы вчетвером разместились в 16-метровой комнате. Помню, жили у нас два студента из Лесотехнической академии - Гриша и Коля, оба из Белоруссии. Тамаре понравился Гриша, её возраста, черноволосый с синими глазами. А мне понравился Коля, высокий, черноглазый и черноволосый. Мы с удовольствием принимали участие в их вечеринках, когда они устраивали у себя в комнате танцы под наш патефон. Но, Коля женился на красивой молодой женщине с ребёнком и увёз её в Белоруссию, а Гриша уехал куда-то по распределению. Коля научил меня играть в карты, а потом решительно отучал от игры, расшибая мне лоб без всякой жалости до синяков. Я-то хотела, чтоб он подольше сидел со мной за столом и не ходил на свидание к своей "даме сердца", а он думал, что вот втянул малолетку в карточную игру.
 После их отъезда мама сдала комнату семье офицера с ребёнком. Жена этого офицера оказалась очень "смышлёной" и чуть не отобрала эту 9-метровую комнату у нас. После этого мама перестала принимать жильцов и в ней поселились Тамара с Наташей. Тамара была жуткой чистюлей, даже на стульях у неё были белые накрахмаленные вышитые чехлы. Лично я не придавала большого значения порядку в комнатах, мне было некогда, у меня были другие интересы.
 Я училась в школе средне, а в шестом классе осталась на второй год. Учителя уговаривали маму не расстраиваться из-за моего отставания по болезни. Я любила выступать на всех школьных концертах со стихами и баснями или народными танцами. На один из новогодних маскарадов в классе седьмом я придумала и сделала сама себе костюм чёрта. Веселила всех на вечере, за что получила приз - книгу, но не помню какую. До девятого класса я училась в женской школе №260, а с девятого - попала в 252 среднюю школу. Просто в 1954 году объединили мужские и женские школы. Моя новая школа находилась на Крюковом канале напротив Никольского собора и была до большевисткого переворота мужской семинарией. В 1956 году я окончила 10 классов своей школы, а в 1958 году была на вечере встречи выпускников разных лет. Выступали старички с палочками и старушки времён гражданской войны, рассказывали о себе и это было здорово. Была встреча с живой историей моей школы. Учителя были прекраснейшими людьми, воспитывали своим примером: ходили одетыми просто, скромно и элегантно. Они осуждали и не разрешали нам, девочкам-старшеклассницам, красить ресницы или завивать волосы. Поэтому в школе я ходила с косами. Ходили только в форменных коричневых платьях с чёрным или с белым передником по праздникам. Даже ленты для волос допускались только двух цветов - чёрные и коричневые. Капроновые чулки запрещались категорически, только хлопчато-бумажныев резинку.
 В последней моей школе учителей-мужчин было предостаточно. Такие предметы как физика, химия, литература, русский язык, военное дело, немецкий язык, психология, астрономия, логика - вели учителя-мужчины. Девочек это очень подтягивало, заставляло следить не только за своей внешностью, но и за речью. Риторики у нас не было, но зато логика и психология помогли мне в жизни говорить логично и убедительно.
 Географию в 9-ом классе у нас преподавала бывшая актриса из артистической династии, удивительно красивая старушка лет 65-70 с очень яркими голубыми глазами. Географию она преподавала так-сяк, но зато сумела создать драмкружок и пригласила меня участвовать в постановке "Тартюфа" в роли Дорины. По моему поведению в классе и при моём темпераменте, она решила, что эта роль только для меня. Дорина - лукавая, дерзкая, умная и умеющая обвести вокруг пальца этого мошенника Тартюфа. Три главные женские роли были даны девочкам нашего 9"б" класса, а четыре главные мужские роли - парням 10-х классов.
 Когда образовывали смешанные школы с 1954 года, то 9 - тые классы объединяли, а 10-тые нет, чтоб их не беспокоить перед выпуском. Поэтому девочки 9-х классов были самыми старшими, а мальчики были старшими из 10-х классов. И вот когда мы репетировали "Тартюфа", то я влюбилась в Олега Седова, внука известного полярного исследователя, который и играл Тартюфа. Он приглашал к себе домой на репетиции. У них в семье была огромная библиотека, богатое убранство, почему-то им война не помешала всё это сохранить. Сам Олег не очень был красив, приземист и не очень умён(так мне казалось), но я романтически влюбилась в него и в каждой фразе, обращённой ко мне, искала тайный смысл. Мы с ним даже не поцеловались, не говоря обо всём прочем, что позволяют нынешние девочки. Я была влюблена в Олега, пока шли репетиции, потом мы сыграли на каком-то вечере отдельные сценки спектакля и моя романтическая любовь куда-то испарилась.