Тяжёлая Артиллерия

Джеймс Александр Даркфорс
                ВСТУПЛЕНИЕ.

   1986 год, Москва. На сцене Центрального Дома Туриста гудел фестиваль «Рок-панорама». Среди прочих резко выделились пятеро, увешанные цепями и утыканные заклёпками. Под душераздирающий рёв гитар и высокочастотный вой певца они носились по сцене, удивляя публику своей наглостью играть то, за что пару лет назад их загнали бы в подполье. Сборище носило гордое название АРИЯ. Сейчас подобная оценка их творчества у многих вызовет большой вопрос: «У него что, на вышке бардак?»
   Речь здесь не идёт о пересмотре или развенчании. Просто само явление под вывеской «Heavy Metal Rock» - это очень яркое и сложное направление в современной популярной музыке (рок-музыка тоже является её частью, как бы Де Майо, Анатолий Журавлёв и Дмитрий Добрынин ни визжали, бия себя в грудь увешанным печатками кулаком, что это не так). В принципе, конечно, «металл» можно выделить в отдельную разновидность масс-культуры: он обширен и крайне неоднороден, в нём есть черты разных стилей, и чисто роковая его часть (молчу о рок-н-ролльной) уже давно стала «попсой» для многих носителей данной культуры. Или она попросту архаична. Можно не выделять – панк-культура, к примеру, тоже базируется не только на рок-н-ролле, при этом считаясь частью рок-среды. Но попытаться понять «металл» нужно.
   На страницах данной книги мы будем анализировать основные течения heavy metal, иногда залезая на периферию жанра: наша задача – освещение данной  среды именно в социокультурном и музыкальном её аспектах (главное – социокультурная сторона). Поэтому темы магии и религиозной философии здесь будут затронуты очень мало, да разговор об этом и планировался в другой книге, посвящённой именно этому вопросу.
   Так или иначе, но перед вами данная книга, и вам остаётся только перевернуть страницу и читать дальше. Если интересно. Если нет – счастливого незнания или фанатичного угара вам в дальнейшем. Что уже не так важно для автора этих строк – своё мнение по данному вопросу он высказал. Что будет дальше – за пределами книги, которую вы вознамерились прочесть.

                ПРЕДЫСТОРИЯ.
   
   Корни музыки heavy metal – в британском блюзе 1962 – 1965 годов. Условно говоря, так как блюз в чистом виде BLUES INCORPORATED, ROLLING STONES, ANIMALS, THEM и иные «модели сезона» не играли. Но от блюза отталкивались.
   В отличие от «мерсибита» BEATLES, TREMELOES или, скажем, HERMAN’S HERMITS, отражавшего интересы трудового народа (из которого эти персонажи вышли) культура британского блюза была достаточно элитарной – её опорой были в первую очередь студенты- гуманитарии и очень продвинутые меломаны. Для исполнения этой музыки требовались навыки игры на инструментах за пределами трёх аккордов и «прямого» барабанного ритма 4\4, характерных для бит-групп. Шире инструментальный набор – органы, духовые инструменты (помимо гитар и барабанов). Здесь началось широкое использование новых технологий (искажающих звук гитар педалей «Fuzzbox» и «Wah Wah», электроорганов и синтезаторов) и построения звука, если угодно.
   К району 1964-1966 годов стараниями BLUESBREAKERS, MOODY BLUES, KINKS, YARD BIRDS, THE WHO и GRAHAM BOND ORGANISATION блюзовое звучание стало лидирующим в роке. Звук стал жёстче, интенсивнее, профессиональная игра вошла в норму (некоторым исключением был garage rock). С 1966 года начала выделяться обойма групп в Англии и США, которые сделали ставку на массивную, предельно жёсткую разновидность «белого блюза» с характерными искажениями гитарного звука уже не на соло, а на опорной фразировке. Унисон «подбитой» фаззбоксом гитары и баса стал основным (CREAM, JIMI HENDRIX EXPERIENCE, YARD BIRDS). К 1968-69 годам такой стиль стал популярным (GRAND FUNK RAILROAD, DEEP PURPLE, LED ZEPPELIN, BLACK SABBATH) и получил название hard rock. Сюда перешло немало исполнителей «белого блюза», и стиль стал одним из самых популярных в рок-среде, заразив собой хиппи, байкеров и прочих глашатаев рок-культуры. Хард-рок популярен и сейчас (WHITESNAKE, ZZ TOP, Ингви Малмстин – и это просто набранные отовсюду формации, а, сколько их вообще, трудно сосчитать), а в «металлических» кругах немало тех, для кого этот стиль и поныне свят, как Библия. Многие деятели «металла» с годами нередко перемещаются в сферу хард-рока (SCORPIONS, METALLICA, NAZARETH).
   В ходе эволюции многие хард-роковые команды (BLACK SABBATH, IRON BUTTERFLY, JUDAS PRIEST) начали играть немного проще и прямее, чем прежде, сделав ставку на тяжесть и агрессию. Поначалу это назвали просто «тяжёлым роком» (heavy rock), и впрямую к «металлу» это ещё не относилось, но в основу его лёг именно heavy rock, любимый агрессивными группировками байкеров (bike gangs) и уличной молодёжью.
   Немалое влияние на «металл» оказали панки – где-то  прямо, где-то от противного (как у IRON MAIDEN). Впрочем, влияние это оказалось взаимным (MOTORHEAD, VENOM, SLAYER, повлиявшие на панк-рок, BLACK FLAG, G. B. H. и DISCHARGE для «металла»), сделав «металл» более брутальным, а панков более «упорядоченными» и фанатическими.
   На первый взгляд неочевидное (а многие «языческие воины» вроде Викернеса и Эрикссона придут от упоминания об этом в ярость) влияние оказали одни из «отцов фанка» PARLIAMENT \ FUNKADELIC – на их альбоме был изображён жест руки, называемый в просторечии «козой» и означавший «Unity» - «Единство» (лозунг «One Nation United One Groove» - «Одна нация, объединённая одним чувством»). В принципе, значение, приложимое и к «металлу», если разобраться.
   Само по себе выражение «heavy metal» (в значении «тяжёлая артиллерия») ввёл в широкое употребление американский критик Дэвид Марш (это произошло году так в 1973), а взял он его из романа писателя-битника Уильяма Берроуза «Soft Mashine». Так и прижилось.

                ЧТО ЭТО ТАКОЕ.

                «Классический металл».
   
   Это как раз то, что послужило первоосновой «металлической» культуры: жёсткий хард-рок, идущий от творчества BLACK SABBATH, LED ZEPPELIN и IRON BUTTERFLY, построенный на «прямой» ритмике и интенсивном гитарном «чёсе», перемежающемся с профессиональными соло и вокалом, берущим начало в воплях Оззи Осборна и Роберта Планта (были и другие, но эти повлияли особо).
   Основополагающими величинами здесь были англичане JUDAS PRIEST и MOTORHEAD, являвшие собой два разных типа «металла».
   JUDAS PRIEST играли нечто в стиле BLACK SABBATH, балансируя между героическим пафосом раннего хард-рока (монстры, «воины духа», чертовщинка) и романтикой улиц (доступный секс, девицы, «вдыхающие коку и курящие кое-что», хулиганы на мотоциклах). Имидж команды – кожаные наряды, цепи и уйма заклёпок, длинные лохмы, - вызывал в сознании образ кавалькад мощных мотоциклов (лидер «пристов» Роб Хэлфорд не отказывал себе в удовольствии выкатить на сцену на таком вот «звере», да и нацистская атрибутика его тоже взялась из арсенала байкеров). В отличие от не менее влиятельных в этом плане KISS Хэлфорд и его «клика» использовали вполне пригодные для повседневной носки вещи, что немного роднило их с панками, хотя поначалу этот стиль был как раз антитезой панк-балагану. Что не мешало подросткам без проблем копировать стиль своих кумиров, ставший «визитной карточкой» heavy metal вообще. По этой стезе пошли IRON MAIDEN, MANOWAR, MOTLEY CREW и прочие команды, несколько ушедшие с улиц в строну саг и героических поз (не всегда на сто процентов). Немцы SCORPIONS, ACCEPT и SAXON тоже двинулись в эту сторону, создав мощную региональную сцену.
   MOTORHEAD были более «уличной» группой, меньше внимания уделяющей униформе. Они не были склонны к «славным битвам» своих коллег наподобие MANOWAR или IRON MAIDEN, терпимее относились к панку (Лемми сыграл в составе DAMNED - точнее, DOOMED, - когда они возродились в сентябре 1978 года). Тематика уличной жизни и подростковых драм (тут ещё неплохо отметились AEROSMITH) здесь была основной: многие музыканты сами выросли на улице и хорошо знали эту жизнь. Впрочем, ярости и вульгарности панк-рока здесь не было, да и пессимизм в духе SEX PISTOLS здесь как-то не котировался. Звук был достаточно чистым, а игра на инструментах была далека от дилетантизма.
   Также отметим очень влиятельных в музыкальном плане W. A. S. P., AC-DC, SAMSON, MONTROSE, HEAVY METAL KIDS, BATTLE AXE, и NAZARETH, проложивших путь «сатанинским» бандам MERCIFUL FATE и комедийных SPINAL TAP. Впрочем, в период с 1973 года, когда «металл» получил своё «свидетельство о рождении», появилось немало групп, имевших разную степень влиятельности и просто интересности, но нас интересует не исследование музыки – это удел музыковедов, - а попытка разобраться в социокультурной стороне явления.
   Аудитория подобного рода команд на приличный процент состоит из юношей 14-17 лет, стремящихся скрыть свои комплексы и сантименты. Они стремятся быть взрослее и пытаются показать это другим, грубя и одеваясь в «неприлизанную» одежду. Но стремление стать частью «крутой тусовки» сбивает их вместе под знаком антиродительского протеста и поклонения кумирам в лице музыкантов любимого направления. Они отвергают усиленно насаждаемый масс-медиа стиль «попсовиков», слащавый и неправдоподобный с точки зрения подросткового максимализма. Но им не близки «завихрения» авангарда и психоделии, равно как и социальная озабоченность многих панков. Им подавай гедонизм и угар, когда грохочут гитары и барабаны, и зал копирует движения музыкантов, время от времени принимая в свою гущу смельчаков, прыгающих со сцены. Характерная «униформа» - хороший способ выделиться из толпы обывателей и показать, что ты – не слащавый придурок с дебильной дискотеки.
   Большая популярность таких групп начала спадать с района 1985-87 годов, когда в моду вошло диско новой формации. Но они нередко превращались в культы, а их популярность уже была стабильнее, чем у «кассовых» исполнителей и не зависела от моды.
   Но одними «классиками» дело не ограничивалось – развитие культуры шло полным ходом, и её новые разновидности делали её ещё самостоятельнее в мире шоу-бизнеса.
               
                Попстеры «металла».
   
   Вполне закономерен тот факт, что heavy metal развивался не только в сторону утяжеления, но и в сторону «удобоваримости» для масс. Образ «настоящего мужика» в коже и цепях был сексуален и ярок, а музыкальная палитра вполне позволяла играть мелодично и красиво при рок-н-ролльном драйве и отсутствии «соплей» поп-музыки. Так и начало культивироваться то, что получило название pop metal (или soft metal).
   Началось всё это безобразие в районе 1970 – 1971 годов, в эпоху расцвета хард-рока. Тогда ряд групп соединил облегченный хард-рок с поп-мелодикой и текстами про любовь в худших «сопливых» традициях (SLADE позднего периода, SWEET, Сюзи Куатро, SMOKIE). Это стало модным и продержалось долгое время, хотя в среде появляющихся тогда хард-рок-пуристов pop hard стал «рвотным порошком».
   Десяток лет спустя, когда heavy metal вошёл в большой фавор у молодёжи, история повторилась. Такие группы, как DEF LEPARD, BON JOVI, POISON, TWISTED SISTER, EUROPE, KINGDOM COME и прочие (имя им легион) играли очень мелодичный, далёкий от брутальности, оснащённый текстами на темы любви и романтики рока (и не только, но это было основным) heavy metal, используя более приглаженный, чем у традиционных «хэви» имидж, в котором угадывались черты glitter rock-банд наподобие T. REX и ROXY MUSIC – здесь очень преуспели EUROPE, CINDERELLA и SKID ROW. Сильно гримированные (почти в духе KISS) POISON и TWISTED SISTER были основной сенсацией glam metal, а напоминающие героев подростковых сериалов BON JOVI, GUNS’N’ROSES и DEF LEPARD пытались делать «железу для девочек», как и барышни вроде Литы Форд или Доро Пэш  (WARLOCK). Традиционисты от heavy metal считали подобные команды попыткой шоу-бизнеса отбить аудиторию у «настоящих» банд, играющих необлегченный и неприглаженный heavy metal классического образца, хранящийся с 1973 года в музыке JUDAS PRIEST, DIO или, скажем, IRON MAIDEN. Какая уж тут любовь?
   Поэтому контингент поклонников pop metal составили обычные слушатели поп-музыки (особенно поп-рокеры), которых не интересовала героика саг MANOWAR или серьёзная оккультность MERCIFUL FATE (кстати, из этого коллектива со временем вышли «попсовики» FATE), да и лирические герои JUDAS PRIEST с их мрачноватым уличным прошлым и настоящим здесь не котировались. Pop metal, в принципе, можно было слушать, похрустывая попкорном на уютном диване, а если есть настроение – можно и головёнкой потрясти, как положено: «металл» ведь.
   Нельзя сказать, что эти ребята плохо играли – как раз наоборот. Более того, они играли (и играют) весьма профессионально и слушабельно для широких масс. Так что время от времени кто-то из них снова оказывается в жёстких ротациях и музыкальных каналах  первого сорта, напоминая о правоте российской поэтессы Ольги Чайко, утверждающей, что «рок не знает слова “смерть”».
   Массовая популярность pop metal заметно снизилась в 1991 – 1994 годах, когда грандж и «альтерно» завладели умами молодёжи, и ведущие продюсеры полезли в данные сферы. Основная аудитория «металлопопса» перешла в сторону фэнов хард-рока и старых меломанов, когда-то сходивших с ума по BON JOVI и POISON.
   А «металл» тем временем двигался дальше, становился изощрённее и брутальнее, в его орбиту входили новые ритмы и технологии. Теперь это уже был не рок-н-ролл и не блюз – это было нечто иное.
      
                Беспощадное шоу и справедливость для всех.
   
   Шоу-то, конечно, весьма беспощадное, хотя «showing no mersy» переводится с английского, как «не давать пощады». А вообще «Showing No Mersy» - это релиз 1983 года, выпущенный в Лос-Анджелесе местной группой SLAYER, будущими богами и монстрами стиля thrash metal.
   Этот стиль характеризуется интенсивным «стенообразным» звуком ведущих гитар и сверхжёсткой игрой барабанов, в которой усиливались басовые партии (это привело к распространению в данной среде ударных установок с двумя бас-барабанами). Если вокалы Роба Хэлфорда или Удо Диркшнайдера (ACCEPT) были хотя бы напевными, а Ронни Джеймс Дио и Эрик Адамс (MANOWAR) и вовсе были профессиональными певцами, вокалы в thrash metal на этом фоне выглядели, как озлобленный собачий лай – и были здесь абсолютно уместными, ничего другого было и не надо. Казалось, что сошлись heavy metal, хардкор и академический авангард. Хотя на первых порах (да и сейчас – если смотреть в общем) последние две составляющие были на втором плане. В текстах проскальзывали темы дьявола, насилия и социальных проблем (без большой политизированности, свойственной панкам и скинхедам). Имидж групп и публики поначалу был аналогичен таковому у обычных групп heavy metal вроде JUDAS PRIEST, IRON MAIDEN или ACCEPT, но со временем число кожи и железа сократилось до сочетаемой с обычными джинсами и кроссовками куртки «Harley Davidson». Плюс растрёпанные волосы, бейсболка или бандана, которые можно купить в любом магазине. Ну, ещё «фанатская» футболка – и то не всегда. Одной из главных причин было нежелание дарить свои цепи полицейским, подозревающим в них оружие, да и приставания гомосексуалистов не всех радовали (разве только одиноких оригиналов).
   Как и в «классическом» heavy metal, в трэше существовало две школы, имевшие влияние на жанр. Они не были строго раздельными, и их элементы могли взаимопроникать, но они были очень отчётливы.
   Первую составляли мелодичные команды, играющие вполне обычный heavy metal, но значительно более жёсткий и агрессивный. Здесь ещё сильны были элементы рок-музыки, как таковой. Жёстче было всё – включая тексты и поведение на сцене (мат и оскорбления в адрес публики были вполне в порядке вещей). Но не было стремления за счёт техники и умения играть сильно перевернуть жанр – кое-кто по старинке играл баллады и использовал мелодические ходы, не очень изменившиеся с 1973 года. Они терпимее относились к панк-культуре (нередки были кавера махровых панков наподобие SEX PISTOLS или ANTI-NOWHERE LEAGUE). Конечным итогом стало скатывание многих в «альтерно», обычный heavy metal или даже хард-рок. Наиболее яркие представители этой школы – METALLICA, ANTHRAX, TESTAMENT и MEGADETH.
   Вторая школа, у истоков которой стояли SLAYER – это как раз и есть тот классический вариант thrash metal с «чёсом» на сверхзвуковых скоростях и сменами ритмов, частыми обращениями к Инферно и текстами о выпускаемых наружу кишках в промежутках между рассуждениями о мраке бытия. Это и был пресловутый «вектор в никуда», который упирается в край Terra Incognita. Именно здесь наметился разрыв heavy metal с рок-н-роллом, бросивший сотни тысяч фанатов в пространство, где музыка строилась по новооткрытым (вернее, по-новому переосмысленным) законам, близким к авангардным и академическим – что пока было весьма неочевидно. Кроме SLAYER здесь показали  себя SODOM, KREATOR, ранние CELTIC FROST, бразильцы SEPULTURA. Эта школа оказала влияние на панк-ориентированные группы стиля crossover AGNOSTIC FRONT, D. R. I., S. O. D. ( и отчасти M. O. D.), CARNIVORE, а также rap core в духе PRO PAIN, BIOHAZARD и RAGE AGAINST THE MASHINE, в ходе чего многие группы трэшевого толка перешли в эту епархию или заигрывали с ней, когда мода на чистый thrash metal прошла. Другие (PANTERA, например) часто уходили на поиски счастья в модных жанрах (от death metal до того же alterno – что было реже). Многие (как SLAYER) остались верны жанру и себе – за что и уважаемы поклонниками во всём мире.
   Группы-экспериментаторы (психоделические VOIVOD или долго не выходившие на сцену и не разрешавшие себя фотографировать MEKONG DELTA) не были так влиятельны, как многие из упомянутых выше, но сами по себе стали ярким явлением, которое было культом для большого количества народных масс. Кстати, в последние годы здесь очутились и CELTIC FROST.
   Но к району 1989-1991 годов популярность thrash metal стала потихоньку падать. Молодые группы считали этот стиль неактуальным, а поп-публика и не подумала его принимать (и это при том, что на MTV долгое время громыхала программа «Headbanger’s Ball», где этой сцене предоставлялось огромное место!). Выжили только культовые и упорные, но они уже были на обочине культуры heavy metal (за немногими исключениями вроде SLAYER).

             Кишки наружу, перевёрнутый крест и прочие красоты.
   
   «Железоносители» наверняка уже догадались, что речь здесь пойдёт о стиле death metal, где все упомянутые в заглавии красоты являются первоосновой тематики.
   Крещение жанра помимо собственно смерти связывают с именем радикалов heavy metal, назвавшихся DEATH и работавших под началом ныне покойного Чака Шульдинера. Именно они вывели на обозрение публики эту адскую смесь форсированного барабанного боя, низкочастотного гитарного рёва и рычащего вокала, похожего на крики монстров из фильмов ужасов (кладезь тем для всего стиля). Они же и развивали своё детище, выведя его далеко за пределы шума и гама, которыми довольствовалась основная масса.
   Но DEATH нельзя назвать именно изобретателями death metal – кроме них хватало групп, заигравших в районе 1987-1989 годов такую музыку. Многие называют первоистоком death metal музыку SLAYER и CELTIC FROST, что вряд ли именно так, но вполне возможно, а то, что новый стиль отсюда многое взял, несомненно.
   Основными влияниями были школы «флоридского» и «шведского» heavy metal. Флорида – это DEATH, конечно же, это также ярые инферналисты DEICIDE, милитаризованные MORBID ANGEL и «классики жанра» OBITUARY. В целом можно говорить о группах «Morrisound Studio», ведомой продюсером Скоттом Бёрнсом. Швецию (конкретнее, Стокгольм) представляли группы EDGE OF SANITY, HIPOCRISY (те самые «уфологи» во главе с худощавым Петером Татгреном, ныне затеявшим окологотический проект PAIN), NIHILIST (из них выросли «язычники death metal» UNLEASHED), DISMEMBER, DISPATCHED, ENTOMBED (где отметились Ларс Петров и пропавший в джунглях Амазонки Ларс Розенберг). Здесь верховодили Дэн Свано (сам переигравший во многих группах) и Томас Скогсберг.
   Помимо этих влияний можно отметить таких гигантов, как немцы ATROCITY (до экспериментов с DAS ICH), мексиканцы BRUJERIA, HOCICO и HARDWARE (хотя кто-кто, а две последние банды – не чистый death, а его «индустриальная» версия), англичане BENEDICTION, опять же американцы POSSESSED, CANNIBAL CORPSE, PUNGENT STENCH и AUTOPSY и шведы AT THE GATES, итальянские экспериментаторы SADIST и многие другие, имя которым – легион.
   Чуть особнячком стоит норвежская школа – OLD FUNERAL, MAYHEM и DARKTHRONE. Они продержались не очень долго и основали в родной Норвегии новый стиль и саунд – black metal (о чём отдельный разговор).
   Популярный, прежде всего в США жанр death rock, представленный такими группами, как CHRISTIAN DEATH, 45 GRAVE, VOODOO CHURCH и COMMUNITY F. K. характеризуется мрачностью, лёгким саундом с заметным привкусом панка и готической эстетики, вышел из недр post punk, став ответом европейским «готам», и ничего от «металла» в нём нет. Никакого отношения к теме данной книги он не имеет, но данное замечание необходимо во избежание недоразумений, возникающих при поиске новых записей.
   Тематика песен большинства групп – смерть, патологоанатомия, сексуальное насилие, всяческие монстры и Апокалипсис, густо приправленные инфернально-антихристианской тематикой. Зачастую тексты были дебильны и стандартны, но иногда воображение позволяло музыкантам создавать шедевры ужаса, тошноты и богохульства. Что же до имиджа, то на сцену выходили банально одетые  персонажи или упрощённые подобия героев фильмов про маньяков и серийных убийц (исключения – DEICIDE и MORBID ANGEL), иногда украшенные «дьявольской» символикой (Пентаграмма Бафомета, перевёрнутый Крест Голгофы) и черепами.
   Довольно близко к death metal стоит агрессивный grindcore с короткими, шумными песнями, посвящёнными ужасам, инфернализму и социальным проблемам. Творчество ранних NAPALM DEATH (и самых поздних тоже), EXTREME NOISE TERROR, экспериментаторов PAINKILLER и DEFECATION, «индустриальных» MEAT SHITS, «металлических» BELPHEGOR и CARCASS выросло из радикального панка, но в дальнейшем ушло от истоков очень далеко, смешавшись с death metal, что привело к неправильному мнению, что эти стили родственны напрямую. На самом деле они очень похожи (аранжировки, вокал, частое сходство тем), но это лишь сходство.
   Массовая популярность death metal прокатилась по всему миру с 1989 по 1993 годы, после чего стиль стал многим казаться архаичным и зацикленным. Как и весь heavy metal, данные группы были интересны, прежде всего, узкоспецифическому кругу меломанов (что, возможно, связано с авангардно-академическим построением стиля, ушедшего от рок-корней так далеко, что рок-н-ролла здесь абсолютно не было слышно), а поп-среда это и не собиралась принимать.
   Впрочем, именно от этой «печки» (печи крематория?) плясали очень многие из тех, кто позже будет поднимать культуру heavy metal на новые высоты.
               
                «Глотатели Солнца».
   
   А то: один – Бурзум (а «burzum» значит «мрак»), другой – Фенриз (а Фенриз – или Фенрир, если угодно, - в «конце времён» по представлениям скандинавов проглотит Солнце). И оба – значимые личности в таком замечательном стиле, как black metal.
   Хотя не они его изобрели. «Изобретателями» этого стиля считаются англичане VENOM, у которых и появилась песня «Black Metal», записанная на одноимённом альбоме 1982 года выпуска. Звук VENOM впитал в себя не только составляющие heavy metal (как же: рядом цвели и пахли DISCHARGE, любимые не только панками, но и «металлерами»). В остальном это был форсированный BLACK SABBATH. Но последнее было неочевидным, и VENOM стал для многих передовой группой (среди ярых фанатов этой группы – SLAYER и норвежские «бурзоплясы» первого потока). Главной идеей здесь были тексты, посвящённые инфернализму, близкому к работам COVEN и BLACK WIDOW и значительно превосходившему большинство из того, что пели другие группы heavy metal. Впрочем, со временем VENOM стали работать по инерции, уходя в дебри вполне традиционного heavy.
   Датские MERCIFUL FATE с их жутким шоу, гримом в духе KISS и отчаянно богохульными текстами фронтмена Кинга Даймонда (единственного сатаниста в группе и бывшего панка) продолжили это движение наряду со шведами BATHORY (основателями не только black metal, но и pagan metal – на поздних альбомах Квортон ударился в дифирамбы древнескандинавской религии и движению Асатру), узаконив доминанту идеи в black metal – главное отличие этого стиля от прочих в heavy metal, где всё построено именно на музыкальных нюансах. И этим один стиль отличается от другого.
   Новый виток стиля начался в Норвегии, когда там заиграли MAYHEM, OLD FUNERAL и DARKTHRONE. Именно тогда начал выковываться характерный death\thrash-ориентированный стиль с истеричным визгом вокалиста, помноженный на «гвоздастые» наряды в духе гитариста SLAYER Керри Кинга и грим в духе KISS и Кинга Даймонда (впрочем, его в ту же пору неплохо применили куда менее раскрученные бразильцы SARCOPHAGO, и MAYHEM называли их своим главным прототипом). Лёд тронулся в 1985 году.
   После этого началось триумфальное шествие black metal – BURZUM, IMMORTAL, EMPEROR, ENSLAVED, THORNS в Норвегии, SIGH в Японии, MONUMENTUM, ABRUPTUM, DISSECTION и NEFANDUS в Швеции, ABSURD в Германии, FUNERAL во Франции, ACROPOLIS,GOMORRAH и CRADLE OF FILTH в Англии, GRAVELAND в Польше , THE ELECTRIC HELLFIRE CLUB в США. Это ещё не самый полный список, поскольку многие поздние команды только усилили позиции black metal (ANCIENT, MARDUK, DIMMU BORGIR, CELESTIAL SEASON, IMPALED NAZARENE, ROTTING CHRIST, NECROMANTIA, DIABOLOS RISING, RAISM, ISENGARD, STORM, SATYRICON, SEAR BLISS), плавно переходящего в pagan metal и уходящего за пределы «металла», оставив себе лишь идею.
   Black metal (и pagan тоже) – это не только «трупный грим» или доспехи викингов (обходятся ведь многие без этого). Здесь стилем жизни стало воплощение в реальность идей, декларируемых в песнях: горящие церкви, террор, убийства и самоубийства на отрицательном полюсе, искреннее исповедание сатанизма, инфернализма или язычества – на положительном. Это был шок для масс, но эти люди вывели heavy metal на качественно новый уровень существования и снова привлекли к данной культуре внимание масс.
   Это-то и сыграло против «бурзоплясов» - широкая популярность сгладила экстремизм стиля и привела в него модников (район 1993 – 1997 годов), уже не таких искренних и более тупых, чем первопроходцы, что привело к делению на true black и trend black, расколовшему культуру пополам и приведшему к террору со стороны ряда «true» против остальных. Несколько лет это было предметом разговоров, сослуживших black metal плохую службу.
   По сути, это напоминало распри, начавшиеся в среде панков в 1994 году – та же борьба «настоящей» и «попсовой» сцен. Нигилизм no wave, мрачные грим и шоу batcave movement – тоже аналогия напрашивается. Но (за исключением сатанистов) black metal и – в значительно большей степени , - pagan metal накренило не в сторону анархии, как панков, а в «антихристианский» фашизм (почему многие люди перешли – как Бурзум, - из black metal в pagan metal: инфернализм основан на иудейской системе Каббалы, а сатанизм с фашизмом несовместим). Этим активно воспользовались разнородные националистические шайки, паразитирующие на теле black metal, что заставило группы, не разделяющие подобных взглядов, напоминать слушателям, что они не являются фашистами (как это сделали STORM, к примеру). Большая часть black metal вообще безгранично далека от каких бы то ни было политических воззрений: для кого-то этот стиль неотделим от жизни, для других он – источник дохода и почёта среди фэнов.
   Массовая популярность black metal спала после 2000 года, когда котировки «брутала» понизились в среде heavy metal, и на большую сцену вышла мощная волна мелодичных групп, уже не имеющих большого сходства с pop metal – в силу базирования на других основаниях в музыке и эстетике.
                Чёрные одежды невесты.
   Поначалу всё было очень даже жёстко – рычащие вокалы, частые уклоны в death metal, немалый интерес к соответствующей тематике и звук, который удовлетворял тех, кто был поклонником heavy metal. Но уже меньше ценилась «мясорубка», напичканная стихами по мотивам учебника патологоанатомии. Музыка стала изысканнее, и клавишные в ней стали обычным явлением. Настроение стало обречённым, а тексты песен – более изощрёнными и менее грубыми, чем в death metal. Стиль нарекли doom metal.
   Одними из первых классиков жанра стали англичане PARADISE LOST и MY DYING BRIDE, шведы TIAMAT, немцы PYOGENESIS. Их ранние работы нередко называли «death metal с клавишными». Нечто похожее делали англичане ANATHEMA и CATHEDRAL, шведы THERION и финны  AMORPHIS (хотя их не особо записывают в doom metal). Район 1991-93 годов сделал их популярными и вызвал к жизни  целый ряд новых групп, собиравших огромные залы: DARK TRANQUILITY, CATATONIA, DARKSEED, CREMATORY, NIGHTFALL, SORROW, PESTILENCE, LULLABY, GATHERING, TEARS (Израиль, господа!). Не все они играли чистый doom metal, и многие впоследствии оставили эту сцену, отправившись на поиски новых саундов.
   С внешней точки зрения эти группы недалеко ушли от тенденции, заложенной ещё в thrash metal, хотя здесь потихоньку начали вырисовываться черты готического имиджа, берущего начало в изысканиях ряда более ранних групп разных стилей (COVEN, Эллис Купер, ALIEN SEX FRIEND, SIOUXSIE & THE BANSHEES, CURE) и изысканных мистико-хоррорных фильмах – и никакой иронии по этому поводу.
   Альянс heavy metal с готической культурой набрал силу, спустя некоторое время после окончательного становления doom metal. Между «готами» и средой doom metal было нечто вроде «диффузии» (сюда перешли TIAMAT и PARADISE LOST, с этим были связаны GATHERING, NIGHTFALL и CREMATORY, позднее окончательно сделавшие выбор в пользу готики), и на ранних стадиях gothic metal был очень жёстким, хотя многие группы пошли значительно дальше экспериментов со смычковыми в стиле MY DYING BRIDE – как DARK REALITY, обильно использующие фольклорные духовые.
   Помимо GATHERING и DARK REALITY, а также NIGHTFALL, CREMATORY и прочих на этой волне выдвинулись THE THIRD AND MORTAL, THEATRE OF TRAGEDY, DREAMSIDE. Это уже была неприкрытая готика с её декадентскими нарядами и гримом, претензиями на аристократизм и экстравагантной внешностью (типичные образцы – LACRIMOSA и – правда, намного меньше, - «стипендиаты» их лидера Тилло Вольфа DREAMS OF SANITY).
   В этой тусовке большой популярностью пользовались пост-панковые команды JOY DIVISION и SISTERS OF MERSY, а выходцы из death metal ATROCITY записали альбом «Werk 80», посвящённый музыке new wave. На этой почве появился пласт групп, в немалой степени базирующихся на такой музыке (LOVE LIKE BLOOD, EVEREVE, DREADFUL SHADOWS, D. V. A. R.,), приведший в «высшую лигу» gothic pop в лице рок-ориентированных H. I. M., 69 EYES, RASMUS, NEGATIVE, CHARON и явной поп-группы EVANESCENCE – но это уже в наше время и после абсолютно не «металлических» (и вообще полностью электронных) DIE VERBANNTEN KINDER EVAS, да и COCTEAU TWINS тут тоже местами повлияли.
   По сути, эти великолепные тенденции были возвратом heavy metal в мелодизм и рок, признанные «попсой» после того, как SLAYER сделали неким стандартом форсированные ритмы и недалеко ушедшую от нойза  тяжесть, подкреплённые «собачьим брехом» (хотя после ANAL CUNT и true black metal  они слушались, как RASMUS и легче). Другое дело, что это отличалось от BON JOVI и POISON более глубокими по смыслу текстами (хотя нельзя не признать, что здесь тоже хватает штампов). Впрочем, здесь тенденции тоже простирались далеко за пределы рока (готическая культура сама по себе очень мощна и требует отдельного исследования – в этом Роман Егоров, безусловно, прав). То есть рассматривать это в деталях в данной книге нет смысла, так как она, вообще-то о heavy metal.
               
                Скорость и мощь.
   
   Эту разновидность «металла» (точнее, эти две его разновидности) очень часто путают с thrash metal, да и многие представители последнего вышли из этой «колыбели», а многие приметы thrash  позаимствовал из арсенала того, что называется speed metal и power metal.
   Истоки этой культуры находятся где-то в районе 1983 – 1985 годов, когда heavy metal начал выливаться в самостоятельную ветвь музыки. Первоначально просто началось ускорение темпа и склонность к высокотехничной игре на инструментах (два бас-барабана, две гитары, чётко выраженное соло), нередко изобилующей элементами симфо-рока и лёгкими экскурсами в progressive rock. Так появился speed metal, представленный такими группами, как EXCITER, HELLOWEEN, RAGE, BLIND GUARDIAN и ANGEL DUST, а также единственным альбомом METALLICA «Kill’Em All» (далее эти четверо заиграли thrash metal).
   Несколько позже эта сцена поползла в сторону ужесточения саунда, тем не менее, не отрывающегося от основ традиционного heavy metal (исключение составили «патриоты жанра» ANGEL DUST). Но в чистом виде heavy metal это уже тогда не было. HELLOWEEN, RAGE и BLIND GUARDIAN составили компанию RUNNING WILD, CHROMING ROSE и SCANNER, а от HELLOWEEN «отпочковались» GAMMA RAY. Кстати, сцена power metal в «золотую эпоху» была «отцентрована» в сторону Германии. В эпоху «брутализации» жанра power metal отошёл в тень, многие группы распались или заиграли другую музыку. Но уже в наши дни power metal обрёл «второе дыхание» и стал весьма разнообразным – вплоть до появления подразновидностей. Его представляли STRATOVARIUS, PRIMAL FEAR, IRON SAVIOUR, ANGRA, SKYLARK, RHAPSODY, NIGHTWISH и прочие формации (имя им легион).
   Как правило, эти команды были вполне обычными представителями heavy metal, близкими к «классикам» и даже к хард-рокерам. Всё отличие здесь составляли только музыкальные нюансы. Здесь нет «особой» публики, «имидж фаната» отсутствует (не считая надписей на футболках и нашивках), чисто «пауэровской» идеологии нет – всё зависит от конкретной формации, каждая из которых смотрит на мир со своей колокольни. «Своя публика» - это узкоспециализированные меломаны или обычные фанаты heavy metal. А если посмотреть на общую картину heavy metal, то современный power metal во многом стал «мэйнстримом» данной культуры, сменив на этом «посту» традиционный «металл».
   Нередко в среду power metal  вписывают команды выросших из хард-рока гитаристов-виртуозов, но это ошибочно, так как эта сцена самодостаточна, и базируется на иных принципах, нежели то, что мы обычно называем heavy metal.
               
                Виртуозы.
   
   Истоком этой ветви тяжёлого рока является hard rock (особенно JIMI HENDRIX EXPERIENCE и Ричи Блэкмор). Из него ниточки тянутся в разные стороны – от академической музыки до джаза, а то и панк-рока (ряд композиций TOY DOLLS). Но в целом эта культура очень консервативна и практически не меняется с течением времени.
   Музыкальная модель здесь практически одинакова: рок-состав, иногда отягощённый клавишными, на фоне которого на грани импровизации (а то и на чистой импровизации) играет «звезда» - высокопрофессиональный гитарист, держащий на себе всё. Из обычного хард-рока с банальными вокалами и «штампованными» текстами, играющими третьестепенную роль, музыка перерастает в чисто инструментальную, с долгими композициями, где гитара в руках мастера превращается в нечто универсальное по звуковым возможностям (ну, не без помощи педалей, разумеется). «Слайды» микрофонной стойкой, подбрасывания гитары в воздух, игра зубами, за спиной, с завязанными глазами, на плече («скрипичный вариант») – и это ещё не весь перечень приёмов. Но основой остаётся классический хард-рок (нет, есть и джаз-роковые виртуозы, но они не популярны в heavy metal). Типичные представители сцены – Ингви Малмстин, Джо Сатриани, Грейт Кэт (всего лишь Катерина Томас), Стив Вай, Виктор Зинчук (попал в Книгу Рекордов Гиннеса, как самый скоростной гитарист), Дмитрий Шаталин, Ричи Блэкмор, Валерий Гаина.
   Смысл этой культуры – исключительно музыка: для попадания в когорту избранных нужно играть на инструменте на несколько порядков выше среднего и делать с общеизвестным произведением чудеса, переводя его в другое без усилий, как так и надо, или изменяя его до неузнаваемости, но оставляя самим собой. Ещё труднее стать звездой – их тут и так хватает, и если вам всё же хочется попасть на этот «небосклон», играйте ежедневно, прерываясь только на еду и сон, или умрите. Публика этой культуры – исключительно меломаны, с которых достаточно поиска записей и посещения концертов маэстро. И, собственно, всё.
   Консерватизм сцены «тяжёлых супергитаристов» помимо плохой службы (плохое пополнение кадров, малое число настоящих звёзд) сослужил и хорошую: данная сцена всегда востребована, в неё может войти каждый, кто способен на «высший пилотаж» гитарного дела, и даже при отсутствии «бумов» и спадов этому стилю не грозит забвение. Он – не «модель одного сезона».

                Музыка стальных машин.
   
   Первый скрежет стиля metal industrial раздался в районе  1988 – 1990 годов, и его исполнителями считают американский «дуэт с пристяжными» MINISTRY. И это во многом так.
   А вообще основой данного стиля явился electro punk (D. A. F., DIE HAUT, PROJECT PITCHFORK, KILL SWITCH... KLICK). Чёткий, спрямлённый ритм рока или фанка, ярко выраженный «синтетический» бас, жёсткий саунд, иногда содержащий элементы concrete music (естественные шумы механизмов, металлическая перкуссия), тексты, несколько более глубокие, чем у обычных панков – вот как это было (отсюда, собственно, и берёт начало классический стиль MINISTRY). Оказала влияние на это безобразие волна electronic body music (E. B. M.) – жёсткий techno pop урбанистического толка (DIE FORM, K. M. F. D. M., LAIBACH), прославившийся своими «индустриальными» видео. Жёсткие формы heavy metal и производные от hardcore. Вроде, уже достаточно.
   Несмотря на то, что эта гремучая смесь (впрочем, иногда там можно услышать и неплохие мелодии) считается, скорее, родственной alterno, чем heavy metal, в последней сцене она пользуется большой популярностью. По внешнему виду музыканты и фанаты этой сцены – типичные «альтернативщики»: потёртые джинсы, простецкие кроссовки или ботинки, элементы эстетики панка и жёсткой готики (тот же пресловутый death rock), впрочем, есть и элементы «металлического» антуража. На самом деле очень многое тут зависит от конкретного человека.
   Популярность данной сцены началась в 1988-89 годах, когда на публике начали усиленно светиться MINISTRY и NINE INCH NAILS.За ними двинулись ветераны DIE KRUPPS, более молодые FEAR FACTORY (изначально игравшие death metal или нечто в этом духе), G. G. F. H. и OPTIMUM WOUND PROFILE, соответственно, проложившие дорогу остальным, в свою очередь, сформировавшим три основные сцены данного стиля.
   Американская сцена, более ориентированная на гитарную «альтернативу», но оснащённая изобретательной электроникой (никаких потерь в жёсткости!) помимо MINISTRY и NINE INCH NAILS и прочих, упомянутых выше, включала в себя MARILYN MANSON, WHITE ZOMBIE, LANDFILL, STABBING WESTWARD, CROW, DOPE и SKILLET. Особнячком стоят более близкие к Англии параллельные проекты классиков «металла» из SEPULTURA (речь идёт, конечно же, о NAILBOMB), и «сборной солянки» из DEATH, GRIP INCORPORATED и ещё ряда групп (это безобразие называлось VOODOOCULT) – в середине 1990-х годов это было модно.
   Не менее классическая сцена Германии была более склонна к мелодичной, но напористой электронике (NITZER EBB, DIE KRUPPS, OOMPH!, RAMMSTEIN, TANZWUT). Иногда сюда вносят словенских монстров LAIBACH, греко-финских DIABOLOS RISING и их сайд-проект RAISM,  а также CUBANATE, DIGITAL OCEAN и DANCE OR DIE, но часто это отнесение весьма условно по причине отсутствия heavy metal. «Отдельной строкой» сюда можно внести американцев TREPONEM PAL (типично «штатовских», но очень электронных) и неординарных швейцарцев YOUNG GODS – но тоже очень условно.
   Английская сцена вышла из среды grindcore и брутальных разновидностей heavy metal, элементы которых органично в себя впитала, сделав солидную ставку на монотонный гитарный звук с электронными ударными и спецэффектами, по большей части довольно тяжёлый. Данную школу прославили на весь мир SCORN, GODFLESH, MISERY MASHINE, MEATHOOK SEED, PITCH SHIFTER и BLOOD FROM THE SOUL (это только одни из самых крупных по значению формаций – список таких групп вообще значительно больше). В принципе, можно говорить, скорее, о влиянии лейбла «Earache Records», в своё время приютивший в своих недрах вышеупомянутые коллективы.
   Особняком в этой среде стоит поставить христианскую сцену – MASSIVIVID, RACKETS & DRAPES, LEVEL, WYRICK, DARK GENTLY, BRIDGE SHADOWS, - давшую массу очков форы white metal в лице неоригинальных, держащихся только на антитезе «металлосатанизму» ARMORED SAINT, STRIPER, MORTIFICATION и TRISTITIA и легионов им подобных «саппортеров» идеи «переворота перевёрнутого креста» (какие-то финны даже назвали себя «христианским black metal»). Бум christian metal industrial примерно совпал по времени со вспышкой christian straight edge (это где-то середина 1990-х годов), но продлился заметно дольше последней.
   Вообще массовая популярность metal industrial пришлась как раз на период 1992 – 1996 годов, когда цвело и пахло всевозможное alterno. Это даже привело к распространению ошибочного сужения термина industrial rock до данной сцены, что, разумеется, в корне не соответствует действительности: культура industrial сама по себе очень мощна, весьма разнообразна (ряд исследователей выделяет в ней порядка 20 разновидностей) и изначально очень и очень далека от heavy metal – даже такие агрессивные и любимые публикой metal industrial формации, как SUTCLIFFE JUGEND, NOISEX, WUMPSCUT или FRONT LINE ASSEMBLY. Исследование данной культуры (Роман Егоров здесь безусловно, прав) должно проводиться отдельно – причина уже упомянута выше. Следовательно, вернёмся в heavy metal.
               
                «Ренегаты» и «провокаторы».
   
   Зачастую эти группы совсем не относят к heavy metal. Для многих они – «предатели стиля» или «совсем другая тема». Но и они тоже являются частью heavy metal. Речь о стилях funk metal и rap metal.
   Сказать, когда конкретно это началось, сложно. Классическая версия – район 1986 года, когда средней популярности команда, называвшаяся BEASTIE BOYS и игравшая сырой, агрессивный hardcore, записала альбом «Licensed To Ill», в котором жёсткие гитарные риффы соседствовали с диско-миксами и «чтением» рэпа средней степени изощрённости. Три молодых еврея сделали рэп достоянием масс далеко за пределами криминальных районов больших городов США, где жили преимущественно «афро» (Гарлем, Бронкс).
   Близко к этому подошли англичане POP WILL EAT ITSELF и E. M. F. Американцы  FAITH NO MORE, UGLY KID JOE и RED HOT CHILI PEPPERS полезли в много давший рэп-сцене стиль funk, смешав его с heavy metal и эстетикой панка.
   С района 1992-94 годов стали популярны такие банды, как DOG EAT DOG, PRO-PAIN, MADBALL, DOWNSET, MORDRED, BIOHAZARD, CLAWFINGER – с «белой» стороны. «Чёрные» KING’S X и LIVING COLOUR и им подобные (FUNGO MUNGO, PRIMUS, LIMBOMANIACS) наследовали экспериментам ветеранов «афро-хардкора» BAD BRAINS (альбом 1986 года «I Against I»). Они и привнесли в среду heavy metal суровое настроение «рабочих гетто» больших городов и имидж «уличных парней» - простые кроссовки или ботинки, спортивная и джинсовая одежда свободного покроя, бейсбольные кепки и обильные татуировки. Здесь не было фантастики и романтизма – только обшарпанные и расписанные стены старых домов, проститутки, подпирающие одной ногой вышеозначенные стены, мордобой и трёхэтажный мат на фоне общей бедности и лжи правительства. И даже веселье здесь напускное, плохо скрывающее депрессию и злобу.
   Как правило, эти команды работают с традиционным набором инструментов – гитара, бас, ударные, реже встречаются клавишные. Правда, порой появляется и экзотика – волынка у KORN, «винилы» у (hed)P. E., духовые у DOG EAT DOG, - но это лишь экзотика. В абсолютном большинстве мы имеем дело с консервативными мачо-пессимистами (кажется, исключение здесь составляют RAGE AGAINST THE MASHINE). Они кричат о проблемах и не слишком пытаются их решать, с удовольствием вписываясь в каталоги major labels (что для ортодоксального хардкора не есть хорошо). При этом (за очень редким исключением) они относят себя к хардкору, а не к heavy metal, что не очень стыкуется с их чистым саундом и явно техничной игрой (при кричащем вокале и речитативе). Считая себя людьми умными и опытными, они не жалуют «яйцеголовых» и «ботаников», воплощая собой имидж «крутых ребят из Бруклина». В чём и состоит их коренное отличие от традиционного heavy metal (герои которого часто ходят у этих мачо в любимцах).
   С района 1998-99 годов интерес к этим командам у «большой» публики стал падать, и они постепенно вошли в некую «экологическую нишу» (не самую малую, впрочем), где к ним «прилеплялась» публика «свойского» толка, уже ориентированная преимущественно на данную музыку. Это было связано с возрождением ортодоксального рэпа, волной молодых поп-звёзд наподобие Бритни Спирз и Кристины Агилеры и усилением популярности latino dance. Плюс бум ska punk и устремление рок-среды вообще сохранить себя. Как на Западе, так и в России. 

                "РУССКАЯ СТАЛЬ".

   Как известно, умом Россию не понять. Да и эволюция местной поп-культуры шла к звёздам «через тернии, но не мимо них», как говорили братья Вайнеры. Поэтому hard rock и heavy metal в этой арийской (тогда это во многом было так – был СССР, а в культуре заправляли «птенцы гнезда Фурцевой») стране ползли по-черепашьи.
   Hard rock в СССР стал популярен в 1972-73 годах. JIMI HENDRIX EXPERIENCE, DEEP PURPLE, LED ZEPPELIN, SLADE и эстетика хиппи сочетались в проектах ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ (первый состав, ещё с Максимом Капитановским и Игорем Дегтярюком), СКОМОРОХИ, МИФЫ, ГУСЛЯРЫ, МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ, ЗАРОК, СМЕЩЕНИЕ, чья популярность в период 1973 – 1982 годов задала тон тогдашней рок-сцене.
   Поначалу это были непрофессиональные (учились играть на инструментах методом «съёма» мелодии с диска или магнитофона на слух), но часто очень умелые энтузиасты рока из среды меломанов. Со временем многие из них стали работать в филармониях (как череповецкий РОК-СЕНТЯБРЬ, где на первых порах подвизался в качестве поэта-песенника Александр Башлачёв), нередко в формате ВИА («для своих», правда, многие играли всё тот же hard rock) – как омские команды РУСИЧИ, АЛЬТАИР или МОБИ ДИК. Кое-кто играл «фирму» и на филармонической сцене (если умный глава филармонии понимал выгоду этой авантюры), но практиковалось это почти исключительно «на периферии» - «в столицах» за подобное могли уволить и в КГБ направить на душеспасительный разговор. Ситуация была дурацкой: при массовой популярности хард-рока официальные власти пытались травить его, не разрешая группам играть «идейно вредную» музыку. Впрочем, к району 1980-81 годов здесь тоже появились свои халтурщики – за отсутствием лучшего срабатывала формула «пипл хавает».
   Плюс ещё и то, что в районе 1980 года «русский тяжеляк» начал терять популярность из-за бума диско-музыки (часто звучавшей с магнитных лент, что удешевило работу с аппаратурой и позволило меньше делиться гонорарами с авторами музыки). Так бы всё и сдохло, если бы не появление «магиздата», начавшего набирать обороты года два спустя после описанных событий. Появлялись и новые группы тяжёлого рока (КРОСС, АРИЯ, КРУИЗ, ЧЁРНЫЙ КОФЕ, ЗЕМЛЯНЕ). Поначалу всё это великолепие и безобразие несло на себе отпечаток пресловутой «филармонии» (многие там и играли), и даже те, кого с некоторой натяжкой можно было назвать heavy metal, ещё не пытались выйти за пределы «кастрированной версии» ROXY MUSIC, да и с тяжестью звука были проблемы: обвинение в пропаганде фашизма и насилия в те годы могло стоить свободы или, как минимум, репутации (можно было угодить в список «нерекомендованных»). «Съём» в духе ранних команд ушёл вместе с этой эпохой – пели по-русски, часто собственного сочинения (даже те, кто играл в филармониях, так или иначе ухитрялись выходить за пределы пресловутых «20 % авторского репертуара»). Так продолжалось до района 1986 года.
   В 1986 году на советской сцене (усилиями групп МЕТАЛЛ-АККОРД и АРИЯ) начал культивироваться вполне классический heavy metal в духе IRON MAIDEN и JUDAS PRIEST – от текстов (весьма хитро выстроенных на самом деле) до героических поз и «амуниции». С этого момента подростки увидели для себя новый образец для подражания, и увешанная цепями и заклёпками братия хлынула на улицы, невзирая на террор милиции, скандалы дома и драки с комплексующими недокультуристами (многие из которых, впрочем, и сами не прочь были послушать «железу»), получившими название «люберов» (Москва страдала от «культпоходов» шпаны из Люберец, прикрывающих свои дебоши фиговым листком «идейной борьбы»). На несколько лет heavy metal в России стал массовым явлением крупного масштаба. Знаменем его стали АРИЯ, ЧЁРНЫЙ КОФЕ, МАСТЕР, СОЮЗ, ВИЗИТ, ПАРК ГОРЬКОГО со стороны «филармонической ветви», КОРРОЗИЯ МЕТАЛЛА, ФРОНТ, КРЕМАТОР, КАНТОР и МАФИЯ – со стороны андерграунда (кстати, в этом секторе музыка развивалась гораздо быстрее).
   Уже в те годы «металлисты» делились на две категории: high life и уличные. Первые были по-настоящему модно одеты и имели в коллекции фирменные диски «забугорных» групп. Вторые – это те персонажи с дерматиновыми  напульсниками и в школьных куртках с обрезанными рукавами, слушающие «совдеп» и сомнительного качества кассеты, которые наводнили улицы даже провинциальных городов, став объектом споров, карикатур и исследований тех лет. И никто не вникал, что прототип «металлической хулиганки» Валерки Николаевой из повести Юрия Короткова «Авария» - никакая не «металлистка», а самая, что ни на есть «первая леди московского панка» Ирина «Авария», участница первого открыто прошедшего в Москве шоу группы ЧУДО-ЮДО (видимо, поэтому их и пригласили поучаствовать в фильме «Авария – дочь мента», где главную роль сыграла будущая жена легендарного «черносотенца» нашего времени Ивана Охлобыстина Оксана Арбузова). Впрочем, если разобраться, то «металлисты» тех лет выполняли роль панков по статусу и поведению (собственно панки тогда были очень малочисленны и, скорее, выполняли роль общественного жупела): дерзкие, нигилистичные и даже хулиганистые. Это они собирались во дворах, терроризируя уши добропорядочных граждан грохотом из магнитофонных колонок и нецензурными выражениями, размалёвывали стены корявыми логотипами «гигантов жанра» и дрались с люберами (зима 1987 года стала самой напряжённой в этом вопросе – организованные побоища с сотнями участников с каждой стороны).
   Со временем массовый интерес к «металлу» стал слабнуть – в моду вошло euro disco в худших традициях MODERN TALKING, JOY и BAD BOYS BLUE. Так что к району 1991 года массы сочли heavy metal морально устаревшим и переключились на то самое euro disco и набирающий силу рэп. Поголовье «филармонического» heavy metal резко пошло на убыль, многие ушли в поп-музыку (достаточно вспомнить Матвея Аничкина, занимавшегося КРУИЗОМ, а позднее ушедшего в какие-то странные поп-игрища с Юрием Чернавским, а также лидера АВГУСТА Олега Гусева, ставшего продюсером некоей Каролины, игравшей отнюдь не рок и не «металл»). Не желавшие сдавать позиции (ШАХ, МАСТЕР, АРИЯ) скооперировались со ставшими вполне приличной публикой «подпольщиками» (КОРРОЗИЯ МЕТАЛЛА, 33, МАФИЯ, СОБАКА ЦЕ-ЦЕ, КРОНЕР, ЧЁРНАЯ МЕССА) и стали пытаться выживать, чему помогали те же клубы (как знаменитая «Отрыжка» - легендарное рок-кафе в Отрадном). К району 1993 года при участии всё той же КОРРОЗИИ и групп Д. И. В., 33, КРЕМАЦИЯ БЛАЖЕННЫХ и им подобных, а также клуба байкеров «Ночные Волки», руководимого Александром «Хирургом» Зладостановым (действительно практикующим хирургом), была сформирована Корпорация Тяжёлого Рока (КТР). Такие группы, как KRUGER, ADOLF CASTLE (сейчас - CASTLE), NEVER (не члены КТР, ныне выступают под вывеской БОДРЫ), TARTAR, ДАЙ, СЕПТИК ШИЗО, ЖЕЛЕЗНЫЙ ПОТОК, КРАНТЫ, ЧЁРНЫЙ АНГЕЛ, ХОЛОСТОЙ ВЫСТРЕЛ, SS HITLER PANZER DIVISION и HITLER на долгое время стали «главным калибром» российского heavy metal (хотя не стоит забывать, что этому способствовала их активная раскрутка в журнале «Железный Марш» и на фестивале «Трэш твою мать», созданных КТР). Также процветали не связанные с этой камарильей Э. С. Т., ТАЙМ-АУТ («квачи», как вы понимаете), ЧЁРНЫЙ ОБЕЛИСК и ещё ряд групп, собранных из рок-ветеранов – имею в виду ТРИЗНУ и КАРДАННЫЙ ВАЛ. Тусовка тоже не стояла на месте – активная деятельность легендарных рок-магазинов «Давай! Давай!», «Склеп», «Castle Rock» и «байкерского» магазина одежды «Rop + Rock» сделала модными куртки «Harley Davidson» (в России их называют «косухами» - из-за сдвинутой вбок «молнии»), чёрные «неформальные» футболки (сейчас даже есть такие футболки для фанатов поп-музыки: я лично видел подобное на людях и в продаже), сапоги «western» (русские называют их «казаками») и банданы, ставшие частью имиджа тогдашнего рок-фаната вне зависимости от его конкретных музыкальных пристрастий. Помимо КТР «металлическое» сообщество сильно кучковалось вокруг созданной вокалистом КАРДАННОГО ВАЛА Кириллом Немоляевым телепередачи «Нержавеечка» и радиопередач Владимира Бажина (ТЯЖЁЛЫЙ ДЕНЬ, GAIN) «Марш-бросок», «Рок-наряд» и «Воскресная гостиная», а после их ухода из эфира – вокруг «радийной» же передачи «Rock Intensive», которую вёл Всеволод Баронин.
   Андерграунд стоял чуть в стороне, кучкуясь вокруг независимых журналов (таких, как «Gothic», «Brutal Stench», «Grave Disgrace», «Death’s Voice», «Death Points») или агентств, делающих сборники и часто продюсирующих не попавшие в поле зрения основных промоутеров команды («Mega Mosh», «Chaotic Desintegration»). Группы ANAL PUS, NECROKILLDOZER, MANSON, DEVOURON, РУССКАЯ ЗИМА, ЭШАФОТ (позднее они назовут себя ЭШ), GORE GOD, MOULD, GANGRENE (две последние банды, правда, играли hardcore, но это неважно), CRUNCH, BOWELS, MORTAL GRAIN, A. M. S. G. (сейчас они работают под маркой SATARIAL), ENS COGITANS, MERLIN, END ZONE, BUTTERFLY TEMPLE и очень многие другие двигали разные формы heavy metal в широкие массы народа, не желающие давиться «фанерной попсой». Пафос бунтарей и неприкаянных персонажей стал нормой, а воинственный дух  приводил к мощным внутритусовочным перебранкам (классический пример – «Gothic» и «Grave Disgrace» против «Mega Mosh» в 1994 году). Причина могла быть любой – некачественная работа, плагиат, несовпадение вкусов, национальность.
   Кстати, тенденция к национализму, усиленно насаждаемая КТР, принесла свои плоды: группы КРОВЬ-ПОЛИТ-ПРОСВЕТ (КПП), ЯЙЦА ГУМАНОИДА (сами по себе панки, но у них был более «металлический» параллельный проект), уже упомянутые выше КОРРОЗИЯ МЕТАЛЛА, Д. И. В. и SS HITLER PANZER DIVISION, отчасти KRUGER (многими любимая вещица «Стальное Братство» этим грешит), присоединившиеся позднее ТЕМНОЗОРЬ, СЕВЕРНЫЕ ВРАТА и DECEPTIVE, Эдди «Белые Боги» Эрикссон (швед, игравший одно время с московской командой SUCCUBUS), омские УЛЬТРА (не замыкающиеся на heavy metal, но всё же...) – вот далеко не полный список «радетелей чистоты расы» от heavy metal. Большинство всё же посчитало это неприемлемым, но тон в «тяжёлой фракции» всё же задавала Корпорация Тяжёлого Рока. Из  «крупных» команд сюда не полезли Э. С. Т., ЧЁРНЫЙ ОБЕЛИСК и BONEY NeM (экс-КАРДАННЫЙ ВАЛ), да и ТАЙМ-АУТ тоже – эти команды просто были вне политики. Но падающая (и вследствие национализма) популярность КТР и увлечение народа «тяжёлой альтернативой» (TEQUILAJAZZZ, I. F. K., CONSOLE, MESCALITO CHIPS, ЗУБЫ, ШВАХ, ZDOB SI ZDUB, CROCODILE T. X.) и ортодоксальным панком (Паук мгновенно влез сюда, как только понял, что это – фишка сезона), а позднее – рост интереса к скинхедам (и здесь КТР сумели сорвать куш) привели к заметному снижению интереса к heavy metal в районе 1996-99 годов.
   Что совсем не означало, что стиль исчез. Ведь многие его старые фанаты повзрослели, но ряды поклонников «железы» не оставили (как бывший редактор газеты «Zarraza» и нынешний глава «Р-Клуба» Александр Трофимов или «кутюрье омских неформалов» Владимир «Телескоп» Черноусов, равно как и лидер группы ИСАЙЯ Олег «Аркан» Аристархов – на сегодняшний день один из самых стабильно работающих организаторов рок-концертов в Омске, успешно воссоздавший Омский рок-клуб). Это помогло группам периода 1997-99 годов и более позднего времени не сгинуть в пучине шоу-бизнеса в лице «Фабрик звёзд» и прочих конвейеров пополам со стариками советской эстрады и их протеже.
   Группы ГАЛГЕН, ПРОТИВОСТОЯНИЕ, БОДРЫ, ARTEMESIA, AUTUMNAL DISCORD, CRYING FUTURE, CANNON STYX, GROM, CHRONICA, CHARON, DEAD MOROZ, DEIMOS, FOUR OF A KIND, HUNTERS, ARCHONTES, I. N. R. I., M. O. R.  (ныне – ДЕМОНЫ ГИЛЬОТИНЫ), MONOLITH, MYSTERY, АНЖ, MR. EVIL, MENTAL HOME, S. B. P. D., SEVENTH EVIDENCE, STORM (не путать с шведско-норвежской pagan metal formation), STONEHENGE, SHADOW HOST, ИЗВНЕ, TARTAR, T. H. R. O. N., TRANSYLVANIA, VORTEX, КИПЕЛОВ, МАВРИК, АГАРА, БОМБА, БАЛАНС, MANIC DEPRESSION, ВИИЛ, ЕСЛИ, БЕGИ БОСИКОМ, ПОВЕСТИ БЕЛКИНА, ЛИНИЯ МАННЕРГЕЙМА, МАНГЕЙМ, НЕФИЛИМ, ТАУЭР, ЦИТАДЕЛЬ, ШЕЙКА ГОЛИМОГО, ЭДЕЛЬВЕЙС – и это отнюдь не весь список героев «тяжмета» наших дней. Пока локальная в целом, но достаточно крепкая омская школа дала такие проекты, как N. D., АРМАГЕДДОН, ДЕНЭЙР, DODGER, REVERSE ANGELS, R. I. F., BLOOM OF DEATH, ENVORTER, ЯСНА, ПОКОС, МАГИСТЕРИУМ, АРМАТУРА – одних из глашатаев «металла» наших дней.
   В масштабе страны на себя эту роль взвалил ведущий программ «Рок-прицел» и «Музыка по пятницам» Дмитрий Добрынин. Соединив юморок Бажина (старая маразматичка Дарья Туруньевна Метлокрюкова и её внучок-наркоман Лёха Поршень с их похождениями, которые заставили бы Уильяма Берроуза и Тимоти Лири повеситься на собственных подтяжках) и просветительский пафос Всеволода Баронина, сей апологет «настоящего рока» обогатил их героическим пафосом борьбы с «фанерной попсой» и «рок-подделками».  В этом пылу он тихо лоббировал СЕВЕРНЫЕ ВРАТА и ТЕМНОЗОРЬ и стращал всех «заговором попсы» и «специальными звуковолнами», благодаря которым поп-музыка якобы зомбирует человека, а попутно выполнял функции «нового Тропилло», рассылая альбомы группы АНЖ (правда, в отличие от Тропилло он делал это вполне легально – группа была не против таких «промо-акций») по городам и весям «опопсовленной» России. Аудитория «Рок-прицела» по большей части имеет тот же возраст, что и ребята в «металлоизделиях», которые показывали «козу» на эпохальных концертах АРИИ и ЧЁРНОГО КОФЕ образца 1987-89 годов (и нередко такие же нигилистичные, как те «металлеры»). Вот только за вкусы их теперь практически не преследуют, да и с внешностью уже нет былой борьбы (ну, только в провинциальных городах, где ещё «старая гвардия» педагогов и культурных работников в фаворе), то есть возможности для самовыражения вполне приличные. Это хорошо.

                NOTA BENE.

   Вот, значит, какие дела «металлические». Разумеется, этим не ставится точка в описании heavy metal – время не стоит на месте. Что уж греха таить, описание не самое подробное, многое выпало, но частности приходится приносить в жертву «общему охвату». Либо это надо описывать отдельно, забыв про «общий охват», как таковой.
   В принципе, эта книга – «введение в категории», после которого можно обратиться к более детальным исследованиям данного пространства и понять его лучше. Можно нырнуть в него с головой и забыться, ничего не читая. Можно обойти стороной, предпочтя что-то другое. Но в двух последних случаях логичнее будет отказаться от суждений: если ты в этом живёшь, тебе незачем логически обосновывать это (как не обосновывают логически дыхание или приём пищи), а если это для тебя «не то», незачем портить себе настроение погружением во враждебную среду. Но мир един, и это лучше понять, чтобы иметь представление, как с этим уживаться – «они» тоже живут среди нас. Данная книга – одна из таких попыток понять heavy metal. Удачная или нет – судите сами.
   Вы, конечно, можете спросить: «А зачем? Тебе-то что до них, если ты в стороне?» Дело в том, панове, что я ведь тогда, в 1988-89 годах декларировал свою любовь к heavy metal и искал записи этого стиля и способ показать свою приверженность ему, да и в годы панк-рока не бросал этого увлечения, и сейчас для меня это интересно. С этой точки я шагнул в мир неформальства – и не я один. И семнадцать лет увлечения – не шутка, можно и поностальгировать. Но это уже другой разговор.
   Так-то вот, детишки. И старички тоже. А вообще в неформальных движениях есть много всякого интересного, что можно обсудить и исследовать. Но это уже из разряда дальней перспективы. А пока – книжку на полку, да пора перекусить: гастрит не есть показывание фигушек воробьям.
   Ладно, хватит юмор демонстрировать, а то пойдут обиды на меня, читать больше не будете – и тогда конец диалогу. А ради него-то всё и делалось. Удачи всем, кто ищет новых знаний и приключений. А прочим – удобоваримой информации, дабы не пришлось в очередной раз бегать на развалы за сомнительной литературой.
                19. 09. 2005.