Абсолютное оружие уличной самообороны

Артем Ферье
Нет, ничего абсолютного, конечно, в этом мире не бывает. Никакой холодильник не заморозит курицу до абсолютного кельвинского нуля, никакой самогонный аппарат не выдаст абсолютный спирт (а 99% абсолютированный, стоит открыть ёмкость с ним – в считанные минуты натягивает влаги из воздуха, поэтому, собственно, медицинский спирт и имеет наивысшую практическую крепость 96%).

Тем более – не может быть оружия, которое бы абсолютно и во всех случаях гарантировало вашу безопасность в публичных местах. Поэтому, хоть то и малоприятное занудство, должен всё-таки повторить некоторые давно сформулированные, но оттого не менее актуальные соображения. Назовём это «прелюдией». Кому же неохота читать эти в зубах навязшие банальности – наберите ctrl+F «Людия».

1. Если вас заказали толковому киллеру – скорее всего, вы узнаете об этом, когда пораскините мозгами в буквальном смысле. Но, по счастью, заказные профессиональные убийства составляют очень малую долю от прочих незаконных насильственных действий, и нужно ещё заслужить такую честь - сделаться объектом заботы толкового киллера. А если вас закажет вредная соседка по коммуналке ради высвобождения жилплощади – с вероятностью, близкой к 100%, киллера ей предоставит МВД. И после расплаты за якобы проделанную работу – заказчица будет на некоторое (довольно долгое) время обеспечена казённой жилплощадью.

2. Если вас решит ограбить человек, живущий подобным уличным промыслом, - во многих случаях будет совершенно не важно, чем вы вооружены и как умеете драться. Потому что этого человека – не интересуют ни кураж спарринга, ни драматизм «мексиканского противостояния». Его интересуют ваши деньги. Которые безопаснее всего снять с тушки, к сопротивлению уже не способной. Соответственно, он предпочтёт огреть вас чем-нибудь увесистым по затылку, а потом обыскать, не рискуя лезть в драку с превосходящим противником, каковым вы, возможно, являетесь.

3. Очень хороши бывают советы не подпускать злоумышленника со спины, особенно в уединённых/тёмных местах и вообще «быть начеку». Иногда они помогают, а иногда – нет. Но постоянная готовность к нападению и склонность шарахаться от всякого встречного, принимая боевую стойку – может обернуться паранойей. Интуиция, умение различать, когда ещё можно вкушать мир и покой, а когда нужно изготовиться к отражению агрессии – в принципе вырабатываются, но лишь благодаря обширному и интенсивному опыту соприкосновения с неспортивным насилием. Какового опыта большинство взрослых обывателей, по счастью, лишены, как и самой «радости» общения с уголовными типами.

Поэтому серьёзный преступник, будь то разбойник или киллер, не заботящийся о вашем здоровье, – имеет очень хороший шанс вас зарезать, даже безо всяких подкрадываний со спины. Он будет прилично одет, он будет производить благоприятное впечатление, он вежливо обратиться к вам, интересуясь, как пройти в библиотеку, а потом, невзначай приблизившись, он ткнёт вас пятернёй в лицо, а когда вы поднимите руки для защиты – засадит нож в печень.

Это я рассказываю не к тому, что уважаемый читатель – «лох». Это я рассказываю к тому, что решительно настроенный преступник – почти всегда владеет инициативой и форой по времени. Пока жертва сообразит, что происходит и насколько это серьёзно, пока догадается отпрыгнуть, разрывая дистанцию – нож уже будет в теле. Это неоднократно проверено на полицейских (хорошо подготовленных ребятах, находящихся при исполнении) в ряде экспериментов с макетами и, увы, в реальных нападениях с ножом.

Чего НЕ будет делать серьёзный и решительно настроенный злоумышленник – показывать вам свой нож за полквартала, а потом – по-бретёрски выбрасывать клинок куда-то мимо вас и застывать в таком положении, позволяя вам вспомнить, как правильно перехватывать и заламывать руку. В действительности, если он не полный профан и чего-то соображает в поножовщине – нужно иметь очень существенное превосходство над ним в физической силе и в реакции, чтобы перехватить ножевую руку. Но главное: когда он хочет именно убить – с большой вероятностью преуспеет в этом раньше, чем жертва вообще что-то успеет понять.

Впрочем, перечислив все эти роковые и печальные случаи, где вы нихрена не сможете сделать при любых ваших физических статях и вооружении, следует всё же задаться вопросом: а так ли уж они печальны? Серьёзно, так ли уж хороша ваша жизнь, чтобы постоянно трястись над нею в ожидании киллерской пули или жиганского шабера под рёбра? Пожалуй, именно если трястись – нисколько она не будет хороша. Но что утешает – в этих случаях вас, что называется, «не больно зарежут», сделав переход в лучший мир простым, быстрым и приятным путешествием.

А вот что бывает неприятно в уличном насилии – это когда вы имеете дело не с решительным и серьёзным профессионалом, услужливо готовым почикать вас комфортно, в мгновение ока, а с какой-то бестолковой шпаной, которая сама не знает, чего хочет и как далеко готова зайти, но ведёт себя угрожающе, хамски и вообще асоциально. Правда, в чём всё-таки положительное свойство таких типов: изъявив свою недоброжелательность и готовность к насилию заблаговременно, они дают вам возможность как-то подготовиться к стычке. Например, извлечь оружие.

Что ж, лично я являюсь скорее сторонником, чем противником свободного ношения боевого огнестрельного оружия (как и длинноклинкового холодного). Не потому даже, что оно помогает побеждать преступность (где как), а потому, что это скорее вопрос самоуважения и психологического комфорта граждан. Всё же, как ни крути, но личное оружие – и по сей день является неким атрибутом статуса полноценного и свободного человека, «дворянской» привилегией и подтверждением социального доверия к законному носителю. К тому же, пусть вооружённый человек получит кастетом по затылку примерно так же, как и безоружный, но оседая на асфальт – он будет всё ещё преисполнен горделивого чувства защищённости и уверенности в себе, а не дрыгаться в заполошной истерике: «Я знал, я знал, как страшно жить!»
(Я не иронизирую. Я действительно считаю, что хотя от судьбы не уйдёшь – важна сама походка. То ли ровная и осанистая – то ли затравленная, на полусогнутых).

Но многие люди, правда, отвергают свободу оружия не столько даже из боязни, что оно окажется в руках окружающих их психопатов и маньяков, сколько потому, что лично для себя считают неприемлемым угрожать кому-то дыркой в голове, а тем более – сделать эту дырку.
Понятное дело, в руках таких высокогуманных людей боевое оружие действительно будет совершенно бесполезно. И хулиганы-грабители это мигом просекают, что человек психологически не готов нашпиговать их пулями.

Прежде всего вниманию таких людей, презирающих насилие как таковое, а тем более смертельное насилие - я бы позволил себе предложить другое оружие. Пусть не абсолютное – но могущее оказаться довольно действенным.

Людия

Основа всех концепций оружия самообороны - чтобы  оно делало владельца «круче» нападающих и позволяло успешно их победить. Правда, очень легко прийти к выводу, что при естественной эскалации оснащённости противоборствующих сторон  - даже автомат Калашникова не будет средством, гарантированно обеспечивающим превосходство законопослушного гражданина над толпой гопников. Он может выступать как «сдерживающий фактор», подразумевая риск смертельного насилия, но – не всегда, разумеется. Это, в конечном счёте, зависит не только от оружия, но и от его обладателя.

Предлагаемое мной оружие – подразумевает другую концепцию. А именно: «За редкими исключениями, даже самый отмороженный преступник не желает сесть в тюрьму за убийство, когда улики против него будут получены быстро и неминуемо».

Под «редкими исключениями» я понимаю либо такой аффект (или опьянение), когда нападающий вообще не соображает, что творит, и нисколько не задумывается над последствиями, либо – когда вы имеете дело с окончательно отпетым рецидивистом, которого давно с фонарями ищут, и ему действительно пофиг, повесят ли на него ещё одно убийство в дополнение к той дюжине, что уже вполне крепко приторочены к его каторжной персоне.

В защите от таких отчаянных индивидов – вероятно, физическое противодействие неизбежно (насколько оно будет успешным – другой вопрос). Но это действительно крайние и довольно редкие случаи. В подавляющем большинстве остальных уличных нападений, даже решительных и вооружённых, преступник всё же возлагает большие надежды на то, что его не найдут и не привлекут к ответственности. Разочаровать его в этой мысли и, соответственно, остудить его пыл – можно при помощи банального мобильного телефона. Причём, для превращения мобильника в весьма эффективное средство криминальной профилактики – потребуются совершенно незначительные усовершенствования.

Вот как я полагаю работу этой системы. Во-первых, мобильник неплохо бы оснастить отдельной, «экстренной» кнопкой. Нет, не вызова полиции, конечно. Полицию можно вызвать одной кнопкой и безо всяких переделок. Правда, она не помчится на «пеленг», пока ей не объяснят, в чём, собственно, дело. Да и – не надо дёргать полицию без крайней необходимости. Возможно, эта угрюмая компания у вас по курсу в переулке – вовсе и не имеет никаких преступных видов. Так ведь сразу не скажешь. Но с другой стороны, когда, поравнявшись с ними, вы почувствуете нож у горла – звонить в полицию будет уже поздновато.

Можно ли преодолеть эту пропасть между «параноидальной мнительностью» и «опасной беспечностью», найти некую золотую середину? Можно. Например - заблаговременно снабдить полицию полезной для расследования информацией таким образом, который никому не причинит вреда. Соответственно, «экстренная» кнопка – это не вызов. Это фотографирование. И одновременно – что важно! - отсылка фотографии в хранилище, независимое от аппарата (Лучше – независимое вообще от вас, чтобы вы не могли удалять оттуда фотки и чтобы злоумышленники об этом знали).

Современные мобильные телефоны пусть не годятся для профессиональной фотосъёмки, но всё же дают довольно чёткий снимок. Хорошо, если в будущем их возможности разовьются ещё более, но для опознания – вполне достаточно и фотки с нынешнего мобильника, снятой метров с пяти и ближе.

И вот получается ситуация. Вы приближаетесь к потенциально стрёмной компании, или же вас смущает некто сомнительный, увязавшийся за вами по пятам в переулок - вы достаёте мобильник и делаете фотку. Насколько обидны подобные ваши действия? Ну, если не разделять убеждений некоторых полинезийских философов, что объектив ворует душу, то – потерпеть можно (как, скажем, курортные таксисты терпят, не возмущаются, когда провожающий записывает их номер).  Ведь в конце концов, ничего по-настоящему плохого вы не делаете. Вы даже не угрожаете. И если человек действительно не имел каких-то враждебных намерений – он может покрутить пальцем у виска и сказать: «Гражданин, вы параноик».  Но и только. Хотя, возможно, ему даже польстит мысль, что его приняли за нечто опасное.

Но если враждебные намерения имелись – злоумышленник будет знать: его небезукоризненно светлая личность не только запечатлена в электронном виде, но и хранится в таком месте, откуда её не выцарапать (удобнее всего, конечно, оборудовать такое файлохранилище у оператора сотовой компании, хотя возможны варианты). И если он сейчас создаст в этом переулке холодное тело в луже крови – то бесполезно будет даже прятать это тело. Потому что родственники, обнаружив пропажу, обратятся в милицию, а милиция на всякий случай поинтересуется мобильным телефоном и хранилищем персональных «экстренных» фоток. Эти действия настолько простые и необременительные, что даже самый зажравшийся и тупой мент очень легко их осуществит. Когда же он увидит на последней фотографии некий бесподобно одухотворённый фас, давно известный по картотеке,  – менту не то чтобы всё сразу станет ясно, но всё же – дело получит некоторый шанс перейти из разряда безнадёжных глухарей в категорию раскрытых убийств.

И если злоумышленник не удолбанный до потери всякой сознательности дебил и не конченый отморозок, которому буквально нечего терять, - он всё же задумается над тем, что вместе с бумажником сейчас влёгкую поднимет себе статью лет на двадцать строгача. Пусть эта фотография и не будет решающей уликой – но она ясно даёт понять: бедолага как-то пересекался с подозреваемым незадолго до свой гибели и даже счёл его фейс достойным цифровой памяти. По меньшей мере – эта фотка даёт полиции подозреваемого. Что для реального преступника – вовсе не предел мечтаний.

Может ли он рассчитывать, что фотография получилась, по тёмному времени, смазанной и нечёткой? Может, конечно. Но если хоть немножко дружит с головой – уповать на это не станет. В большинстве случаев – даст понять, что ничего такого не имел в виду, и пройдёт себе мимо, до следующей жертвы, менее предусмотрительной. Это если профессиональный преступник. Датая гопня – может немножко повозникать, но тоже будет иметь в виду, что в случае серьёзного оборота событий – их морды уже на сервере. Во всяком случае, никто же не станет отрицать, что и самая разнузданная шпана при свидетелях обычно действует не так беспардонно, как в тёмном переулке наедине с жертвой. Тут же – свидетелем будет объектив вашего мобильника.

Другой момент – коллекция ваших «параноидальных» фоток может оказаться действительно полезной для выявления грабителей и маньяков даже в тех случаях, когда они, заметив вспышку, лично вас не тронули. В конце концов, это же действительно несложно даже для самой ленивой аналитической службы – просматривать такие коллекции и выявлять совпадения.

Допустим, заметили, что какого-то человека запечатлели «тревожной» кнопкой несколько гражданочек в разных районах (даже без спутникового позиционирования мобильника – правоохранительным органам очень легко установить, на какой ближайшей сотовой станции была принята отосланная фотография). В принципе, это ни о чём ещё не говорит, такое совпадение, и предъявлять человеку на фотографии нечего, и всех этих гражданочек можно считать просто мнительными дурёхами, но если мы ищем серийного насильника – то почему бы не показать выжившим жертвам такие совпадающие образы? А вдруг опознают?  И когда в распоряжении следствия окажутся снимки, а не корявый фоторобот, сляпанный по туманным показаниям взволнованных потерпевших, - это уже существенно продвинет дело.

По-моему, подобная система «информационной подстраховки» - действительно была бы небесполезна. Разумеется, это не панацея от уличного насилия. Разумеется, можно до бесконечности приводить примеры того, где эта система не сработает (как порой не срабатывают ни защищённость личным оружием, ни патрульно-постовая служба). Но если хоть где-то и хоть как-то она может остановить опасного преступника и спасти чью-то жизнь – её, по-моему, стоило бы внедрить. Благо, она - "есть-пить не просит" и совершенно безвредна (или почти совершенно, поскольку можно допустить ситуацию, когда человек сфоткал одно лицо, а грохнул его кто-то другой, и этот сфотканный незаслуженно сделается объектом полицейского внимания; но то же самое можно сказать про любые совпадения, пускающие розыск по ложному следу; начисто исключить подобные ситуации – вообще не представляется возможным).

Подобная система очень просто может быть реализована технически, производителями телефонов и операторами связи, - и удобна для пользователей. Одна специальная кнопка (можно придумать предохранение от случайного срабатывания и удобное снятие с предохранителя), один щелчок – и ваша жизнь гарантируется хоть чем-то при встрече с людьми, которые бы грохнули вас совершенно не задумываясь, будь уверены в своей безнаказанности. Тут – у них появляется хоть какой-то повод задуматься. А если поразмыслить – у них появляется очень веский повод не только что воздержаться от нападения, но и проводить вас до безопасного места в неспокойном районе. 

К слову, в дополнение к «экстренной» фотографии – можно ввести ещё такую опцию, как перевод мобильника в режим диктофона с трансляцией (это можно сделать и незаметно, не доставая из кармана), так, чтобы получилось «интервью с гопниками в прямом эфире». 
«Так ты, значит, Вася Лютый? Весь район держишь? И сейчас меня, значит, на ремни порежете? Ну, когда менты найдут те ремни – им очень интересно будет послушать аудиофайл с нашим разговором, который отсылается на сервер в режиме реального времени – и никак его оттуда уже не убрать. Но ты же ведь просто пошутил насчёт «порезать», не правда ли? Да, это удачная шутка. Весёлые вы ребята. Угу, всего хорошего. И вам не скучать». 

Я, честно, не знаю, могу ли претендовать на «право первородства» в отношении этой идеи. По-моему, она настолько очевидна, что не могла прийти только в одну голову. Я даже не уверен, что она где-то уже не применяется на практике. Но когда так – довольно странно, что не рекламируется. «Ваш мобильник нашей фирмы  - это не только девайс связи, не только миникомпьютер и компактная видеокамера, но и – хорошее средство личной безопасности». Учитывая, сколько людей всерьёз озабочены своей безопасностью на улице, даже если реально не сталкивались с насилием после выпускного вечера в средней школе, - по-моему, такая опция неслабо поспособствовала бы поднятию объёма продаж. А очень скоро мобильники, лишённые её, сделались бы полнейшим sucks.

Между тем, если внедрить такую систему  - её эффективность будет определяться максимально широким информированием общественности (включая уголовную). То есть, чтобы у самых дремучих гопников не возникало мысли при уличном домогательстве, будто пассажир пудрит им мозги и берёт на понт, втирая про какие-то фотки и записи на сервере. А чтоб они знали, что это правда.  Что сейчас они его отметелят и хорошо погуляют на его деньги, а завтра – за ними придут и предъявят обоснования, почему пришли именно к ним. Ну а там уж – микроволокна на одежде, анализ крови на «мартенсах», всякая такая унылая рутина. Которая сделается ещё более унылой в ближайшие годы или десятилетия, в зависимости от результатов их неумной удали.

Ещё раз: когда вас хочет замочить некто, физически и психологически способный сделать это быстро, гладко и без трёпа – конечно, он вряд ли даст шанс себя сфотографировать или записать его голос. Шанса достать ствол или вызвать полицию – он, впрочем, тоже не даст.

Но в большинстве прочих случаев – вы действительно сможете эффективно угрожать всякой шпане мобильным телефоном. Что для многих обывателей – психологически гораздо проще, чем угрожать боевым пистолетом, который они всё равно не сподобятся применить (а когда сподобятся – огребут кучу проблем с законом). Впрочем, одно другого ведь не исключает. У человека ж две руки. В одной мобила, в другой – волына. «Ребят, я вас не трогаю. Но если наскочить попробуете – наш разговор пишется, и мне будет несложно доказать необходимую оборону».

Если производители мобильников и операторы «украдут» эту идею и как-либо разовьют её – не обижусь. Сам я – всё равно не стану возиться с патентом по причине лени (что, конечно, можно выдать за благородный и принципиальный отказ от наживы, когда речь идёт об общественной безопасности). Нет, я по-любому своё возьму с процента от сбыта таких прогрессивных мобильников. А то чего-то в последнее время они всё дешевеют и дешевеют, и уже непонятно, за счёт чего бы их можно было сделать разумно дороже (инкрустация алмазами – не в счёт), когда и за сто баксов клиент получает вполне себе полноценный карманный компьютер с музыкой, фильмами, Интернетом и проч. Особо эргономичная и тщательно продуманная  кнопка «превентивной информационной обороны» – могла бы взвинтить цену хотя бы на двадцатку :-)