Впечатления от романа ЖД. Опыт литературоведения

Анна Мостовая 2
ЖД.

Я наконец осилила роман ЖД, под впечатлением от сравнительно недавнего появления его автора в ЖЖ. Когда я начала читать, в голове моей плавали разрозненные мысли. Например, такие. Даже интересная и довольно хорошо развитая социологическая мысль, положенная в основу романа, не делает его интересным и увлекательным. Или такие. А что такое социальный заказ, и как писатель чувствует его содержание? Чем вознаграждается, так сказать, следование социальному заказу, и, наоборот, карается хождение вразрез с социальным заказом? А на Западе бывает социальный заказ? Как это будет в переводе на другие языки? (не знаю). Какие аналоги этому роману можно найти на других языках и явлению, которое я бы назвала самоотторжением, в других культурах? Аналоги, на мой взгляд, есть, и, возможно, не мало. Одним из самых близких, мне кажется, является роман Europe is dead.
Потом я решила, что так дело не пойдет. Сконцентрироваться на тексте мне было трудно, возможно вследствие неразвитости моего самосознания, к тому же еще и замутненного австралийским опытом. Поэтому я решила конспектировать прочитанное, чтобы мои усилия оставляли какие-то материальные следы. И вот что у меня получилось.


 1.  Во стане русских воинов.

Достали гнусные жиды
От них всегда уж жди беды.
А почему? Все оттого,
Что армия и христианство две вещи сродные.
Они, быть может, и различны
В реальной где-нибудь стране,
Однако тонкому роману
Сравненья смелые приличны.

2. Каганат.

Еврейские бабы достали тоже.
Когда взойдут они на ложе,
То ни стыда, ни совести не имут.
Как обоймешь какую-нибудь Симу,
Не знаешь, что и думать.
Ведь она
Бывает, что до странного стройна.

3. По Моэму.

Когда я навестил Сибирь,
Там собирал лесной имбирь.
Потом добавил его в кашу
И полюбил крестьянку Ашу.
Все крестьяне – христиане.
А мы пане. Парим в бане.
Кабала есть каббала.
А хазары суть вандалы.
И не факт, что те вандалы
Были хоть не каннибалы.

4. Васька.

Чтобы сохранить лицо,
Удлините нос кольцом,
И основы выживанья,
Сердцевину тайн познанья,
Изучайте. Сей предмет
Вызывает пиетет.

5. Банька по-черному.

Хазарская грозная этика
И варягов чудная эстетика
Могут сливаться в одно.
Сосуда культуры щербленое дно
Тогда продырявь и по капле сливай
Чужого в себе. Рот разевай
Лишь на свой каравай. Или это... Вай,
What do you call it? Пита?

6. Город Блатск.
Город Блатск
Как город Вятск.
Когда бы не блатная не каббАла,
То не было бы Марка бы Шагала.
Однако Громов наш Максим
Перестреляет разных Сим.

7. Белая сила.

 Белая сила
Поднимет на вилы
Всех, кто другой.
Хазар или гой.

8. Пентамерон.

Вот плетеное лукошко
Полно странною картошкой.
У картошки вырос глаз.
Ну-ка, плюнь в него как раз,
А не то сам не заметишь,
Как отсохнет старый фетиш
И проклюнется другой,
Ну-ка, вдарь в него ногой!

9. Монастырь.

Девиц не ставь на пьедестал –
Монах сказал, -  как ни устал.
Поскольку если с пьедестала
Она спадет, коли устала,
Тебе обида. Нету вида.

10. Ворота.

Война разбросает по разные стороны
Эверштейна и Женю
И служак вроде Воронова.
А любимое койнэ
Нам уж не нужнО в войнэ.

11. Синдром Василенко.

Налево пойдешь, потеряешь,
Направо пойдешь, заплутаешь.

12. Родительская суббота.

Человек эпохи упадка,
Не заглядывай, Громов, в себя.
В спецзаказниках хоть кормят сладко,
Обнимают там не любя.
Ничего не писать уж боле.
Или нет: и солдат от боли
Может крикнуть: кавалерист я!
Громов как Дуров, а сверху листья.

13. Предательство.

Перебежчик бежит в никуда,
Куры кричат куд-куда,
Разевает рот барракуда,
Ну а сам он ждет только чуда.
Нечего ждать, предатель,
Где ты шлялся, сего податель?

14. Генеральное сражение.

Долго бились,
Пока не добились
Победы хазары.
Кто не сдался,
Тех всех на нары.
А хазарская знахарка
Раны задувает жарко.

15. Деревня Дегунино.

Берега кисельные, скатерть самобранка.
Если вы не местные, нету угощения,
Вечное проклятие, живите без прощения
И нечего протаскивать вашего подранка.


16. Повесть о трех городах.

      Лови, лови! – раздался крик.
Напоминает это что-то.
Образования пустоты
Порой там возникают, где
Был светлый лик и след в воде.
Герои безродные, без роду и племени
Порой получают палкой по темени.
Оно хорошо ли? А как посмотреть.
А может быть, лучше всех вместе и в клеть.


Последние несколько глав я конспектировать не стала. Интерес к этому занятию под конец выдохся оттого, что все, на мой взгляд, уже было сказано, и новые мысли и образы перестали появляться в тексте. Но семьсот страниц я осилила!
Где-то я давеча прочитала, кажется, со ссылкой на Лимонова, что роман как форма мертв и мало кому интересен в наше время. Не знаю правда ли это, но если бы мне хотелось найти иллюстрацию этому утверждению, лучшей, чем ЖД, я бы не искала.