Бузулук

Владимир Соколов 4
Я с бригадой сыщиков приехал в город Оренбург для расследования уголовных дел. Мой московский друг Николай был направлен в город Орск, где расследовалось дело о маньяке,  совершившим серию убийств на сексуальной почве.
     - Конкретные задания получите на месте. С богом! – закончил короткую речь полковник.
     Утром следующего дня я уже был в  Бузулуке – городе нефтяников и газовиков. В те, не столь далёкие времена, лиц, осужденных за различные преступления, некуда было девать. Тюрьмы и колонии были переполнены криминальным элементом. Строить новые у государства не было ни средств, ни желания. Правительство не придумало ничего лучшего, как отправлять правонарушителей на стройки народного хозяйства  – «на химию», как говорили в народе. Делалось это на основании новых, спешно принятых законов. Народные суды пачками отправляли осужденных на заводы и фабрики с вредными условиями труда. Повсюду были созданы специальные комендатуры при районных отделах милиции. Новые подразделения должны были вести учёт осужденных, осуществлять за ними надзор и вести воспитательную работу. Жили «химики» в общежитиях по четыре человека в комнате, свободно передвигались, вечером после работы были предоставлены сами себе. По решению тех же судов из мест заключения условно-досрочно освобождались не только лица, совершившие  малозначительные правонарушения, но и граждане, имевшие целый хвост судимостей за тяжкие преступления: грабежи, разбои, изнасилования. Не отправляли на «химию» лишь убийц и особо-опасных рецидивистов. Среди поднадзорных  было полно лиц, которые работать не хотели, пьянствовали, воровали и хулиганили. Подобных «ухарей» спецкомендатуры и суды не успевали отправлять обратно в зону за колючую проволоку.
      Вот такими головорезами была забита до отказа вся Оренбургская область, в том числе и город Бузулук, по прибытии в который я на минутку забежал к своей сестре Тамаре. Сестрёнка работала детским врачом в местной поликлинике, но сейчас находилась в отпуске по уходу за маленьким ребёнком. В детской кроватке мирно посапывала годовалая дочка – Танечка. Перемолвившись несколькими фразами с сестрой и сообщив ей новости, не задерживаясь, я поехал в городской отдел милиции. Начальник следствия попросил меня оказать практическую помощь молодому следователю Морозову. Знакомясь со своим напарником, я обратил внимание на его большую круглую, как арбуз, голову, На деле он оказался общительным и трудолюбивым парнем. С согласия хозяина кабинета я забрал все нераскрытые дела-«глухари», изучил их и наметил план расследования. При этом уныло констатировал: «Света в конце тоннеля не видать! Что может сделать один следователь с кучей «висяков», посланный хоть Москвой, хоть самим Господом Богом?» К сестре я возвратился поздно, около девяти вечера. Посидели за столом с сестрой и её мужем Сашей, который также работал педиатром. Выпили за встречу по рюмочке вина. Долго говорили, вспоминали прошлое: детство, родителей, школу. Спать улеглись довольно поздно.
     Среди ночи нас разбудила громкая пальба. Я, потревоженный выстрелами, бросился к окну посмотреть – что это может значить?
     - Напротив нашего дома находится общежитие «химиков», - тихо сказал Александр. – Осужденные каждую ночь бузят и стреляют из обрезов.
     - Так они развлекаются. Надерутся водки до чёртиков и устраивают салют, - добавила сестра.
     Вдруг раздался звон разбитого стекла, послышались душераздирающие крики.  Мы бросились на балкон и увидели, как из окна второго этажа вылетает человек, который, распластав руки, с диким воем падает на землю.
     - Опять кого-то выбросили, но этот летун может остаться живым, а позавчера выброс парашютиста был произведён с 5-го яруса – разбился насмерть, – сообщил, как обычную новость, мой зять.
      Я начал было собираться, чтобы идти на место события, но тут за окном завыла сирена, подъехала милицейская машина, из которой выскочили крепкие парни с автоматами и бросились в общежитие. «Видно моя помощь не понадобится», - облегчённо подумал приезжий следователь и направился к дивану досматривать сны.
     - А вчера ночью промтоварный магазин «Орбита» ограбили, сторожа убили и на грузовой машине вывезли все товары, - помешала моему намерению уснуть сестра Тамара.
     - По всему видать, что такие представления у вас довольно часто происходят, – сказал я родственникам, имея ввиду опасные полёты людей из окон общежития и ревизии ворами торговых точек.
     - Да почти каждую ночь! – услышал я неутешительный ответ сестры.
     - Это что …! Недавно в 3-м микрорайоне в канализационном колодце нашли расчлененный труп мужчины… без головы, - добавил страстей детский врач и пошёл укачивать проснувшуюся дочку.
     - Как же у вас тут люди живут? Не боятся? – спросил я сестру.
     - Боятся, конечно! Да что делать? Привыкли!
     После таких новостей уснуть я уже не смог, немного задремал, но внезапно возникли неприятные виденья: отрубленная большая голова следователя Морозова с лошадиной мордой Сени Резаного. Потом появилась гнедая кобыла с лицом проводницы Гали, которая копытом в дырявом носке била о землю и громко ржала: «Не видишь – откуда у меня ноги растут?!» Лошадь повернулась ко мне задом и хотела лягнуть. Я отскочил от неё и … загремел с дивана на пол.  Потом поднялся, потёр ушибленное колено. Уже рассвело. Махнув на всё рукой, я пошёл умываться. За завтраком  - спросил у Саши:
     - А голову… нашли или нет?
     - Да, нашли! На почте - в посылке. Да и то, только потому, что произошла задержка с отправкой грузов, и работники склада стали одурманиваться от ужасного запаха! – грустно сообщил рассказчик.
     - Ну, у вас тут не Бузулук, а Чикаго какой-то! – удивлённо воскликнул я.
     - Такой Чикаго по всему Оренбуржью. Не зря же вас на помощь прислали! – с ноткой обречённости в голосе резюмировал педиатр и заторопился на работу оказывать медицинскую помощь детям доблестных нефтяников. А я в свою очередь с тяжёлой гудящей головой отправился в милицию раскрывать преступления.