Братья Вачовски V-значит Вендетта Открытое письмо

Евгения Коржунова
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО  СТРАННИКУ
По поводу фильма братьев Вачовски «V- это Вендетта»

В последнем нашем разговоре о Матрице, http://blogs.mail.ru/mail/570570/1AFE447AA577563.html
 мы с вами  сошлись во мнении  о том, что  творческий метод  братьев Вачовски можно назвать провокацией  Я уже сталкивалась с методом провокации однажды, читая антиутопию Оруэллf  «1984» в котором   личность и тоталитарное государство противостоят друг другу.  Будучи  продуктом существующего культурологического пространства, я естественно верила, (и вера это сохранялась до  конца прочтения), что дружба,  человечность, любовь -   вечные понятия, и человека можно сломать,  запугать, уничтожит, но он будет сопротивляться, защищая эти ценности.  Если  у него не хватит  сил и отваги на открытое противостояние, он будет сопротивляться внутренне,  и что существует   понятие внутренняя эмиграция и всё в таком духе.. И автор, как истинный провокатор,  до последних страниц  моё  убеждение поддерживал. Но, в конце концов,  айсберг перевернулся, и мне показали и доказали,  что  если система  государственного насилия совершенна, то возможно  подавить даже внутреннее сопротивление, причём государственный аппарат действует не только и не столько физическими методами воздействием ( пытками),  сколько  системой   убеждения, она-то и  меняет сознание человек предаёт всё. что вообще мыслимо и немыслимо предать и убеждения. И любовь, и дружбу  и саму душу свою. Эта чудовищная метаморфоза сознания становиться возможной потому. что человек ( и все общество в целом) пребывает в состоянии тотального ужаса.
Годы спустя я поняла, что  в подобное состояние человека ( и общество в целом)  приводит не угроза гибели ( она существует всегда),  ни тюрьмы, ни полиция, ни танки на улицах, и даже не расстрелы и лагеря – это всё вторично. Состояние глубинного психологического шока наступает в момент уничтожения всех нравственно -этических ориентиров, в одночасье. Раз – и всё, поменяли до –наоборот: белое стало чёрным, свои – врагами, добро –злом…  И опору у сознания выбили из-под ног, и оно зависло  над пропастью, ( читай хаосом). цепенея от ужаса. Это, конечно. метафора, но  суть  вопроса она отражает Ещё Ницше говорил применительно к сознанию человечества,  есть мир Диониса ( хаос) и мир Аполлона ( система нравственно-этических ориентиров)  Человеческое сознание не может функционировать в мире хаоса, ему необходим мир Аполлона Хаос оно воспринимает как ужас, воспринимает бессознательно, не на уровне логики, конечно.   Первый шаг к тоталитарному обществу -  это  революционный переворот. Второй, когда сознание общества уже впало в состояние ступора, людям  можно скормить любую информационную чушь, и не стоит сомневаться,  что они эту чушь схавают. Так было и  нацистской Германии, так было  и у нас,  в СССР.
 Но всё это я поняла много позднее, а тогда по прочтении романа, моё личное сознание впало в состояние шока. Инстинктивно оно искало выход, нужно было понять, что же  не учёл Оруэлл, доказать.  в чём  он ошибался, потому что с его правдой  жизни жить было невыносимо.  И ответ пришёл, когда я  поняла, что в мире Оруэлла  совершенно не учтён Бог, Бог «вынесен за скобки». И что же получилось в итоге?  Человек, запертый в пределах только этого мира,  оказался обречён, он либо погибает, либо как во Властелине колец превращается в гоблина, теряет душу  - третьего не дано. Иными словами сохранность человеческой психики невозможна без  опоры,  находящейся за пределами видимого мира. Сознание сделало шаг и всё встало на свои места – ужас безнадёжности исчез, можно было двигаться дальше.

Провокация братьев Вачовски не такая жесткая  как у Оруэлла. Она иного рода, более мягкая, постепенная, тонкая и  изысканная.  Они берут известные  культурологические понятия и, как бы игнорируя их привычный смысл, и многолетнюю традицию восприятия, (то есть практически наши штампы мышления), используют только оболочку понятия, как фантик. Из этих оболочек  и  упаковок они кроят новую реальность, где всё парадоксально, всё вывернуто наизнанку, да ещё таким образом, что нашему сознанию фактически не на что опереться. Таков и  фильм «V» - значит вендетта».

Сюжет
 Великобритания. 2020 год. Страной управляет диктатор Адам Сатлер. По миру гуляет смертоносный вирус, а о былом величии страны  помнят лишь старики. Люди уже давно свыклись с мыслью о постоянном контроле и не предпринимают попыток изменить ситуацию. В очередную годовщину Порохового заговора (в далёком 1605 году смельчак Гай Фокс пытался взорвать здание Парламента) в Лондоне объявляется загадочный «V», человек-фантом, никогда не снимающий маски (иронично-презрительная улыбка, тонкие усики и бородка). Его задача – свергнуть неофашистский режим Сатлера. Помочь ему в этом берётся репортёрша Иви, которую «V» благородно спас от насилия ..

 Терроризм это плохо
 Что такое террор  известно всем, и когда в сознании обозначивается это понятие, то со знаком минус, даже убеждённые террористы террор считают мерой крайней. Вроде того, мол, общество или целые страны относятся к нам по-свински,  и  поэтому мы протестуем. Мы боремся, используя крайнюю меру – террор.

Терроризм – это хорошо
 Братья Вачовски  предлагают  другой вариант со знаком плюс. Только он ( террорист) продолжает бороться за свободу общества, хранит  подлинную историю страны ( в виде  книг и экспонатов в своём убежище),  вершит суд над преступниками, учинившими геноцид в стране…. «V» - положительный герой.

. В тоталитарном обществе жить по-человечески невозможно.
- Так и есть,  жизнь героя-маски -  это  борьба.  Чудом спасшийся во время пожара секретной  фармацевтической лаборатории, где производились эксперименты над людьми, «V»   объявляет войну бесчеловечному обществу. Метафора фильма:  из огня появляется фигура мужчины, и  мы понимаем, что из огня, в этот мир, рождается - Ненависть,
 
-В тоталитарном обществе жить  можно и жизнь эта ничем не отличается от  жизни современного общества.
Ужасы наивны и несерьёзны — ну что это за садист-диктатор, что это за штурмовики, пускающие по кругу припозднившуюся гражданку? Что это за «не ведающие, что творится вокруг»  честные сыщики?    И число жертв тотального геноцида – всего-то   300 тыс, обществу, положившему миллионы,  удивляться  ли такому числу жертв?! Сознание не протестует, не ужасаться – всё не так страшно – жить можно:  Выполняй  правила, не выходи после комендантского часа, не читай запрещённые книги, верь всему тому, о чем врут по ТВ,  - и  всё как бы путём. Всё в порядке.

- Один в поле не воин, Борьба одиночки обречена.
Эта мысль настолько очевидна для массового сознания, что не подлежит комментарию

Нет, убеждают Вачовски, один может всё,  если он убеждён в правоте своего дела. И действительно  диктатура гибнет.

-Диктатуру можно уничтожить только ненавистью

--Нет, говорят Вачовски, диктатуру уничтожит Любовь
Завершает миссию «V» после его гибели, Иви.

-Глаза –  зеркало души.

-Не  надо снимать маску, по дней только кожа и мышцы, меня там нет…

Этот список можно было продолжать до бесконечности.   Авторы играют с   нашим сознанием, отнимают у него опору,  вывёртывая наизнанку суть понятий, меняя  систему оценок. Это приём психоанализа, но какова его цель? Из фантасмагории парадоксов и противоречий рождается  мысль -   Ненависть бесплодна, если только ей на помощь не приходит Любовь
Вот она, прошедшая ужас   застенка,  новая Иви,     свободная среди рабов, принимает крещение небесной водой. Она как Нео – избранная,  не сверхчеловек, не герой – женщина и новое имя ей – Любовь.
Жизнь моя была ненавистью до встречи с тобой  – говорит ей «V»,  и я ошибался…
К слову сказать, в фильме приведён блистательны пример  того, как действительно возможно поменять сознание. Три компонента, необходимые для этого процесса – наличие сильнейшего стресса, второй - новая информация и третий - сильное эмоциональное переживание.  Для Иви  это -тюрьма,   плюс все то, что она услышала от «V»,    и желание защитить свою любовь ( она не выдаёт «V» несмотря на пытки). Надо ли говорить, что парадоксальность Вачовски доходит до того, что эту иллюзию заключения в тюрьму придумал сам «V». Только таким образом возможно  быстро изменить сознание человека, и это правда. В реальной жизни  в состояние стресса вводит человека сама жизнь. а всё остальное уже дело психоаналитика.
Итак, фильм, по сути,  очень похож на  сеанс психоанализа. Отсюда и впечатления о нём, надо сказать, что они диаметрально противоположны. Те зрители,  которые воспринимали происходящее спонтанно,  как процесс, отдавая себя в руки авторов, они получили удовольствие, и фильм им очень понравился. Те же зрители, сознание которых цеплялось за традиционные ориентиры и установки, потратили силы своей психики на отслеживание противоречий и парадоксов, они устали, и фильм им не понравился.
Ну, и что же, скажет проницательный читатель, к чему все эти рассуждения, и  как это  братья Вачовски меняют нам сознание?
Мы живём в  мире, где свобода   и достоинство человека защищает только закон, который далеко не всегда исполняется, мы боимся многого, если ни сказать всего,  в нашем мире присутствие зла – реальность. И в глубине души  мы не видим выхода, мы смирились с таки порядком вещей. Его нельзя изменить,  такова жизнь.
Ерунда, убеждают нас Вачовски. Страх,  диктатура, войны,  геноцид -   это только игры людей, это несерьёзно. Это не имеет отношения к вечности, это мусор цивилизации.  Как только в мир приходит Любовь, всё ужасы этого падшего мира выглядят  меркнут, зло не  может быть вечным. Правда ли это или очередная провокация  братьев Вачовски, кто знает?!