ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО СТРАННИКУ
По поводу фильма братьев Вачовски «V- это Вендетта»
В последнем нашем разговоре о Матрице, http://blogs.mail.ru/mail/570570/1AFE447AA577563.html
мы с вами сошлись во мнении о том, что творческий метод братьев Вачовски можно назвать провокацией Я уже сталкивалась с методом провокации однажды, читая антиутопию Оруэллf «1984» в котором личность и тоталитарное государство противостоят друг другу. Будучи продуктом существующего культурологического пространства, я естественно верила, (и вера это сохранялась до конца прочтения), что дружба, человечность, любовь - вечные понятия, и человека можно сломать, запугать, уничтожит, но он будет сопротивляться, защищая эти ценности. Если у него не хватит сил и отваги на открытое противостояние, он будет сопротивляться внутренне, и что существует понятие внутренняя эмиграция и всё в таком духе.. И автор, как истинный провокатор, до последних страниц моё убеждение поддерживал. Но, в конце концов, айсберг перевернулся, и мне показали и доказали, что если система государственного насилия совершенна, то возможно подавить даже внутреннее сопротивление, причём государственный аппарат действует не только и не столько физическими методами воздействием ( пытками), сколько системой убеждения, она-то и меняет сознание человек предаёт всё. что вообще мыслимо и немыслимо предать и убеждения. И любовь, и дружбу и саму душу свою. Эта чудовищная метаморфоза сознания становиться возможной потому. что человек ( и все общество в целом) пребывает в состоянии тотального ужаса.
Годы спустя я поняла, что в подобное состояние человека ( и общество в целом) приводит не угроза гибели ( она существует всегда), ни тюрьмы, ни полиция, ни танки на улицах, и даже не расстрелы и лагеря – это всё вторично. Состояние глубинного психологического шока наступает в момент уничтожения всех нравственно -этических ориентиров, в одночасье. Раз – и всё, поменяли до –наоборот: белое стало чёрным, свои – врагами, добро –злом… И опору у сознания выбили из-под ног, и оно зависло над пропастью, ( читай хаосом). цепенея от ужаса. Это, конечно. метафора, но суть вопроса она отражает Ещё Ницше говорил применительно к сознанию человечества, есть мир Диониса ( хаос) и мир Аполлона ( система нравственно-этических ориентиров) Человеческое сознание не может функционировать в мире хаоса, ему необходим мир Аполлона Хаос оно воспринимает как ужас, воспринимает бессознательно, не на уровне логики, конечно. Первый шаг к тоталитарному обществу - это революционный переворот. Второй, когда сознание общества уже впало в состояние ступора, людям можно скормить любую информационную чушь, и не стоит сомневаться, что они эту чушь схавают. Так было и нацистской Германии, так было и у нас, в СССР.
Но всё это я поняла много позднее, а тогда по прочтении романа, моё личное сознание впало в состояние шока. Инстинктивно оно искало выход, нужно было понять, что же не учёл Оруэлл, доказать. в чём он ошибался, потому что с его правдой жизни жить было невыносимо. И ответ пришёл, когда я поняла, что в мире Оруэлла совершенно не учтён Бог, Бог «вынесен за скобки». И что же получилось в итоге? Человек, запертый в пределах только этого мира, оказался обречён, он либо погибает, либо как во Властелине колец превращается в гоблина, теряет душу - третьего не дано. Иными словами сохранность человеческой психики невозможна без опоры, находящейся за пределами видимого мира. Сознание сделало шаг и всё встало на свои места – ужас безнадёжности исчез, можно было двигаться дальше.
Провокация братьев Вачовски не такая жесткая как у Оруэлла. Она иного рода, более мягкая, постепенная, тонкая и изысканная. Они берут известные культурологические понятия и, как бы игнорируя их привычный смысл, и многолетнюю традицию восприятия, (то есть практически наши штампы мышления), используют только оболочку понятия, как фантик. Из этих оболочек и упаковок они кроят новую реальность, где всё парадоксально, всё вывернуто наизнанку, да ещё таким образом, что нашему сознанию фактически не на что опереться. Таков и фильм «V» - значит вендетта».
Сюжет
Великобритания. 2020 год. Страной управляет диктатор Адам Сатлер. По миру гуляет смертоносный вирус, а о былом величии страны помнят лишь старики. Люди уже давно свыклись с мыслью о постоянном контроле и не предпринимают попыток изменить ситуацию. В очередную годовщину Порохового заговора (в далёком 1605 году смельчак Гай Фокс пытался взорвать здание Парламента) в Лондоне объявляется загадочный «V», человек-фантом, никогда не снимающий маски (иронично-презрительная улыбка, тонкие усики и бородка). Его задача – свергнуть неофашистский режим Сатлера. Помочь ему в этом берётся репортёрша Иви, которую «V» благородно спас от насилия ..
Терроризм это плохо
Что такое террор известно всем, и когда в сознании обозначивается это понятие, то со знаком минус, даже убеждённые террористы террор считают мерой крайней. Вроде того, мол, общество или целые страны относятся к нам по-свински, и поэтому мы протестуем. Мы боремся, используя крайнюю меру – террор.
Терроризм – это хорошо
Братья Вачовски предлагают другой вариант со знаком плюс. Только он ( террорист) продолжает бороться за свободу общества, хранит подлинную историю страны ( в виде книг и экспонатов в своём убежище), вершит суд над преступниками, учинившими геноцид в стране…. «V» - положительный герой.
. В тоталитарном обществе жить по-человечески невозможно.
- Так и есть, жизнь героя-маски - это борьба. Чудом спасшийся во время пожара секретной фармацевтической лаборатории, где производились эксперименты над людьми, «V» объявляет войну бесчеловечному обществу. Метафора фильма: из огня появляется фигура мужчины, и мы понимаем, что из огня, в этот мир, рождается - Ненависть,
-В тоталитарном обществе жить можно и жизнь эта ничем не отличается от жизни современного общества.
Ужасы наивны и несерьёзны — ну что это за садист-диктатор, что это за штурмовики, пускающие по кругу припозднившуюся гражданку? Что это за «не ведающие, что творится вокруг» честные сыщики? И число жертв тотального геноцида – всего-то 300 тыс, обществу, положившему миллионы, удивляться ли такому числу жертв?! Сознание не протестует, не ужасаться – всё не так страшно – жить можно: Выполняй правила, не выходи после комендантского часа, не читай запрещённые книги, верь всему тому, о чем врут по ТВ, - и всё как бы путём. Всё в порядке.
- Один в поле не воин, Борьба одиночки обречена.
Эта мысль настолько очевидна для массового сознания, что не подлежит комментарию
Нет, убеждают Вачовски, один может всё, если он убеждён в правоте своего дела. И действительно диктатура гибнет.
-Диктатуру можно уничтожить только ненавистью
--Нет, говорят Вачовски, диктатуру уничтожит Любовь
Завершает миссию «V» после его гибели, Иви.
-Глаза – зеркало души.
-Не надо снимать маску, по дней только кожа и мышцы, меня там нет…
Этот список можно было продолжать до бесконечности. Авторы играют с нашим сознанием, отнимают у него опору, вывёртывая наизнанку суть понятий, меняя систему оценок. Это приём психоанализа, но какова его цель? Из фантасмагории парадоксов и противоречий рождается мысль - Ненависть бесплодна, если только ей на помощь не приходит Любовь
Вот она, прошедшая ужас застенка, новая Иви, свободная среди рабов, принимает крещение небесной водой. Она как Нео – избранная, не сверхчеловек, не герой – женщина и новое имя ей – Любовь.
Жизнь моя была ненавистью до встречи с тобой – говорит ей «V», и я ошибался…
К слову сказать, в фильме приведён блистательны пример того, как действительно возможно поменять сознание. Три компонента, необходимые для этого процесса – наличие сильнейшего стресса, второй - новая информация и третий - сильное эмоциональное переживание. Для Иви это -тюрьма, плюс все то, что она услышала от «V», и желание защитить свою любовь ( она не выдаёт «V» несмотря на пытки). Надо ли говорить, что парадоксальность Вачовски доходит до того, что эту иллюзию заключения в тюрьму придумал сам «V». Только таким образом возможно быстро изменить сознание человека, и это правда. В реальной жизни в состояние стресса вводит человека сама жизнь. а всё остальное уже дело психоаналитика.
Итак, фильм, по сути, очень похож на сеанс психоанализа. Отсюда и впечатления о нём, надо сказать, что они диаметрально противоположны. Те зрители, которые воспринимали происходящее спонтанно, как процесс, отдавая себя в руки авторов, они получили удовольствие, и фильм им очень понравился. Те же зрители, сознание которых цеплялось за традиционные ориентиры и установки, потратили силы своей психики на отслеживание противоречий и парадоксов, они устали, и фильм им не понравился.
Ну, и что же, скажет проницательный читатель, к чему все эти рассуждения, и как это братья Вачовски меняют нам сознание?
Мы живём в мире, где свобода и достоинство человека защищает только закон, который далеко не всегда исполняется, мы боимся многого, если ни сказать всего, в нашем мире присутствие зла – реальность. И в глубине души мы не видим выхода, мы смирились с таки порядком вещей. Его нельзя изменить, такова жизнь.
Ерунда, убеждают нас Вачовски. Страх, диктатура, войны, геноцид - это только игры людей, это несерьёзно. Это не имеет отношения к вечности, это мусор цивилизации. Как только в мир приходит Любовь, всё ужасы этого падшего мира выглядят меркнут, зло не может быть вечным. Правда ли это или очередная провокация братьев Вачовски, кто знает?!