9. Кентавр и дерево

Книга Кентавриды
Практически на всех древнегреческих, этрусских и римских графических и рельефных изображениях кентавры представлены с небольшим деревцем или длинным суком на плече. Иногда это пышная ветка с листьями, иногда – целый ствол, вырванный прямо с комлем, иногда – скорее тростина или дубина. 

     http://www.flickr.com/photos/28433765@N07/2903031730/
(Кентавр. Донце килика, ок. 510 до н.э.)

http://www.flickr.com/photos/dandiffendale/3505769564/
(Этрусская амфора. 625-600 до н.э.)

Это универсальное приспособление служит, как можно понять, и для переноски добычи (зайцев, ланей, птиц), и в качестве оружия при столкновениях с людьми, что показано на многих кентавромахиях.

    Один из сюжетов классической кентавромахии (гибель Кенея) был напрямую связан с пресловутыми привычками кентавров. Ибо Кеней, как известно, получил от бога Посейдона условное бессмертие – условное потому, что никаким железным или каменным оружием героя нельзя было убить, а просто так умереть он не мог ни от хвори, ни от старости. Кентавры откуда-то про это условие знали (вероятно, им рассказали морские собратья или похвастался сам Кеней), и придумали, как расправиться с любимцем Посейдона: они окружили его и заживо вогнали в чрево Земли при помощи выдранных с корнем деревьев. Это сцену, впечатляюще описанную в «Метаморфозах» Овидия, неоднократно изображали античные мастера в качестве подтверждения коварства и свирепости двусущностных.

(Бронзовая пластина. Ок. 500 до н.э.. Музей Олимпии)

Однако случай с Кенеем – совсем особый. Гораздо чаще мы видим, как кентавр отбивается своей развесистой дрыной от нападающего воина в доспехах, при мече и копье – тут силы явно неравны, хотя иногда побеждённым оказывается человек (существует предположение, что это опять-таки незадачливый Кеней).

   http://www.hellados.ru/pic.php?id=900
 

Впрочем, о кентавромахии речь будет впереди.
Я же задаюсь вопросом: что означает непременное изображение дерева в руках у кентавра? Ведь, помимо ситуаций, когда присутствие такого орудия вполне объяснимо и внутренне понятно, существуют сюжеты, в которых данной детали вроде бы не место. А она всё равно есть!

Например, Несс пытается похитить жену Геракла, Деяниру. Он, как мы помним, служил паромщиком. Зачем ему развесистая ветка? Шест – да, мог бы пригодиться, но от ветки при переправе через реку никакой пользы… Тем не менее на античной медной пластине, изображающей легендарную переправу, Несс держит в одной руке растение.

 http://www.flickr.com/photos/mharrsch/2660485271/
(Щит мастера Аристодама из Аргоса, 575 до н.э.)

Или, к примеру, замечательная картинка: Геракл пирует с кентаврами. А кое-кто из них даже в триклинии не расстаётся со своей сучковатой дрыной.

 http://www.theoi.com/Gallery/O16.1.html

Видимо, это Фол. Который не может выпустить из рук дерево (да ещё с привязанными к нему дохлыми зайцами), даже когда занят важным делом: смешиванием вина с водой в нужной пропорции. Ну, попробуйте перелить жидкость из сосуда в сосуд, пользуясь только одной рукой, а в другой держа, допустим, ёлку, на которой висит пакет с провизией! Любой здравомыслящий человек первым делом освободится от груза, а потом продолжит своё занятие.


И совсем дивно, когда кентавр Эвритион является с молоденьким деревцем на плече в гости на свадьбу. Ведь это никакой не подарок невесте! Но и не оружие, ибо деревце свежее, выглядит кудрявенько, с ягодками, и драться таким очень несподручно.

 

Наконец, сам Хирон гордо шествует с дрыной, даже когда встречает Пелея, принесшего или приведшего ему на воспитание Ахилла. А ведь, по идее, Хирон в это время находится не на охоте в лесу, а у себя дома – то есть в пещере или возле неё. Или он был застигнут врасплох?..

   
Словом, деревце или ветка изображаются даже там, где они не просто излишни, но даже являются помехой, ибо крайне неудобно убегать от врагов, таща при себе ёлку, пальму или что-то ещё подобное.

 Историки и искусствоведы склонны истолковывать эту непременную деталь как символ Мирового Древа.
Я не совсем в уверена в абсолютной правильности такого истолкования.

Во-первых, потому, что Мировое Древо священно и образует вертикальную ось мироздания (отсюда же – сакральность фигуры креста). А кентаврическая дрына обычно оторвана от земли и расположена горизонтально или наискосок. Ну не могли кентавры так небрежно обращаться со столь важным символом!
Зерно истины в предложенной гипотезе всё же найти можно, если согласиться с тем, что кентавры чтили мать Хирона – Филиру,  избравшую себе на земле облик Ясеня, и служившую защитой всему нашему великому и вольному народу. Поэтому носить при себе знак Филиры было, возможно, делом кентаврической чести. Как для цивилизованного человека стыдно выйти из дому раздетым, так для порядочного кентавра – появиться в обществе без пышной ветки в руках или на плече. Чаще всего, если судить по изображениям, оружием такая ветка служить не могла, она была слишком легка и тонка. Это, кстати, ясно говорит о том, что кентавры были вполне мирным народом, разве что несколько несдержанным.
Во-вторых, Мировое Древо не предполагало утилитарного использования. Под ним можно было укрыться, с него можно было сорвать волшебные плоды (какие-нибудь золотые или молодильные яблоки), послушать разговор вещих птиц, – на худой конец, сделать из него могучий лук для непобедимого героя. Но ломать ветки Мирового Древа каждый день, чтобы просто разгуливать с ними по полям и лесам – затея кощунственная. Кентаврическая же дрына, помимо декоративной или символической функции, всё-таки обладала некоторой практической пользой.
Например, ею можно было отгонять назойливых насекомых: москитов, мух, оводов. Задняя часть кентаврического тела прекрасно обслуживалась хвостом, но плечи, голова, спина, передние бёдра были для хвоста недосягаемы, а размахивать руками – мало толку. Пышная ветка с листьями тут просто незаменима. А если и листья обладали соответствующим запахом, отпугивающим некоторых летучих тварей, то было совсем хорошо.
Мне кажется, это самое простое и естественное объяснение. И я думаю, что на рисунках изображены не дубинки, копья или шесты, а именно разлапистые свежие ветки, лиственные или хвойные.

 http://www.flickr.com/photos/renzodionigi/3297768454/
(Средневековая рукопись из Британской библиотеки)

Драться, повторяю ещё раз, ими было неудобно (кто не верит, попробуйте сами). Но они для того и не предназначались. А вот привязать добычу – да, вполне. Ведь рюкзаков или сумок кентавры не носили, а руки лучше было держать свободными.
Привычка таскать на плече ветку или, если кентавр был могуч, молодое деревце, укоренилась, видимо, в привычках всего народа настолько, что обратила на себя внимание наших соседей.
И потому я думаю, что эта деталь – совсем не вымысел, а отражение драгоценной реальности, оставившей нам как загадки, так и некоторые ключи к их отгадкам.