За пределами языка

Академия Космореализма
                Фритьоф Капра  "ДАО ФИЗИКИ"
               
                Глава 3. ЗА ПРЕДЕЛАМИ ЯЗЫКА

   "Для   того,   чтобы   рассказать   о  своих  внутренних ощущениях, нам нужны слова, хотя происхождение этих ощущений не имеет  никакого  отношения  к  языку.  Если   Вы   никогда   не задумывались  об  этом  раньше,  это противоречие покажется Вам
парадоксальным" [73, 239}. Д. Т. СУДЗУКИ

"Здесь проблемы, связанные с языком, действительно серьезны. Мы хотим как-то рассказать о строении атома... Но мы не можем описать атом при помощи обычного языка" [34,178}.
В. ГЕЙЗЕНБЕРГ

Когда в начале  века  началось  исследование  атома,  в
научной  среде  уже  были широко распространены представления о
том, что все научные модели и теории приблизительны, и  что  их
словесные  описания  всегда  страдают  от несовершенства нашего
языка. В  результате  открытий  в  новой  области  физики  были
вынуждены  признать, что человеческий язык абсолютно не годится
для  описания  атомной  и   субатомной   действительности.   Из
квантовой  теории  и  теории  относительности, которые являются
двумя   столпами   современной   физики,   следует,   что   эта
действительность  не  подчиняется  законам классической логики.
Так, Гейзенберг пишет:

"Сложнее  всего  говорить  обычным  языком  о  квантовой
теории.   Непонятно,   какие  слова  нужно  употреблять  вместо
соответствующих  математических  символов.  Ясно  только  одно:
понятия обычного языка не подходят для описания строения атома"
{34, 177}.

Исследования атомной действительности представ-
ляют собой наиболее интересное в философском отно-
шении направление современной физики, которое, к то-
му же, обнаруживает сходство с восточной философи-
ей. По утверждению Бертрана Рассела, все, и в том
числе религиозные школы западной философии, фор-
мулировали философские идеи при помощи логики. На
Востоке, напротив, признавалось, что действитель-
ность не подчиняется законам языка, и восточные муд-
рецы не боялись отказаться от логики и привычных по-
нятий. Мне кажется, именно поэтому их философские
модели являются для современной физики более подхо-
дящим философским обоснованием, чем модели запад-
ной философии.

Лингвистические   барьеры,   стоящие  перед  восточными
мистиками и современными физиками, абсолютно идентичны. В  двух
отрывках,  приведенных  ц начале главы, Д. Т. Судзуки говорит о
буддизме, а В. Гейзенберг--об атомной физике, но их слова очень
похожи. И мистики, и физики хотят  рассказать  о  том,  что  им
открылось,  но  их  высказывания  кажутся нам парадоксальными и
нелогичными. Эти парадоксы знакомы всем мистикам, от  Гераклита
до дона Хуана, а с начала этого века --еще и физикам.

Многие  парадоксы атомной физики связаны с двойственной
природой электромагнитного излучения, и в частности,  света.  С
одной   стороны,  очевидно,  что  излучение  состоит  из  волн,
поскольку она порождает хорошо известное явление интерференции,
связанное  с  волнами:  при  наличии  двух   источников   света
интенсивность  света  в  какой-то  точке  может  быть равной не
только сумме двух излучений, но также  больше  или  меньше  ее.
Причина--в  интерференции волн, исходящих из разных источников:
там, где совпадают гребни  волн,  излучение  сильнее;  там  где
гребень   приходится   на   подошву,  излучение  слабее.  Можно
определить  точную  величину  интерференции.   Электромагнитные
излучения  всегда  интерферируют,  обнаруживая,  таким образом,
свойства волн (см. рис. 1).

С другой стороны, электромагнитное  излучение  обладает
так  называемым  фотоэлектрическим  эффектом:  ультрафиолетовый
свет  способен  "выбивать"  из  поверхностного  слоя  некоторых
металлов   электроны   и  должен,  следовательно,  состоять  из
движущихся частиц. Похожая ситуация  возникает  при  проведении
эксперимента   рассеиванием   рентгеновских  лучей.  Результаты
последнего можно толковать как столкновение  "частиц  света"  с
электронами.   При   этом,   однако,   обнаруживается   явление
интерференции, характерное для волн.

На ранних этапах развития теории атома физики не  могли
понять,   как  электромагнитное  излучение  может  одновременно
состоять из частиц очень маленького объема и из волн, способных
распространяться на большие расстояния.

Восточному  мистицизму   присущи   несколько   способов
обращения  с  парадоксами  действительности.  В  то  время, как
индуизм скрывает их за цветистой тканью мифа, буддизм и даосизм
предпочитают подчеркивать  парадоксы,  нежели  замалчивать  их.
Основное   произведение   даосизма  "Дао-де  цзин",  написанное
Лао-цзы, кажется очень загадочным  и  даже  непоследовательным.
Оно  состоит  из  интригующе  парадоксальных утверждений, и его
емкий, проникновенный  и,  в  высшей  степени,  поэтичный  язык
захватывает  внимание  читателя,  не  позволяя ему вернуться на
привычные пути логического мышления.

Китайские  и  японские  буддисты,  вслед  за   даосами,
научились   рассказывать  о  мистическом  опыте  путем  простой
констатации  его  парадоксальности.  Когда  дзэнский  наставник
Дайто увидел императора Годайго, изучавшего дзэн, он сказал:

"Мы расстались много тысяч кальп назад,
и все же мы не покидали друг друга ни на
мгновение. Мы стоим лицом друг к другу весь
день, но никогда не встречались" [77, 26}.
Дзэн-буддисты обладают особым умением исполь-
зовать несовершенство вербальной коммуникации. Сис-
тема КОАНОВ способна передавать учение их авторов
абсолютно невербально. КОАНЫ--это тщательно про-
думанные парадоксальные задачи, предназначенные для
того, чтобы заставить изучающего дзэн осознать огра-
ниченность логики самым драматичным образом. Эти
задачи нельзя решить путем размышлений из-за их ир-
рациональной формулировки и парадоксального содер-
жания. Они должны остановить процесс мышления и
подготовить ученика к невербальному восприятию ре-
альности. Современный наставник дзэн Ясутани позна-
комил западного ученика с одним из наиболее извест-
ных КОАНОВ следующим образом:

"Один из лучших, то есть самых простых,
КОАНОВ--МУ. Его происхождение таково:
однажды, сотни лет тому назад, в Китае некий
монах пришел к Дз'сю--прославленному учи-
телю дзэн и спросил: "Обладает ли собака
природой Будды?", на что Дз'сю ответил:
"МУ!". Буквально это выражение значит "нет",
но не в этом значение слов Дз'сю. "МУ" -- это
обозначение живой, активной, динамической
природы Будды. Нужно постичь сущность это-
го "МУ" путем поиска ответа в себе, а не в
интеллектуальных размышлениях. Затем ты
должен подробно и живо продемонстрировать
мне, что понимаешь "МУ" как живую истина,
не прибегая к помощи концепций, теорий и
абстрактных рассуждений. Помни, нельзя по-
нять "МУ" умом; его можно постичь только
непосредственно всем существом" [41, 135}.

Наставник дзэн обычно предлагает новичку или
КОАН "МУ", или один из следующих двух:

"Каким было твое первоначальное лицо до
твоего рождения?".

"Хлопок--звук от двух ладоней. Каков же
звук от одной?".

Все эти КОАНЫ имеют более или менее уникаль-
ные решения, приближение к которым опытный учи-
тель может немедленно распознать в поведении учени-
ка. Как только ответ найден, КОАН тут же перестает
быть парадоксальным и превращается в глубинное,
полное смысла утверждение, созданное на том уровне
сознания, которое помог пробудить учитель.


В  школе Риндзай ученик должен решать множество КОАНОВ,
каждый  из  которых  раскрывает  один  из  аспектов  дзэн.  Это
единственный  способ  обучения  в  этой  школе, не использующей
никаких   положительных    утверждений,    заставляя    ученика
самостоятельно постигать истины, заключенные в КОАНАХ.

Сразу  вспоминаются  парадоксальные ситуации, возникшие
после рождения атомной физики. Как и в дзэн, можно было  решить
парадоксы  и  постичь истину только при помощи абсолютно нового
подхода -- подхода атомной физики. Природа, как  учитель  дзэн,
ничего не объясняла. Она только загадывала загадки.

Ученик  должен  напрячь  все  свои  силы  и максимально
сконцентрироваться для решения КОАНА. Книги о дзэн  утверждают,
что  КОАН  сковывает  мышление  ученика,  ставя  его  в  тупик,
повергая в состояние непрерывного напряжения,  в  котором  весь
мир   представляется  сплошной  загадкой.  Ощущения  создателей
квантовой теории были очень похожими. Послушаем Гейзенберга:

"Я помню многочисленные споры с Богом
до поздней ночи, завершавшиеся признанием
нашей беспомощности; когда после спора я
выходил на прогулку в соседний парк, я вновь
и вновь задавал себе один и тот же вопрос:
..Разве может быть в природе столько абсур-
да, сколько мы видим в результатах атомных
экспериментов?"" {34,42].

Глубинная сущность бытия не может не казаться
парадоксальной и абсурдной, будучи подвергнута ин-
теллектуальному анализу. Мистики всегда признавали
это, но наука лишь недавно столкнулась с этой пробле-
мой. Ученые на протяжении столетий изучали "фунда-
мeнтaльныe законы природы", лежащие в основе  всех
природных явлений. Эти явления происходили в их
макроскопической окружающей среде и могли воспри-
ниматься при помощи органов чувств. Поскольку обра-
зы и понятия человеческого языка берут свое начало
именно в чувственном восприятии, они удовлетворитель-
но описывали явления природы.

В  классической  физике  на  вопрос  о  сущности  вещей
отвечала  ньютоновская  механическая модель Вселенной, которая,
во многом повторяя демокритовскую модель, объясняла все явления
движением и взаимодействиями твердых неразрешимых атомов. Атомы
были уподоблены бильярдным шарам, то есть образам  чувственного
восприятия.  Никто  не  задавался  вопросом,  применима  ли эта
аналогия к  миру  атомов.  И  действительно,  экспериментальная
проверка была невозможна.

Однако в двадцатом веке физики смогли подойти к вопросу
об элементарных  составляющих  материи во всеоружии. Невероятно
сложное оборудование  позволяло  им  изучать  различные  уровни
строения    материи    в   поисках   мельчайших   "строительных
кирпичиков". Так было доказано существование атомов  и  открыты
составляющие  их  ядра  и  электроны,  и,  наконец,  компоненты
ядра--протоны, нейтроны и множество других субатомных частиц.

Сложные чуткие  приборы  современной  экспериментальной
физики   проникают   в  глубины  субмикроскопического  мира,  в
области, удаленные от нашей макроскопической среды, и делают их
доступными чувственному восприятию. И все же мы можем судить  о
них  только  по  последнему  звену в цепочке реакций--по щелчку
счетчика Гейгера, по  темному  пятнышку  на  фотопластинке.  Мы
воспринимаем  не  сами  явления,  а  их следы. Сам же атомный и
субатомный мир скрыт от нас.

Итак, современная  аппаратура  позволяет  нам  косвенно
"наблюдать" свойства атомов и других частиц, а следовательно, в
какой-то  степени  "познавать"  субатомный мир. Но эти знания в
корне отличаются от наших знаний о  том,  что  окружает  нас  в
повседневной  жизни.  Они  уже не определяются непосредственным
чувственным восприятием, и поэтому обычный  язык,  заимствующий
свои образы из мира чувств, не годится для описания исследуемых
явлений.  Проникая  в толщу вещества, мы должны отказываться от
образов и понятий обычного языка.

В путешествии в  мир  бесконечно  малого  самым  важным
шагом  был  первый  -- шаг в мир атомов. Проникнув под оболочку
атома, изучая его внутреннее устройство, наука вышла за пределы
чувственного восприятия. С этого момента она  уже  не  могла  с
уверенностью  опираться  на  логику  и  здравый  смысл. Атомная
физика впервые  описала  истинное  строение  вещества.  Подобно
мистикам,    физики    теперь   имели   дело   с   нечувственно
воспринимаемой реальностью и, подобно мистикам, сталкивались  с
парадоксами   этой   реальности.   Поэтому   модели   и  образы
современной физики стали родственны моделям и образам восточной
философии.

______________________________________________________

Источник: Фритьоф Капра  "ДАО ФИЗИКИ" - http://lib.ru/KAPRA/daofiz.txt