Парад алле. из спектакля искусство из ларца чудес

Ефим Хазанов
«ПАРАД АЛЛЕ»
сатирическое представление

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

КЛОУН МИШЕЛЬ

КЛОУН ВЕРМИШЕЛЬ

УКРОТИТЕЛЬНИЦА КЛЕОПАТРА

ХИЩНИК «АЛКАША»

ПСИХОТЕРАПЕВТ СИГИЗМУНД

ВОВАН

ЧТЕЦКАЯ ГРУППА

В фонограмме звучит музыка песни «Куда уехал цирк». На её фоне на сцену «выплывает» мягкая ширма и останавливается по центру. Музыка микшируется, и все участники программы одновременно встают над ширмой.

В С Е. Цирк! Цирк! Цирк!

Музыка возникает снова и на её фоне ширма с артистами «уплывает» в  кулисы.

ДИКТОР. Внимание, внимание!
        Спешите увидеть! Только один раз, проездом наш передвижной цирк «Арлекино» даёт представление «Парад алле»!

Под цирковой марш поочерёдно выходят артисты. Сделав по сцене круг, они выстраиваются на авансцене в линию.

ПЕРВЫЙ.   Цирк – это молодость!

ВТОРОЙ.   Цирк – вдохновенье!

ТРЕТИЙ.   Здравствуй, наш преданный зритель!

ЧЕТВЁРТЫЙ. Мы начинаем своё выступленье…

В С Е.  Смотрите!
        Смотрите!
        Смотрите!

В фонограмме звучит музыка песни «Арлекино», и все поют вступительную песню:

Давно готов весёлый наш показ,
И мы его представим вам сейчас.
Весёлых наших клоунов любя,
Быть может, в них узнаешь ты себя.
И всё-таки, дружок, не унывай,
Ведь быть шутом – не значит: дураком.
Быть клоуном почётно, так и знай,
Смешить людей, поверь нам, нелегко!

       Ах, «Арлекино», «Арлекино»!
       Так мы цирк назвали свой.
       И хоть он не викторина,
       Всё же думай головой!

Музыка продолжает звучать, и на её фоне артисты убегают в одну из кулис. Тотчас из противоположных кулис звучит клоунский хохот, и на сцену, навстречу друг другу, идут два клоуна: Мишель и Вермишель.

ВЕРМИШЕЛЬ. Здравствуй, Мишель!

МИШЕЛЬ.  Здравствуй, Вермишель!

ВЕРМИШЕЛЬ. Ты чем-то расстроен?

МИШЕЛЬ. Я? Ничуть. Совсем наоборот!

ВЕРМИШЕЛЬ. А я ем кислую капусту!

О Б А.  Ха-ха-ха-ха-ха!!!…

ВЕРМИШЕЛЬ. А что мы сейчас с тобой будем делать?

МИШЕЛЬ.  Играть в самую модную игру!

ВЕРМИШЕЛЬ. Какую?

МИШЕЛЬ. Ты будешь врачом, а я прихожу к тебе на приём!

ВЕРМИШЕЛЬ. Давай!

МИШЕЛЬ. Давай!
Расходятся и снова сходятся.

МИШЕЛЬ. Здравствуйте, доктор!

ВЕРМИШЕЛЬ. Здравствуйте, здравствуйте… На что жалуетесь?

МИШЕЛЬ. На директора столовой! Ой!… Это я перепутал! Симптом у меня, доктор!

ВЕРМИШЕЛЬ. Симптом?

МИШЕЛЬ. Симптом.

ВЕРМИШЕЛЬ. Показывайте!

МИШЕЛЬ. Неудобно, доктор, - люди кругом!

ВЕРМИШЕЛЬ. Тогда выпейте водки!

Достаёт из штанов бутыль и протягивает Мишелю. Тот пьёт прямо из горлышка.

МИШЕЛЬ. Доктор, от этого людей меньше не стало!

ВЕРМИШЕЛЬ. Людей – нет, а симптома у вас теперь точно не будет!

В фонограмме – удар гонга. Мишель падает Вермишелю на руки, и тот уволакивает его за кулисы. Музыкальной фразой из проигрыша песни «Арлекино» в фонограмме звучит музыкальная отсечка. На её фоне на сцену снова «выплывает» мягкая ширма.

ДИКТОР. Со знаменитым аттракционом «Поющий хищник» на арене знаменитая укротительница Клеопатра Тиховздохова!

В фонограмме – цирковой марш, ширма уходит в кулисы и открывает клетку с табличкой: «Хищник Алкаша». Он с рычанием мечется по клетке, грызя зубами её прутья. На авансцене установлен невысокий куб. С кнутом в руках к этому кубу выходит Клеопатра.

КЛЕОПАТРА(зрителям). Знакомьтесь: наиболее опасный и часто встречающийся хищник по кличке «Алкаша»! (К помощнику) Запускай!

Помощник открывает клетку, и под барабанный бой на сцену вылетает Алкаша. Он настроен явно агрессивно – рычит, пытается укусить укротительницу, но та оглушительно щёлкает кнутом, и с диким воем «хищник» мчится по кругу на четвереньках.

КЛЕОПАТРА(щёлкая кнутом). Место, Алкаша, место!…

«Хищник» прыгает на куб и садится на нём на корточки.

           Алкаша, а ну-ка, спой для нашей уважаемой публики!

Алкаша отрицательно мотает головой.

           А я говорю – пой!!!

Берёт у помощника бутылку водки и показывает Алкаше – тот облизывается. В фонограмме звучит музыка песни «Куда уехал цирк».

АЛКАША(поёт). Пускай уехал цирк, о клоунах забудь.
              Но я не хуже их, я мастер на все руки,
              И если мне в бокал чего-нибудь плеснуть,
              Почище цирковых пишу я трюки!

Что ваш мне ЛТП - мне пьянствовать милей,
Пусть губит меня водочка-зараза…
Неважно – будний день, большой ли юбилей,
Мне всё равно: кабак или турбаза.


Родители меня Аркашей нарекли,
«Алкаша» - в цирке кличку дали метко.
Эх, если б с юных лет меня кнутом секли,
Я, может, не попал бы в эту клетку…

Музыка продолжает звучать. Алкаша рыдает в голос и лижет укротительнице сапоги. Она гладит его по голове и рыдает вместе с ним. Звучит музыкальная отсечка, и на её звуках, вышедшая из кулис, мягкая ширма перекрывает эту трогательную сцену.

ДИКТОР. Внимание!
        Впервые для отдыхающих турбазы свой сеанс гипноза даёт знаменитый врач-психотерапевт Сигизмунд Кац!

В фонограмме – мрачная, напряжённая музыка. Свет приглушается, и ширма медленно убирается в кулисы. За нею, в позе статуи пристально вглядывающейся в зал, застыл Гипнотизёр Сигизмунд Кац.

СИГИЗМУНД(загробно). Господа! Прошу приготовиться - я начинаю сеанс психотерапии…
           На ваших глазах я поставлю свой удивительный эксперимент. Для его успешного проведения мне нужна полная тишина и один алкоголик из зала. Есть в зале алкоголики?

ГОЛОС. А чего всё меня да меня?! Чуть чего – так сразу Вован!

СИГИЗМУНД. Отлично! Я прошу вас, господин Вован, подняться ко мне!

ВОВАН. А чё я у вас там не видал?

На сцену выбегает помощница гипнотизёра.

ПОМОЩНИЦА. Ну, пожалуйста, Вовчик! Это же для науки необходимо!

ВОВАН. Ну, если для науки…

Развязной походкой поднимается из зала на сцену.

ПОМОЩНИЦА(Сигизмунду). Только вы уж, пожалуйста, побыстрее его усыпляйте, а то он начнёт слова нецензурные говорить!…

СИГИЗМУНД. Прошу всех сохранять спокойствие! Я начинаю эксперимент! Вован, ко мне!

ВОВАН. Эй, ботаник! Ты мне тут зубы не заговаривай – делай свой экскремент, а то я пошлю тебя щас к…

СИГИЗМУНД. Спать!

ВОВАН(опешив). Ч-чего?…

СИГИЗМУНД(истерично). Спа-а-ать!!!

ВОВАН. Л-ладно…
Зевнув, засыпает.

СИГИЗМУНД(загробно). Господин Вован, вы меня хорошо слышите?

Вован кивает головой, и далее весь сеанс гипноза происходит на мрачной музыке, наподобие той, что используется в ужастиках.

СИГИЗМУНД. Вчера вы изрядно выпили и сегодня у вас страшно болит голова! Она болит всё сильнее, сильнее, сильнее…
 
Вован хватается за голову и конвульсивно дёргается.

СИГИЗМУНД. Вы наливаете в стакан спиртное. Пьёте. Один глоток… второй… третий… Содержимое стакана вам неприятно. Вас тошнит! Вам нехорошо! У вас начинаются судороги!

Вован встаёт на четвереньки, бьётся головой о пол, затем падает и начинает дрыгать ногами.
            
           Содержимое стакана вам противно, и вы горько каетесь, что когда-то пили эту гадость!

ВОВАН(со слезой). Гадом буду, больше – ни капли! (Рыдает)

СИГИЗМУНД. Поздравляю вас. Теперь вы – вполне нормальный и полноценный член общества!

«Полноценный член общества» поднимается с пола и продолжает спать с гордо выставленной вперёд грудью.

ПОМОЩНИЦА(Сигизмунду). Скажите, он теперь, и вправду, нормальный и полноценный член общества»?

СИГИЗМУНД. Абсолютно.

ПОМОЩНИЦА. И больше никогда-никогда не будет пить?

СИГИЗМУНД. А в этом вы сейчас сами убедитесь… Вован, я приказываю вам проснуться!

ВОВАН(потягиваясь). Ох, и поспал же я!…

СИГИЗМУНД. Уважаемый пациент, не хотите ли выпить?

ВОВАН(оживившись). Наливай!

Протягивает гипнотизёру замызганный стакан, тот падает Вовану на руки, и он уносит его за кулисы. Снова музыкальная отсечка в фонограмме и на сцене – всё та же мягкая ширма. Отсечка заканчивается, и из-за ширмы выходят клоуны.

ВЕРМИШЕЛЬ. Мише-ель!…

МИШЕЛЬ. Вермише-ель!…
Клоуны обнимаются.

ВЕРМИШЕЛЬ. Давай опять будем играть!

МИШЕЛЬ. Давай опять будем играть!

Опять обнимаются.

ВЕРМИШЕЛЬ. А во что мы будем играть?

МИШЕЛЬ. Я буду гипнотизёр, а ты - пьяница!

ВЕРМИШЕЛЬ. Ага! Значит, я буду гипнотизёр, а ты…

МИШЕЛЬ. А я прихожу к тебе на приём!

ВЕРМИШЕЛЬ. Давай!

МИШЕЛЬ. Давай!

Клоуны расходятся и снова сходятся.

МИШЕЛЬ. Здравствуйте, доктор!

ВЕРМИШЕЛЬ. Здравствуйте, здравствуйте… На что жалуетесь?

МИШЕЛЬ. Ой, сердце, доктор! Ему не хочется покоя!

ВЕРМИШЕЛЬ. Курите?

МИШЕЛЬ. Курю!

ВЕРМИШЕЛЬ. Дайте закурить!

МИШЕЛЬ. Пожалуйста!

Протягивает ему сигарету.

ВЕРМИШЕЛЬ. Пьёте?

МИШЕЛЬ. Пью. Но с собой не захватил. Ха-ха-ха-ха-ха!

ВЕРМИШЕЛЬ. И много пьёте?

МИШЕЛЬ. Да не так чтобы много – два литра в день!

ВЕРМИШЕЛЬ. И давно пьёте?

МИШЕЛЬ. Да не так чтобы давно – с детства!

ВЕРМИШЕЛЬ. Всё ясно!

Неожиданно бьёт Мишеля кулаком в лоб.

           Спать!

Мишель падает ему на руки.

ВЕРМИШЕЛЬ(зрителям). Готов! Вот это, я понимаю, гипноз! А если бы каждого пьяницу да не в лоб, а рублём по карману ударить, никакого гипноза бы не потребовалось!

В фонограмме звучат те же фанфары, что и в начале программы. Все артисты выходят на авансцену.

ПЕРВЫЙ. Программу посвятили мы
        Весьма опасному пороку.
        Он хуже оспы и чумы,
        Он губит нас, увы, до срока!

ВТОРОЙ. Об этом, зритель, не забудь,
        Борись с ним с ярым постоянством,
        И может, мы когда-нибудь
        Всем миром одолеем пьянство!

Снова в фонограмме звучит музыка к песне «Куда уехал цирк?».

В С Е(поют). Пусть уезжает цирк, пусть завершён показ,
             Но цирк вернётся к нам – мы знаем это точно.
             Мы встретимся опять и заверяем вас:
             Мы ставим запятую, но не точку!