По следам викингов

Олег Гонозов
Кто в детстве не мечтал прокатиться на большом теплоходе? Чтобы стоя на палубе, смотреть, как быстро отдаляется берег, а его очертания становятся далекими, а потом и вовсе растворяются за бортом? Иногда детские мечты, если, конечно, очень стараться, реализуются во взрослой жизни. И тогда, не взирая на годы, нас, словно детей, охватывает романтика далеких морских путешествий.
В октябре мне удалось совершить недельный тур «Скандинавские столицы», во время которого я ощутил все прелести жизни на круизных многопалубных паромах.

Это у нас финансовый кризис, безработица, задержки зарплаты, свиной грипп... В столице Финляндии – Хельсинки ничего подобного не ощущается. Бывшее Великое Финляндское княжество, входившее до 1918 года на правах автономии в состав России, сегодня успешно процветает в отличие от своего шарахающегося из крайности в крайность восточного соседа.
Строго по расписанию из морских портов Хельсинки и Турку отправляются в Стокгольм самые роскошные на Балтике лайнеры компании «Силья Лайн».
Наш паром «Силья Симфони», построенный в 1991 году, представлял собой корабль длиной 203 и шириной 31,5 метра. Для сравнения знаменитый океанский лайнер «Титаник» имел длину 269 и ширину 28,2 метра. «Силья Симфони» ни в чем ему не уступал: 986 кают, рассчитанных на 2852 пассажиров, 360 мест для машин и автобусов на автомобильной палубе.   
Посадка пассажиров на паром началась на оборудованном эскалаторами причале за полтора часа до отправления. Море людей, сравнимое с числом жителей какого-нибудь ярославского рабочего поселка, беспрестанно двигалось к пропускному пункту, где единственным документом был билет с указанием рейса, фамилии пассажира и его кабины. Этот же билет был и электронным ключом от каюты. Никаких паспортов, никакой проверки багажа, так как между странами, входящими в Евросоюз, уже давно нет никаких границ.
Среди пассажиров – люди самого разного возраста и национальностей. Финны, шведы, норвежцы, русские. Весьма много молодежи – студентов и учащихся, у которых как раз начались каникулы - их шумные кампании можно было легко вычислить по незатейливым рюкзачкам за спиной. Дорожные чемоданы на колесиках катили за собой люди в возрасте,  привыкшие путешествовать «галопом по Европам». Не редкостью были молодые семьи с громоздкими детскими колясками.
Туристические автобусы заезжали на паром без пассажиров. И через полчаса после отплытия автомобильная палуба закрылась.
Мне с приятелем из Екатеринбурга досталась двухместная каюта на девятой палубе с видом на море. Но во время ознакомительной экскурсии по лайнеру мы посмотрели каюты разного класса: от роскошной каюты Коммодор площадью 25 кв. метров с двуспальной кроватью, ванной, сауной, туалетом, телевизором и мини-баром с прохладительными и алкогольными напитками, включенными в стоимость, и завтраком «Бон виват», до 9-метровой каюты класса С, расположенной под автомобильной палубой, с двумя верхними и двумя нижними кроватями, туалетом/душем и радио. Разумеется, что большой люкс, размером 75 кв. метров, или даже простой люкс в 14 кв. метров, как день и ночь отличается от кают класса С, зажатых между автомобильной палубой и машинным отделением, где нет иллюминаторов и в зимнее время слышен хруст раскалываемого льда, но туристы, решившие сэкономить на проживании, понимают это только проведя ночь в своей каюте. Хороший отдых всегда стоит денег, причем не маленьких!
Входящих на паром  пассажиров, как и везде, снимали вездесущие фотографы – готовые фотографии с фирменным знаком «Силья Симфони», выставленные на стенде, желающие могли приобрести на протяжении рейса.
Во время выхода лайнера в Балтийское море туристы, как горох высыпали на открытые палубы и фотографировались на фоне вечернего Хельсинки. Тут случались такие фото-сессии, что не уступали съемкам Кейт Уинслет и Леонардо Ди Каприо в нашумевшем фильме «Титаник». За бортом исчезали морские маяки, старинные острова-крепости и крошечные островки с одной - двумя постройками, которые, оказывается, находятся в частной собственности и стоят миллионы евро.
С наступлением темноты отдыхающая публика высыпала на 142-метровый променад, расположенный на 7-й палубе в центре корабля. Это целая улица для прогулки по модным фирменным магазинам, где можно купить товары всемирно известных производителей по ценам, не облагаемым налогами. Правда, сначала все же придется заплатить полную стоимость, указанную на ценнике, но затем, предъявив заполненный чек «Такс Фри» и запечатанную в пакете покупку на финской границе, можно получить назад до 15 процентов от ее стоимости. Забегая вперед, замечу, что многие в нашей группе потом этим успешно воспользовались. Здесь довольно широкий выбор одежды, платков, галстуков, сумок, украшений, часов. Рядом бутики с парфюмерией, сувенирами, журналами, игрушками. 
Однако, цена алкогольных напитков на пароме «Силья Симфони» по сравнению с «Дьюти Фри» в приграничном с Финляндией поселке Торфяновка, где литровая бутылка виски «Джим Бим» стоит 9,5 евро, в два раза выше. Алкоголь в Скандинавии всегда считался очень дорогим, в том числе и на паромах, которые отовариваются в свободной экономической зоне Аландских островов. В корабельных магазинах за ту же самую бутылку виски «Джим Бим» придется выложить 23 евро!
Зато, делая покупки в парфюмерном магазине, можно принять участие в лотерее, главным призом которой - рейс на двоих в Париж. В магазине «Такс Фри» сразу же после отправления лайнера бармен проводит дегустацию различных напитков. 
Талоны на питание на корабле имеют определенный денежный эквивалент. Например, талоном на ужин стоимостью 34 евро (1460 рублей) можно оплатить шведский стол в ресторане «Бюффет» за одного человека. Что такое «шведский стол» сегодня, наверняка, знают все, кто хоть раз отдыхал в Турции или Египте. На круизном лайнере шведский стол - это десятки холодных и горячих рыбных блюд, включающих креветок, раков, устриц и мидий. Говяжье, свиное и баранье мясо, экзотические фрукты, плюс неограниченное количество разливного пива, красного и белого вина, соков и других прохладительных напитков. Завтрак утром обойдется в 10,5 евро.
В более дорогих ресторанах международного уровня весь вечер звучит живая танцевальная музыка. Настоящий английский эль под напевы трубадуров можно попробовать в традиционном английском пабе. В восточном кафе «Ориент» предлагают кофе, чай и сладости, а к ним платный доступ к Интернету. На 13-й палубе – музыкальный бар с потрясающим видом на море.
Местом сбора нашей группы стал нос корабля на 6-й палубе, где расположен 21 конференц-зал, общей вместимостью в 570 человек! А после ужина можно было посмотреть различные шоу, как прямо на променаде, где резвились гимнасты на канатах, так и в специально отведенных для этого залах, где выступал кордебалет. На шоу-программы, благо, что вход на них был бесплатным, зрители занимали места рядом с эстрадой за час до начала представлений. Но за бокал игристого вина все равно приходилось выкладывать по два евро.
На 7-й палубе лайнера располагалось детское развлекательное отделение «Силья Ленд», где дети от 5 до 12 лет могли поиграть в видеоигры или посмотреть мультфильмы. В комнате «Море мячиков» малышня буквально ныряла в несметное количество заполнивших помещение маленьких мячиков. Здесь же находился «пиратский корабль», уголок юных художников, конструктор Лего, комната для ухода за детьми, прокат детских колясок. Для тинейджеров на верхней 13-й палубе располагался свой уголок  развлечений. А для взрослых на 7-й палубе работала рулетка, Блек Джек, игровые автоматы. 
Как удалось выяснить, для состоятельных пассажиров на 5 палубе «Силья Симфони» находились сауны, турецкая баня, салон красоты и spa. Салон обслуживал филиппинский персонал, специализирующийся на восточных видах массажа. «Жемчужные ванны», сауны, джакузи, солярий и парикмахерская размещались на 12-й палубе.
Даже для любителей эпистолярного жанра на лайнере имелся свой почтовый ящик, и на всех попавших в него почтовых отправлениях проставлялся собственный штамп корабля.
Жителей Скандинавии, участвовавших в морских грабительских походах в конце VIII – середине XI веков на страны Европы, называли викингами. Тогда они контролировали всю Балтику. Сегодня по их следам на комфортабельных круизных лайнерах путешествуют тысячи их потомков и сотни наших соотечественников.