А вкруг меня глухое запустенье...

Татьяна Щербакова
« А ВКРУГ МЕНЯ ГЛУХОЕ ЗАПУСТЕНЬЕ…»

В селе Малое Останкино Веневского района Тульской области в конце девятнадцатого-начала двадцатого веков жил Александр Александрович Пушкин, сын великого поэта.
Когда  А. С. Пушкин умер, его дети были совсем маленькие: Марии не исполнилось и пяти лет, Александру было три с половиной,  Григорию около двух, Наталье – восемь месяцев. «Машка, Сашка, Гришка, Наташка» - так, шутя, отец называл их по старшинству. В письмах поэта последних лет часто встречается имя старшего сына - «Сашки рыжего». «Посмотрим, как-то наш Сашка будет ладить с порфирородным  своим  тезкой; с моим тезкой я не ладил,- писал поэт, намекая на Александра I и на будущего царя Александра II.- Не дай бог ему идти по моим следам, писать стихи да ссориться с царями! В стихах он отца не перещеголяет, а плетью обуха не перешибет».
Старший сын Пушкина стихов и в самом деле не писал, но очень много сделал для сохранения ценных реликвий, рукописей и библиотеки отца. Александр Александрович преданно любил свою мать и всячески охранял ее от всех любопытствующих и жаждущих сенсаций. Его женитьба на Софье Александровне Ланской, племяннице отчима, стала для всей семьи, и особенно матери, счастливым событием. У Александра Александровича родилось в этом браке одиннадцать детей. Но жена умерла, не дожив до сорока лет.
Со вторым браком А.А. Пушкина, собственно, и связано его пребывание в селе Малое Останкино Веневского уезда Тульской области. Через восемь лет после смерти Ланской Александр Александрович обвенчался с Марией Александровной Павловой и с тех пор часто бывал в ее деревне. От второго брака родились дети Николай и Елена. Современники отмечали, что чем старше становился А.А. Пушкин, тем  больше внешне он походил на отца. Многие, кому доводилось встречать его, хотели видеть в нем живую копию  поэта. Полушутя-полусерьезно А.А. Пушкин жаловался сыновьям Л.Н. Толстого : «Плохо нам с вами. Чувствую, что от меня требуют, чтобы я был с баками, как от вас – чтобы вы непременно носили окладистую седую бороду. Иначе все обижаются: какие же это Пушкин и Толстой!»
Александр Александрович говорил о себе, что он – «самый обыкновенный и ничем не примечательный человек». Однако у сына Пушкина множество заслуг перед Родиной. Он был блестящим военным, имел высокие награды. В армии прослужил почти тридцать лет, его имя весьма популярно в Болгарии – как одного из освободителей болгарского народа от турецкого рабства. В отставку вышел генералом, но до конца своих дней находился на службе – вначале членом совета по учебной части Екатерининского и Александровского женских институтов, затем – председательствующим в Московском присутствии опекунского совета. Умер генерал Пушкин в Малом Останкине, где застало его известие о  начале первой мировой войны в 1914 году. Говорили, Александр Александрович тут же велел подать свой генеральский мундир. Надев его, сел писать прошение на имя царя о разрешении ему, кадровому военному, отбыть в действующую армию. Прошение осталось недописанным…
Похоронили Александра Александровича в селе Марыгино. Гроб с забальзамированным телом установили в родовом склепе Павловых в местной церкви. Волю покойного похоронить его на родовом кладбище в Лопасне рядом с первой женой и детьми Софьей и Сергеем, выполнить не смогли из-за начавшейся войны.
Поездка моя в Марыгино и Малое Останкино оказалась очень печальной. Да и местным жителям, с которыми я встречалась,  было нелегко говорить о  том, о чем в свое время вспоминали, как об обыденном. Надежда Викторовна Панкова – местная жительница. Родилась и выросла в Марыгине. Рядом с ее домом сохранилась избушка, крытая соломой, в которой жила Аграфена Иосифовна Баранова, няня внуков Александра Сергеевича Пушкина – Николая и Елены. К ней писали письма родственники Пушкина из-за границы. Последнее пришло от жены Николая Александровича 15 января 1963 года:  «Что в Останкине? Существует ли еще наш дом или развалили? Я очень грущу без деревни, которую так любим. Здесь мы живем скромно, у нас много друзей, но я тоскую по своей дорогой Родине. Николай Александрович шлет тебе свой привет».
Прах старой няни внуков поэта покоится на марыгинском кладбище, недалеко от входа. Могилка осела. Аграфена Иосифовна не выходила замуж, своих детей не имела. По словам Надежды Викторовны Панковой, бабушка Груша была тихой и скромной женщиной, начитанной, совсем не походила на других деревенских жителей.
«В пятьдесят седьмом или пятьдесят восьмом году,- рассказала Надежда Викторовна,- решили разрушить нашу церковь. Понадобился кирпич для скотных дворов, так нам объяснили. Церковь была очень красивая, бывало, идешь по полю – кресты на куполах далеко видны…»
Но перед тем, как завалить церковь, из склепа вынули гроб с телом А.А. Пушкина и похоронили неподалеку. Могилу вырыли не на кладбище, а  прямо у дороги. Старая няня заметила место, положила  на него камушек и только она ухаживала за могилкой, больше никто к ней не подходил.
А потом стали заваливать церковь. Стояла она на деревянных сваях. Их сожгли, и церковь сама упала. «Нас из школы с занятий в тот день отпустили, рассказывала Надежда Викторовна,- когда церковь рухнула, кирпичи в окна школы летели. В нашем классе все стекла повыбивало…»
Где же школа? Ее теперь нет. На месте могилы сына великого русского поэта, марыгинской церкви и школы – пустырь. На нем построили силосную яму, но и она   не понадобилась, потому что хозяйство вконец разорилось. Не действует и новая школа. Последней ученицей там должна была стать дочка Надежды Викторовны, но та решительно отказалась: «Лучше буду на лошади возить в соседнее село, чем девчонка одна-одинешенька останется во всей школе».
В 1963 году в Марыгино приехали гости из Бельгии. По их просьбе было разрешено перезахоронить останки старшего сына Александра Сергеевича Пушкина в городе Чехове, на семейном кладбище. Через полвека исполнили завещание старого генерала. Приехавшие родственники сразу пошли за бабушкой Грушей. Она показала место, где был похоронен Александр Александрович. Солдаты начали рыть землю. Народу собралось очень много. Одна из родственниц Пушкина заплакала. Наконец, лопата звякнула, и показался металлический гроб. Всех поразило, какой он был красивый, расписной. Потом гроб открыли. Надежде Викторовне почему-то запомнились огромные сапоги генерала и сабля. Все было цело. «Так вот его и увезли от нас…»
Показывая могилку Аграфены Иосифовны Барановой, Надежда Викторовна рассказала о последних днях ее жизни в Малом Останкине, о том, как до самой смерти хранила старая няня верность Пушкиным. И заботливо ухаживала за тяжело больной племянницей Ольгой. Доживали они свой век в полуразвалившейся избушке. Когда Ольга осталась одна, деревенские нашли ее дальнюю родственницу аж в Крыму, сообщили ей об одинокой и больной старушке. И та сразу приехала и забрала. Перед отъездом Ольга попросила отвести ее на кладбище. «Не попрощавшись с родными – не уеду!» Ее привели. Она постояла, положила высохшей рукой цветы на могилки. И ушла. Навсегда.
Села Малое Останкино больше не существует.



Газета "Молодой коммунар" 1990 год.


Газета "Сельская жизнь". Москва. 2010 год.