Подмосковная Палестина

Георгий Асеев
     Моё детство озарено неизгладимым впечатлением от окрестностей г.Истра, зримым воплощением Святой Руси, её истории.

     Первым, кто в допетровской Руси середины семнадцатого века сумел с размахом и осмысленно материализовать в качестве «Русской идеи» христианские (по сути мессианские)  мировоззренческие традиции, сложившиеся ещё в эпоху святого равноапостольного Константина Великого, был Патриарх Русской Церкви Никон (в миру Никита Минич,годы жизни 1605 - 1681) – мордвин,выходец из крестьян,обладавший: величественной наружностью (огромный рост; важная осанка; тёмно-русые волосы, ниспадающие на широкие плечи; густая тёмная борода, осеняющая могучую грудь; правильные черты  лица, исполненного мужественной красоты); незаурядным умом; твёрдой волей; упорным и энергичным  характером строгого аскета-подвижника; чутьём масштабного государственного деятеля. По замыслу Великого Государя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Никона третьей православной христианской империи нужна своя «Русская Палестина» («в образ и подобие» Святых мест Палестины, связанных с событиями земной жизни ГОСПОДА нашего ИИСУСА ХРИСТА), находящаяся неподалёку от столицы Русского царства и свободная «от ига иноверцев с инородцами».
 
     Центральным грандиозным сооружением архитектурно-ландшафтного ансамбля Воскресенского Новоиерусалимского монастыря – «Подмосковной Палестины», расположенной на берегу излучистой реки Истры (названной по воле Патриарха – Иорданом), стал Воскресенский собор, построенный  как топографическая копия храма Гроба Господня в Иерусалиме (при этом Воскресенский храм длиннее своего прототипа на 10,65 метра). Собор  объединяет основные христианские святыни: место казни ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ (Голгофский  придел в юго-восточной части храма); место погребения и воскресения ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА (Гроб Господень в центре ротонды в западной части храма); место обретения честных древ ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ равноапостольной Царицей Еленой 6 марта по ст.ст. 326 года (Подземная церковь во имя святых Царей Константина и Елены в восточной части храма). Храм имеет трёхчастную структуру: к крестово-купольному центральному объёму с главным алтарём, освящённым в честь ВОСКРЕСЕНИЯ ИИСУСА ХРИСТА, с востока примыкает выразительный по композиции и силуэту – развитая алтарная часть собора с заалтарными приделами в плане подобна алтарям западноевропейских средневековых соборов – фасад с его отличительной пирамидальной ярусностью, центричностью и многоглавием в  сочетании с изящным декоративным орнаментом керамического фриза – «павлиное око». Под Голгофским приделом находится придел Усекновения главы святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, в котором погребён основатель и непосредственный строитель (сам делал кирпичи и вместе с веригами носил их на себе как простой каменщик) монастыря приснопамятный Патриарх Никон.
2009