Схожденье в бездну. Малая Глуша

Саша Снежко
СХОЖДЕНьЕ В БЕЗДНУ, или НОВЫЙ ОРФЕЙ. МАЛАЯ ГЛУША


В №12 журнала «Новый мир» за 2008 год впервые опубликован роман Марии Галиной «Малая Глуша», продолжающий традиции отечественной фантастики (братья Стругацкие etc.).  Он сразу  получил огромный успех и попал в шорт-листы сразу двух крупнейших литературных премий – «Русский Буккер» и «Большая книга».
Грешен, только сейчас, к концу 2009 года, прочитал «Малую Глушу». И был потрясён! Как зримо описано Марией схождение нового (чернобыльского?) Орфея в мир, где реальности так, переплетены, что трудно сказать – главный герой спустился в ад или сам пришёл из ада жизни без любимых людей, без отсутствия её смысла.
Читал и мне явственно представлялась не Малая Глуша, а моя деревенька из белорусского Полесья, от которой рукой подать до Чернобыльской АЭС (её далёкий вечнопылающий остов словно освещает мир Малой Глуши).  Действие романа Галиной моё сознание перенесло в деревню, где жизнь истребила чернобыльская катастрофа.
А псоголовые были когда-то в моих снах, где сгорал Чернобыль – город моего детства. Я метался на берегу Припяти и смотрел на сгорающий город…Припять – река времени – не пускала меня в прошлое, лихорадочно неся мимо чёрную воду. И брода не было. Я понял, что с горящим городом я потерял своё прошлое. Оно не возродиться из пепла, как феникс…
 Теперь всё это воплотилось в романе Марии Галиной! Дыхание захватывало, когда я (за один вечер!) вместе с героем, новым Орфеем, спускался из ада в ад.

Некто  Rkaorus на  http://books.imhonet.ru/element/1075941/  оставил рецензию, где готов подписаться под каждым словом:
«Мария Галина написала современную фантастику. Не ту, которую пишут все кому не лень, а ту, которая раздвигает горизонты и помогает пишущим рядом увидеть, что невозможное возможно, а возможное уже, пожалуй, неинтересно. В фантастике обязателен стертый, чисто функциональный язык? А вот вам два текста, написанных полнокровными, свободно дышащими фразами -- не политинформация, приодетая под художественную самодеятельность, а чистая авторская песня без скидок на эстетику КСП. В фантастике не должно быть много деталей, а все, которые есть, обязаны работать на сюжет? А вот так не хотите: "Страшная старуха с подведенными глазами, с распущенными волосами, в белом платье до щиколоток, выглядывающем из-под драпового пальто... на ее коленях лежала книжка, прикрытая сморщенной рукой, и длинный тонкий узловатый палец с длинным тонким желтоватым ногтем закладывал страницу. Старуха смотрела опухшими глазами в сторону моря.
-- Она читала "Алые паруса", -- печальным шепотом сказал Вася".
Ни одна деталь -- включая "Алые паруса" -- в дальнейшем не пригодится. Сюжет вообще пройдет мимо едва ли не половины главных героев. Полноценность, реальность жизни, текущей на страницах книги, не окажется поколеблена, сведена к прожиточному минимуму при столкновении с фантастическим допущением; жизнь устоит, пойдет дальше по своим законам. А что с фантастикой?

Тут следует отметить, что "Малая Глуша" -- это, в сущности, два романа -- или повесть и роман -- под одной обложкой. То, что говорилось выше, в большей степени относится к первой повести -- "СЭС-2"; там фантастика, в общем, смотрится бледновато на фоне жизни, самыми страшными монстрами оказываются обычные -- и почти не участвующие в основном сюжете -- люди, а сами монстры выглядят либо довольно расплывчато, либо никак не описаны. Тоска советского провинциального безвременья с разгромным счетом переигрывает злых духов древности в борьбе за право довести читателя до судорог.

Что же до второго романа, собственно "Малой Глуши", то там фантастика работает, да еще как. Морок наваливается с первых страниц, постепенно, мягко, неотвратимо; вызывающие оторопь зацепки сначала разбрасываются по безмятежной как будто картинке сначала скупо и почти незаметно, потом их делается все больше, напряжение -- все сильнее, пока наконец все не сливается в один леденящий кровь сюр. Думаю, выйди роман отдельно от повести, многие бы не согласились проводить его по ведомству ни фэнтези, ни НФ; перед нами очевидно был бы текст, балансирующий на грани между триллером и авторской мифологией, вещь, способная собрать за одним столом поклонников Стивена Кинга и "магического реализма" (если вторых, после того как они прочитали Павича, еще сажают за стол, а не кормят протертой кашкой в постели). Но соседство с "СЭС" делает шок и блеск "Глуши" чуть тусклее, чуть, извините, приглушеннее -- и от этого она, как ни странно, становится лучше, изящнее, начинает свободнее открывать смысловые оттенки».

Прочтите эту книгу!!!

Саша Снежко, г.Гомель

Рецензии: http://www.chaskor.ru/article/pokrov_nad_bezdnoj_13028

Ваш http://inf.by/gomel_lib/868/