От квазирокера до предводителя менестрелей

Лилия Внукова
 "Blackmore`s Night": от "квазирокера" до предводителя менестрелей,
                из модели в Нъю-Йоркские ведьмы
               
               
        В последнее время в интернет-чатах возникла нездоровая полемика, соперничество  -- среди тех, кто помнит рок-карьёру Блэкмора и среди тех, кто начал слушать его гитару с Blackmore`s Night. Хочется, насколько это возможно, собрать и сопоставить разрозненный интернет-материал, часто грешащий «подчистками вслед», проследить закономерность создания такой группы, как Blackmore`s Night, и попытаться выяснить причину её проблем.
Приведённые ниже отрывки из истории  Rainbow взяты со страниц русскоязычного сайта поклонников этой группы, они послужат своеобразной предысторией в дальнейшем разговоре о Blackmore`s Night, о Кэндике Найт (Candice Night, Кэндике Израэлоу).

«В 1974 году Ричи Блэкмор всё более и более разочаровывался в Deep Purple. Причиной тому была обстановка в группе (…). Ричи Блэкмор о сложившейся ситуации говорил так:
«Я не мог вынести записи ещё одного альбома. Stormbringer был полной ерундой. (…) И я сказал: послушайте, я ухожу, не хочу разваливать группу, но с меня хватит. Из команды мы превратились в пятёрку эгоцентричных маньяков. Духовно я ушёл из группы ещё годом ранее [официального ухода].»
(…) О Рейнбоу:
Одной из примечательных черт Rainbow были неформальные отношения между участниками группы. Инициатором таких отношений был Блэкмор, начавший делать своеобразные шутки и розыгрыши ещё во времена Deep Purple. (..)
Группа Rainbow прилетела в студию «Shateau d’Herouville», где был записан предыдущий альбом. Но в этот раз запись шла очень вяло, и интереса к ней никто не испытывал. Ричи Блэкмор:
По прошествии шести недель мы обнаружили, что практически ничего не сделали. По сути дела, мы по-настоящему бездельничали, и если получалось найти хороший повод уклониться от записи, мы его использовали. Думаю, тот факт, что мы играли в футбол в течение десяти дней подряд, не способствовал работе.
Ещё одним развлечением для музыкантов были упоминавшиеся ранее блэкморовские «шуточки». Объектом их мог стать любой.
(…)
После недолгого перерыва, группа вновь отправилась в замок «Herouville», где продолжила работу над материалом для нового альбома. Здесь была записана «Gates Of Babylon», которую Блэкмор считает одной из лучших своих песен. Также была по-новому записана баллада «Rainbow Eyes», в чём группе помог баварский струнный ансамбль.
(…)
Блэкмор привлекает к сотрудничеству своего бывшего коллегу по Deep Purple Роджера Гловера. Предполагалось, что Роджер станет продюсером следующего альбома Rainbow, но вскоре Блэкмор предложил ему стать бас-гитаристом группы. Роджер Гловер:
Я больше не хотел играть в группах, когда покинул Deep Purple. Когда я пришёл в Rainbow, то подумал: «Боже, я же не собираюсь снова это делать!» Но, увидев играющего Ричи, я сдался… Хотя у Rainbow были потрясающие живые выступления, столь же потрясающе малыми были продажи их записей. Rainbow была обречена. Хотя Полидор продавал немало записей Ричи, этого не хватило, чтоб удовлетворить его. А посему жить группе больше не полагалось. Моей задачей, чтобы спасти Rainbow, было придать музыке хоть немного коммерческую направленность, больше мелодичности и поменьше агрессии, демонов, драконов, ведьм и прочей нечисти. Больше простых вещей вроде секса, секса и ещё раз секса.
(…)
Блэкмору ничего не оставалось кроме как положиться на случай. Работа над альбомом продолжалась без вокалиста. Роджер Гловер выступил здесь не только как бас-гитарист и продюсер, но и как автор текстов и мелодий. К тому времени количество отбракованных кандидатов на роль вокалиста перевалило за пятьдесят.
(…)
20 апреля 1994 Вайт (вокалист) был принят в группу официально (...)
Первоначально Дуглас Вайт писал тексты в стиле ранних Rainbow, но Блэкмор потребовал убрать то, что было связано с тематикой фэнтези. Кроме того, Блэкмор просил добавлять в тексты элементы, которые бы «нравились девочкам». Переписывать тексты Вайту помогал продюсер Пэт Рэган. По настоянию Блэкмора, в написании текстов участвовала его жена Кэндис Найт. В новый альбом Блэкмор решил включить обработку мелодии Эдварада Грига «В пещере горного короля», для которой Блэкмор задумал написать слова и поручил Вайту их сочинение. Вайт принялся за работу над текстом, но Ричи Блэкмор вскоре постучал в дверь и заявил, что Кэндис уже всё написала.
Запись нового альбома началась в январе 1995 года в Нью-Йорке, в Cеверном Брукфилде. Для Пэта Рэгана стало постоянной работой передавать Вайту инструкции от Ричи.(…)
В записи альбома также поучаствовали Кэндис Найт, записавшая партию бэк-вокала для песни «Ariel», и Мич Вэйс, сыгравший на гармонике. Альбом получил название Stranger in us all.
В сентябре 1995 начался тур в поддержку нового альбома.
(…)
Первый концерт состоялся в 30 сентября 1995 года в Хельсинки. Далее группа концертировала в Германии, Франции, Бельгии. Во время турне группа исполняла как новые песни, так и песни из прежнего репертуара
(…)
В 1996 году, помимо гастролей, Ричи Блэкмор начинает записывать акустический альбом, навеянный музыкой эпохи Ренессанс вместе с Кэндис Найт. Она исполнила все вокальные партии, а также была автором текстов. В записи альбома также участвовал Пэт Рэган. Это был по сути сольный альбом Блэкмора, где он сыграл на большинстве инструментов и был продюсером.
(…)
В начале 1997 года группа гастролирует по США и Канаде. После третьего концерта Дуглас Вайт подхватил простуду и потерял голос. Но концерты не были отменены или перенесены и Вайту, по его признанию, «пришлось позориться». Блэкмор всё больше терял интерес к Rainbow и всё более думал о новом проекте под названием Blackmore's Night. В том же году выходит первый альбом этого проекта Shadow of the Moon. Вначале планировалось, что Блэкмор будет совмещать выступления в Rainbow и Blackmore’s Night, но в конечном итоге Блэкмор теряет интерес к Rainbow и распускает её. Запланированные гастроли Rainbow по восточному побережью Америки были отменены. Дуглас Вайт:
«Я, Ричи и Кози Пауэлл пошли в бар и просидели там всю ночь, травили байки и пили вино. Вскоре, после одного из концертов, Ричи был в хорошем настроении. И тут я узнал, что не буду с ним больше играть. «Извини, Дуги, бизнес». Я пару недель подождал, думал, всё образуется, но никто не заговорил со мной о Rainbow. В пятницу 13 июля я позвонил Кэрол [Стивенс] и окончательно удостоверился в том, что уволен».
В 1998 ходили слухи о том, что Блэкмор, Пауэл и Дио вновь соберутся в Rainbow. Но для Ронни Дио это стало неожиданностью.
«Слухи остаются только слухами. Мы не обсуждали это с Ричи, а он единственный, кто в силах вернуть Rainbow. Может быть, когда-нибудь вы ещё увидите нас на одной сцене, но только не сейчас. На данный момент мы оба заняты своими проектами. Но я не исключаю и того, что Rainbow больше никогда не будет»». (Дата публикации на сайте 12. 02.2009)

Вся долгая предыстория создания Блэкморс-Найт (если можно назвать предысторией целую группу, и очень хорошую группу Рэйнбоу…) говорит о давней любви Ричи ко всевозможным замкам и шуточкам в стиле Средневековья. То альбомы записывались в замках, что пугало вокалистов. То демонстрировалось негативное отношение ко всему материальному, и вообще принципиальный негативизм в духе 60-х. Об этом и сам Ричи говорит в интервью для Радио-Рок, перед Петербургским концертом: «Сегодня я ближе к музыке Ренессанса. Все, что я слушаю на досуге, и все, что я играю, является музыкой эпохи Возрождения. Иногда возникают мысли, что нужно играть что-то более современное, но я получаю больше удовлетворения именно от Ренессанса. Музыка, которая мне нравится, написана в 60-ые годы. В 1560-ые. Но и в 1960-ые тоже. Можно сказать, что я хиппи из 60-ых годов, и мне нравятся такие группы как Procol Harum, Jetro Tull, Хендрикс и люди его толка. Если честно, то сегодняшняя музыка меня не вдохновляет. Сегодняшняя музыка мотивирована деньгами. Я думаю, что примерно с 1975 года, когда появилось диско, и большой бизнес понял, что на этом можно заработать, это меня стало отталкивать. И сегодня, если посмотреть телевизор, там все время какое-то очередное модное фуфло, которое они раскручивают на этой неделе. Они все время манипулируют народом и диктуют, что люди должны слушать вместо того, чтобы оставить естественный выбор за народом. Все мотивированно долларом. Вы можете играть в Ренессанс в другой раз, но сейчас давайте сделаем что-то, что будет продаваться. Но мы этого не делаем, и наш некоммерческий подход приносит плоды. Люди пишут нам удивительные письма, в которых спрашивают, почему нет других таких же групп.
К счастью, я был в группе, которая, так сказать, все счета выплатила, и я смог накопить немного денег. Финансовая независимость позволяет мне заниматься любимым делом»*.
Да и что такое пресловутый «скверный характер» Ричи? Это ведь тоже часть сценического образа. В двадцатом веке художник (поэт, писатель, музыкант – творческая натура) – всегда социализирован, и вынужден, по сути, создавать  жизнетворчество.

В 94-ом году, во время записи последнего альбома Рэйнбоу,  Кэнди Найт было немногим за двадцать, и она уже была подружкой Ричи, поучаствовала в записи альбома с подачи и по настоянию мэтра, с которым никто, конечно, не мог спорить (об авторитарности Ричи говорит хотя бы тот факт, что за не-игру в футбол участника коллектива могли сделать изгоем). Тем более что речь велась о партиях бэк-вокала. Трудно поверить в то, что человек, забраковавший пятьдесят! профессиональных вокалистов (в критической ситуации) для своей группы, остановился на вокале Найт, как на чём-то особенном… Да и первый альбом группы – в нём вокал Найт уведён в тень, как бы остранён, что хорошо. Это создаёт эффект таинственности, некоторой летописности, что присуща тяжеловатым (для песен) текстам г-жи Найт.
Приведённые выше отрывки взяты со страниц сайта поклонников Ричи Блэкмора и Рэйнбоу, что может сразу же вызвать возражения со стороны поклонников Кэнди Найт. Такая оппозиция прочно закрепилась среди почитателей творчества Ричи в России. Но в 1998 году, когда группа Блэкмор-с-Найт только начинала обороты, вышла видеозапись (в то время – на видеокассетах), где Кэнди сама рассказывала, что познакомилась с Ричи как журналистка Нью-йоркского радио, на котором она вела программу вроде бы о Кельтике. Подошла взять автограф – после дружественного футбольного матча рок-музыкантов. Привлекательная, стройная девица была замечена Мэтром, с этого всё и началось.
Историю о журналистской практике (и прочем) мс. Найт на русскоязычных сайтах её почитателей теперь старательно замалчивают, придумывая госпоже Найт невероятные певческие карьеры. Видимо потому, что это задевает чувство профессиональных музыкантов? (тех пятидесяти, отвергнутых?), а так же множества множеств фанаток готического героя?, изобразившего (как встарь…) сатанинского менестреля? Ведь это нынче так модно! Но факт есть факт – до встречи с Ричи певческий опыт у Кэндис был очень мал. Журналистка из Нью-Йорка с образованием колледж (о чём тоже, в своё время, писалось на её сайтах). Если учесть, что Кэнди, на момент встречи с Мэтром, было всего лет 19-20 – таковой карьеры и быть не могло.
К сожалению, копии этой видеозаписи нет, чтобы доказательство было полным. То же о сведениях с первых сайтов -- не было мысли их копировать. Но такая запись была, и, может быть, ещё есть в чьих-нибудь фильмотеках.   

На разрозненных и сумбурных страницах Интернета сохранились даже такие невероятные новости, что г-н Блэкмор ещё и в фильме снялся с явно готическим уклоном (конешно, о Сатане!),  что на этот фильм было потрачено много денег. Разумеется, одну из ролей сыграла Кэнди Найт. Ангела-спасителя раскаявшегося менестреля?... Это вопрос остался неразрешённым, так как о фильме больше нигде не упоминалось,  то ли его сняли – и благополучно забыли о нём? То ли вообще недосняли… Интересно, кто писал сценарий?...

В Интернет-полемике о группе Блэкмор-с-Найт, можно встретить и такие, довольно честные замечания, что, мол, слушаю группу давно и с удовольствием, но вокал г-жи Найт чем-то раздражает.
Из чего родилось это недовольство, и вообще могла возникнуть подобная полемика?
«Зри в корень», как говорил бессмертный Козьма Прутков. И проблема здесь в несоответствии стилей. Можно возразить -- стиль Блэкмор-с-Найт до сих пор так и не определён! Это так. Тенденция к смешению стилей существует уже давно, и не только в музыке. Вся соль данного процесса -- как и в каких пропорциях смешать. Иные стили могут быть просто несовместимы друг с другом. По крайней мере, российский слушатель отнёс творчество Блэкмор-с-Найт к разделу «готика» с привкусом фолка (фолк-рок, арт-рок...и т.п.), и лучшие альбомы этой группы, по внутренней наполненности, соответствуют данному термину. Они же самые популярные в народе – Тень Луны, Призрачная Роза, Под Фиолетовой луной. И даже альбом Огни в Полуночи, хоть он уже вызвал споры и раскол аудитории.
Историю развития готического жанра можно оставить для следующих статей, но стоит отметить, что в современном искусстве (кино, музыка… ), особенно американском, готика неразрывно связана с темой Города, урбанизации. Известный всем «Бэтмэн» насквозь пронизан готическими символами, начиная с его плаща летучей мыши и заканчивая схваткой с тенью в разрушенной церкви. И даже человек-паук тяготеет к финальным битвам в готических соборах.
Готические мотивы пронизывают все тексты г-жи Найт, это и дерево-виселица, и тема смерти, и обращение к древним обрядам (с большой натяжкой друидическим – разве сохранились достоверные сведения об этих обрядах?, скорее уж – виканским*), постоянные образы тени, луны, ночи, разнообразных призраков (в том числе роз – хотя как может роза, растение, стать призраком?...). А готика требует особой стилистики поведения да и самого вокала, и, совершенно точно, не может сочетаться с ярко-жеманными интонациями, а тем более с подчёркнутой, приземлённой эротичностью, которую начали приписывать (и привносить) в образ г-жи Найт. Это сразу же придаёт всему тексту фальшивость (в понятие текста включается и визуальный ряд, что неизбежно возникает у слушателя). 
Пока сочетание женского кокетства и готики было лёгким, и перевешивала и доминировала готика или классика, в лице Ричи, пока кокетство было всего лишь привкусом, делающим группу особенной, это воспринималось слушателями. И, в данном случае, Блэкмор, как средневековый алхимик, сумел составить волшебный «эликсир сатаны», (его) пленительная Венера (речь идёт о сценическом образе) не обязательно добра, и даже вовсе не добра. Охотно верится, что такая тонкая работа, по удержанию равновесия столь чутких весов, стала намного интереснее Блэкмору, композитору и музыканту, чем надоевший рок. Об этом он во всех интервью говорил открыто.
Но вот женское доминирование взяло верх, чуткие весы качнулись в другую сторону, и улыбка Венеры стала слишком откровенной, слишком прямолинейной, и, в чём-то, даже грубоватой, с явно толкинистическим привкусом к тому же , эти интонации появились и в манере исполнения.
Соответственно, те, кому нравилась жеманная сторона данной группы – остались довольны. Но почитатели рок-основы, продолженной  в более тонких готических  (современной готики) тенденциях – остались не довольны, или в недоумении.   

Ну что, ей богу, зазорного в том, что опытный в раскрутке всяческих групп мэтр, со связями и бесспорным авторитетом в мире музыки, создал госпожу Найт, словно Мастер пленительную Галатею?  Зачем же это скрывать? Очень немногие современные певицы могут похвастаться тем, что им не помогал никто. Таких можно пересчитать по пальцам, кто завоевал мир не просто силой, но мощью своего божественного дара. Как, например, Эдит Пиаф, которая сама потом помогала своим мужчинам «создать себя». Да и разве ужились бы рядом два столь мощных таланта, и, добавим сразу – два эгоцентрика, два странных человека с периодами взлётов и падений, что характерно для всех харизматически-сильных личностей? Конечно, нет.

Ниже приведу иллюстрацию – интервью с Ричи Блэкмором.
« Новый проект Блэкмора, группа Blackmore's Night, - то, чего меньше всего ожидали от квазирокера (!). От музыки веет рыцарскими турнирами, а может, даже крестовыми походами, ее играют в декорациях средневековых замков и баварских домиков времен императора Максимилиана I.(…)
- Неужели, сочинив Smoke On The Water, вы не понимали, что именно ее (историю музыки) и сотворили?
- Да что вы! Я просто играл рифы, Ян Пейс - на ударных, нас было только двое. Просто идея ритма, еще одна песня, ничего особенного.
- Когда вам лучше сочиняется?
- Я сова: встаю поздно, а играю целую ночь напролет, ложусь спать уже под утро. Это ночной тип музыки. Я люблю ночь, потому что люблю тишину. А ее сейчас так трудно найти! Днем люди производят столько ненужного шума, я их называю "шумовыми загрязнениями".
- Не могу представить музыку Blackmore's Night на больших стадионах.
- Ну почему же? Мы выступаем и на стадионах, но больше - в старинных замках, в камерных театрах и даже в церквях. Невозможно сравнить уютную атмосферу малых залов с большими - холодными. Я теперь и не знаю, как вернуться к стилю игры для стадионов.
- Разная энергетика?
- Абсолютно. Когда ты выступаешь перед 10 тысячами, ты больше сконцентрирован на притворстве, актерстве, театральных эффектах. Когда тебя слушают 100 человек, ты больше сосредоточен на самой музыке, на своих чувствах.
- Новым музыкантам нравится с вами работать?
- Они это ненавидят.
- Почему???
-А я им денег не плачу. А еще избиваю микрофонной стойкой, не кормлю и запираю на ночь в подвале замка, ха-ха-ха!
- У вас есть ученики?
- Да, я учу соседских детишек. Мы живем в лесу, возле моря. Вечером они собираются у нас, мы жжем костер, печем картошку. Мы вместе играем музыку, написанную за пять веков до того, как они появились на свет.
- Вы знаете, сколько в вашем доме гитар?
- Двадцать. Что-то вроде того. В основном акустические - их 12. И, наверное, 8 электрических. Но на этих я играю редко.
- Вы осознаете, какую энергию несет в зал ваша игра? Вообще музыка может рассматриваться как инструмент воздействия на человеческий разум?
- Если гитарой, да по головушке - очень даже может!
(…)
- На последнем "Грэмми" были одни американцы. Разве это не дискриминация музыкантов из других стран?
- Хорошая постановка вопроса. Почему, когда я в Европе, там звучит много других групп, а как только попадаю в США, то слышу только американские команды? У Майкла Олдфилда столько хитов в Старом Свете, а в Америке его не знают. Да там не знают даже ABBA! Это - грандиозный эгоизм американского рынка, 97% которого отдано на откуп "своим". Пожалуй, единственная английская группа, которую они знают, - это U2. Да и то только потому, что они ирландцы...» (*ст-я Елены Семеновой, 12.12.2000))
В интервью видно, что на серьёзные, верные вопросы журналистки Блэкмор отвечает откровенно. Эти вопросы касаются создания Дыма Над Водой, работы с большими – и малыми залами, и т.п. Это очень интересные замечания человека, который всю свою жизнь провёл на сцене. Вот только почему "квазирокер", русского слова не нашлось?... Это корявое слово и в первых же, ударных строках вызывает ассоциацию разве что с Квазимодо...И, кстати, приставка квази- означает недо-, то есть журналистка на полном серьёзе желая подольстить своему кумиру из-за собственной некомпетентности назвала его "недо-рокер", то есть рокер наполовину! А может быть, в этом скрывался особо тонкий намёёк -- мол, Блэкмор-с-Найт -- никак не назовёшь роком?? Что ж, и такое может быть.
 Ну и, конечно же, Ричи Блэкмор "не понимал, что сотворил", написав уж (нынче) до тошноты заезженный риф Дыма Над Водой. Буквально, как Господь Бог – сотворил что-то непонятное. И Господь хотел сотворить что-то по образу и подобию своему, а получился человек… Ещё к тому же журналист, иногда, в иных вариациях…То ночи с Блэкмором проводят, о чём говорит г-н Боронин в названии своей статьи (в мечтах своих, што ли?...), то приписывают ему  чуть ли не Божественные акты творения…
Над другими, не слишком умными вопросами журналистки, Ричи откровенно юморит – например, уже о явно надоевшем ему штампе по поводу «несносного характера», о замках, и зарплате для музыкантов. Хотя полностью в стиле Ричи подать эту информацию, как нечто совершенно невозможное, абсурдное, и всё же, где-то за логическим мышлением, у читателя возникает совершенно дурацкая мысль – а почему бы нет, если дело касается г-на Блэкмора? Это отработанный актёрский ход, на котором любит играть Блэкмор, интригуя. Публика этого ожидает. Так же как ожидает видеть его в роли сатанинского менестреля (атский сотона…). Но ведь мы не приписываем оперному певцу, играющему роль Мефистофеля в «Фаусте», что он-то вот и есть сам этот сотона… Однако же рок-музыканту подобный перевёртыш грозит сплошь и рядом, именно по той причине, что карьера рок-музыканта, так уж исторически сложилось, это в большей степени, чем какое-либо другое творчество, жизнетворчество.

 Недавно в Москве прошёл концерт возрождённого Рэйнбоу с Юргеном Блэкмором в роли соло-гитариста. По причине этого стали известны некоторые личные подробности, например, что господин Блэкмор был женат трижды, и от первого брака у него есть сын.
И впечатления слушателей:
«Звук был плохой, Юрген постоянно трогал уши (в нашей стороне гудело и он постоянно сваливал в другой конец). Вообще Юрген скромняга, не выделяется. Скован был в начале. Порадовал Грэг Смит. Очень улыбчивый и хорошо поддержал на бэк-вокале. Вообще, мне показалось, что музыканты были счастливы, что удалось тряхнуть стариной!"
 
Концерт в Санкт Петербурге
16 февраля 2009
...Громкий звук…, попытка скрыть несостоятельную игру Йоргана. Да ради Бога, никто не ожидал от этого хорошего парня проявления папиного таланта. И нас собрало под сводами Октябрьского не его имя, как думали организаторы. Нужно знать русских. Мы не осудим, если с открытым забралом, если как есть. Уж рифы гитары Ричи знали все, кто там был. Мы пришли на праздник, а нас попытались оглушить коммерческим звуком. Но праздник все равно состоялся (...)
Концерт в Харькове, 26 февраля 2009
1. Рок в Харькове
...Йорген Блекмор. До появления в составе Over the Rainbow он практически не был известен (..)Йорген согласился на участие в проекте только тогда, когда Ричи дал добро. То есть все понимали, что раз сам Ричи Блекмор одобрил такую авантюру, значит оно того стоит. (...) Ричи давно распрощался с роком и вот уже более 10 лет играет что-то наподобие английской фолькмузыки со своей свежеиспеченной супругой Кэндис Найт в группе с красноречивым названием Blackmore’s Night. Также он неоднократно заявлял, что участие в любых рок-проектах ему неинтересно.(…) Cамо название группы отвечает на вопрос: "Да, (Ричи) Блекмора не будет". К тому же есть подозрение, что нынешний Блекмор все равно не смог бы удовлетворить поклонников. Славившийся несносным характером, Ричи частенько лихо зажигал на концертах. А нынешнего предводителя менестрелей в такой роли представить очень сложно.»
Нельзя не согласиться с этими выводами. Автору статьи можно указать только на один (вероятно, осознанный) промах – разве имя Блэкмор стало таким привычным для русского слуха, вошло прочно в обиход, чтобы употреблять его на русский манер – Блекмор?
       Да!, "предводителя менестрелей" в роли "квазирокера" теперь представить очень сложно!
С какой горечью пишет поклонник Рэйнбоу -- "Да, Ричи Блэкмора уже не будет"! Уже нет того кумира, которого создавали... Но, разумеется, не Ричи Блэкмора. Хотя сейчас в интернете повсюду написано, например, такое, что Ричи англичанин, учился классической гитаре у известного английского гитариста! И все уже в это верят, и считают это чистой правдой. С развитием информационных технологий и мифотворчество работает быстрее. Стиль Блэкмор-с-Найт требует того, что бы кто-нибудь из них (двух лидеров) был из таинственного Альбиона (где в 19 веке и родился первый готический роман). И поэтому Ричи стал англичанином. А если бы они исполняли народные мелодии Зимбабве -- и их музыка стала бы популярной -- то кто-нибудь (например, Ричи -- волосы и так чёрные) стал бы негром. Это вполне политкорректно к тому же...

................................

 Кто же она, девушка, отвоевавшая у всего рок-содружества своего "квазирокера" (та девушка, которая поёт…) : нью-Золушка, гламурная пастушка, Нью-йоркская ведьма, увлекающаяся кельтикой, попросту -- двинутая толкинистка?... Или "та девушка, которая с ним спит" -- встречаются и такие, грубоватые высказывания. До смешного препирательства о красоте Кэнди. Да самая красивая певица Монсерат Кабалье! -- потому что она прекрасно поёт. Этого достаточно, чтобы искренне считать Монсерат красавицей. Взглянем на проблему с другой стороны, посетим официальный сайт Кэндики Candice Night ( на него проще всего зайти с официального сайта BN): что она сама о себе расскажет?... И о чём расскажет весь текст её, довольно основательного, сайта, вместе с картинками, музыкой и проч., и проч.
Первые же картинки гламурные дивчёночьи блёстки и феечки-сильфы. Сайт сделан богато. Осенью при открытии главной страницы падают листья, а вот весной почему-то падают... бабочки... Внешняя гламурность соблюдена и на сайте, как и в самой миссис Найт. Внешний блеск, явное тяготение к блеску, ломящая глаза яркость, всегда широкая (вызывающе широкая...) улыбка.

 Вот её автобиография, написанная, возможно, самой Candice Night, г-жой Найт:
"Очень-очень маленькой я уже была охвачена магией музыки. Мои родители рассказывали, что я пела в шестимесячном возрасте! Я начала брать уроки пения и актёрского мастерства уже в четыре года. Наша группа -- детский театр -- давала такие спектакли, как: Том Сойер, Цыгане, Привет Бродвею, Мэри Поппинс. Я всегда была на вторых ролях или в хоре, и была совершенно счастлива. Могла петь, и этого было для меня достаточно.
По мере того, как я взрослела, я начала пробовать другие занятия -- гимнастика, танцы, макраме... -- вот лишь некоторые из многих моих увлечений. Оказалось, что уроки фортепиано тоже могут быть увлекательными. Пару лет я увлекалась фортепиано и продолжала брать уроки актёрского мастерства и пения. В двенадцать лет я стала моделью, продолжая петь в школьном хоре.
До двадцати лет я была увлечена карьерой модели. Я занималась всем -- от рекламы до печатных объявлений пром.акций к выставкам продаж. Но я всегда чувствовала, что мне чего-то не хватает. Тот факт, что ты не можешь творчески вложить душу и сердце в эту деятельность -- это меня подавляло. Я обратилась к писательству.
Я до сих пор это делаю. Я писала живой дневник, о своих эмоциях, любви и потерях, своей философии. Я начала вчитываться в стихи других людей, делая пометки в книгах, выписывая цитаты из песен разных групп. Ничто не помогало мне сбежать в (фантастический) лучший мир так, как музыка. 
В 18 лет я должна была принять решение, где продвигаться в карьере. Я подумала -- записывающая компания, студия, радио? Всё что угодно, где я могла бы слушать музыку целый день. Я решила попробовать свои силы на местной Нью-йоркской рок-станции. Полтора года я работала на радио, и вступила на удивительную тропу. Я встретилась с Ричи Блэкмором, с Дип Пёрпл, на футбольном поле. Ричи многому научил меня. Я работала с Дип Пёрпл и Рэйнбоу бэк-вокалисткой, участвовала по приглашению в других проектах. И начала петь первую партию в Блэкмор-с-Найт, писать стихи для этой группы в 1997 году.
Музыка Блэкмор-с-Найт открывала дверь в прошлое. Так я способна погружаться во время Ренессанса -- романсов и рыцарства, мистерий и фантастики. Пару лет назад я начала осваивать инструменты Ренессанса и включать их в альбомы и спектакли. Теперь  у меня их целая коллекция! (*названия редких инструментов, самые известные из них электро-волынка и тамбурин).  Невероятное звучание этих инструментов целое новое измерение. И --  путешествие продолжается..."
 
Миссис Найт пишет правдиво, не придумывает себе сверх-образования, и не противоречит с тем, что рассказывается на сайте поклонников Рэйнбоу. В музыку её привёл Ричи Блэкмор. А до него -- пару лет увлечения вокалом и фортепиано, в школьные годы... Вот и всё... А потом ещё (уже в BN) увлечение старинными инструментами. Какие там классы фортепиано, консерватория, или глубокие филологические изыскания в кельтской мифологии! Пару лет, и достаточно. Всё быстро... Нет ссылок на издания каких-нибудь стихотворных сборников, или об участии в оных, нет вообще каких-либо конкретных фактов об учёбе и прочем до Блэкмор-с-Найт. А зачем? Дальше пошло просто "личное продюсирование Ричи Блэкмора", так было написано на первом диске. Но за честность -- спасибо.

Такая вот первая леди мистера "квазирокера", и до сих пор воплощающая на сцене свою детскую мечту -- модели, жеманной, сладенькой и "простоватой" Душечки -- Мэрилин Монро, только слегка мистифицированной. И у Ричи как-то получилось увязать это духовное содержание миссис Найт с рок-основой и готикой, фольклорными мотивами!  Шокирующее сочетание... Если вспомнить, какие внешние и внутренние нормы приняты в музыке подобного стиля -- назвать хотя бы Эния и Лоренну, поставить рядом трёх этих женщин, три визуальных образа... Английская сдержанность Лоренны, её академически сложенные руки, создающие некую замкнутость на себе. Кельтский крест и чёрно-красный классический тон платья Энии, её открытая, но опять же, по-английски сдержанная улыбка. Английская сдержанность, даже лёгкая чопорность в жестах этих женщин, и... И... костюм Простушки-Молочницы из невысокого качества мюзикла, отчего веет за версту американским "тонким  вкусом"!... А ведь г-жа Найт везде и всюду подчёркивает свою таинственность и магичность -- только с очень уж грубоватым, прямо-таки ролевым или толкинистическим привкусом.  В лучшем случае того самого фэнтези, против чего выступал (в Рэйнбоу) в своё время Ричи.  Самое лучшее фото, где можно рассмотреть лицо мисс Найт, это фото без её ужасного макияжа с бешеными накладными ресницами. Простое, домашнее фото, без всяких студий и игры в модель (октябрь 2009, на личном сайте К.Н.).

Впрочем, и в текстах Г-жи Найт, там, где снимается защитная "маска дня" сквозит образ печальный и в какой-то степени даже трагичный, именно в те моменты, когда в её голосе начинает звучать искренность, отказ от игры в разнообразные яркие роли. По-сути несущие в себе смысл защитной окраски. Внешняя -- яркость и успешность, внутренняя -- неустойчивость и не-состоятельность, в чём-то.... Может быть, как завершённой, гармоничной личности?...
Среди любимых текстов BN г-жа Найт указывает такие песни, как Дерево-виселица, Королева Фей... И некоторые другие, из последних альбомов -- не из первых. Такое впечатление, что первые свои тексты мисс Найт не жалует. Мол, было и прошло. И в одном из интервью ею было сказано: «Я считаю, что каждый из альбомов Blackmore's Night имеет свое собственное звучание, и я даже не знаю, можно ли каждую нашу следующую работу считать развитием предыдущей. В любом случае, все наши альбомы очень разные: "Shadow Of The Moon" оказался очень спокойным и даже расслабленным альбомом просто потому, что за 40 лет рок-н-ролльной карьеры Ричи устал от всего этого шума электрических инструментов. Следующая работа, "Under A Violet Moon", стала сборником более веселых песен. На "Fires At Midnight" в нашу музыку опять вернулись какие-то рок-элементы. Что касается "Ghost Of A Rose", то на нем сплавлены воедино лучшие музыкальные моменты всех предыдущих работ» (статья Всеволода Баронина*) А как же "любовь, потери и (даже!) философия", новой-то философии за полгода-год не придумаешь. По крайней мере, ни у кого из великих поэтов этого не получалось. К философской поэзии они обращались в зрелые годы, умудрённые жизненным опытом и, конечно, многими потерями. Мисс Найт отметила (как любимые) тексты, в основном связанные с язычеством. Кельтикой -- или чем-то другим, сложно сказать однозначно, не христианством, так  было бы сказать вернее.

 Если уж говорить о каких-то традициях, на которые в большей степени опираются тексты госпожи Найт, то это скорее виканство. Культ, изобретённый в Европе в к.19 нач.20 века и очень прижившийся в Америке. Смесь самых разных языческих представлений и верований, кельтики в том числе (почитания деревьев, растений, их символика), всё это связано с почитанием природы, а именно вечно-великой Богини и умирающего и воскресающего Бога. У викан свой календарь, обозначенный ритуальными обрядами, проводимыми в каждое время года (их так же четыре), и всего прочего, что подразумевает практическая магия в самых разнообразных её современных исполнениях. Популярны у викан различные амулеты, атрибутика -- культовые одежды для обрядов, жезлы, особенно магические кристаллы, устройство алтарей, и т.п. , всё завязано на магии стихий.
В песнях  "Blackmore`s Night" много разных, и косвенных, и прямо названных отсылок к стихийным обрядам -- взять хотя бы песню Шторм Storm. Фигурируют в текстах г-жи Найт и магические кристаллы, и священные деревья, и описание мистических откровений в различных магических местах -- на холмах (песня Огни в Полуночи Fires At Midnight), в лесу (песня Shadow of the Moon). Американские новые ведьмы. Всё это пропагандируется сейчас и в России, популяризируется сериалами, фильмами, и прочей попсовой продукцией. Так что теперь слово "ведьма" является синонимом понятий "гламурная дивчёнка", "соблазнительная дивчёнка", и, в конце-концов, даже слова "стерва"...
..........................

Мною сделано столько литературных переводов этой группы (часть выложена на прозе.ру), так что уже просто вошло в привычку отслеживать их дальнейшее творчество. Но если раньше переводы Blackmore`s Night выливались из очарования музыкой, из любопытства -- а что это поют на такую красивую музыку, с такими красивыми обработками? Это можно сказать  о первых двух альбомах, точнее -- только первом, потом уже интерес потихоньку угасал, от альбома к альбому, проявлялся вспышками, к отдельным песням. Последние альбомы песни прослушивались выборочно, как некая дань собственной традиции... Alas! Увы!...
Вот некоторые замечания и личные впечатления в основном по-поводу тех песен, которые мисс Найт назвала особо любимыми из репертуара своей группы.
 
Образ попсовой Феи (той самой, с крылышками), наверняка, прилепился к миссис Найт после песни Королева Фей.
Королева Фей, Танец (The Village Lanterne - Faerie Queen, Dance) -- одна из удачных песен и по мелодии и в стихотворном плане. Но, в той части, где звучит танец, обработку этой песни слушать невыносимо. Этот танец, с соляками Ричи, лучше не слушать совсем, никогда, чтобы не портить своего впечатления о хорошем музыканте. Ибо мс. Ричи повторяет соляки целыми кусками. Так что даже люди, мало слушавшие Blackmore`s Night, говорят в задумчивости: "А ведь я это уже где-то слышал...". Перевод, конечно, сделан. Литературный, на музыку (...) Первая часть медленная красивая песня, в стиле французских кансон. Во второй части вредит и капающий на мозги ритм этого не к месту прилепленного танца, однообразный, попсовый, вредит и эта залихвастость, идущая вразрез с задумчивым, красивым и глубоким текстом. Похвалы достойна Кэндика за красивые стихи. Она стала лучше писать, по сравнению с первым альбомом, где её с тексты (не все, примерно половина) не отличались философской глубиной.
 
Сделан перевод (на музыку) и Мельниц (The Village Lanterne -- 2006,Windmills), и Трёх Королей (Winte Carols -- 2006, We three kings).(...) Что можно сказать о текстах -- и о музыке? В ретроспективе времени? Музыка сильно сдала по сравнению с текстами. Тексты стали лучше, и теперь можно было бы заинтересоваться текстами. Мелодии стали менее яркими, повторяющимися, легко узнаваемыми, монотонными. Тональности менее разнообразными. В какой-то степени здесь есть попытка следовать простоте фольклорного образца. Но (прочитанные) последние тексты по-прежнему если не мрачные, то по крайней мере и не весёлые. О Трёх Королях хочется поговорить отдельно(это песня народная). Что же касается Мельниц, будут следующие заметки. Во-первых -- никогда не ориентируйтесь на готовые подстрочники (ложно называемые переводами), те, что выложены в Интернете. Сколько людей, по большому счёту, столько и прочтений, это особенно касается английского языка... Один трактует эту деталь так, другой по-другому, а в деталях ведь вся соль художественного текста!

  Но что касается Мельниц... В тексте речь идёт о Дон Кихоте и его войне с Мельницами. Сцена эта известна многим и давно уже стала аллегорической. В данном тексте интересно то, что главная героиня его Мельница, олицетворение всех "теней и демонов". А Дон Кихот всего лишь несчастный безумец, сражающийся "со своими тенями и демонами". Описаны чувства чудовища, с которым сражается неутомимый рыцарь. И это необычный ход, употреблённый уже мисс Найт раньше в тексте Дерево-Виселица. Там центральный персонаж -- само дерево, не в среднем роде, а в женском. Когда женское, покровительствующее жизни начало ("в моих ладонях вили гнёзда птицы") -- помимо её воли, сделали чудовищем, Виселицей.    
Примечательно то, что стало больше философских текстов, из приведённых трёх -- ни одного о любви.
 
Внутренняя печаль присутствует и в Королеве фей, и в Мельнице, где центральные персонажи женские. Не знаю, есть ли у Королевы Фей мисс Найт крылышки сильфа, но её королева плачет. Эта Королева Фей, она словно бы вся природа, и она плачет хрустально-светлыми, сияющими слезами, но всё-таки плачет. Красивый текст, глубокий, печальный. Хрустальный в своей простоте.
Эти песни всё больше хочется исполнить тихо, просто под гитару-лютню, задушевно. С каким-нибудь красивым  дуэтом классических гитар, в стиле Грега Джоя -- канадского музыканта, гитариста-классика, чьи композиции, большей частью, представлены на альбоме Королевство Блэкмора. Получился красивый альбом, раскрученный нашими пиратами под брендом Ричи. Хотя чувствуется, что над Мельницей Ричи работал даже с некоторым вдохновением. Там нет никакого танца, к счастью.

  Музыка и текст Трёх Королей традиционные, трек с тем же названием есть, к примеру, в альбоме Грега Джоя, 1999 Рождественский альбом. И многие другие исполнители обращались к этой песне -- Рождественскому Гимну (*подробнее -- в отдельной статье об этой песне).  В Трёх Королях красивое начало на синтезаторе, сразу цепляет слух. Гитара скромна, и к лучшему. Но припев слишком выпячен, опять с этими капающими ударными, с трубами и барабанами, как это говорится, так что бурное обилие разнообразных звуков заглушает голосовую мелодию. Простота куплетов -- фольклорная, она смотрится хорошо, на фоне синтетического органа. На синтезаторе самое красивое звучание, пожалуй, именно органа.
То, что выявилось при более детальном анализе текста Трёх Королей, можно, в общих чертах, выразить так: миссис Найт потребовалось записать Рождественский альбом. Но её исполнение этой песни получилось светским или языческим, благодаря тому, что половину куплетов сократили.

Olde Village Lanterne (The Village Lanterne – 2006) -- песня, которая может идти на одном уровне с такими признанными хитами, классикой Blackmore`s Night, как Тень Луны и Под Фиолетовой Луной. Старый Деревенский Фонарь. Но музыка песни, возможно (?), не принадлежит Ричи, песня указывалась в одном из альбомов МАЙКЛА ОЛДФИЛДА. Если вслушаться -- песня, действительно, выпадает из стиля BN, прежде всего, своим ритмом и сильной партией синтезатора. И ритм этот характерен для произведений Олдфилда. Возможно, Ричи написал гитарное соло, а Кэндис текст, но саму песню -- Олдфилд.

 Так или иначе, однако в этой песне, как в прежние (добрые!…) времена, прежде всего другого «зацепило» музыкой… Текст (и мс.Найт, и мой перевод) посвящён друзьям, дружбе. Или чему-то, что больше дружбы, что связывает людей в одном пути – даже после смерти кого-то одного… В принципе, я считаю, что перевод получился, потому что удалось уловить сам дух текста. Вот когда так, то лучше, чем если начинаешь вымучивать строфическую точность. Сколько угодно примеров, когда переводят со строфической и даже словесной точностью, а перевода, то есть нужного лирического настроения – нет.  Хотя, вроде бы мой перевод посвящён Женьке, что противу всяких правил, ведь Кэнди Найт ни сном ни духом не знает о Женьке. О Евгении Бирюковой. С лёгкой руки Женьки я начала когда-то  слушать Блэкморсов, мы, вместе, начали их переводить и играть! В 1998 году. Да, Белая Роза – и Алая Роза… Белая Роза теперь на Небесах… А как мы смеялись, сколько шутили!, хотели поехать в Англию, исполнять свои переводы в ресторанчике Блэкмора, или хоть бы возле него… Ну, где-нибудь в Лондоне, одним словом. Оттого, что понравилась музыка, и перевод вылился вдохновенно, легко. «Сестра» -- этого обращения нет в тексте мс.Найт ( примеч. -- есть в моём переводе). Но само обращение её к кому-то подразумевает обращение именно к сестре, и в том плане сестре, что не кровной, а духовной – к тем, кто связан с тобой духовными узами. Текст философский, и он не подразумевает никакой другой окраски, кроме философской. Поэтому «сестра» даже лучше, чем «брат». Когда уже сделан был перевод, подумалось : почему Женька? Потому что мы с ней были словно бы сёстры, словно бы в одной вере – в увлечении  искусством труворов, с чего тогда и начали. В этом пути. А именно о тех, кто идёт с тобой в одном пути, и к тем, кто идёт с тобой в одном пути адресован текст мс.Найт.  Слово «путь» подразумевается в самом широком своём контексте.

........................................

 Да, теперь мы тоже можем подурачиться и купить тыкву на Хэлоуин, праздник такой же насквозь коммерческий для нас, как и День Святого Валентина, и даже кое-где, на иных телеканалах, любоваться Деревом Повешенных. Известно, что один из Кельтских обрядов предполагал повешение на священном дереве. Вот о мыслях этого дерева и рассказывает миссис Найт в песне Дерево-виселица. Сейчас так модно говорить о магии, увлекаться Кельтикой и язычеством! -- и поэтому миссис Найт, конечно, на своём сайте приводит интервью для радио-язычников. Подстрочники её текстов можно найти на русскоязычных сайтах поклонников Блэкмор-с-Найт и Кэндики Найт.

 На этих сайтах (да и везде в интернете) почему-то подстрочники называют переводами! Это неверно, потому что перевод стихотворения предполагает стихотворную форму. Только в таком случае это можно назвать переводом. Подстрочник же, или подстрочный (дословный) перевод стихотворения, является рабочим материалом, как бы заготовкой. Подстрочник должен использоваться в критической статье о данном авторе. Но автора литературного (стихотворного) перевода указывают всегда, обязательно, переведённое стихотворение по-сути приобретает двух авторов – переводчика и самого поэта. На многие, известные стихотворения существует несколько переводов – например, стихотворение Эдгара По «Ворон». Разные переводы с полным правом можно поместить рядом. И очень интересно бывает читать различные варианты одного и того же стихотворения. Но это касается только литературных переводов, а не подстрочников.
 
Правдивость и действительность всё чаще сквозит в последних текстах госпожи Найт, скупо оброненными фразами, которые выпадают внезапно, запоминаются ярче. Это осознание действительности постепенно проникает в тексты. И в этом философия, идущая из альбома в альбом от которой миссис Найт не может отказаться или изменить её, как бы ей этого ни хотелось.

Ещё г-жа Найт увлекается фотографией и любит животных, особенно котов, так что даже любимая музыка для неё -- "урчание собственной кошки", а не какие-нибудь чарующие звуки экзотического средневекового инструмента. Часть средств от своих концертов группа передаёт на содержание питомников для бездомных животных. Такой благотворительностью сейчас занимаются многие популярные актёры на Западе.
  О вкусах Кэндики Найт (с личного сайта):
"Запахи: зимы, моря, сосен, белого мускуса, ванили
Напитки: чай со льдом, Шираз-Австралия красное вино
Еда: сыр, клубника в шоколаде
Новые представления группы: Век Рока на Бродвее! июнь 2009, Звезда Кэндика в Веке Рока (...)
Фильмы: Алиса в стране Чудес, Prince and The Showgirl, Man of La Mancha, Fiddler On The Roof, All About Eve
Песни BN: Дерево-Виселица, Королева Фей, Деревенский Фонарь, Мельницы
Цвет: вечернего неба, голубой
Известные люди: Sarah Brightman, Amanda Marshall, Kelly Clarkson, Joan Osbourne, Stevie Nicks, Maggie Reilly
Группы: Buckingham Nicks, All About Eve, Fleetwood Mac
Ансамбли старинной музыки: Des Geyers, Terra Nova Consort, Gothart, Owain Phyfe  Gothian
Музыканты: Себастьян Бах, Ян Андерсон, Don Henley, Lou Gramm, Nat King Cole, Owain Phyfe
Любимые места: какие угодно окрестности, природа... океан, леса, Большой Каньон
Любимые животные: Все животные!
Гитаристы: Ричи Блэкмор, Steve Lukather
Звёзды кино: Мэрилин Монро, Кэт Бланшетт, Кэт Винслетт
ТВ-шоу: Gilmore Girls, House, anything on the Veria station..
Поэзия: Озимандия* (см. в приложении), Desiderata, Star Fish
Отдых: прогулки по лесу, чтение, пение, садоводство, кулинария, приключения, наблюдения за птицами, фотография "

На личном сайте Кэндики можно посмотреть сделанные ею фотографии -- птиц, котов, цветков.... старинной церкви с высоты птичьего полёта... Корабли под сонным, как будто умирающим, закатным солнцем, и рыжий кот -- словно бы противопоставленный закатному, печальному небу. Рыжий кот с хищными глазами... Да, "действительность ярче того, что даёт воображение" (Дерево-виселица). И философия в том, чтобы в конце-концов принять всю жизнь, во всех её формах, так, как есть. И даже любоваться ею.
27 мая 2010 года у четы Блэкморов родилась дочка, Отэм Эсмеральда.

                (16.11.2009 – 10.01.2010 ) Лилия Внукова.
 


P.S (18.08.2010) Lillia-V: Сегодня наткнулась на видео Рейнбоу времён Ариель, и бэк-вокала Кэнди.
Это лучше посмотреть, чем комментировать. Да... ВО МНОГОМ только гениальность Ричи смогла создать их первый альбом... И... если хотите докопаться до причины чего-либо "ищите женщину", как говорят французы...

    http://you-tube.com.ua/movie.html?rt_movie_id=1678069

Ritchie Blackmores Rainbow - Temple Of T...


Ну а вот здесь уже более зрелый вокал г-жи Найт, в одной из самых сильных их песен -- Под Фиолетовой Луной. И всё же видно, что (в припеве) ей очень и очень помогают. Лунные Сёстры, своим красивым классическим двухголосьем, и даже басист (?). Да и Ричи, поддерживая жену, пускается в пляс с гитарой в руках. ))) Даже представить себе невозможно ВОТ ТАКОГО Ричи в прежних его проектах ))

   http://you-tube.com.ua/movie.html?rt_movie_id=1260514

Blackmores Night - Under a Violet Moon...



 Перси Биши Шелли

             103. Озимандия
                (сонет)

Я встретил путника: он шёл из стран далёких
И мне сказал: -- вдали, где вечность сторожит
Пустыни тишину, среди песков глубоких
Обломок статуи распавшейся лежит.
Из полустёртых черт сквозит надменный пламень,
Желанье заставлять весь мир себе служить;
Ваятель опытный вложил в бездушный камень
Те страсти, что могли столетья пережить.
И сохранил слова обломок изваянья:
«Я – Озимандия, я – мощный царь царей!
Взгляните на мои великие деянья, владыки всех времён,
                всех стран и всех морей!»
Кругом нет ничего… Глубокое молчанье…
Пустыня мёртвая… И небеса над ней…

                Перевод К.Д.Бальмонта

( Английская поэзия в русских переводах
 М, «Прогресс», 1981   с.364)               


*статья «Блэкмор на ночь (20.03.2004)» Всеволода Баронина Источник: www.openmusic.ru
* Интервью на "Радио Рокс" (Санкт-Петербург, 102.0 FM), дата публикации: 06.2002
*Автор: Елена Семенова, Сайт: Аргументы И Факты,Статья: Гитарист "тяжелого" поведения)