Правительство Германии спасается от прослушки

Анатолий Клепов
Как сообщила 17 ноября 2009 г.  газета «Bild», немецкое правительство заказало у компании Securismart несколько тысяч  криптотелефонов для защиты мобильной связи.  В дальнейшем планируется   резко увеличить закупки и в первую очередь для армии, разведки и полиции Германии. Наконец после многочисленных скандалов, разразившихся в Европе, связанных с прослушиванием около тридцати руководителей европейских государств, немецкое правительство решило полностью обезопасить себя не только от прослушивания разговоров по мобильным телефонам, но и от перехвата СМС и электронной почты.

 Косвенно, такое массовое использование  криптотелефонов правительством Германии развевает миф о надежности защиты GSM телефонии, которое декларируют крупнейшие производители мобильных телефонов.   Конечно, возможность целенаправленного искажения голоса и речи человека представляет еще большую угрозу,  чем прослушивание.  Это не представляет особого труда для криминала, который имеет на своем вооружении  современнейшие средства прослушивания мобильной связи, зачастую  более мощные, чем те,  которые имеются в наличии у спецслужб.  Можно прямо сказать, что технология спецслужб пошла широко в «народ».

В качестве примера приведем недавний скандал, который разразился в Колумбии. В октябре 2009 г. Президент Колумбии Альваро Урибе заявил, что поддерживает идею ликвидации Департамента безопасности страны и передачи его функций национальной полиции.  Его заявление основывалось на том, что руководству спецслужбы было предъявлено  обвинение в незаконном прослушивании  телефонных разговоров, ведущихся по мобильным  телефонам членов правительства, судей, и журналистов.

Расформирование крупнейшей спецслужбы Колумбии, которая существовала с 1953г. и в её штате насчитывалось более шести тысяч человек, предотвратило экспертное заключение российского ученого из Санкт-Петербурга Сергея Коваля.  Он использовал свои уникальные научные разработки и в результате проведенной им фонографической экспертизы смог убедительно доказать, что  колумбийская спецслужба не прослушивала телефонные разговоры правительства. Это утверждение основывалось на том, что при сравнении записей телефонных разговоров, распространяемых  местными СМИ в целях дискредитации  колумбийской спецслужбы, с записями, сделанными легально колумбийской спецслужбой, выяснилось, что в первом и во  втором случае записи были  сделаны на разном оборудовании.

 Было доказано, что такого оборудования у колумбийских контрразведчиков не было!  Таким образом, стало очевидно, что колумбийские СМИ получили записи  телефонных разговоров руководства страны от криминала и хотели использовать их для дискредитации спецслужбы, которая борется против них. Более того, выяснилось, что при публичной демонстрации публикации нелегально прослушанных записей  в речь говорящих были искусно внесены изменения, чтобы усилить эффект воздействия на общественное мнение в Колумбии.

Многие подумают, что всё это относится только  к далекой от нас Колумбии. А вспомните недавний скандал с Героем России командующим ВДВ генералом-лейтенантом  В. Шамановым.  Почти то же самое, что произошло в Колумбии. В «Новую газету», «случайно» к тому времени рассекреченные, попали материалы из уголовного дела Храмушкина, бывшего зятя В. Шаманова.  И конечно, совершенно «случайно» оказались  аудизаписи телефонных разговоров В. Шаманова.  В результате обнародования этих материалов прослушивания телефонных разговоров в СМИ разгорелся грандиозный скандал,  и В. Шаманову было объявлено предупреждение о неполном служебном соответствии.

Интересный факт.  В «Новой газете»  не опубликовали сведения о том, какая именно организация осуществляла экспертизу речи  В. Шаманова.  И почему для экспертизы  телефонных разговоров В. Шаманова, которые распространялись через российские СМИ, не были приглашены наши известные российские эксперты, заслуженно являющиеся мировыми лидерами в области проведения фонетических экспертиз. Они не теоретически, а на деле доказали свою высочайшую квалификацию и компетентность не только в Колумбии, но и в Саудовской Аравии и многих других странах.

Возможно, в результате такой экспертизы наши специалисты и выяви ли бы, как в случае с Колумбией, что телефонные разговоры В. Шаманова,возможно,  были кем-то фальсифицированы, чтобы не только скомпрометировать его, как командующего, но все войска ВДВ, которые являются наиболее боеспособными частями нашей армии.  Тем более, что В. Шаманов в своем интервью в СМИ сказал, что его речь была специально фальсифицирована, чтобы его скомпрометировать.

Неужели у нашего правительства не нашлось средств  и сил, чтобы провести  дополнительную фонографическую экспертизу,  подобной, которую сделало правительство Колумбии, чтобы  защитить  достоинство заслуженного генерала, героя России?   Тем боле, что по поводу фонетической экспертизы  телефонных разговоров у российской общественности возникает много вопросов, но, к сожалению, она не получает на них ответы.  И главный вопрос заключается в том, а кто же делает фонетическую экспертизу и достаточно ли компетентны  они для этого. 

Похожая ситуация сложилась  и в случае  с бывшим заместителем  министра  финансов России Сергеем Сторчаком.  По заявлениям  адвокатов С. Сторчака, ходатайствовавшим о прекращении  уголовного дела против него,  основную фонетическую экспертизу речи и голоса С. Сторчака, записанных в результате прослушивания его телефонных разговоров, осуществляли эксперты «Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка (АБОП)».  Деятельность этой организации официально запрещена Генеральной прокуратурой, так как от имени  своей академии награждали орденами, медалями и нагрудными знаками, имеющими большое сходство с государственными как будто это были государственные награды. Награды вручали не только российским гражданам, но и иностранным. В декабре 2008 г. деятельность АБОП  была запрещена Верховным судом РФ.  Возникает резонный вопрос: если эта академия подделывала государственные награды, то кто мешал ей подделать и результаты  фонетической  экспертизы?

В детстве мы все читали знаменитый роман А. Дюма «Граф Монте-Кристо».  Всем известно,  каким образом посадили в тюрьму главного героя романа Дантеса, когда он стал опасен важному государственному чиновнику. Метод был довольно прост. Подделали подчерк Дантеса и от его имени написали фальшивое письмо, которое его полностью компрометировало. В результате он оказался в тюрьме.

XXI век – информационный век. Раньше легко подделывали подчерк человека, а теперь с не меньшой ловкостью мошенники подделывают речь и голос людей, общающихся по мобильным телефонам. Всем известно, что мобильные телефоны  работают в GSM стандарте, т.е передаются в цифровом виде.   И все знают, что  при преобразовании голоса человека в цифровой формат голос человека пусть и незначительно, но изменяется.

Т.е. фактически теряется индивидуальность голоса человек что, естественно, значительно облегчает криминалу возможность фальсификации голоса и речи людей, пользующихся мобильными телефонами.  Поэтому так важно значение качества проводимой фонографической экспертизы голоса человека, говорящего по телефону, если его обвинение в суде основывается на материалах прослушанных телефонных разговоров.  Поэтому учитывая  беспредел криминала,   необходимо законодательно разрешить адвокатам самостоятельно выбирать организации, имеющие государственные лицензии, для  проведения лингвистической и фонетической экспертизы. 

В настоящее же время в соответствии с  российским законодательством только следователь  устанавливает, какую именно экспертную организацию следует назначать для проведения экспертизы.  Таким образом,  появляется возможность манипулировать результатами экспертизы, выбирая более «лояльную» организацию, которая  устраивает следователя.
Может быть,  стоит вспомнить о том, что современный мобильный телефон - это обычная радиостанция, разговоры по которой  довольно легко можно перехватить с помощью совсем недорогих радиотехнических средств. И тому есть масса свидетельств в открытой печати. 
Конечно, этим часто пользуется криминал, который,  неимоверно обогатившись, стремится захватить и высшую власть в стране. 

И это не философские рассуждения, а реальность. Только за последние годы в Европе были прослушаны мобильные разговоры около тридцати руководителей европейский государств  и несколько десятков тысяч крупнейших бизнесменов.  Может быть,  в связи с этим  наше правительство задумается над тем, чтобы законодательно разрешить людям   самим иметь право выбирать организации  для проведения лингвистической и фонетической экспертизы не только среди авторизированных российских организаций, но и международных, которые  всемирно признаны.  Пригласило же колумбийское правительство российских экспертов. Почему  в сложных ситуациях мы не можем  официально привлекать  известных международных  технических экспертов? Так же как, например, медиков, которым  доверили лечение президента России Б. Ельцина. 

Привлечение технических  международных судэкспертов, особенно  для проведения независимой экспертизы в сложных криминальных делах, связанных с использованием современных технологий, только повысит уровень  достоверности проводимой экспертизы. А в конечном итоге, и это важнее всего, снизит риск незаконного осуждения человека. Это, как прекрасно описал А. Дюма в своем романе, является самым страшным преступлением против человека.