Былинная и сказочная Русь

Сергей Вершинин
«Сказка ложь, да в ней намек
Добрым молодцам урок».

А.С.Пушкин


Я долго думал с чего начать свое повествование и пришел к выводу, что лучше, чем Пушкин не скажешь. Что он имел в виду под этими словами? Просто сказку или то древнее наследие, огромный пласт устного народного творчества гусляров-сказателей, впоследствии уместившихся в маленьком, но емком слове – сказка. Скорее всего – второе. Александр Сергеевич был ближе нас к народной самобытности и мудрости. Сам или с помощью няни Арины Родионовны, он сумел приоткрыть потомкам ту дверцу, за которой сохранилась истинная история Руси. Приоткрыл и подарил нам чудесные образы русских людей неотягощенных видением современных ему историков. Сказка по своей сути удивительная вещь, она дает возможность рассказать правду не навлекая на себя гнев правящего класса и духовенства, подчистую мешающее разглядеть истинное положение вещей.

Позвольте мне сразу оговориться. Я не сторонник тех, кто готов заново пересматривать историю. Совсем нет. Я не говорю, что все написанное Костомаровым, Карамзиным, Ключевским, Соловьевым, Валишевским и прочими историками XIX – начала XX вв. надо кардинально пересматривать или забыть. Тем более я не согласен с теми, кто огульно обвиняет бывший Советский Союз в искажении истиной истории народов. Чтобы меня было легче понять, приведу вам один пример: последний император Российской империи – Николай II в совсем недавнее время был весьма возвеличен и даже канонизирован, как невинно убиенный в 1918 году в Ипатевском доме, города Екатеринбурга. Все правильно, но если вспомнить, что годом ранее 15 марта 1917 года, Российский император отрекается от престола. В своей книге Н.А. Соколов «Убийство Царской Семьи» (Париж, 1925г.) весьма слезно описывает прощание государя со своим генеральным штабом, после чего он составляет свое прощальное обращение к Русской армии и успокоился. Причем воззванию не суждено было дойти до солдат. Новая власть запретила его распространение. Милая картинка, не правда ли? Милая до дрожи в суставах. Идет война, ситуация на фронтах катастрофическая. В Петербурге власть захватывает клика оголтелых чиновников, с выскочкой адвокатом Керенским. В армии полный развал и именно в это время Царь батюшка – опора и надежда не только народа, но и большинства дворянства, настроенного монархически, умывает руки. Для более ясной картины, представьте себе Москву 1941 года. Уход Сталина в отставку, когда даже переезд его из Москвы в Куйбышев мог быть губителен для страны.

Государь покидает не только престол, но и перестает быть главнокомандующим в то самое время, когда в нем особенно нуждаются его подданные. Позвольте назвать это дезертирством. В любой стране мира независимо от строя и мировоззрений по законам военного времени, он достоин расстрела (Совсем другое дело, царская семья. Сейчас я говорю только о государе, как о человеке военном). Кроме того, в своем обращении к русской армии, он лицемерит: «Кто думает теперь о мире, кто желает его – тот изменник Отечеству, его предатель. Знаю, каждый честный воин так мыслит…». Как видите, он не стесняется в выражениях. Выходит, так мыслит каждый, но не он, который должен быть впереди всех «честных воинов» России.

Данную сторону царя хорошо осветила Советская пропаганда, обратную – нам показали историки постсоветского периода. А где же, правда? А это и есть правда, только, как бы с двух сторон. И каждый волен для себя выбирать ту сторону, которая для него по разным причинам наиболее удобна. Только откинув предрассудки и предубеждения мы сможем увидеть все так, как было на самом деле.

Есть еще один способ познать правду – пережить события на много веков вперед. Когда окончательно утихнут все страсти. Но этот способ тяжел и тернист. За многие годы современники, их дети и внуки,  идеологи разного толка, так ее исковеркают и переиначат, что порой очень сложно добраться до самой сути. Вот здесь я вернусь к сказкам. Народ, облекая давних своих героев в сказочные образы, все же донесли до нас часть истинной истории России.            

Начну, пожалуй, с трех богатырей, наиболее известных персонажей русских былин. Само число три  является сакральным, это связано с солнцем именно через три месяца наступает очередная его фаза. Кто же они? Разудалые добры-молодцы – богатыри русские. Это не просто люди, это три сословия: Илья – крестьянский сын, Добрыня – посадский, Алеша – поповский. Три сословия на котором стояла древняя Русь. Даже по комплекции видно: Илья - самый большой и сильный, с доброй, немного наивной душой (Русь – земледельческая страна и основной данник – крестьянин), Добрыня силой поменьше, зато умом побогаче (горожане – ремесленное сословие) и наконец, Алеша, тот совсем слаб и самый молодой (поповское сословие малочисленное и на период составления былин совсем недавно появилось на Руси), но зато хитер и обучен грамоте. Под свою руку зовет их князь Владимир: с Алешей он дружен, Добрыня хоть и не совсем доволен, но все же вступает в дружину Киевского князя. А вот с Ильей у князя большие разногласия: в деревнях еще сильна старая (языческая) вера и держит она крестьянина в больших сомнениях.

Давайте вспомним былину: «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Когда Илья «дорогой прямоезжей» прибыл в стольный град на пир к князю Владимиру, прихватил он с собой и Соловушку. Странно, почему разбойника в былине именую «Соловушкой» - нежно и совсем не злобно, да потому что, Соловей выглядел разбойником только в глазах духовенства, князя и его дружины. В народе, он вовсе не был таковым.
Народный герой – Соловушка (скорее всего прозвище) – поборник старой веры, уже впоследствии был обличен в татарские одежды и выставлен, как враг Руси. Но люди помнят своего героя, вкладывают в его уста обращение к Илье, пропущенное христианской цензурой.

«Не у вас-то я сегодня, князь, обедаю
А не вас-то я хочу послушати
А обедал-то у старого казака Ильи Муромца
Да его хочу я послушати».

Не хочет говорить Соловушка с князем, хочет предостеречь Илью. Чем закончилось пиршество, мы знаем: Соловья убили за то, что пел сладко, вселяя смуту в души людей князя (знаменитый посвист Соловья), а Илья угодил в темницу за непослушание.
Кто же такой Соловушка? Как ни странно, ответ можно найти в произведении XII века: «Слово о полку Игореве». Автор поистине бессмертного «Слова» в самом его начале, печалится, что не может написать так, как это бы спел Соловей: «О баян, Соловей старого времени! Вот бы ты походы те воспел, скача, Соловей, по мысленному древу, летая умом по подоблачию, свивая славу обеих половин сего времени, рыща по тропе Трояна через поля и горы…».  Ответ прост и ясен: «Великий баян – Велесов внук» - так гласит «Слово». Внуками Велеса на Руси называли гусляров-сказателей – поэтов слагающих песни во славу богов Язычества. Вот почему так страшен посвист (песня) Соловья в былинах христианской эпохи, где уже нет Баяна-сказателя, а есть Соловей-разбойник.
В отличии Ильи, чья личность имеет много исторических аналогов (одно из них Илья – крещенное имя Добрыни), но не одно из них точно не доказано. Добрыня и Алеша – вполне реальные люди. Добрыня – брат Малуши – ключницы княгини Ольги и родной дядя князя Владимира. Воспетый во многих былинах он и сам: гусляр ставший воеводой, близкий к князю Владимиру человек вполне мог быть автором многих из них. Былины описывают его жизнь так:

«Да три года жил Добрынюшка конюхом,
Да три года жил Добрынюшка предверничком,
Да три года жил Добрынюшка де ключником
Ключником Добрынюшка, замочником,
Золотой – де казны, да жил учетчиком,
На десят – от год тут сдумал ехать в чисто поле».

Третий персонаж – Алеша, создан уже при Христианстве. Историки его связывают с Александром Поповичем. О нем можно прочесть в другой русской летописи: «Повесть о битве на Калке, и о князьях русских и о семьюдесятью богатырях». Обратим внимание на последние два слова в названии «…семьюдесятью богатырях». Что это - красное слово? Или точный счет всех былинных богатырей того времени. Скорее второе, поскольку летописи XIII века гласят, что после битвы на Калке не осталось на Руси богатырей. Такую информацию можно рассматривать двояко: с одной стороны – печаль, что некому более защитить Матушку-Русь, с другой – окончательный обрыв того, что связано с русской былиной и язычеством. Былина фактически перестает существовать, переходя в сказку, но вернемся к Алеше (Александру Поповичу) вот дословно что о нем в «Повести» пишут: и Александр Попович тут был убит вместе с другими семьюдесятью богатырями». В чем же причина такого поражения Киевской Руси от татарских орд (вопрос о том кто были татары здесь поднимать нет смысла, речь идет о другом), если в Дикое поле выехали ее лучшие войны. Нет не богатыри, оставим на время былинных героев и  вспомним о настоящих князьях и дружинниках.

Я не буду перечислять их поименно, но поверьте это были достойные, славные воины. Причин было две: Раскол между старшими князьями Мстиславом Романовичем Киевским и Мстиславом Мстиславовичем Галицким (прозвище – Удалой) и предательства. Иуда когда-то придавший Христа и на Калке сделал свое дело. Вот здесь самое интересное! Кто же выступил в роли иуды? Половцы? – нет. Половецкий князь Котян был тестем Мстислава Удалого. Их связывала тесная, кровная дружба и иудой он не был. Предателем оказался Плоскиня – князь Бродников «славянское племя, кочевавшее по нижнему Дону. Я не ошибся. Они были кочевниками и примкнули к татарам». Вот как пишет об этом «Повесть»: «Этот окаянный воевода (Пласкиня) целовал крест великому князю Мстиславу (Киевскому) и двум другим князьям, и всем кто был с ними, что татары не убьют их, а возьмут с них выкуп, но солгал окаянный…». Платить выкуп было обычным делом для знати XIII века и Мстислав согласился. За доверие поплатился своей жизнью, многих князей и жизнью дружины.

А.С.Пушкин в своих сказках воспел именно ту, старую Русь, в народе она сохранилась и через уста Арины Родионовны запала в душу маленького Саши – будущего Баяна России Велесова внука. Давайте поэму «Руслан и Людмила». Уже с названия пышет на нас Язычество: Людмила старое славянское имя – людям милая. Руслан – имя тоже славянское, но совершенно вышедшее из обихода на Руси к тому времени. Но Пушкин все равно берет его и дарит главному герою поэмы. Совсем непросто так он начинает свою песнь словами:

«Дела давно минувших дней
Предания старины глубокой…».               

Предания, как далеко во время и глубоко в душу западают эти слова и ты уже не чувствуешь того многовекового пространства, что разделят тебя и героев поэмы. Так, наверно, и начинал свои песни Баян – гусляр-сказатель.
В своем повествовании я не зря коснулся отношений Руси с половцами (Куманы-Кыпчак). Об связях со степью пишет и Пушкин, перечисляя женихов Людмилы на пиру у Владимира:

«….Последний, полный страстной думы
Младой Хазарский хан Ратмир…».

Откуда, а главное, почему в поэме Пушкина появляется такой персонаж? При том заметьте, он единственный положительный герой из соперников Руслана. Скорее всего не зря и имя Хазарского хана, Ратмир – ратник мира. Если вспомнить, что при князе Владимире Хазарского ханства уже не существовало и хорошо знакомый с Карамзиным Пушкин, не мог об этом не знать, вставка в поэму персонажа не случайна, а намеренна. Александр Сергеевич хотел показать этим дружбу со степью вопреки мнениям историков-норманистов.

Поэма пропитана любовью ко всему русскому. Элемент запада если и присутствует то только мельком и с долей иронии. Хочу вам напомнить еще строки из поэмы «Руслан и Людмила», где собраны все основные персонажи русских сказок:

«…В темнице там царевна тужит,
А верный волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою-Ягой
Идет, бредет сама с собой;
Там царь Кощей над златом чахнет;
Там русский дух…там Русью пахнет!».

Давайте попробуем разобраться, что такое настоящая Русь в понятиях народного творчества и как я думаю, понимал ее Пушкин. Кто такой бурый волк я уже писал в одной из своих статей  (Род Ашина – основатели Тюркского каганата. Ашина, в переводе с древне-монгольского – Благородный Волк, кроме этого по-тюркски волк - бури). С царевной, более-менее понятно, а вот Баба-Яга и Кощей Бессмертный  требуют дополнительного объяснения. Начнем с Кощея (Баба-Яга, я думаю, как настоящая женщина, не обидится), имя Кощей у нас ассоциируется с костями (слово сходное по звучанию), но на Руси скелет человека называли мощами (народное – мослами). Это понятие сохранилось и по сей день, про худого человека говорят: одни мослы. Кощей произошел от другого древнеславянского слова – кощунить (говорить, рассказывать).

Древние волхвы-сказатели называли кощунниками. Поскольку они прославляли языческую веру  в Христианстве, сохранилось слово – кощунство (хула на Православие).
Кто же был на самом деле царь Кощей в древних языческих приданиях? Да не кто иной, как муж вечной зимы Марены. Так как Кощей был еще и царем мертвых (греческое – Аид), то и кощунники были жрецами похоронных обрядов. Первоначальное «Кощуна» (былина про Кощея) выглядела примерно так: Марья Маревна - женщина похищена Кощеем Трепетовичем и находится некоторое время в его царстве «на стеклянных горах» (вспомните Снежную Королеву). Впоследствии под влиянием христианства Марена заменена Анастасией (греческое – возрождение) и уже олицетворяет весну. Появляется и герой – Иван Годинович (прозвище означает год). Но Анастасия еще не хочет покидать Кощея и Иван увозить ее почти насильно:

«И говорит Кощей Бессмертный
«Ай же ты, Настасья Митревна
Подай-ко ты мне лук, калену стрелу…»
Подает Настасья Митревна тугой лук и калены стрелы»

Хоть и подала Анастасия Кощею лук да стрелы, все же Иван Годинович убивает Кощеюшку и увозит ее с собой.

Проходит еще много лет и былина приобретает тот самый законченный вид, который наиболее известен, со знаковыми изменениями: Кощей, хоть и злодей, но бессмертный (слово вещуна кощунника – бессмертно). Иван под давлением церкви превращается в Ивана Царевича, а вот Анастасия противостоянием народа становится просто Василисой (греческое – царская). О возрождении чего-либо, речь уже не идет. Былина превращается в сказку: «Царевна Лягушка». Превратилась, но не просто так, народ внес в старую былину новшества своего времени. На всех языческих обрядах у женщин было принято танцевать в платьях с длинными до пола рукавами, представляя себя лебедью. Это был красивый танец, но Христианство запретило его.

Но как известно, если женщина чего-то хочет, запретить ей не может никто, даже сам Господь Бог. Так и получилось, девушки пошли на хитрость, сшили себе платья с богатой вышивкой и длинными рукавами, складывали их так, чтобы они были обычной длины и зажимали на запястьях браслетами. При желании, достаточно было расстегнуть браслет, и крылья-рукава взлетали вверх, завораживая мужчин. Вспомните сказку: «Подхватила она (Василиса) Ивана Царевича и пошла. Уж она плясала-плясала, вертелась-вертелась – всем на диво. Махнула правой рукой – встали леса, воды; махнула левой – стали летать разные птицы…». Внося в сказку душевный протест женщины, увековечили танец. И сама лягушечья шкура выглядит довольно загадочно, с намеком. Ведь язычество это не только вера,  но и равноправие между мужчиной и женщиной. Самое время вспомнить про Бабу-Ягу.

Кто же она такая, Баба-Яга? Мощный и колоритный женский персонаж русских сказок. Вредная старуха, летающая на ступе, с метлой в руках? Да нет – скорее бабенка себе на уме. Вредная? - не без этого. А какая женщина не вредная, если ее достанут. Старуха? – вряд ли. За много веков, конечно, она состарилась и превратилась в бабусю-ягусю. Но ведь изначально она была баба – значит женщина в полном соку. Метла – атрибут, пришедший скорее с запада, это там ведьмы любят летать на метлах, а у Яги есть ступа. Зачем же ей метла? И, наконец, самый главный атрибут, без которого Яга и не Яга вовсе – это ступа.

Хочу вам рассказать вкратце древнюю легенду, настолько древнюю, что и сам Баян, посчитал бы ее старой. В этой легенде баба яга не старуха, а повелительница конного степного войска женщин, владеющая стадами волшебных крылатых кобылиц. А железная ступа, ничто иное, как скифские и сарматские походные котлы. Конное девичье войско Амазонок! Вот вам и Баба-Яга! Скорее всего, от сарматов славянам перешел и один из обрядов захоронения которым славяне время от времени пользовались. Труп сжигали на костре, а не сгоревшие кости клали  в дом поставленный на четырех деревьях со срубленными верхушками, иногда на двух. Одну обязательно, у деревьев обязательно должны быть видны корни. Дом на курьих ножках и печь, в которой время от времени Яга сжигала своих гостей. Но не всех, она, как и любая женщина была капризна и непредсказуема. Понравился ей гость – поможет, а нет – в печь, с глаз долой.

Персонажи русских былин-сказок на лицо, а где же было само Лукоморье, воспетое А.С.Пушкиным? Послушаем, что пишет о молебне Руссов-язычников Византийский император Константин Багрянородный (948г.): « Пройдя это место (переправу), они достигают острова называемого Святым Григорием и на этом острове совершают свои жертвоприношения т.к. там расти огромный дуб. Они приносят в жертву живых петухов, кругом втыкают стрелы, а иные приносят куски хлеба, мясо и что имеет каждый, как требует их обычай…». Один из таких священных дубов и по сей день стоит на острове Хортица, на Днепре. Его ствол – свыше шести метров в обхвате, высота – 36 метров, а размах ветвей – 43 метра. Священное место в Запорожье называлось «Перуня рень» и посвящено было Перуну. В деревнях славяне, вплоть до XIX века почитали дуб. Жених и невеста вместе с гостями обязательно трижды обходили вокруг него, только тогда их брак считался действительным, хоть церковь и запрещала «перед дубом молебны петь» народ неуклонно выполнял завещанное ему предками.

В истории, как и в сказке, не всегда можно разобрать где, правда, а где вымысел. Только время и люди по-настоящему любящие свою профессию, расставят все на свои места. Но не надейтесь, что черное будет черным, а белое – белым. Такое может быть только в сказке. В жизни все больше полутона. Вечная борьба Белобога и Чернобога.