4. 28. педагогический приём

Михаил Кивенсон
       Пожилые рабочие обращались ко мне не обязательно на вы, но по имени и отчеству или только по отчеству – Борисович, Борисыч. И я к ним обращался также уважительно.
       А молодые ребята, такие же по возрасту, как я сам, кричали: - Мишка, подойди сюда, объясни чертеж!
       Если я был сам, меня это не трогало, но если рабочий кричал “Мишка!”, когда я шел по пролету с начальником цеха, мне такое обращение не нравилось, казалось, что это отражается на моем авторитете.
       Нужно было что-то предпринимать.
       И я начал обращаться к этим ребятам по имени и отчеству.
       Сначала их это шокировало: такое обращение к себе, да еще на полном серьезе, они слышали первый раз в жизни. Они с подозрением смотрели на меня – шучу я или говорю серьезно, но потом привыкли и ко мне стали обращаться также вежливо.
       Вот когда их обращение ко мне по имени и отчеству стало привычным и естественным, я смог вернуться к более простому и удобному обращению к ним: Виктор, Николай, Володя.