Тайны Карлоса Кастанеды

Владимир Колышкин
 
         
          ЖИЗНЕОПИСАНИЕ

  (как стать богатым и знаменитым)   
         
         
         
         
          29 ноября 1926 года в Перу, в семье антиквара, родился Карлос Сезар Арана  Кастанеда – будущий ученый, художник, мистификатор и самый загадочный писатель ХХ века. По другой версии, позже высказанной самим Кастанедой, он родился 25 декабря 1925 года в городе Сан-Паулу, Бразилия, в семье не то видного дипломата, не то известного журналиста. Но специалисты твердо убеждены, что эти последние сведения являются мистификацией.
         
          Достоверно известно, что родился он все-таки в Перу. Отец его держал антикварную лавку, и детство Карлоса прошло среди предметов индейского быта, среди загадочных масок, шаманских ритуальных предметов и прочего в таком роде. Каменистые пустыни Перу и Мексики в чем-то схожи, похожей была и трудная жизнь индейцев.
         
          Поначалу Кастанеда не интересовали колдовские тайны и шаманские обряды перуанских индейцев. Он мечтал переехать в Америку и там заработать кучу денег. Собираясь стать художником, Карлос много рисовал, используя мотивы народных сказаний, не обращая внимания на их мистическую сторону. Он всецело был занят реальностью, в которой собирался преуспеть.
         
          1955 году Кастанеда приезжает в Калифорнию и поступает учиться в колледж. Тут он увидел, насколько жесткой была конкуренция среди художников. Молодой переселенец с головой окунается в эту борьбу за место под американским солнцем. Вскоре, однако, понимает, что художника из него не выйдет. Но Кастанеда не падает духом, он быстро ориентируется в ситуации, решает получить университетское образование и стать антропологом. Карлос не вылезает из библиотек, штудирует книги, тренируется в рисунке. Ведь умение рисовать в этой науке играет не последнюю роль.
         
          В 1960-м году, заканчивая Калифорнийский университет, он готовится к защите диссертации на звание бакалавра. (Бакалавр наук – низшее звание в иерархической лестнице западной науки. Все студенты выходят бакалаврами.  Примечание В. К.) Кастанеда собирает материал, разъезжая по пустынным районам Мексики, изучает жизнь местного населения, его верования, обычаи, делает записи, зарисовки. Жизнь его в это время была трудной.  Жалования ассистента при университете не хватает на жизнь, и Карлосу приходится искать дополнительные средства к существованию. Он работает еще и таксистом.
         
          Чтобы диссертация была оригинальной, Карлос вставляет в чисто научные записи живые диалоги, литературные описания и уже мало-помалу вырисовывался тот стиль изложения материала, который станет знаком и любим всеми почитателями творчества этого незаурядного писателя.
         
          В том же году в руки Кастанеде попадается книга Хаксли «Врата восприятия». Она, эта книга, буквально открыла глаза Карлосу на иную реальность, которую он раньше не замечал, не умел или не хотел видеть. Хаксли писал об употреблении индейцами пейота, чье наркотической воздействие на организм человека вызывает красочные галлюцинации. Хаксли выдвинул теорию, согласно которой наш реальный мир – это конгломерат множества миров, причудливо переплетенных друг с другом. Но привычки, воспринятые нами с воспитанием, не позволяют увидеть эти параллельные сказочные и не всегда безопасные миры. И только наркотические вещества, в частности пейот, который приготовляется на основе экстракта одного из видов кактуса, разрывают защитные шоры нашего зрения и сознания, пробивают окно в другую реальность. И мы ВИДИМ мир таким, каков он есть на САМОМ ДЕЛЕ.
         
          Между тем диссертация удачно была защищена, вышла монография, которая постепенно переросла в книгу. Эта первая книга Кастанеды называлась «Учение дона Хуана». Калифорнийский университет выпустил ее пробный тираж, а потом и полный. С благоговейным трепетом молодой автор держал в руках свою первую книгу. Он гладил, ощупывал переплет ладонями, пролистывал страницы. Ему понравился зеленый цвет суперобложки и формат книги. Он почувствовал могучий прилив гордости.
         
          Гордиться действительно было чем. 1968 год стал знаменательным для Карлоса. Невиданным, стотысячным тиражом, расходится книга молодого ученого-антрополога и в короткий срок становится бестселлером.
         
          Критика обрушивается на «Учение...», называя его «псевдо» и прочими эпитетами, как это принято в научной среде. Карлоса Кастанеду обвиняют в сознательном раздувании нездорового мистицизма, низменном воспевании религиозной магии и шаманских колдовских обрядов с целью заработать большие деньги. А писатель, со стойкостью и равнодушием настоящего воина, игнорирует критические вопли,  продолжает развивать тему, пишет книгу за книгой, которые охотно публикует Калифорнийский университет.
         
          Так Карлос Кастанеда становится известным, а потом и знаменитым писателей. В чем же был секрет успеха молодого писателя? Просто (а в этом и заключается гениальность) он подспудно угадал, чего хочет современная (60-х годов) молодежь и дал им это в виде учения. Разочарованные в Боге молодые люди жаждали новых философских доктрин. И «Учение дона Хуана» пришлось как нельзя кстати, удачно заполнило вакуум. Но не в нудной назидательной форме, а в увлекательной, беллетризованной, полной загадок и тайн книге. Это была занятная смесь европейского психоанализа с древнейшими мистическими верованиями и магическими обрядами. Карлос предлагал уставшей от бунтов молодежи средства и способы ухода от осточертевшей действительность в мир грез и фантазий. Где можно жить счастливо и интересно, преодолевая опасности, испытывая неведомые ранее приключения. Именно в те годы в среде хиппи распространяется пристрастие к легким наркотикам: марихуане, гашишу, пейоту. Тогда становятся популярными «улеты» в иную реальность, «путешествия», как их называли. Главное, оказаться в нужном месте и в нужном времени и предложить давно ожидаемый продукт потребления, неважно, духовный это продукт или физический. В этом секрет успеха. Карлосу в этом смысле повезло. У него было что предложить отчаявшимся людям, для удовлетворения так называемого «поискового инстинкта человека».
         
          Новый модный писатель быстро приобретает почитателей и последователей во всех странах мира. Ему пишут со всех концов света, домогаются встречи с ним, приглашают на всяческие мероприятия и тусовки. Но чем ближе подбирались почитатели к своему гуру, тем дальше он от них уходил; чем больше публика желала о нем знать, тем скуднее выдавалась информация о некоторых, а иногда и главных этапах жизни Кастанеды. Тем гуще становился туман, который скрывал подробности биографии писателя. Конечно же этому способствовал сам автор. Он сознательно размывал, скрывал, а зачастую и просто мистифицировал свою биографию до такой степени, что в конце концов она исчезала вовсе. Он жил, или по крайней мере старался жить, согласно своему учению. Герой его книги (реальный или собирательный образ, неизвестно) дон Хуан говорил своему ученику, что именно прозрачность биографии человека привязывает его к обыденному миру и эти связи, эти веревки не пускают вырваться на просторы иных миров. Чем больше человек известен, тем скованнее он становится, вплоть до полной неподвижности и оцепенения. Знаменитому человеку никогда не вырваться из этих клейких сетей общества и переселиться в запредельную реальность. Если он не уничтожит собственную биографию и в полном смысле слова станет НИКЕМ.
         
          Карлос Кастанеда стремился избавиться от своей известности. Зачем он это делал? Очевидно, за тем, чтобы последовать в мир, куда уходили герои его книг. Верил ли Кастанеда в то, что сам описывал или нет, этого никто не знает, но потустороннее в его книгах от этого не становилось менее притягательным. В том числе и для него самого.
         
          До России, далекой, вечно стоящей у обочины цивилизованного мира, книги Карлоса Кастанеды добирались долго, очень долго. Их трудный путь можно сравнить с путешествиями, которые совершал сам Карлито с Учителем доном Хуаном по таинственным пустынным равнинам и предгорьям Мексики, в мире безмолвия, где под каждым камнем мог скрываться злой дух, смертельно опасный. Фактически только после горбачевской перестройки имя мистического писателя у нас стало широко известно. Хоть и с опозданием, но и мы увлеклись Кастанедой. И в который раз, эти книги приходят к читателям тогда, когда возникает в них острая необходимость. В переломные эпохи. С забвением марксизма-ленинизма, ему на смену спешат ученья буддо-шаманизма. Под моей легкой иронией не ищите злопыхательства. Вакуум должен чем-то заполняться, потому что незаполненный вакуум, вакуум духовный, как и физический, гораздо более разрушителен. И тому, кто желает стать воином – в индейском смысле, – книги Карлоса Кастанеды будут незаменимым пособием.
         
          Мир дона Хуана интересен, но и опасен, а иногда просто жесток. Он бесчеловечен, но это не упрек тому миру. Просто так устроена вселенная индейцев, мир Орла. Если вы не будете достаточно подготовлены к существованию в этой вселенной, Орел просто разорвет вас на кусочки, распылит на атомы. Впрочем, не только Орел представляет опасность в тех мирах. Он там хозяин и его могущество естественно и неоспоримо. Но и прочие запредельные существа охотно оторвут вам голову, если вы не проявите сноровку, умение выживать, умение концентрировать внимание, не обладаете опытом ВИДЕНЬЯ. Хотя вряд ли вам удастся далеко проникнуть в запредельную реальность, если вы профан в области магии. Стражи тех миров безжалостно вас уничтожат, едва вы переступите (если удастся) мистический порог, отделяющий привычный тривиальный мир от запредельной реальности. Стражники тех страшных врат не дремлют. Их вид неопытному человеку покажется ничтожным, нестрашным, иногда просто смешным. Это может быть обыкновенный комар. Маленький, невзрачный комар. Но едва вы сделаете несколько шагов к новому горизонту, к горизонту непознанного, эта мошка вдруг превратится в великана, в ГИГАНТА. Который со всего лету атакует вас и в один-два мощных удара сотрет вас в пыль.
         
          Дон Хуан – маг. Он в совершенстве овладел магическими приемами оборотничества, ВИДЕНЬЯ и многими другими колдовскими вещами из арсенала «первых людей», которые обитали на просторах Мексики в доисторическую эпоху. Эти первые люди были всемогущи, им было подвластны все природные стихии. Возможно, они были способны уничтожить европейских колонистов, все наглее вторгавшихся на их континент. Но они предпочли уйти в другие миры, оставив нам жгучую загадку – Кто такой маг?
         
          Попытаемся рассмотреть этот вопрос поближе, используя «учение дона Хуана», а так же некоторые мысли из откровений Будды.
         
          Маг – это существо, которое имеет опору внутри себя. Опираясь на что-то внешнее, человек ослабляет себя. И чем больше возводит человек таких подпорок-костылей во внешнем мире, тем более беспомощней становится. На двух ногах человек может бежать, став на четвереньки, человек сразу теряет подвижность. Если он еще больше увеличит площадь опоры во внешнем – ляжет на землю, – он сможет лишь ползти. Это будет жалкое зрелище. Маг, в крайнем случае, фигурально выражаясь, имеет только одну точку опоры во внешнем мире. Он похож на аиста, стоящего на одной ноге. Кажется, что в подобном положении маг еще более беспомощен, чем лежащий на земле человек. Толкни его, и он упадет. Но этот взгляд ошибочен. Так думает человек, привыкший опираться на внешнее.
         
          Стоя на одной ноге, маг готов к полету. Убрав последнюю точку опоры в реальности, маг взлетает и летит, куда хочет. Он свободен, как ветер. Потому что реальность есть лишь проекция внутреннего мира человека. Реальность такова, какой мы ее себе воображаем. А наше воображение зависит от воспитания, полученного нами. С детства нам говорили, а стало быть, внушали, что мы живем в определенном мире, в такой-то отрезок времени. Нас программировали! Исходя из этой информации, мы строим вокруг себя внешний мир. Но реальность эфемерна. Этот феноменальный мир представляет собой совокупность условий, а не самосуществующую реальность (атман). Эту совокупность можно перестроить с помощью нашего сознания. Если во время медитации достаточно отчетливо и последовательно представить вокруг себя другую совокупность условий, т. е. другую реальность или другой отрезок времени, мы туда переместимся. Впрочем, даже не переместимся, такое выражение – лишь дань определенному стандарту человеческого мышления. Точнее будет, если мы скажем, что изменится сама реальность и время вокруг нас. Маг способен силой мысли и благодаря специфической медитации ПЕРЕМЕЩАТЬ относительно себя различные пространственно-временные миры. У дона Хуана это называется «поменять точку сборки».
         
          – В чем же специфика  этой медитации? – вопрошают прозелиты, в том числе и Карлос.
          – Чтобы ум «растворился», – отвечают дон Хуан и учителя Дзэн-буддизма и близких ему по духу восточных философских доктрин.
          – Что это значит?
         
          – Это значит, что ум переходит в состояние «абсолютной пустоты», т. е. совершенно освобождается от всех условностей. Это состояние можно назвать «трансцендентальным». Другими словами, ум достигает конечной реальности, становясь выше рождения и смерти, «я» и «не я», добра и зла. Человек достигает абсолютной победы.
         
          Это состоянием называется «просветлением» или «сатори».  Его-то и достиг в конце концов Будда после шести лет тяжелейших духовных исканий. В момент просветления Будда, как гласит предание, выразил свое состояние в стихах:
         
         
         
          Всесильный, всезнающий я теперь.
          Свободный от всякого заблуждения.
          Все вещи отброшены, желаний нет.
          Зачем мне учитель – я сам все постиг.
          Нет равного мне во Вселенной.
          Я высший учитель или архат,
          Мое просветление ни с чем не сравнится.
          Достиг я блаженства в Нирване.
         
         
         
         
          В 1998 году Карлоса Кастанеды не стало. Но его приверженцы до сих пор не могут поверить, что их Учитель покинул этот бренный мир тривиальным способом простого смертного. Он не мог умереть, уверяют они, он УШЕЛ в запредельную реальность, может быть, одним из тех способов, которые описывал сам. Самый впечатляющий способ заключается в том, чтобы ПРЫГНУТЬ В ПРОПАСТЬ! Прыгнуть безоглядно, оставив за порогом в новый мир все сожаления и вожделения, привычки и привязанности. Именно они удерживают нас сильнее всего. «Оставьте привязанности!» – восклицает Будда, обращаясь к своим ученикам. – И вы станете совершенным господином себя самого».
         
 
          * * *
         
          Итак, ты познал истину. Но это не вся истина. Это еще полпути к сатори и, конечно, еще не само сатори. Ты должен будешь сделать последнюю, решительную попытку вырваться за пределы всего, за пределы этого экстатического состояния, когда пустота расколется вдребезги, и все вещи станут совершенно однородными. Это можно сравнить с солнцем, прорывающимся из-за туч. Все вещи, мирские и потусторонние, обретут совершенную объективность. Ты обретешь «омнипотентность», что в переводе с латыни означает – всемогущество.
         
          Вот теперь ты можешь ПРЫГАТЬ. Но помни, если хотя бы на миг, во время прыжка, ты выразишь сожаление о чем-либо, тобой оставляемом, или, упаси Бог, испугаешься, – ты неминуемо упадешь на дно пропасти и разобьешься об острые скалы. Если же ты готов, – прыгай!
         
          Постой, дорогой читатель! Этот призыв не надо понимать буквально. В противном случае автора этих строк, а заодно и Карлоса Кастанеду, обвинять еще и в апологетике самоубийства. Просто откройте книгу, повествующую о «нагвале» доне Хуане, и вновь (или впервые, что особенно интересно) отправьтесь в путешествие в ОТДЕЛЬНУЮ РЕАЛЬНОСТЬ. Там вы обязательно встретитесь с бесконечно любопытным, немного смешным, иногда невоздержанным и слишком возбудимым, в чем-то наивным, не боящимся показать свою глупость перед учителем, но в конечном счете всегда интересным, умным и отзывчивым собеседником – КАРЛОСОМ КАСТАНЕДОЙ.
         
         
         
          --------------------------
          В. Колышкин.
          22, 23 ноября 2000 г.