Зима в сердце

Марат Хабибуллин
               
               
                драма в четырёх действиях.
      По мотивам авторской повести «Страницы одиночества листая…», с небольшими   изменениями.

  Действующие лица:
Лебедев Михаил – писатель, 26 лет.
Куликов Валентин Степаныч – журналист газеты «Горожане»*, 58 лет, близкий друг Михаила.
Луиза – работает в бухгалтерии, 22 года.
Изольда – подруга  Луизы, потом жена Михаила, продавщица в магазине женской одежды, 25 лет.
Григорий Конев, - драматург, близкий друг Михаила, 45 лет.
Поляков Филипп Семёнович – редактор журнала «Вестник» 50 лет
Николай – официант, двоюродный брат Михаила.  24 года
               Действия происходят в первом и втором действии - в кабинете Куликова, в кабинете Луизы, в кафе «Мираж». В третьем действии - в редакции журнала «Вестник», в квартире Лебедева.  В четвёртом действии – на даче Конева, на улице, в кафе «Мираж». Наши дни. Город  N.
   
   
 


                Действие первое.
                Картина первая.
               
Кабинет Куликова.   Куликов седовласый  мужчина  среднего роста, в лёгкой летней одежде, сидит за рабочим столом и печатает материал для газеты, поминутно заглядывая на открытую тетрадь. Взволнован. Во рту сигарета. Волосы всклочены. На столе беспорядок. За окном виден летний полдень. В кабинет входит Михаил – зеленоглазый худой шатен в черных одеждах.

Михаил. Здрасте Валентин Степаныч.

Куликов. (весело) О, Михаил! привет!
                Пожимают руки
   Садись!
Михаил. (садится) Ну как у вас дела? Месяц не виделись.

Куликов. Жив, здоров, как видишь, что со мной случится (отодвигает в сторону тетрадь) работа не волк  в лес не убежит. Ну, рассказывай, как отдохнул. Куда ездил? Кого видел?

Михаил. Отпуск прошёл вяло, скучно и неинтересно.

Куликов (смеётся). А что же ничего не писал? Товарищ писатель.

Михаил. (обиделся) Прошу не смейтесь над моим талантом, Валентин Степаныч.

Куликов. Извини, дорогой.

Михаил. Вдохновения нет Валентин Степаныч. Для творчества нужно вдохновение, настроение. А коли, же его нет, то хоть сутки сиди перед тетрадью и чистый лист будет пуст, как пусты и мысли. А мысль сверкнёт словно молния, только успей уловить её и заковать в цепи прозы.

Куликов. Съездил бы  куда-нибудь в Сочи, в соль-Илецк. Ты же не женат. Зарплату платят.

Михаил. Что-то не в духе я в этом году, Валентин Степаныч. Не хочу никого видеть, скучно.

Куликов (по-отечески ласково). Послушай мой совет Михаил, нельзя  замыкаться в себе, нужно выходить в люди, общаться, посещать выставки.

Михаил. Ладно.

Куликов. Что-то ты слишком вял.

Михаил. Мне уже двадцать шесть лет, а я до сих пор один, ни друзей, ни подруг. Я устал от одиночества, от творческого кризиса.

Куликов. Ну, так познакомься. Сейчас есть Интернет, Брачные агентства. Найди  себе спутницу жизни.

Михаил. Мне   нужна девушка-любовь. Я хочу влюбиться, так чтобы и умереть за неё было бы не грех. Я хочу, чтобы она приняла меня таким, какой я и есть. Но в последнее время я что-то разочаровался в любви, познакомлюсь с девушкой, казалось, нашёл свою любовь, но вновь ошибаюсь. Наверное, потому до сих пор я не женат.

Куликов. Отчего же?

Михаил. Познакомлюсь с девушкой, месяц пообщаемся, и всё прощай навсегда.

Куликов. Бросают что ли?

Михаил. Нет, просто тихо уходят, оставив после себя счастливые воспоминания и страдания от одиночества. Не зря говорят, родился в мае, маешься всю жизнь.

Куликов. Ну, это ты преувеличиваешь. Миша.

Михаил. Боюсь что это так. Когда же я встречу ту единственную, которая полюбит меня, и я её полюблю навеки, до смерти…

Куликов. Да уж с такими  требованиями ты никогда не найдёшь подругу.

Михаил. Мне не нужна подруга, мне нужна любовь. Но любить некого. Если откровенно, я ещё никого не любил по-настоящему.

Куликов. Любовь может нагрянуть  и в сорок и в восемьдесят.

Михаил. А вы когда-нибудь любили? Помните свою первую любовь?

Куликов. Её звали Катя, в третьем классе это было.

Михаил (удивляется). Катерина Ивановна? Ваша жена?

Куликов. Да. 38 лет как вместе живём.

Михаил. Вот это любовь!
               Внезапно входит Луиза –  высокая кареглазая брюнетка на каблуках, в длинной красной юбке и белой блузке. Она всегда весела и жизнерадостна. Одевается модно и красиво.
Луиза. Здрасте Валентин Степаныч!

Куликов. Привет Луиза.

Михаил. Здрасте!

Луиза. Привет (Куликову), Валентин Степаныч, вы не разменяете мне пятьсот рублей?

Куликов. Нет, Луиза.

Луиза (Михаилу). А вы?

Михаил. Простите, нет.

Луиза. Ох, да что же это все этажи обегала, ни у кого нет денег.

Куликов. А зачем тебе?

Луиза. Нужно срочно сто рублей.

Куликов. Скоро обед разменяешь в кафе.

Луиза. Надеюсь. (Михаилу) у вас обед?

Михаил. Да (смотрит на часы), ну ладно я пойду.

Куликов. Посиди ещё немного, посиди. Поговорим втроём.

Михаил (искоса поглядывая на Луизу). Нет, я, пожалуй, пойду. Желаю всего хорошего.

Куликов. Пообедаем вместе?

Михаил. Да. Через полчаса в «Мираже» (уходит).

Луиза. Валентин Степаныч кто это такой скромный и серьёзный?

Куликов. Михаил Лебедев, писатель.

Луиза. Кто? Писатель? Правда что ли?

Куликов. А что удивительного  в том, если у человека талант, а?

Луиза. Просто странно. Не приходилось мне ещё знакомиться с писателями. Они же все в столице.

Куликов. Да вот беда, пользы нет никому от его творчества.

Луиза. Почему?

Куликов. Его мрачные рассказы, весьма неактуальны в наше не лёгкое  время. Но я не смеюсь над Мишей, нет, мне его жаль, что он так и не может вписаться в современный литературный бомонд. Сейчас людям, уставшим от мрака и войны. От коррупции, от безработицы, от кризисов нужен свет, надежда на лучшее. А Миша своими чудовищными трагическими произведениями только усугубляет ситуацию. Меняться он не хочет, упрям и настырен.

Луиза. Хм…однако, интересная личность.

Куликов. А ты поговори с ним Луиза. Ему так не хватает общения.

Луиза. Он, наверное, женат.

Куликов. Один словно Прометей, прикованный к скале.

Луиза. Что ж ирония судьбы, красивые люди и таланты всегда одиноки.

Куликов. (смотрит на часы) Луиза иди в «Мираж» без меня. Я потом чай попью. Поговори с Мишей, познакомитесь поближе.

Луиза. Даже не знаю. Я стесняюсь, как-то неудобно мы даже не знакомы.

Куликов. Вы оба молоды, разве молодёжи не о чём поговорить? А?

              Луиза молча думает о чём-то своём.

 (ласково). Сходи он не кусается.

Луиза. Ну, хорошо уговорили, да и не оставаться же голодной (смотрит на часы). О, уже пора!
Куликов. Удачи, Луиза.
  Луиза уходит. Куликов продолжает прерванную работу. Кабинет Куликова погружается во тьму. Освещается  обеденный зал кафе «Мираж», который до этого был во тьме. Народу немного, звучит песня «Берега». За столиком у окна сидит Михаил. Он купил хлеб, суп-лапшу, салат из морепродуктов и чай. Кушает вяло салат. Каждую минуту взволнованно смотрит на часы и оборачивается на парадную дверь. Он ждёт Куликова. Но его нет. Входит Луиза. Купив суп и чай, подходит к Михаилу.

Луиза. У вас свободно?

Михаил. Да.

Луиза (садится). Привет ещё раз!

Михаил. Привет. Мы с вами встречались у Степаныча?

Луиза (кушает суп) Ага.

Михаил. (робко). А вас как зовут?

Луиза. Луиза Тимерланова

Михаил. А я Миша Лебедев.

Луиза (попив чаю). А вы Михаил кем работаете?

Михаил. Я писатель.

Луиза. Эта ваша профессия?

Михаил. Да мой талант, мой кусок хлеба.

Луиза. О чём же вы пишите?

Михаил. Готическую литературу  и трагические  истории любви.

Луиза. Ну, вот, а почему так мрачно?

Михаил. Понимаете, Луиза, я не восхваляю Зло, нет. Я показываю слабость и немощность Зла и полное превосходство Добра. Но читателям не понятно моё творчество, потому что не хотят понять смысл моих произведений. Лень думать.

Луиза. Что ж понимаю, людям нужны мелодрамы, детективы, готику и драму, читают очень мало людей.

Михаил. Да, к сожаленью. А вы кто?

Луиза. Месяц как работаю  в бухгалтерии…

Михаил. Месяц? Странно и чего это я вас раньше  не замечал в редакции.

Лиза. Так бывает, не обращали внимания, а я вас давно приметила. Вы часто приходите в редакцию. Вижу что вы человек хороший.

Михаил. Откуда же знать вам, что я хороший?

Луиза. Я это знаю.
                Молчание.
Михаил. Извините Луиза, может, перейдём на «ты»

Луиза. Давай…

Михаил (робко). Какие планы на вечер?
 
Луиза. Планы?  Никаких,  планов, Миша. А что?

Михаил. Давай, погуляем, вечером.

Луиза. (кокетливо). Ты назначаешь мне свидание?

Михаил. (застенчиво)  Да.

Луиза. Я бы с радостью, но не могу.

Михаил. (застенчиво)  Зачем?

Луиза.(колеблется) Извини дела, Миша,

Михаил. Увидимся ли ещё Луиза?

Луиза. Конечно, Миша, не спеши прощаться. Ещё не вечер. Пока!
                Луиза, взяв посуду, уходит. Михаил,  пообедав уходит.
               
                Картина вторая
Вечер. Тихая улочка. По тротуару цокая каблучками, идёт Луиза. Следом выходит Михаил. Он идёт за ней, не решаясь подойти, но потом переборов волнение, он догоняет Луизу.
Михаил. Луиза.

Луиза. Миша?

Михаил.(застенчиво потирая потные ладони) Можно тебя проводить?

Луиза. ( кокетливо улыбается) Можно.

Михаил. А ты далёка?

Луиза. Я в магазин женской одежды «Амур».

Михаил. Это вроде там за поворотом на перекрёстке?

Луиза. Да. Но вдвоём веселее. Михаил расскажи о себе.

Михаил. Что о себе рассказать-то? Вечерами пишу рассказы, иногда гуляю в одиночестве. Но больше времени провожу за чтением книг или слушаю оперу «Фауст».

Луиза. Миша, наверное,  скучно одному?

Михаил. Ужасно.

Луиза. Я тоже ненавижу одиночество, просто зверею, когда остаюсь одна.

Михаил. С родителями живёшь?

Луиза. Да. А ты?

Михаил. Один. Мать живёт в деревне.

Луиза. А где же твой папа?

Михаил (грустно). К сожаленью его нет с нами, он погиб.

Луиза. Извини.

Михаил. Да ладно ты же не знала.

Луиза. Всё равно как – то неудобно напоминать о погибшем отце.
                Маленькая пауза.
 Миша, а ты пишешь каждый день?

Михаил. Стараюсь, но лучше писать, когда приходит вдохновение.

Луиза. Я люблю читать, но никак не могу понять, как можно написать книгу, роман. Это, наверное, мучительный труд?

Михаил. Кому как, Луиза. Меня увлекает творческая работа. Представь, чистый лист бумаги на твоих глазах превращается в страницу будущего произведения. И ты сам ещё не знаешь, что это будет роман или повесть, или рассказ.

Луиза. С тобой так интересно, Миша. Я думала, что писатели и артисты, наискучнейшие люди, ан нет, я ошибалась. Давно пишешь?

Михаил. Давно, лет двенадцать.
                Молчание.
  Бежать надо Луиза, из этого города куда подальше.

Луиза. Ты творческая личность, тебе надо в Москву в театр или в Союз Писателей. Я вообще не понимаю, что ты делаешь в нашем Богом забытом унылом городишке.

Михаил. Надо, да кто меня ждёт в Москве? Кому я нужен.
                Внезапно  выходит Изольда – красивая, модная и роскошная блондинка в белом лёгком  коротком платье, в туфлях  на каблуках. Она всегда кокетлива, общительна. Одевается модно, любит носить короткие юбки выше колен, брошку в русых волосах, на пальцах кольца.

Изольда. (весело). Привет Луиза,

Луиза. Привет!

Изольда. Здрасте, я Изольда, вы кто?

Михаил. Я Михаил.

Изольда (кокетливо). Друг моей подруги и мой друг тоже.

Михаил. Извините мадам, но друг подруги, никак не может быть её другом, это любовник.

Изольда. Остроумно, однако! Но я тебя не собираюсь записывать в свои любовники.

Михаил (цитирует). Любовь нечаянно нагрянет, когда её совсем не ждёшь

Луиза. Правильно!

Изольда.  Ты ко мне?

Луиза. Да.

Изольда. А я пораньше закрыла магазин, думала, ещё застану тебя в редакции.

Луиза. Ладно хоть не разминулись. Представляешь сегодня, звонила Маша, она наконец-таки бросила своего Рому.

Изольда. Да ты что?

Луиза. Да.

Михаил. Луиза я пожалуй пойду.

Луиза.(не оборачиваясь)Ага, Миша, до завтра.

Изольда (кокетливо).  Эй, погоди, погуляем втроем, а?

Михаил (искоса поглядывая на высокую роскошную блондинку  Изольду и скромную брюнетку Луизу). Не знаю если вы не против

Изольда (кокетливо) . Ты слишком застенчив, Миша.

Михаил. Давно не гулял с красивыми девушками.

Изольда. Не робей, мы не кусаемся. Пойдём, поговорим познакомимся поближе, с Луизой ты знаком, теперь познакомимся с тобой.

Михаил. Пойдём.

Изольда.  (Михаилу) И в какой сфере ты занят?

Луиза ( с улыбкой на лице) Миша  у нас писатель.

Изольда. Писатель? Серьёзно что ли?

Михаил. Да.

Изольда. Ух ты здорово! Дашь что-нибудь почитать.

Михаил. Обязательно, я передам через Луизу.

Изольда.  Нет ты лучше сам загляни ко мне в магазин. Зайдёшь?

Михаил. Хорошо.

Изольда. Ну вот и познакомились.
                Весело разговаривая  уходят.
               
                Картина третья
Летний полдень. Кабинет бухгалтерии. По радио звучит песня «Abode». Луиза одна  сидит за рабочим столом и разговаривает по телефону.

Луиза. Признаться Михаилу или нет, как ты думаешь Изольда? Нет, не сказала.  И как он всё воспримет, он славный малый, жалко будет ранить его сердце. Нет, не признаюсь, буду пока держать в секрете. И ты молчи, ничего ему не говори. Хорошо?
Изольда и почему я тебе не верю, обещай, что ничего не скажешь. Если Миша, узнает всё от тебя, мы больше не подруги. Пока! ( кладет трубку на рычаг) ах, и почему я не встретила тебя раньше Миша. (стучат в дверь) да-да войдите!
    Входит Михаил. Он весел и счастлив.
Михаил. Привет красавица!

Луиза. Привет, Михаил.

Михаил. Как жизнь молодая?

Луиза. Нормально.

Михаил(задумчиво слушает музыку) Красивая музыка, кто это?

Луиза. Это готик-этника, нью эйдж. Иранская певица Azam Ali

Михаил. (задумчиво) Успокаивает душу, какая замечательная мелодия. Дашь послушать?

Луиза. Конечно.  А ты какую музыку любишь?

Михаил. Классику  русского рока.

Луиза. Что ж все парни слушают рок. Я не понимаю такую музыку.

Михаил. На вкус и цвет товарищей нет, к сожаленью, хотя и бывает что у людей много общего.

Луиза. Да. Мы же вот нашли общий язык. Но всё же мы разные и душой и взглядом на жизнь…

Михаил. Но всё  равно я очень рад, Луиза.

Луиза. Я тоже.

Михаил. Значит ты работаешь сегодня  одна?

Луиза (устало) Да. Тамара Васильевна приболела, Клавдия Сергеевна в отпуске, Регина тоже в отпуске. Вся работа легла на мои плечи. И вообще осточертела мне уже эта кантора.

Михаил. Валентин Степаныч говорит тоже самое.

Луиза. Хочется махнуть на всё и уехать куда-нибудь отдохнуть.

Михаил. Лето в самом разгаре, (маленькая пауза, застенчиво, искоса поглядывая на Луизу) было бы здорово, если бы мы поехали вместе.

Луиза. Куда?

Михаил. Ну…ну можно  в Сочи или в Крым. Поехали.

Луиза. Я бы радостью, но не могу.

Михаил. Но ведь ты сама только что говорила…

Луиза. Говорила. Но я хочу поехать одна.

Михаил. Понимаю.

Луиза. Мы знакомы-то пару дней…

Михаил. Нет мы знакомы всю жизнь, Луиза.

Луиза. А ты романтик. Давно я не встречала таких.

Михаил. Каких? Наивных?

Луиза. Нет. Добрых   честных (она встала и подошла к окну  говорит грустно думая о чём-то своём) жаль, что среди парней мало открытых и простых.

Михаил (подошёл к Луизе, оба смотрят в окно) А среди девушек таких умных и красивых как ты Луиза.

Луиза. Брось Миша, я такая же, как все девчонки. А ты (пауза) ты необычный.

Михаил. Луиза я не знаю даже что и сказать. Ещё никто не говорил со мной так откровенно. Я…я…

Луиза. (приложила указательный палец к губам Михаила) Тсс…ничего не говори. Иногда друзьям  нужно немного и помолчать. Необязательно чесать языками.

Михаил. (смеется) Дельфиний язык.

Луиза. Тсс. Посмотри, какой прекрасный день. Так и хочется взлететь в небо свободной птицей. И улететь прочь от всех.
       Михаил  и Луиза стоят молча. Тишина. Свет гаснет. Занавес.
               
                Действие второе.
                Картина первая.
Кабинет Куликова. Полдень. Куликов стоит возле окна, курит и глядит на улицу. Входит Михаил.

Михаил. Добрый день, Валентин Степаныч!

Куликов (не оборачиваясь). Привет, Михаил, привет.

Михаил. Как дела? Как здоровье?

Куликов. Нормально ( докурив сигарету, бросает бычок в урну и оборачивается к Михаилу). Ты сам-то как? (садится за рабочий стол).

Михаил. Да так, как всегда.

Куликов. Садись. Чем занят-то,  господин писатель (смеётся)

Михаил (садится, говорит вяло, без настроения). Скучно. Писать не о чем, за что бы ни брался, не хватает сил довести до ума.

Куликов. Я же тебе советую, напиши про нашу жизнь, про людские проблемы или комедию.

Михаил. Хорошо я подумаю.

Куликов. Ну, чего опять без настроения?

Михаил. Зашёл с утра сосед. Открыл магазин «Армавир», сочиняли лозунг для рекламы.

Куликов. Ну-с.

Михаил. Короче думали-думали и придумали:
       Армавир –
       Это  твой мир
      Женской одежды.
       Не теряй надежды
       Приходи!
Тьфу, ничего глупее я не сочинял. Вот принёс вам (подаёт лист бумаги).

Куликов (берёт лист и, пробежав глазами, кладёт в сторону). Хорошо я поговорю с Петровичем, может согласиться напечатать  в завтрашнем номере. А народ пусть сам решает, идти ему или нет в этот как его (заглядывает в лист) Армавир.

Михаил. Народ любопытен и всегда идёт туда где, что новое, а ежели дешёво, то качество не причём, лишь бы товар был хорош. Стадо! Вот кто для меня люди!

Куликов (заметно сердится). Однако ты не прав. Стадо! Мы не бараны, мы цивилизованное общество. Ну, если так рассуждать, то в это стадо входишь и ты, и я и наши семьи.

Михаил. Это ваше личное мнение и оспаривать его не собираюсь.
                Молчание.
    О, чём задумались Валентин Степаныч?
Куликов. Бросает нас Луиза.

Михаил (удивляется). Бросает? Как? Зачем?

Куликов. Всё она увольняется.

Михаил. Зачем?

Куликов. Я так понял, она не хочет здесь больше работать. Хочет уехать из города, думаю навсегда…

Михаил.  Но…но…стало быть я больше никогда её не увижу.

Куликов. Такова судьба. Смирись, вслед за  знакомством обязательно следует как тень горькое расставание. Всему приходит конец. Это жизнь.

Михаил. Господи, я ведь никогда не встречал такую девушку, как я без неё, как проживу-то, как.

Куликов. Мне жаль, но насильно мил не будешь.

Михаил. Она сегодня работает?

Куликов. Да. Последний день.
 
Михаил. Луиза, Луиза (выбегает из кабинета).
    Коридор редакции, полдень. Луиза выходит из кабинета грустная и задумчивая. Садится на подоконник у открытого окна. Ветер треплет волосы, платье. Выходит Михаил.

Михаил. Привет Луиза!
 
Луиза (грустно) Привет Миша.

Михаил. Как дела?

Луиза. Нормально.

Михаил. Степаныч сказал, что ты увольняешься.

Луиза. Да.

Михаил. Останься, работа не скучная, нам хорошо вдвоём.

Луиза. Я не могу остаться, Миша.

Михаил. Почему?

Луиза. Я не могу сказать, Миша.

Михаил. Я не понимаю.

Луиза. Я не хочу  ранить твоё сердце,  я…я…

Михаил. Ну, говори!

Луиза. (достаёт из сумочки обручальное кольцо и надевает его на палец) Извини Миша, я год как замужем, и в сентябре наша годовщина.
            
Михаил (в шоке) замужем? Но как? я…мы…э…

Луиза. Извини Миша, что сразу не сказала, я не хотела беспокоить тебя, что ли.

Михаил. Я не понимаю к чему это ложь?  Эти два месяца, что мы провели вместе были  самыми счастливыми в моей жизни, ах Луиза (обнимает её и целует в волосы, лицо) нет, нет Луиза, я не могу тебя потерять. Не хочу Луиза.

Луиза. (освободившись от объятий, отходит в сторону) мне тоже тяжело Миша, расставаться с тобой. Мой муж хороший человек, я не могу бросить его.

Михаил. Чем же он лучше меня?

Луиза. Этого не объяснить…

Михаил. Как  же я без тебя? Луиза, милая, я люблю тебя, люблю.

Луиза. Отпусти меня Миша и забудь обо мне, забудь, прошу.  Прости и прощай!

Михаил. Нет, не говори, прощай, Луиза, любимая. Почему сейчас, когда я стал по-настоящему счастлив в любви, снова это проклятое расставание.
               
Луиза. Ты мне тоже очень нравишься  Миша, но не могу, не могу…

Михаил. Я   тебя никогда не забуду,  любимая моя.

Луиза. Помни дни  нашей дружбы!
 
Михаил. Луиза, Луиза
                Луиза и Михаил бросаются друг другу в объятия. Целуются страстно и нежно.  Прощальный поцелуй, омытый горькими слезами разлуки  в минуту печали слаще сахара.Вырвавшись из объятий Михаила, Луиза медленно уходит. Михаил пав на колени, закрыв лицо руками, плачет.
               
                Картина вторая.
 Кафе «Мираж», народу мало,  по радио звучит песня  «Моя любовь». Выходит Михаил, печален, опустошен. Устало садится за крайний столик.

Михаил. Коля, подь суды!
                Выходит Николай, в костюме официанта.

Николай. Привет, Михаил!

Михаил. Неси-ка водки и закуски,

Николай. По какому поводу, гуляешь?
               
Михаил. Ты же знаешь, когда я расстроен, я  хочу выпить.

Николай. Что ещё одна неудача на любовном фронте?

Михаил. Познакомился с красивой девушкой, два месяца общались, всё у нас было хорошо, и вот сегодня узнал, что она замужем, ох, господи! Я выглядел, наверное, клоуном в её глазах, но от этого люблю её ещё больше. Я не могу сердиться на ту, которую люблю.

Николай. Нельзя быть таким ранимым.

Михаил. Вернее болезненно реагирую на людей, на их слова относительно моей личности. Мне до боли в душе интересно, что обо мне думают окружающие, о чём сплетничают за моей спиной. 

Николай. Ах-ха-ха, Миша, ты чего? Это же глупо! Смешно по-детски наивно.

Михаил (хватаясь за голову, вздыхает). Понимаю, Коля, но это так. И вот что неси-ка водки и закуски побольше.

Николай. Миша не надо топить печаль и неудачи в алкоголе. Это не выход. Это тупик.

Михаил (сердится). Не умничай, неси-ка водки.
   Николай, вздохнув, уходит и приносит графин с водкой, рюмку и немного холодной закуски.

Михаил (наливает водку в рюмку и пьёт залпом, закусывает маринованным грибом). Эх, Коля, жизнь такая унылая драма. Но где, же конец этого фильма?

Николай. Тебе пора к психиатру, Михай.

Михаил. Оставь меня одного, Коля.  Я хочу побыть один.

Николай. Мне жаль тебя Миша, жаль

Михаил (сердится). От твоей тупой жалости моя жизнь лучше не станет. Я устал, понимаешь ты это или нет? Устал от одиночества, а ведь и я заслуживаю любви и счастья. Эх (наливает водку и пьёт), в мой годы, у парней есть и жёны и дети и стабильный заработок. А я жалкий неудачник!

Николай. Кто же виноват?

Михаил. Это личная трагедия, трагедия лишнего человека. Я чужой среди людей, Коля, тяжело быть лишним человеком.

Николай. Что за глупости Михаил? нет, ты явно сходишь с ума. Сходи к психиатру, пока не поздно.

Михаил. Не хочу, мне уже никто не поможет, никто.

Николай. Чего же ты хочешь? А?

Михаил. Ту единственную, что скрасит моё одиночество. Ищу любовь, а думаю о смерти…

Николай. Сколько тебя помню, ты всегда слыл ловеласом, а теперь, вовсе спился и раскис от своей глупой тоски. Почему теперь одинок? Кто виноват?

Михаил. Сам. Ах, если бы можно было вернуть прожитые годы и всё изменить. Самые роскошные красавицы ходили в моих подружках, но я отверг любовь каждой.

Николай. Зачем?

Михаил. Потому что сердце оставалось пустым. Я никого из них не любил по-настоящему. Понимаешь? О, сколько девушек стали несчастными из-за моего хладнокровия и эгоизма. (пауза, Михаил пьёт, закусывает огурчиком). Не знаю, Коля может, я слишком горд и тщеславен. Но многих девушек я любил так для себя, ради удовлетворения собственного самолюбия, никогда особо не думая, становлюсь ли я причиною их страданий и пустых надежд. Так и мотаюсь  то к одной то к другой, пытаясь удовлетворить своё ненасытное сердце, но мне всё  мало. Я жадное прожорливое ничтожество пожирающий   искренние чувства, обращая их в пепел. За свой эгоизм, вот теперь и расплачиваюсь одиночеством.

Николай. Эх, Миша, Миша, изменись, друг.
            
Михаил. Эх, знал бы, как душенька болит, как я хочу покоя, Коля. Господи (хватается за голову отчаянно) это проклятое одиночество, неудачи в любви, тупое монотонное однообразие жизни опустошили мою душу. Боже надо же было дожить до 26 и потерять весь смысл жизни.

Николай. Пиши, ты же писатель, чего сидишь тут и ропщешь на судьбу.

Михаил. Да какой я к чёрту писатель. Бездарный пьяница, да не нужен я никому, ни редакторам, ни девушкам, я сам себе не нужен, сам себя презираю.

Николай. Опомнись друг, Миша.
               
Михаил.(угрюмо выпил водки).Знаешь Коля, я всё ещё люблю Луизу, почему же она сразу не призналась, что замужем, ах если бы не её замужество мы были бы вместе. Разве все мои прежние подружки сравнятся с Луизой, они и мизинца её не стоят. Никто мне нужен кроме Луизы.

Николай. Такова жизнь, Миша, смирись.

Михаил. Да уж так устроена жизнь, любим одну а живём с другой. Почему люди если любят друг друга не могут быть вместе…
                По радио зазвучала песня «Тучи»
      Правильно поют эти «иванушки»  тучи как люди одиноки, а может, люди одиноки как тучи? Как дальше жить, как?

Николай. Время залечит раны любви.
            
Михаил (немного успокаивается) я, пожалуй, пойду, а то что-то разболтался. Возьми деньги.

Николай. Заведение угощает.

Михаил. Мне подачки не нужны. Думаешь, беден?

Николай. Нет-нет успокойся, давай деньги и иди, отдохни и не думай о плохом, хорошо?

Михаил. Ладно (положив деньги на стол, выпивает последнюю рюмку и, пошатываясь, уходит, распевая песню Алисы «Мама»)
           Ой, мама, мама больно мне,
           Ой, мама, мама больно мне…

Николай взяв поднос с водкой и закуской  уходит.  Михаил пошатываясь выходит из кафе и устало садится на крыльце кафе, мрачный, одинокий и печальный. Выходит Изольда, замечает Михаила, подходит и садится рядом.

Изольда (ласково обняв Михаила за плечо) Привет, Миша.

Михаил. Привет, Изольда.

Изольда. Ну чего приуныл? Бросила? Обманула?

Михаил. Оставь меня, прошу.

Изольда. Луиза не единственная девушка, посмотри на меня, чем я хуже, такая же девушка.

Михаил. ( грустно) Луиза это Луиза.

Изольда. А я что не красива?
           Молчание.
 Ну чего молчишь?

Михаил. Извини, но неохота разговаривать.

Изольда. Что ж понимаю!

Михаил (встаёт с крыльца). Я, пожалуй, пойду, Изольда.

Изольда (встаёт с крыльца). Можно мне проводить тебя, Миша.

Михаил. Не надо.

Изольда. Михаил, давай я всё же тебя провожу.

Михаил. Зачем?

Изольда. Ты мне всегда был симпатичен. Луиза мне больше не соперница. Давай дружить.

Михаил. Дружить? Но я не хочу.

Изольда. Михаил, прошу, не бросай меня, позволь мне побыть счастливой рядом с любимым человеком.

Михаил. Это что признание в любви что ли?

Изольда. Да. Я уже давно люблю тебя. О боже как я рада, что это дура бросила тебя. Теперь мы будем вместе. Я тебя никогда не брошу, Михаил.
            Михаил печальный уходит. Изольда бежит следом. Свет гаснет. Занавес.
               
               
                Действие третье.
                Картина первая.
Обычная двухкомнатная квартира. Прошёл год. Изольда женила Михаила на себе, но он женился в надежде забыть Луизу, чем по любви.  Но забыть, увы, не может. Изольда и Луиза давно не общаются, чему Михаил огорчён. Луиза не простила подруге, за то, что она вышла замуж за Михаила. Они поссорились. Михаил все чаще и чаще ищет утешение в алкоголе. И жизнь его становится скучнее день ото дня. Всю свою любовь он  отдал Луизе. Вечер. Из прихожей в гостиную заходят Михаил и Изольда.

Изольда. Михаил у меня хорошая новость.

Михаил. (вяло) Какая же?

Изольда. У нас будет ребёнок (она обняла Мишу и поцеловала).

Михаил. (освободился от объятий и отошёл в сторону, на лице изумление). Ребёнок?

Изольда. Да Миша, ах я самая счастливая. Ах, наконец-то. Я целый год этого ждала, господи ребёнок (она нежно провела рукой по животу), ты только представь дорогой, там, в животике, зарождается новая жизнь. Новый житель Земли. Плод нашей любви. Ты счастлив Миша?

Михаил. Да. Ребёнок это хорошо.

Изольда. Ах, Миша девять месяцев пролетят незаметно. Когда любишь, время летит незаметно. Правда?
                Молчание.
      Миша, ты любишь меня?
                Молчание.
      Любишь?
Михаил. Да.

Изольда. Нет не да, а скажи что любишь.

Михаил. (неохотно и вяло) Я тебя люблю.

Изольда (замечает тетрадь на столе). Что это? Новый роман?

Михаил. Это дневник, Изольда, и это личное.

Изольда. Однако странно, с чего это вдруг ты бросил своё творчество и начал писать дневник.

Михаил. Моё творчество мне опротивело, ничего кроме страданий оно мне не принесло.

Изольда. Через страдание познается истина.

Михаил. Завтра попытаю счастье в «Вестнике», отнесу стихи.

Изольда. Не примут, опять расстроишься, опять напьёшься.

Михаил. Строят из себя гениев литературы. И то им не то, и это не так.

Изольда. Попробуй через Степаныча, у него есть связи.

Михаил. Меньше всего я хочу видеть именно его.

Изольда. После увольнения Луизы, ты за год так и не позвонил к старику.

Михаил. Что я ему сын или брат?

Изольда. Нельзя винить его в своих страданиях…

Михаил. О чём ты? Я не страдаю.

Изольда. Не лги. Я знаю, ты всё ещё любишь Луизу.

Михаил. Я давно забыл о ней.

Изольда. Не ври. Ты часто во сне произносишь её имя. Любишь, люби Миша, Луизу. Но меня не бросай. Я всё живу светлой надеждой, что ты меня полюбишь, и наш ребёнок скрепит наши сердца любовью.

Михаил (холодно). Я тоже надеюсь на это.

Изольда. Ах, Миша (обнимает Михаила) если бы ты знал, как я люблю тебя и как боюсь потерять тебя.

Михаил. Не бойся, я тебя не брошу никогда. Дай Бог проживём как-нибудь вместе, вырастим и воспитаем малыша.

Изольда. Мы будем самыми счастливыми, обещаю.

Михаил (тихо). Помоги мне забыть Луизу, Изольда, помоги.
              Стоят в обнимку, потом скромный поцелуй. Михаил и Изольда погружаются во тьму.
                Картина вторая.
 Освещается коридор редакции газеты «Вестник». Шумно и многолюдно. У двери с надписью «редактор» стоит Михаил с тетрадью. Взволнован. Выходит Григорий Конев – бородатый, длинноволосый брюнет в чёрном костюме, 40-45-ти лет; несмотря на свой суровый вид, очень миролюбив. Не женат.

Григорий. Здрасте!

Михаил. Здрасте!

Григорий. Вы к Полякову?

Михаил. Да.

Григорий. Простите, мы с вами нигде не встречались?

Михаил. Нет.

Григорий. А вас как зовут?

Михаил. Лебедев Михаил.

Григорий. Я Григорий Конев. Вы тот самый Лебедев автор романа «Рай для Дьявола», который принесли на прошлой неделе.

Михаил. К сожаленью.

Григорий. Отчего такая грусть? Ваш роман гениален.

Михаил. Я не удовлетворён своей работой.

Григорий. Мне нравится ваш роман. Суровую правду жизни, вы описали в своём романе. Я очень рад знакомству с вами.

Михаил. А вы кто по профессии?

Григорий. Я писатель-драматург, пишу пьесы для местного драматического кружка и где являюсь руководителем.

Михаил. Как мне везёт с людьми.
   Входит Поляков, старый, лысоватый зануда и скептик, в сером костюме.
Поляков. Здрасте, вы ко мне?

Михаил. Да.

Поляков. Чего надо?

Григорий. Поговорить.

Поляков. Проходите.
  Михаил, Конев, Поляков  заходят в кабинет. Поляков садится за рабочий стол. Михаил и Конев садятся на табуреты, напротив.
Поляков. Ну-с с чем пожаловали.

Григорий. Я принёс рассказы Филипп Семёныч (подаёт материал).

Поляков. (берёт тетрадь и кладёт на стол) Я посмотрю после обеда, Григорий. (Михаилу) а вам чего?

Михаил. Я Лебедев Михаил, принёс…

Поляков (меняется в лице). Вы тот самый Лебедев Михаил, автор романа о Дьяволе, этой гнусной пародии на Российскую Жизнь? Это вы?

Михаил (вяло). Да это я

Поляков. Ну и наделали вы шуму «наверху», своим злосчастным романом. И кто только тебя, не видавшего жизни, молодого автора надоумил обливать грязью всю Россию.

Михаил. Сама жизнь заставляет брать в руки перо и описывать наше Бытие не в лучшем свете. Но она к сожаленью не по нраву, ибо ложь сладка как мёд на губах подлых лгунов, а, правда, увы, горька.

Поляков. И кто же по-вашему подлый лгун.

Михаил. Наша Власть. Болтуны трибунные, сволочи. Я не боюсь слов своих, как те что сидя у телевизора, строят из себя героев и ораторов. А как дело дойдёт до публичного выступления, так он же первый поджав хвост, прячется в кусты, предатели! Ещё не поздно всё изменить, оглянитесь, мы же сами создали Государство Страдание на слезах и скорби народа. Сами же и обратили страну в кучку дерьма, и кружим над этой помойкой Россией, словно мухи пытаясь состряпать счастливую жизнь.

Поляков. Однако язык у тебя подвешен. Палец в рот не клади.

Михаил. Я давно перестал верить в счастливую Россию

Поляков. Впервые встречаю такого пессимиста как вы

Михаил. Человек странное создание, он готов с упоением слушать ложь. Но как чёрт от ладана, бежит от правды прочь.

Григорий. Такова наша жизнь, разговоры на кухне, никогда не выльются в реальность.

Поляков. И откуда вы только появились писатели? Ну ладно, что там у тебя? Господин пессимист.

Михаил (подаёт тетрадь). Стихи.

Поляков. (берёт тетрадь и одев очки читает, но постепенно не дочитав до конца меняется в лице):
            Я верю, придёт тот смертный час
            Когда Россию кровь смоет с глаз
            Россия великая страна…
            Но правит нами не Бог, а Сатана...
Что это? Что я спрашиваю? А?
Михаил. Это мой стих протест.

Поляков (в гневе) Молчать! Эту брехню ты называешь стихом? Ты смотри, какие стихи пишет. И ты хочешь, чтобы я напечатал этот зарифмованный бред? Убирайся вон!

Михаил (забирает тетрадь) значит, печатать не будите?

Поляков. Нет никогда!

Михаил. А роман?

Поляков. Роман? Нет. Мы обеспечены материалом, на полгода.

Михаил. Ну почему? Чем я хуже тех бездарей, которых вы печатаете?

Поляков. Бездарей? Бездарь это вы Лебедев, а мы печатаем талантов.

Михаил. Дураков вы печатаете?

Поляков. Я попрошу вас удалится. Ишь ты устроил мне тут скандал.

Михаил. Нет я не могу понять, ведь и я талантлив.

Поляков. У вас ядовитый язык, больше читайте и работайте над собой.

Михаил. Кому надо учится так это вам. Гений литературы.

Поляков. Вон! Нахал! И чтоб духу твоего здесь больше не было.

Михаил. Не беспокоитесь, не увидите.

Поляков (достает из-за стола толстую кипу бумаг) И роман свой забери, он мне не нужен, и не нужен читателям. 

 Михаил  забирает роман, рвёт тетрадь в клочья и бросив в урну уходит не прощаясь хлопнув дверью.

                Картина третья.
Квартира Михаила. Вечер. Михаил стоит у окна, и нервно разрывая  тетради, бросает урну. Входит Изольда, увидев, чем занимается Михаил, взволновалась. Михаил немного выпил. На журнальном столике бутылка водки,  кусок копченой колбасы и чёрствый хлеб.
Изольда. Что ты делаешь?

Михаил.( гневно)  К чертям собачьим моё творчество. Никому ничего не надо, тратишь душевные силы в пустую, мой талант стал моим проклятием. (наливает водки и выпивает залпом)

Изольда. (в тревоге) Опять не напечатали?

Михаил. (бросив роман в урну отходит в сторону, ходит нервно по гостиной, в голосе обида и ненависть). Сволочи проклятые! Ух ненавижу редакторов и буду их ненавидеть! Они же все поголовно грамотные, идиоты. Просиживают целыми часами свои жирные зады, тьфу, ух зла не хватает!

Изольда. Успокойся милый, попробуй написать сказку или пьесу.

Михаил. Буду иметь в виду. Ах, Изольда как дальше жить? Душой я устал, как надоело быть лишним в обществе, как же мне всё это  надоело. Господи!

Изольда. Чего же ты хочешь? Работа есть, я тебя люблю, скоро родится ребёнок, живи да радуйся!

Михаил. Чего хочу! Заниматься любимым делом, литературой. И быть признанным Гением, а не изгнанником судьбы. (наливает и пьёт, закусывает колбаской)

Изольда. Да, но это не приносит денег, это просто хобби.

Михаил (отходит в сторону). Да причём тут деньги! Вам  бабам только деньги нужны

Изольда. (сердится). А тебе они не нужны?

Михаил. (раздражённо) Зачем ты затеваешь скандал?

Изольда. Я не затеваю скандала.

Михаил. Ну Изольда, право для меня деньги это главное зло, которое выдумало человечество.

Изольда. Но без этих бумажек ты никто и жизнь гроша не стоит.

Михаил. Ты права Изольда (пауза), даже не знаю как выбраться из этого тупика…

Изольда. Миша. Ты хороший писатель, верь, придёт время, и люди услышат музыку твоего измученного сердца.

Михаил. ( садится, наливает водки в рюмку) Писатель? Мученик своего таланта, вот кто я. Люди разучились понимать, что такое настоящая проза и поэзия. Сейчас пишут все кому не лень. Но главное талант – Дар Бога, вот что делает из писателя не бумагомараку, а Гения. Но талант, увы, дан не всем. В литературе  одни бездари, охотники за гонорарами. Авторы дешевых бульварных детективов. Их редакторы печатают, а меня нет, вот что обидно. Как жить дальше не знаю, не знаю, Изольда, я просто в тупике и как выбраться чёрт его знает (выпил, зажевал хлебом)

Изольда. Мне страшно за тебя Миша, я боюсь, как бы ты на грани отчаяния чего с собой не сделал.

Михаил. Чего?

Изольда. Я боюсь тебя потерять. Ты очень ранимый и эмоциональный.

Михаил. Не говори глупостей. (наливает)

Изольда. (Изольда забирает рюмку из  рук Михаила) Пойдём лучше попьём чаю. Я испекла пирог.

Михаил. Не хочу.

Изольда.  Ну не расстраивайся, милый, я не могу видеть тебя печальным и…и пьяным.

Михаил. Не смотри!

Изольда. Давай куда-нибудь уедем.

Михаил. Куда?

Изольда. На море. Денег хватит, сбережения есть.

Михаил. Не хочу.

Изольда.  Я не узнаю тебя, после увольнения Луизы, ты вовсе изменился, помрачнел и всё больше стал выпивать.

Михаил. Зачем ты теребишь мою рану душевную? Зачем ты завела этот разговор?

Изольда. Потому что я хочу видеть, прежнего Михаила, того весёлого парня, того скромнягу, который краснел при мне от робости.

Михаил. Жизнь меняет нас…

Изольда. Не жизнь, а водка проклятая. Ты помнишь нашу первую встречу?

Михаил. Нет, таких вещей я не запоминаю.

Изольда. Что и забыл когда впервые встретил Луизу?

Михаил. Нет этот день я никогда не забуду. Никогда.

Изольда. Я до сих пор помню, нашу первую встречу на улице, вы шли по тротуару с Луизой, я тогда была ещё так удивлена, что это мол Луиза изменяет мужу? И как ты застеснялся, как робел. Боже, куда же ушли эти драгоценные времена!

Михаил. Зачем ты говоришь об этом?

Изольда. Потому что этот день для меня праздник. А для тебя?

Михаил. Обычный день.

Изольда. Ты эгоист, Миша,

Михаил. Пойдём-ка лучше попьём чаю.

Изольда. Пошли.
               Изольда берёт Михаила под руку и вместе уходят.. Занавес.
               
                Действие четвёртое.
                Картина первая.
Загородный дом Конева. Полдень. Видны домики, реки. Григорий, Михаил и Изольда сидят в крытой беседке. У Изольды заметен живот, вероятно месяц третий или четвёртый.

Григорий (смеётся). Ах, до сих пор помню, как тебя  разозлил Поляков.

Михаил. Я возненавидел всех редакторов, после этого…

Григорий. Ну зачем же так круто.

Михаил. Григорий, к чему в жизни талантов, такая несправедливость и постоянное гонение? Эх…

Григорий. Наверное, так устроена наша жизнь, что творческая судьба писателей и поэтов, обустроена так, что мы являемся  инородным телом в обществе. Вспомни Есенина, Лермонтова, Достоевского и прочих, ну скажи, кто их них прожил долгую и счастливую жизнь?

Михаил. Никто.

Изольда (махнула рукой) Ну это всё преувеличения. Мужики скучно с вами, господа писатели (встаёт и уходит, гуляет в саду  среди яблонь и вишни).

Григорий. Понимаешь человек занятый в творчестве по-другому видит и чувствует наш грешный мир. Многим сейчас тяжело и человек пишущий особенно на злобу дня, является как бы связующим звеном между ложью и правдой. Ведь согласись Михаил, можно прожить всю жизнь под маской лживого счастья, презирая окружающих только за то, что они живут лучше тебя.

Михаил. Великие Мастера долго не живут, а почему спросите вы? Вот моё мнение, Гений – одинокий рыцарь Правды на поле Лжи. А кто он один против всех? Всех этих подлых тщеславных гордых лгунов, я ненавижу ложь и предательство и потому как выражается Изольда у меня ядовитый язык.

Григорий. У тебя ораторские способности, Михаил.

Михаил. Кстати, на эту тему у меня есть такой вот стих:
Гений - холодное  блюдо мести
На пиру лживой чести,
Ешьте праведную Гения плоть,
Вгрызайтесь зубами в его кость.
Он вашей воле неподвластен,
И гордых смех вовсе неуместен.
Гений на поле судьбы – воин.
Жизнь идёт на него войной.
Без оружия с гордой главой,
Он против всех один…

Григорий. Как мрачно и жестко уф ну и язык у тебя.

Михаил. Вам понравилось.

Григорий. Очень.

Михаил. А мне мои стихи ненавистны.

Григорий. Почему же?

Михаил. Моё творчество стало для меня путёвкой в мир бесконечных скитаний и мытарств. Я ведь в юности мечтал о славе о больших гонорарах. Но не удостоился ничего кроме страданий. В пятнадцать лет  я начал усердно заниматься поэзией и прозой, в надежде стать  когда-нибудь известным. Меня увлекал сам процесс творческой работы – чистый лист бумаги в течение нескольких минут, словно по волшебству превращался в очередную страницу моего будущего произведения.

Григорий. Знакомая история. Писатель, словно господь, вершит судьбу своих героев.

Михаил. Но пролетели мимолётной птицей годы юности. В последние годы моё творчество мне наскучило, писать больше не о чём, редакторы меня доконали и измучили душу, выпили всю кровь, сволочи.

Григорий. Не в твои годы вешать нос, скучать и страдать.

Михаил. Литература, театр, это чужой мир для меня и я в нём лишний, да и не только в творчестве. Я чужой гость на Балу Жизни. Но бросить не могу, ибо скован цепями гениальности.

Григорий. Добейся успеха.

Михаил. Вам не понять моей тоски.

Григорий. Объясни.

Михаил (досадно машет рукой) С теми людьми, что меня окружают, не получится ничего. Тогда я бросив всё ухожу в своё одиночество, к своим книгам, к жене, меня окружают не те люди, ой извините, Григорий.

Григорий. Я не сержусь, Михаил, на правду не обижаются. Ну чем я тебе помогу? У меня нет связей, знакомых, тебе надо менять своё мировоззрение, нельзя  быть таким жутким пессимистом. Ты сам себя загоняешь в угол, в тупик.

Михаил. Вы повторяете слова Изольды.

Григорий. Красивая она у тебя?

Михаил (безразлично) Да.

Григорий. Кого ждём?

Михаил. Кого Бог пошлёт.
   Подходит Изольда и устало опускается на беседку, между Михаилом и Григорием.

Изольда. Ах, какой прекрасный вечер. Так и жаждет душа остаться тут навсегда.

Михаил. Да здесь красиво. Вы давно здесь живёте?

Григорий. Давно.

Изольда. Миша я тоже хочу домик в деревне. Купим?

Михаил. Хорошо я подумаю.

Григорий. Ваша любовь заразительна и я немного вам завидую, белой завистью.

Изольда. Я люблю Михаила, больше жизни и ради него и в огонь и в воду. Если он умрёт, я умру тоже. Григорий, а где же ваша жена?

Григорий. Предпочитаю не вспоминать этот печальный эпизод моей жизни.

Изольда. Вы странная личность, Григорий. Чем больше я вас узнаю, тем больше в вашей биографии  непонятного.

Григорий. В талантливом человеке должна жить тайна, хотя мы так открыты и просты.

Михаил Что  верно то верно.( смотрит на часы), однако Изольда, нам пора домой.

Григорий. Я отвезу вас.

Изольда. Нет Миша, я хочу прогуляться пешком.

Михаил. Мы пойдём  пешком, Григорий, до свидания!

Григорий. До свидания!

Изольда. До свидания!
 Михаил и Изольда уходят. Григорий остаётся сидеть на беседке. Свет гаснет. Тьма.
               
                Картина вторая.
Вечер. Многолюдная улица. Михаил и Изольда идут по тротуару домой.  Выходит Луиза и спешно проходит мимо.

Михаил (заметив Луизу) Луиза! Луиза! (бежит следом)

Луиза. Миша!
                Бросаются друг другу в объятия.
            Миша, как соскучилась без тебя, боже мой, как я рада, видеть тебя.
Михаил. Полтора года прошли, словно в кошмарном сне. Дни и ночи я думал только о тебе, милая Луиза.

Луиза. А ты смотрю всё ещё  с Изольдой…

Михаил. Я не люблю Изольду, я тебя люблю, понимаешь ты это или нет?

Луиза. Тогда почему вы вместе? (Изольде) а ты стерва проклятая, получила то, чего хотела, ну что  счастлива на чужом несчастье?
                Молчание.

Михаил. Что ты говоришь Луиза? Мне она совсем не нужна. Давай начнём всё сначала.

Луиза. (ласково провела рукой по щеке Михаила) Я бы рада, Миша, да поздно уже Миша, поздно. Ничего уже не вернёшь! Я вижу у вас скоро пополнение. (проводит рукой по животу) у нас с Игорем, тоже  скоро родится  малыш.

Михаил. Прими мои поздравления.

Луиза. Спасибо (хочет уйти)

Михаил. Нет я не хочу тебя отпускать. К чему тогда это знакомство? Зачем я в тот день зашёл к Степанычу? Всё могло бы быть по-другому.

Луиза. Так жизнь устроила Миша, судьба разлучает нас, но я не забуду тебя. И вместе хотим быть и быть не можем. Мы встретились слишком поздно. Слишком поздно.

Михаил. Виновата семья,

Луиза. Прощай Михаил. Прощай. Вспоминай иногда.
                Михаил и Луиза обнялись на прощание. Потом Луиза медленно уходит, затаив в своём сердце любовь к Михаилу.

Михаил (смотрит вслед уходящей Луизе). Я люблю тебя Луиза, люблю. Зачем ты ушла, зачем оставляешь с Изольдой? И заставляешь страдать? Луиза! Вернись, прошу, вернись.  Луиза милая моя, вернись, Луиза.

Изольда (подходит и поглаживая Михаила по голове) Не гонись за тем чего уже не вернёшь, Миша, пойдём домой, пойдём, я тебя не брошу.

Михаил (печально смотрит на Изольду). Ты иди, Изольда, я пойду в «Мираж»…

Изольда. Я пойду с тобой.

Михаил. Не надо, я хочу побыть один, мне надо немного выпить.

Изольда. Ах, мужики, ну что же вы за народ, печаль и беды топите в алкоголе. Зачем?

Михаил. ( не обращая внимания набирает номер  по сотовому телефону) Коля, здорово, друг, ты сегодня работаешь? Коль, не хочу никого видеть кроме тебя, у тебя чарка будет,  Да? Я приду скоро, жди

Изольда. Нет не пущу, не пущу, милый.

Михаил. ( хочет уйти) Пусти! Изольда,

Изольда. Ну себя ты не жалеешь, ну меня ты пожалей, мне нельзя расстраиваться, наш ребёнок…

Михаил. Да пропади ты стерва проклятая, не люблю я тебя понимаешь ты это или нет, и ребёнка от тебя я не хочу. Уходи, навсегда! Ты мне опротивела…

Изольда. Нет-нет Миша, не говори так, любимый (падает перед ним на колени и рыдая обнимает за ноги) Я люблю тебя, люблю…

Михаил, оттолкнув от себя Изольду низко свесив голову, печальный уходит, не обращая внимания на Изольду.

Изольда (рыдая в истерике ) Подонок! Будь ты проклят! Сволочь! ( тихо) но я тебя всё равно люблю, люблю тебя подлеца, а-а-ах-а-а-а
                Лежит на полу и плачет в истерике, одна, брошена, свет медленно гаснет.
               
                Картина третья
Кафе «Мираж». За столиком у окна сидит Михаил. Он грустен и печален. Выходит Николай с подносом, на котором водка и немного холодной закуски. Ставит на стол перед Михаилом.

Михаил. (наливает и пьёт) Уф! Ах! Вруби-ка свою шарманку, Колян.

Николай. Музыку что ль?

Михаил. Не прикидывайся дураком, да музыку.

Николай. Что душа желает?

Михаил. Включи Леонтьева.
                Николай уходит. Через полминуты слышна музыка, песня «Не бойся вспоминать меня». Николай возвращается.

Михаил. Коля сядь, поговорим.

Николай. Я на работе, Михаил. Что опять?

Михаил. Видел сегодня Луизу. Поговорили…

Николай. Вот и радуйся! Я тебя не понимаю, печаль грустишь, радость, тоже грустишь…

Михаил. Она не может быть со мной, Коля, она не может уйти от мужа. А мне нет жизни без Луизы. Всё стало унылым и безразличным (наливает и пьёт, закусывает). И быть может я завтра умру, Пусть. Никто не помянет меня сволочь добрым словом. Всю жизнь я лгал, шёл по тропе будущего, оставляя за спиной тень разбитых сердец и горьких слёз обид и разочарований.

Николай. Забудь ты свою Луизу, Изольда любит тебя, ждёт ребёнка. Отчего мучаешь девушку, и себя терзаешь…

Михаил. Пусть убирается ко всем чертям, знать её больше не желаю.

Николай. В последние годы  ты стал совсем мрачный и хладнокровный, от одиночества ты вовсе очерствел. Тебя не трогают ничьи страдания, кроме своих собственных. Я не узнаю тебя, куда подевался тот весёлый парнишка, который травил всех анекдотами.

Михаил. Жизнь делает нас такими.

Николай. Не время вешать нос.

Михаил (наливает и пьёт) Выпью, чтоб не волноваться, выпью за твоё здоровьё  Луиза. Тратишь душевные силы  и талант, неужели всё это умрёт со мною, ах Коля, как дальше жить?

Николай. Нет Миша, ты окончательно сходишь  с ума!

Михаил. Спятишь, спятишь, от одиночества и не понимания. Нет, не дожить мне до тридцати. Наверное, остались последние годы или дни…Ничего я не добился в жизни, ничего не успел, не сделал. А годы проходят и проходят.

Николай. Тебе нужна любовь…

Михаил. (тоскливо) Я наивный дурак, поверил в любовь, глупец. Никто не любит меня, никто…

Николай. Никто? Нет, ты не прав, друг. Изольда от тебя без ума, и в огонь и в воду, ради тебя…

Михаил. Вот это и угнетает, то что влюблена, та которую презираю. Нельзя всю жизнь прожить во лжи, это не жизнь, это холодное и тупое отчаяние, которое можно излечить одним способом.
 
Николай (в тревоге) каким?

Михаил (приставил указательный палец  к вискам). Пах! И всё! Конец всему.

Николай. Одумайся, что ты говоришь? Нет, слышишь нет я не позволю тебе этого сделать.

Михаил. (печально наливает и пьёт). Нет, Коля, завтра меня уже здесь может и не быть. Давай попрощаемся и выпьем на брудершафт 

Николай. Тьфу, чёртов идиот! Иди и лечи свои мозги, кретин, тьфу (уходит сильно раздражённый).

Михаил (один) Ну и катись к чёртовой матери! Надоели вы мне все! Сволочи!  (наливает и пьёт, он постепенно пьянеет и речь его становится бессвязнее) видеть в..вас боше не ж…ж…жлаю.
   Михаил приподымается и обессиленный от выпитой водки, падет на пол и лежит не в силах подняться на ноги. Проходит некоторое время.
    Выходит Николай. Он немного успокоился.
Николай. О уже готов покойничек. Эх Миша, Миша. (пытается его приподнять) вставай, хулиган, тебе пора домой.

Михаил. Ни шочу дмой, уйди ты…ты  ненавидишь меня, все вы хотите моей смерти,  ну скажи Колян,

Николай. (сердится) Ну…ну не будь же ты кретином! Иди домой к девушке, которая всем сердцем  любит тебя. Да я на твоём месте на руках бы носил Изольду. Да такой девушке нужно памятник поставить. Несчастная, сколько ей пришлось выдержать. ты…ты замучил несчастную девушку,

Михаил. Забирай, мне она не нужна. Всё забирай!

Николай. Михаил, что с тобой происходит?

Михаил. Оставь меня одного. Я хочу остаться один,

Николай. Нет я никуда не пойду. Я на работе. А вот ты уходи! Надоел уже! (пытается его выставить на улицу, борьба)

Михаил (оттолкнув Николая,  наливает водки и пьёт) Ложь, всё ложь! Мошет если б умер вам бы ст..тало лехше. Пошли вы все к чёрту! (спотыкаясь падает, затем приподымается и отмахиваясь от Николая, уходит) Проклинаю свою судьбу, и себя сволочь проклятую. Эх, жизнь моя бедовая!
 Николай, покачав головой, собрав посуду, уходит.  Кафе погружается во тьму и освещается квартира Михаила. Михаил, сильно пьяный, пошатываясь, входит в квартиру, кое-как сняв обувь, он обессиленный падает на пол в прихожей и засыпает там.
  Раннее утро.  Стучат. Михаил также лежит на полу в одежде, волосы всклочены, тяжело приподнявшись, он вздохнул, и устало провёл рукой по лицу. С удивлением заметил, что проснулся на полу. Смутно он пытается припомнить  что было накануне, но вспомнил лишь то, что встретил Луизу. Стучат. Михаил посмотрел на часы. Сильно и настойчиво стучат в дверь.

Михаил. Ах, чтоб вам провалится, черти.
      Встал и тихо вздыхая,  открывает дверь за порогом стоит Изольда.
Михаил. Ах, это ты, заходи.
            Изольда зашла, и они прошли в гостиную.   
Михаил. Зачем так рано пришла?

Изольда. Я пришла проститься.

Михаил. Значит уходишь?

Изольда. Да я ухожу навсегда.

Михаил (с тяжелого похмелья понемногу приходит в себя) То есть как это уходишь?

Изольда. Не придуривайся, прошу, тебе наплевать на меня. Куда я уйду и зачем?

Михаил. (выпил воды из бутылки) Это что побег? Или отчаянное решение.

Изольда. Отчаянное решение.

Михаил. А как же наш малыш?

Изольда. ( печально явно сдерживая слёзы) У меня был выкидыш. У нас не будет ребёнка.

Михаил. Прости, как не будет? Ведь ты обещала родить мне ребёнка.

Изольда. Брось Миша, тебе всё безразлично, и ребёнок был тебе не нужен, так же как и я.

Михаил. (виновато опустил голову, лишь теперь он понимает сколько боли и страданий причинил Изольде) Прости меня, я замучил тебя, доконал,  знаю  я последняя сволочь, скотина!

Изольда. Нет Миша, это я дура была когда надеялась, что ты полюбишь меня, и ребёнок воссоединит нас. Но я ошибалась. Глубоко ошиблась.

Михаил. На ошибках учимся.  Куда же ты теперь?

Изольда. Уеду к матери в Астрахань.

Михаил.( попил воды, потрогал голову) Скатертью дорожка.

Изольда. Неужели даже не будешь скучать. Впрочем, о чём я спрашиваю,  я знаю ты рад, что я ухожу. Рад?

Михаил. Такова моя участь Изольда, быть причиною несчастья и страданий для других. Наверное я родился, чтобы разрушать и портить жизнь тем, кто меня любит.

Изольда. Ещё не поздно исправится. Давай начнём сначала. Одно твоё слово и я останусь,(обняла Михаила  и нежно прижалась к груди) останусь с тобою навсегда, слышишь.

Михаил. Не надо Изольда (освободился от объятий) я не любил тебя тогда и сейчас не люблю, моё сердце пусто и его уже ничем не заполнишь. Нет в жизни счастья и любви. Нет.

Изольда. Ах, Мишенька, твои слова ранят меня.

Михаил. К сожаленью но это так.

Изольда. Хорошо я всё поняла.

Михаил. Ты напишешь мне или позвонишь?

Изольда. Зачем? Я не хочу теребить былые раны. Знай, Миша  я всегда буду любить тебя, и быть может, я выйду замуж, но ты всегда будешь жить в моём сердце. Я не сержусь на тебя. Мне просто тебя безумно жалко, жалко, что ты такой черствый эгоист, который и себя не любит и других заставляет страдать.

Михаил. Изольда.

Изольда. Прощай Миша! (уходит затаив в сердце печаль и верную любовь к Михаилу).
           Михаил один. Звучит песня  «Заклятие». На сцену один за другим выходят все актеры, играющие в спектакле. Они стоят в полумраке за спиной Михаила. Свет ярко освещает худую, сникшую фигуру Михаила, который стоит в центре. Он грустен и печален.
 
Михаил. И тогда я понял, что никто и никогда не будет любить меня так сильно и преданно, как Изольда. Но в объятиях тоски и любви к Луизе, я презрел бедную девушку. Я снова остался один, один. Я не живу, а играю роль на сцене жизни. И ты мой дорогой, зритель, может станешь презирать меня, а может поймёшь мою печаль. Но скажите мне, кто не ошибался в жизни, мы не ангелы, а немного – бесы. Тоска и одиночество  иссушили моё сердце, отныне там зима. И вечная вьюга заметает мою измученную душу и тогда леденеют чувства и любовь уже давно обратилась в лёд и никогда не растопит луч весенний, лёд гордости надменной в душе моей. Но  я человек с холодным сердцем должен жить, жить и страдать, ибо только через страдания познается истина, как говорил классик. Прости меня подлеца, Изольда, прости…
 Михаил тихо опускается на пол и прижав ноги к груди задумчиво смотрит вдаль.   Начинает  падать конфетти.  Актёры подходят к  Михаилу  и со словами: «Человек с ледяной грудью - изгой общества, он одинокий зверь, пожирающий искренние чувства и обращая их в пепел, не заслуживает ничего кроме страданий и одиночества», один за другим уходят. Михаил провожает актёров, потом ложится на пол, закрывает лицо руками  и отчаянно плачет.  Песня «Заклятие» звучит всё тише и тише. Свет медленно гаснет. Занавес.
               
                2007-2009