Послушание

Протоиерей Павел Великанов
В одной из книг Библии – книге Царств –  рассказывается о случае, который произошел с израильским царём Саулом. После того, как евреи разбили охранный отряд своих давних врагов – филистимлян – царь Саул собрал народ, чтобы принести жертву Богу и тем самым заручиться Его поддержкой и благословением. Но была одна формальность, из-за которой исполнение священнодействия откладывалось уже который день, так что народ начинал расходиться. Необходимо было дождаться возвращения пророка Самуила; и вот прошла уже целая неделя, а пророк всё не возвращался.
Казалось бы, Царь, поставленный на царство Самим Богом, - и всего лишь пророк; разве не важнее отбросить все условности перед лицом надвигающейся беды в лице многочисленных, как песок морской, войск филистимлян? И Саул принимает решение: ослушаться пророка и самому принести жертву. Но едва только окончилось всесожжение, внезапно появляется пророк. 
- «Саул, что ты сделал!?»
- «Я видел, что народ разбегается, а ты не приходишь; филистимляне уже собрались в Михмасе; тогда я испугался, вдруг они начнут наступление, а я еще не вопросил Господа, и я решился принести всесожжение».

Слова пророка, сказанные Саулу, категоричны: «Худо поступил ты, что не исполнил повеления Господа Бога твоего, которое было дано тебе. Если бы ты послушался, упрочил бы Господь навсегда твое царствование над Израилем; но теперь не устоять царствованию твоему; Господь найдет Себе мужа по сердцу Своему, и ему повелит Господь быть вождем народа Своего, только потому, что не исполнил ты повеленного Господом». И вскоре действительно царство переходит в руки нового помазанника Божия. «Послушание, – говорит пророк, –  лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов; ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство, и противление то же, что идолопоклонство»(1 Царств 15,22-23).

В современном языке понятие послушания осталось только в педагогике, где послушание родителям признается желательным, но и то не всегда абсолютно необходимым. Правда, есть еще повиновение младших чинов старшим в армии, да ещё выполнение подчинёнными указаний начальствующего. И здесь же, рядом, послушание в церковной среде как основа жизнедеятельности всего церковного организма. Христианское послушание – и повиновение в миру: неужели это одно и то же?

Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо обратиться к истокам. Уже перед первым человеком – Адамом – было поставлено  несколько задач именно как послушание Богу: возделывать райский сад, рожать детей и наполнять землю, и – не вкушать от древа познания добра и зла.
Но зачем Бог даёт человеку послушание с самых первых мгновений его появления? Разве нельзя было оставить человека в покое заниматься всем, чем угодно? Неужели Богу обязательно нужно вторгнуться в чужую жизнь какими-то Своими, пусть и самыми высокими, но всё-таки Его, а не самого человека, пожеланиями и повелениями?

Да, так мы привыкли думать сегодня. Точнее, долгие годы поклонения человеку как он есть, со всеми светлыми и мерзкими сторонами, нас приучили думать о святости и неприкосновенности человеческой воли и самоопределения. «Да, я свободная личность. Да, я хочу того, чего хочу я, а не кто-то вместо меня. Да, в этом моё право. Да, здесь я сам себе и царь, и Бог.  И мне глубоко наплевать, что думают о моём самоопределении другие. Это – их проблема, пусть лучше живут собственной жизнью, а не лезут в чужую». Но в этом гимне человеческой вседозволенности есть одна недосказанность, которая изменяет всё кардинальным образом. И эта проблема – Бог. Если даже сам вопрос о Боге глубоко безразличен для человека, это ещё не значит, что Бог такого человека оставит в покое.

Христианство утверждает парадоксальную вещь. Только в послушании Богу человек становится действительно свободным. «Всякий, творящий грех, есть раб греха», –  говорит Христос. Раб потому, что греховная воля становится бесконечным источником греховной самоиндукции. «Но вы – не рабы, а Мои друзья, если исполняете повеленное вам». Отказ от своей испорченной грехом воли и предание себя следованию воле Божественной и есть самая суть послушания, которое словно цемент соединяет различных христиан в единый монолит Христовой Церкви.

Христианское понимание послушания Богу чуждо принуждения или какой-то внешней вынужденности, как это происходит в армии или на службе. В церковной жизни послушание прихожанина священнику, священника епископу, епископа Собору происходит ради Христа, где каждый высший чин воспринимается сквозь призму послушания Самому Богу.

Любой человек сегодня, как и первый Адам, может нарушить Божественную заповедь или даже не захотеть её услышать. И за это на него не обрушится тотчас Божественный гнев в виде громов и молний или даже обычных будничных неприятностей. Но тот, кто хочет, чтобы Бог был не только Предметом его веры, но стал ещё и его Творцом, Ваятелем его души – так делать не будет. Словно податливый материал в руках гениального скульптора становится жизнь послушного Богу человека не из-за страха наказания адом, и не ради райских кущ, но только ради любви и искренней вверенности всего себя в руки Того, Кто засвидетельствовал Свою любовь к человеку Крестом, смертью и адом.

Но как ощутить, что именно Божественная десница, а не чья-то злая воля вмешивается в жизнь? Разве христианство учит полной покорности любым обстоятельствам? Да и всякое ли послушание даже священнику должно безоговорочно выполняться? Здесь есть только один ответ. Бог Сам Себе никогда не противоречит. И если происходит принуждение к тому, что выходит за рамки христианского благонравия, если что-то подводит к преступлению границ Божественных заповедей – это не может быть от Бога. Было бы искреннее желание жить по воле Божией, и хоть малая толика разумения – и Сам Бог управит путь того, кто целиком вверяется Ему.