Красавица Лаиса Сицилийская

Алекс Новиков 2
Любовь великих
Красавица Лаиса Сицилийская (Lais of Hyccara)

Лаиса, как вещает нам Википедия — греческая гетера V в. до н. э. За прошедшие века ее имя стало нарицательны: так зовут красавиц продающих любовь за очень большие деньги.
Древние греки при встрече говорили друг другу не «здравствуй!», а «радуйся!»
Радоваться свободным эллинам были все основания, и немалую роль в их радости играли женщины. Правда, не жены и дочери, которых они держали взаперти. Существовала поговорка, что приличной женщине следует появляться на улицах только тогда, когда уже не  спросят, чья она жена, а спросят, чья она мать. Любовные утехи грекам дарили многочисленные «дамы свободного поведения» — от молодых домашних рабынь до профессиональных жриц любви. Впрочем, профи делились тогда на три категории: обитательницы публичных домов (которые содержались за счет налогов, ибо ведь нужно же было заботиться о здоровье и досуге граждан), уличные (вернее, кладбищенские — они промышляли обычно на кладбищах), — вышедшие в тираж «синявки». А высшую категорию составляли гетеры, – свободные образованные женщины, что-то среднее между ну очень дорогой путаной и артисткой.
В то же время, именно они внушали благородные мысли, вдохновляли поэтов и художников. Перед чарами гетер были бессильны и философы, храбрые полководцы, и даже цари. Гетеры приобщались к их славе, к их громкому имени, к их правам на бессмертие в истории. Имена и похождения самых знаменитых гетер дошли до нас.

Печальная юность.
Лаиса прославилась как своим умом, так и своей несравненной красотой. Родившись в из Сицилии, Лаиса до юности не знала больших неприятностей, пока не была захвачена царем Никкем в одном из военных набегов, привезена в Афины и продана в рабство знаменитому художнику Апелессу*.
«Что со мной будет? – Лаиса никогда раньше не знала мужчин. – Отправят на кухню или пасти овец? А может, мой господин поселит меня в барак для мужчин рабов и они замучают меня до смерти?»
Душу девушки мучили очень неприятные предчувствия.
«Вот моя новая модель! - Апеллес был видным мужчиной, хоть и не первой молодости: широкие плечи, плоская грудь. – Отмою в корыте и к станку! Эта сицилийка принесет мне славу и деньги!»
Девушка чувствовала, что мужчины шел незнакомый, чуть терпкий запах. Впрочем, она быстро поняла, что от нее требуется.
– Раздевайся, стой здесь и не шевелись! Я лепить тебя буду! – Приказал Апеллес.
– А может, так лучше? – Раздеваясь перед новым господином Лаиса слегка погладила себя по животу.
– Мне сразу взять розгу или погодить? Стой, как приказано! Вот так и будешь позировать мне! – приказал художник.
– Будешь баловаться и мешать мне – высеку! – пообещал господин.
Работая над новым творением Апеллес постепенно начал понимать, что за красавицу ему послали боги.
Наконец, он устал и решил, что настала пора преподать девушке несколько важных уроков.
– Подойди ко мне! -  Художника пощекотал девушку между ног. – Ты так себе делала?
– Да, господлин!
– делай это сейчас!
Посмотрев в угол комнаты, где в амфоре мокли прутья, Лаиса стала гладить себя там, и вызывая   прилив ощущений - тяжесть в животе, жжение между ног...
– А теперь возьми и погладь! – последовал новый приказ и Лаиса увидела нечто огромное...
«Сколько раз видела купающихся мужчин, но ни у одного такого большого не было!» – подумала она.
Лаиса потрогала, обхватила ладонью   "нечто", которое  стало увеличиваться в размерах.   
– А теперь – оближи!
Девушка встала на колени и провела языком по всей длине.      
– На спину! – Художник понял, что больше терпеть эту сладку пытку он не может.
      И вдруг сильные руки, обхватив ее за талию, властно и резко опустили на просунутый между ног конец. Боль, резкая боль, пронзила все ее тело.
Сладкая истома разлилась по телу рабыни, она задержать дыхание и слегка выгнулась.
«Я теперь женщина – поняла она. Его игрушка!»
Он смотрел на нее из-под полуоткрытых век и -непонятно - улыбался или сжимал зубы.
            Боль постепенно уходила.            Сердце колотилось, в ушах стоял звон... И вдруг этот звон оглушил, перевернул все ее тело!..
Вздрогнув и выгнувшись дугой, девушка обмякла и пролила последнюю в жизни девичью слезу.
Так в Лаисе проснулась женщина.
Через несколько лет, пресытившись ласками своей рабыни да и порядком устав от них, годы уже не те, стареющий художник отпустил ее на волю. Впрочем, есть и другая версия, что Лаиса ушла, неперенеся появления в доме художника Кампаспы, красавицы, подаренной господину самим Александром Македонским. Об эой драме римский писатель I века Плиний Старший писал: «Александр, восхищаясь её выдающейся красотой, привлек Апеллеса нарисовать Кампаспу обнажённой. Она была наиболее любимой из всех его содержанок. Художник в процессе работы влюбился в нее, после чего Александр, вникнув в ситуацию, преподнес ему Кампаспу в подарок, доказывая себе, что хотя он и великий царь в отваге, но еще более велик в самообладании.»
Лаиса, поминая соперницу недобрыми словами,  отправилась в Коринфскую школу гетер, где учили не только искусству любви, но и искусству нравиться, музыке и философии. Окончив школу, она по древнему обычаю принесла свой первый доход своей “первой любви” в храм Венеры и поселилась в этом городе навсегда.
 
Жизнь в Коринфе.
Слава о ее несравненной красоте быстро разлетелась по всей Греции, дошла до Персии и Египта. Заработав первоначальной капитал, Лаиса потратила его на то, чтобы окружить себя достаточной роскошью, необходимой для успеха в высшем обществе. Народ стекался смотреть на роскошный выезд Лаисы, как она одетая в драгоценные ткани Востока во время прогулки в шикарной колеснице, блистала красотой и грацией. Расходы на украшение полностью окупили себя. Вокруг нее постоянно толпился целый рой богатых поклонников. Художников и поэтов. Ее появление служило украшением любого гражданского праздника и религиозной церемонии. Отовсюду  к ней стекались жаждущие ее благосклонности богатые чужеземцы, платившие ей за любовь баснословные деньги.
Впрочем, иногда гетере приходилось не сладко. Однажды она сошлась с быком при громадном стечении народа. И хотя это был праздник и бык олицетворял собой Минотавра, все же ее привлекли к ответу за святотатство. Не надеясь на чары своей красоты и на находчивость своего адвоката. Лаиса ночью бежала из города. Чтобы пройти через городские ворота, Лаиса отдалась десяти стражникам.
Знаменитый оратор Демосфен не только пытался добиться ее любви, но и вопреки тогдашним нравам был готов жениться на ней. Лаиса была не только необузданной, но и чрезвычайно корыстолюбивой. Знаменитому оратору Демосфену (главе Афин как-никак!) она назначила такой гонорар за свои услуги, что тот удалился в слезах: 10000 драхм за одну ночь. А его в кошельке не было и десятой части этой суммы.
– Я не покупаю раскаяния такой дорогой ценой! - ответил ей знаменитый оратор и ушел ни с чем.
Демосфен сочинил против Лаисы знаменитую речь, которую до сих пор считают образцом ораторского искусства. Тогда, назло  Демосфену Лаиса предложила свою любовь Ксенократу, одному из учеников школы Платона, просто так без денег, но тщетно пыталась она прельстить сурового философа всеми своими чарами, напрасно пыталась она пробудить его страсть своими ласками и сладострастными объятиями. Ксенократ не поддался “Я взялась пробудить страсть в человеке, а не в статуе”, — сказала Лаиса, добавив кое-что о мужских качествах философа, но в веках эта фраза осталась у урезанном виде.
Не более повезло Лаисе и у Евбата, одного из победителей на олимпийских играх. Этот молодой человек решил остаться верным своей любви к своей любимой девушке и отклонил предложение Лаисы. “Подкаблучник!” - выругалась Лаиса и это слово пережило века.
В своих пристрастиях Лаиса была очень капризна, очень любила контрасты и особую страсть питала к философам. Она была долгое время любовницей спиритуалиста Аристиппа. Но, увидев как циник и бесстыдник Диоген занимается рукоблудием, тут же влюбилась в него. Ему она отдавалась в знаменитой бочке на городской площади публично. В ее присутствии оба философа старались обратить друг друга в свою веру, но безуспешно. Но победитель в споре получал такую награду, что в итоге философская мысль достигла небывалых высот. Не забывала Лаиса и о Коринфе, своем любимом городе. На ее деньги строились и украшались храмы Венеры.

Любовь и смерть.

Плутарх рассказывает о ее смерти следующее.
Лаиса покинула Коринф, чтобы последовать за любимым ею юношей в Фессалию. Конец Лаисы был ужасен. Ревнивые женщины одного из городов, в котором она «гастролировала», растерзали ее на берегу, когда она решила при всех  искупаться. По другой версии ее убили в храме афродлиты. Женщины ее растерзали, из ревности, а мужчины похоронили с почестями и  поставил великолепный памятник: бронзовая львица терзает овечку.
Это было вполне в духе тех времен, так поэту Орфею, научившего греков однополой любви, женщины собственноручно отрубили голову. Ее могилу украшала эпитафия: “Славная и непобедимая Греция была покорена божественной красотой Лаисы.  Дитя любви,  воспитанная Коринфской школой,  она отдыхает на цветущих полях  Фессалии”. Надпись правдивая. Вот только образ овечки не очень точен…
* Apelles, прим. 370 — 306 гг. до н. э.)
http://www.erudition.ru/referat/ref/id.51452_1.html_

На картине изображена другая гетера, Фрина, но о ней расскажу в другой раз!