Искусство игры

Галия Байкан
Фрагменты из предисловия В.Малявина к книге "Тридцать шесть стратагем" в вольном переложении.
Оригинальный текст предисловия на http://lib.rus.ec/b/252747/


"Настоящий человек не показывает себя,
а кто показывает себя, тот не настоящий человек".


Все человеческие занятия, всю практику человеческого совершенствования можно подвести под категорию игры. Странствуя в этом океане иллюзий, человек может только играть, но правила игры странным образом выдают абсолютно естественные, неизменные законы мироздания.

Знание законов творчества и понимание двусмысленного статуса видимого мира, который одновременно является и не является реальностью, обуславливает особый интерес к игре или искусству обмана, в том числе самообмана. Искусство игры или искусство обмана предлагает человеку овладеть последовательным и практичным взглядом на вещи, взглядом безупречно трезвым и разумным, но тем не менее очень игровым, а значит обрести неискоренимо веселое отношение к миру. Ведь в игре нет никакой идеи, налагаемой на мир. Каждое мгновение ставит игрока перед бездной тысячи превращений, десяти тысяч перемен.

Мудрость в последней ее глубине есть умение человека принять нескончаемый сон жизни за предельную, неоспоримую до последних деталей реальность. Мудрый живет обманом, потому что ни к чему не привязан. Он - игрок и поэтому не стремится привести жизнь в соответствие со своими отвлеченными и ограниченными представлениями. Любые абстракции годны лишь на то, чтобы пользоваться ими весьма произвольно в качестве фиктивного обоснования своих действий или прикрытия своих истинных намерений. Политика видимая, также как и официальная идеология в общественной жизни, - это всегда дымовая завеса; она формируется тем самым "церемониалом", который призван прикрывать внутренние интересы игрока. Прагматический интерес к предметному и, в частности, научно-техническому знанию о мире имеет смысл только для выработки "техники орудий", то есть для совершенствования искусства обмана в человеческих взаимоотношениях.

Задумываясь над местом игры в человеческой жизни, легко прийти к выводу, что игра отличается от "серьезного" поведения не содержанием и даже не способом действия, а только отношением человека к действию. Мы церемонимся, притворяемся, но наше притворство совершенно искренне. Мы забавляемся, но наша забава в высшей степени серьезна.

Игра указывает на тот человеческий опыт, в котором Я - истинное Я человека - способно чувствовать все, происходящее в мире, и осознать, наконец, что мир - является чувством. Игра - это наука бодрствования духа, чуткого отслеживания "текущего момента", "силы ситуации", которая без видимого воздействия направляет движение всего мира. Она есть в своем роде самый радикальный способ совмещения внутреннего мира с объективной действительностью, при котором одно не подменяет другого.

Подлинный мир игры - субъективный и внутренний, хотя сама игра целиком развертывается в мире объективного и внешнего. В сущности, игра принадлежит виртуальному пространству, где можно созерцать вещи в момент их рождения. Это искусство виртуальной коммуникации, где единичное сходится со всеобщим, это умение без остатка переносить себя в каждое движение жизни. Чтобы стать господином жизни, нужно просто позволить жизни быть и постоянно устремляться за пределы своего понимания всех вещей, событий и понятий.

Истинная власть проистекает из способности "сделать паузу", принять ситуацию во всей ее неопределенности и посредством внешней уступчивости, своего отсутствия в деле, высказать свою предельную жесткость и непреклонность. Искусным политиком слывет тот, кто умеет сполна выстроить оба ряда своей деятельности - внешний и внутренний. Главным свойством правителя является "добродетель", которая на самом деле есть не соблюдение условностей обыденной морали, а жизненная мощь, полнота жизненных свойств той или иной ситуации. Человек "добродетели" без усилия побуждает других повиноваться ему, именно потому, что целиком погружен в поток вселенской сообщительности Сердца.