Секрет власти

Галия Байкан
В многотомном трактате «Исторические записки» (2 век до н.э.), охватывающем историю Китая более чем за две тысячи лет, его автор Сыма Цянь приводит рассказ о полководце Сун-цзы, который жил в конце шестого - начале пятого веков до нашей эры.
Тогда, в эпоху борющихся царств, Китай был раздроблен на множество княжеств, которые враждовали друг с другом. Сун-цзы был мелким чиновником в одном из княжеств. Он написал трактат о полководческом искусстве и представил его князю.
Тот принял Сун-цзы и сказал:
- Мне понравился ваш труд, но умеете ли вы командовать войсками?
- Проверьте меня, - предложил Сун-цзы.
- Хорошо, - согласился князь и, подумав, распорядился:
- В моем дворце сто восемьдесят женщин. Научите их воинским упражнениям, которые вы описали в своем трактате.
- Дайте мне полномочия командира над женщинами, - сказал Сун-цзы.
- Завтра вы их получите, - пообещал князь.
На следующее утро на площадь перед княжеским дворцом вывели самых красивых и избалованных женщин. На веранду вышел князь и представил Сун-цзы. Все в ожидании потехи внимательно выслушали указ о назначении Сун-цзы командиром над женщинами. Сун-цзы разделил женщин на два отряда. Во главе каждого отряда он поставил командирами самых любимых жен князя и спросил женщин:
- Вы знаете, где у вас правая и где левая сторона, где спина и где грудь?
- Знаем! – хором закричали женщины.
- Этого достаточно, чтобы стать отличным солдатом, - заявил Сун-цзы.
Он показал воинские упражнения, которые по его команде должны были проделать женщины, и ударил в барабан. Женщины расхохотались, а вслед за ними рассмеялся князь и все придворные. Сун-цзы дождался, пока смех затихнет, и процитировал положение из своего трактата:
- Если приказ отдан, но не выполнен – значит, подчиненные не поняли приказ.
Он тщательно повторил, что должны делать женщины, и снова ударил в барабан. Женщины опять рассмеялись, смеялся князь, смеялись придворные, и все были довольны, что потеха удалась. Но вот присутствующие устали смеяться, и Сун-цзы процитировал следующее положение из трактата:
- Если приказ понят подчиненными и не выполнен, то виновны младшие командиры.
Затем, отыскав глазами в толпе придворных палача, он скомандовал:
- Палач, казнить младших командиров.
Палач растерялся. Сун-цзы повторил приказ:
- Палач, казните этих людей, они мои подчиненные.
Князь с ужасом увидел, как палач тащит на плаху его любимых жен. Взмахнув платком, он закричал Сун-цзы:
- Отмените казнь. Я убедился, что вы умеете командовать. Без этих женщин для меня жизнь, как пища без соли.
Сун-цзы поклонился и сказал:
- Приказ я не отменю. Приму за него любое наказание.
Князь ушел с веранды, придворные разбежались. Через два часа Сун-цзы доложил:
- Два боевых отряда ждут ваших приказаний. Они готовы отдать за вас свою жизнь.
Князь закрыл лицо и проговорил:
- Идите отдыхать, полководец. Я ничего не хочу видеть.
- Княжество в опасности. Вы же, государь, умеете лишь рассуждать о воинском искусстве, а применять его на деле не можете, - заявил Сун-цзы.
Далее Сыма Цянь пишет, что князь назначил Сун-цзы своим главнокомандующим, и при нём княжество побеждало своих врагов. История Китая помнит Сун-цзы, как одного из своих талантливых полководцев и выдающихся теоретиков полководческого искусства.

Читая эту историю, можно ограничиться удовлетворённым любопытством относительно обычаев древнего Китая. Или восхититься настойчивостью героя. Или испытать укол жалости к несчастным женщинам… Мне эта история представляется метафорой описания процесса трансформации сознания, необходимого для обретения истинной власти – власти над собственным умом, что есть обязательное условие для власти внешней.
Многие считают, что власть может держаться только на насилии и страхе перед наказанием, в связи с чем, к примеру, ратуют до настоящего времени за смертную казнь людей, демонстрируя этим лишь отсутствие понимания природы сознания.
Разумеется, что власть основана на жесткой дисциплине и держится на страхе перед наказанием. Под дисциплиной, в любом случае, следует понимать муштру, повторение и практику. Но высшая её форма – добровольная дисциплина, основанная на понимании необходимости такой практики. А высшая форма страха перед наказанием есть так называемый «страх господень» или «страх гнева господня». Он остаётся единственным страхом, когда человек осознаёт и добровольно принимает необходимость согласования своей личной воли с «волей Божьей» или волей собственного творческого Духа.

В соответствии с ростом внутренней способности управлять собственным сознанием или мышлением эволюционирует и внешняя форма власти, которую мы естественно проявляем в торговле, в науке, в художественном творчестве, в воспитании детей, в делах житейских своей семьи или своей страны, наконец, в своём духовном поиске.
Мы жёстко применяем личную власть, понимая, что иначе любое дело не сдвинется с мёртвой точки бесплодных рассуждений или фантазий. И везде нам необходимы только внутренние качества: воля, настойчивость, полная самоотдача цели и чётко понимаемый метод, чтобы перейти от замысла к реализации.
Поэтому рассмотрим эту историю в символическом ракурсе, чтобы прояснить для себя секрет власти, учитывая условия нашего просвещенного 21-го века. А именно то, что мы, по сравнению с 5-м веком до н.э. уже вполне готовы признавать абсолютную ценность человеческой жизни, что мы активно жаждем мира и сотрудничества, что мы отвергаем насилие и способны логически предположить, благодаря развитию психологии, что все исторические события возможно рассматривать не только как хронологию, но и как символы внутренней реальности личности. И в самом деле, где, как не во внутреннем пространстве читателя, сейчас разворачивается эта история? Попробуем соотнести её персонажей с некоторыми процессами своего внутреннего мира.

Княжеством будем считать существующее состояние сознания, определяющее всю сферу жизни личности, которую необходимо защищать, взращивать, заботиться о ней, управлять и, желательно, полновластно пользоваться ею. Роль правителя – князя (принца), - обычно, достаётся уму, формирующему некие ведущие жизненные принципы и управляющему жизнью личности. В процессе развития сознания, происходит так, что в какой-то момент ум оказывается неспособным выполнять свои ведущие функции, и актуализировавшийся кризис сознания требует либо его изменения, либо обращения к другим законам, используя внутренние резервы личности, которые, надо признать, всегда к услугам нашего ментального «князя».
В этой истории о самом Сун-цзы сообщается, что он был «мелким чиновником». Скромный мужской персонаж символизирует собой до некой поры скрытый принцип, которому личность не уделяет никакого внимания. Зато этот мелкий чиновник пишет трактат о воинском искусстве, что означает процесс осмысления метода побеждать или осознание самого нужного искусства достижения целей. Ведь очевидно, что причиной кризиса в княжестве стало именно то, что такому искусству не уделялось достаточно внимания.
Особый интерес, как символ, вызывает имя чиновника - Сун-цзы. Напишем его латиницей: Sun-chi, - и сразу в имени становится очевидным сочетание слов «солнце-энергия». Так вот о каком законе идёт речь: о несокрушимой власти Духа, о победоносном влиянии божественной или солнечной энергии сознания!
А вот эпизод знакомства князя с трактатом символизирует важнейший акт заключения договора о сотрудничестве «земного» и «солнечного» принципов. При этом, как и положено нормальному эгоисту, земной принцип всегда желает убедиться в своей выгоде, требуя демонстрации и явленного чуда, часто выставляя бесстрастному «небу» самые  нелепые проверочные требования. 
Предоставление князем, в качестве «воинов», своих любимых жён, несёт двойной смысл. С одной стороны, это проверка и попытка избежать назначения нового полководца, как принятия нового закона. Привычное состояние сознания оказывает колоссальное сопротивление сущностным переменам. С другой стороны, с помощью «женщин», раскрывается ещё один фундаментальный аспект устройства сознания. Дело в том, что по отношению к управляющему принципу сознания, все остальные, подчинённые ему «части личности», - мысли, идеи, цели, эмоции, привычки и инстинкты, - являются воспринимающей или «женской натурой» сознания.
Мужской принцип – ведущий принцип: это - лидерские качества личности, это - полная, тотальная (безраздельная, тоталитарная) власть ума, либо Духа. Поэтому в нашей символической истории «другой мужчина» - Дух - возникает только тогда, когда необходимы изменения в самом принципе власти.

Как же происходит эта трансформация?
Сун-цзы, руководствующийся божественным принципом власти, получив полномочия, прежде всего, структурирует прежние идеи и цели личности в соответствии с необходимостью новой цели. Во главе структур он выделяет идеи, которым в уме больше всего уделялось внимания (любви) – те цели, без которых вся жизнь эгоической личности, как пища без соли.
Первый вопрос, который уточнит новый полководец, - есть ли у личности понимание того  «где правая и где левая сторона, где спина и где грудь». А именно, воспринято ли уже личностью базовое знание об устройстве сознания? Знает ли личность, что у неё есть правое и левое полушария ума, выполняющие созидательные функции? Есть ли у личности представление о течении энергии и времени в сознании? Спина и грудь в восточной философии представляют собой вместилища энергетических каналов и чакр, а также символизируют прошлое и будущее. Если эти базовые представления у личности сформированы, то этого достаточно, «чтобы стать отличным солдатом», то есть всегда достигать успеха во всех своих жизненных целях. Но прежде, полушария и энергии сознания необходимо обучить работать согласованно. Поэтому Сун-цзы вначале словами объясняет элементы «воинского искусства», а затем требует практического исполнения.

… Всем, кто начинал практиковать сосредоточение на цели, знакомо состояние, когда после первых попыток сконцентрироваться, ум и все энергии тела начинают выворачиваться от сопротивления сознательному намерению. Тысячи внутренних голосов ума вскипают издевательскими фразами, смеются, жалуются, стонут и, буквально, толкают и тянут тело в разные стороны – спать, есть, курить, срочно звонить, делать уборку… словом, всё, что угодно, только не это! И остается лишь, подобно Сун-цзы, спокойно дождаться, пока внутренний хаос сам собой затихнет и постараться практиковать дальше, напоминая себе цитаты из каких-нибудь подходящих психологических или религиозных трактатов.
«Если приказ отдан, но не выполнен – значит, подчиненные не поняли приказ». Бывает, что приходится настаивать не один раз, но до тех пор, пока все внутренние ментально-эмоциональные «женщины» не перестанут вопить на разные голоса, и не поймут, наконец, что от них требуется.
Следующий порог, о который спотыкаются многие практикующие концентрацию на цели, можно назвать «иллюзией понимания». И вроде теорию наизусть знаешь, и вроде обсудить практику «на уровне» можешь, а вот результатов, обещанных теорией, никак нет! И вот уже закрадываются коварные сомнения и разочарование в самой теории, …да и практиковаться что-то совсем не хочется, …хоть даже и «княжество в опасности»…
В этот момент особенно актуально следующее положение Сун-цзы: «Если приказ понят подчиненными и не выполнен, то виновны младшие командиры». А именно, - виновны главные любимые эгоистические цели или привычки, съедающие, как правило, всю энергию личности, и в отношении которых следует предпринять самые жесткие меры.
Казнь через отрубание головы… Что этот символ может означать в наше просвещенное историческое время, на расстоянии 7-и тысячелетий от тех враждующих народов? Не есть ли это указание пересмотреть (схватить) и трансформировать (казнить) некоторые главные (головные) управляющие идеи собственного сознания, переставшие быть эффективными?
Когда ведущие представления, к которым привязана личность, становятся помехой, они должны быть отброшены, отвергнуты, принесены в жертву – им суждено умереть. Даже если уму кажется, что именно в них его суть, и в какой-то момент он, скорее, готов сдать «всё княжество» врагам, чем отказаться от них. Но, наконец, наступит тот момент, когда нашему уму-«князю», уже однажды отдавшему свои полномочия новому принципу управления сознанием, останется только «закрыть лицо» очередными ментальными представлениями, чтобы совсем не потерять его. Ему останется лишь принять факт бессмысленности далее питать инстинктивные привязанности, разрешая им жить искажённым и незапланированным властью Духа образом.

Трансформация сознания всегда, по-мужски, безжалостна и бесповоротна. Но только эта процедура способна властно подчинить разбалованное восприятие личности – ум и инстинкты, и настроить женское начало сознания так, чтобы сделать его готовым отдавать свои силы и «свою жизнь» на благо, на успех и процветание личности, чтобы далее «завоёвывать мир». Разумеется, с непрерывно растущим пониманием того, что «война» с миром есть не что иное, как его познание - познание целого, познание себя.