Перекресток Миллера братьев Коэн

Бадди Фазуллин
«Стрелка» Коэнов.

После «Крестного отца», «Однажды в Америке» и «Человека со шрамом» трудно поверить в то, что кому-то еще по силам сказать свое веское слово в гангстерской теме.
И в который раз удивляешься этим странным братьям из Миннесоты, и в который раз разводишь руками: «Ну и Коэны, ну и сукины братья!»
Ни один их фильм не похож на остальные, ни в одном из них я не заметил самоповторов, затасканных ходов и почивания на лаврах. В этом, пожалуй, Коэнов можно назвать творческими наследниками Стэнли Кубрика. Недаром в их работах можно обнаружить завуалированные цитаты их кумира.

Суметь так вкусно, смачно, тонко, иронично преподать эту сложную тему… Сложную не по глубине ее, а сложную, потому что слишком большой соблазн и опасность скатиться в ширпотребную «мочиловку» и дешевый костюмный лубок.
Безупречное чувство вкуса Коэнов в который раз преподнесло нам прекрасный подарок. Все у Коэнов проработано до мельчайших подробностей: интерьеры, диалоги, костюмы, образы, безупречный подбор актеров, безупречная их игра.
И бесконечная ирония.

Вот, в который раз мы видим персонажа Гэбриэла Бирна на фоне закрывающейся двери кабинета босса. Как отбивка очередного абзаца. Вот, в который раз приоткрывается дверь в будуар его роковой страсти, за которой в который раз оказывается его холостяцкая берлога. Как многоточие между. А бежевые занавески в который раз с легкостью переносят нас из одного интерьера в другой. Как перенос на следующую строку. А проходной кадр с шаловливым мальчуганом вырастает до размеров гангстерских разборок вокруг парика убитого. И выстрелы как восклицательные знаки. И как точка в конце каждого предложения – неизменная гангстерская шляпа.

Сон с улетающей шляпой в самом начале фильма на фоне проплывающих ветвей деревьев – совершенно самостоятельный, законченный и глубокий и образ-шедевр! Коэны – мастера мелочей и нюансов. Даже в названии фильма скрыта целая вереница образов и смыслов. Перекресток Миллера – крест, бандитская «стрелка», последнее пристанище менее удачливый подельников, место переплетения тропок и судеб. И все это – опустевший осенний Битцевский парк. Природа устала, и совсем скоро наступит зима.

«Загляни в свое сердце!..»

Гэбриэл Бирн неподражаем. Смена тончайших нюансов внутреннего состояния его героя от ехидной ухмылки все просчитавшего шахматиста, наперед знающего исход партии, до тупой физиономии нашкодившего школьника, искренне не понимающего, за что его сейчас будут бить старшеклассники.

Такое глубокое погружение в тему бандитских 30-х годов американской истории вряд ли удалось кому-то лучше. Дымок сигары, лакированная штиблета из-под брючины, заколка под галстуком, прическа «каре» и шелковая комбинация, бляха на мундире продажного копа, стакан виски со льдом и тирада жены босса-макаронника… И шляпа, шляпа – ничто не дает нам усомниться, что мы с головой окунулись во времена «сухого закона».

И мы безоговорочно капитулируем перед талантом авторов, поднимая руки: «Верим, верим!»

Baddy El Joerrigo, 12.08.2009

Ссылка на страницу рецензий в Кинопоиске: http://www.kinopoisk.ru/user/595574/comments/list/