Солёное детство

Анатолий Обросков
Ольга Новикова
Соленая Россия: слез хватит на всех
Источник: Православие и современность
В Саратове побывал автор известной книги о жизни детей-сирот "Соленое детство" Александр Гезалов. Встречу с ним организовал Саратовский региональный общественный фонд "Православие и современность".
Книга о жизни детей-сирот "Фраза "все мы родом из детства" и про меня и не про меня. Не было у меня детства, того, что бывает у всех. Сладкого, веселого, беззаботного, с мамой и папой. Я знаю лишь Того, Кто меня создал. Он там, наверху... Так легче. Представить тех, кто меня родил и оставил, трудно, мучительно трудно... За что?
Кажется, что помню себя совсем маленьким, как ни странно, – только что родившимся, понимающим, что меня оставляют в роддоме. Я спрашиваю глазами: как мои дела? Что-то белое, которому неловко смотреть мне в глаза. А "оно" все причитает: "Мама придет, мама придет..."
Эта странная фраза врезалась в меня, как в пароход торпеда. Куда и зачем от меня уходить моей маме? "Белое" уже знает, что мать не придет. Знаю и я. Но "их" так научили говорить "правду", чтобы ребенок не ерзал, не плакал – молчал, как перед расстрелом".
Из книги "Соленое детство"
В прошлом выпускник детского дома, сегодня Александр Гезалов – один из лидеров благотворительного движения в России, автор одного из самых посещаемых интернет-порталов, посвященных детям-сиротам, сайта sirotinka.ru. Более десяти лет назад он основал в Петрозаводске общественное движение "Равновесие" и социальный центр "Попечение", помогающий не только воспитанникам и выпускникам сиротских учреждений, но также осужденным, бездомным, отказным и онкобольным детям. Его "Соленое детство" стало своего рода пособием для тех, кто так же, как он, занимается общественной деятельностью, кому небезразличны проблемы детей-сирот.
"Зачем я, уступив своему невнятному желанию, взялся за перо, чтобы рассказать о своем "соленом детстве"?.. Мне бы очень не хотелось, чтобы, читая эти строки, вам показалось, что я хочу разжалобить кого-то, чтобы меня кто-нибудь пожалел. Нет. А хотелось бы, чтобы, прочитав воспоминания о "соленом" детстве, у кого-то дрогнуло сердце. Может, этот кто-то вспомнит о своих детях. Где они, что с ними? Или, встретив ребенка из детского дома, вы будете готовы не только "жалеть", а искренне помочь такому ребенку. Всего-то и надо – поучаствовать в его судьбе..."
Остаться равнодушным, прочитав эту книгу, невозможно. Настолько обжигающе честна исповедь бывшего детдомовца. Впрочем, детдомовцы "бывшими" не бывают...
"О себе и товарищах моих, их судьбах я старался писать максимально правдиво, так как считаю, что важно написать именно правду. Может, правда расставит все на свои места спустя годы, хоть как-то облегчит нынешние сиротские страдания (хотел убрать эту фразу, но это тоже правда). Многих из моих друзей уже нет в живых.
Из книги "Соленое детство"
Возможно, что кто-то, прочитав эту книгу сегодня, скажет: она о том, как росло и воспитывалось поколение советских ничьих детей – шестнадцать лет "казенного детства" Александра пришлись на 70–80-е годы прошлого века. Скажет, что все ужасы, о которых он пишет, остались в прошлом; что сегодня многие детдома обустроены получше санаториев, и детям в них живется хорошо. Так это или не так – нам, обывателям, смотрящим на мир детей-сирот сквозь экран телевизора, судить сложно. Да и только ли в материальном уровне обустройства "учреждений интернатного типа" дело, если в них сохранилась, живет и процветает казенная система воспитания "государственных" детей – калечащая душу, коверкающая судьбы?
"Но детские дома есть и будут существовать еще очень долго, и надо суметь помочь детям-сиротам обрести себя, понять мироустройство и найти в себе мотивы Надежды, Веры и Любви. Все это как "живая вода" их раненым душам. Любите этих и всех детей, и они будут счастливы. Хотел бы, чтобы мои воспоминания прочли педагоги, работающие с детьми-сиротами в детских домах. У меня не будет советов и предложений, как быть. В этих воспоминаниях просто рассказывается, как было, было у меня и моих друзей, лишенных родительской любви, семьи и получивших взамен "системное воспитание". Спустя годы могу назвать детский дом одним этим словом – "система". Может, кому-то из педагогов эти воспоминания помогут понять эту систему, разобраться в хитросплетениях взаимоотношений всех участников "процесса"".
Из книги "Соленое детство"
Именно поэтому Александр много ездит по стране, пишет статьи в газеты и журналы, выступает на радио, телевидении и встречается с самыми разными людьми на самых высоких уровнях. Он награжден многими правительственными наградами, есть среди них и церковные: орден преподобного Сергия Радонежского III степени Александру вручил приснопоминаемый патриарх Алексий II.
"В церковь я ходил всегда. Стоял у входа и смотрел на священников, на иконы... У меня никогда не возникало желания выставить вперед ладошку для милостыни. (Всегда провожаю взглядом бомжей: почему они так живут?) Но что-то тянуло в церковь меня, необразованного, темного, порой желающего сложить с себя полномочия живого в этом мире. Со временем вопрос веры обрел важный смысл для меня. В тридцать два года крестился, так было угодно Богу. Если бы вера была со мной раньше, все было бы наверняка иначе. Но желание жить по правде – это тоже Вера. Я старался".
Из книги "Соленое детство"
В Саратов Александр Гезалов приехал, чтобы провести ряд встреч, посвященных социальной адаптации детей-сирот, поговорить о проблемах, с которыми они сталкиваются после выхода из детского дома. Вместе с Александром в наш город приехал Алексей Газарян, вице-президент благотворительного фонда "Филарет", с которым они приступили к реализации нового проекта – адаптационного лагеря для детей-сирот "Желтая подводная лодка", который стартовал этим летом.
Первая встреча состоялась в школе-интернате № 2 города Саратова. Ее участниками стали директора и сотрудники детских домов, школ-интернатов и приютов Саратова и области, а также представители комиссии по делам несовершеннолетних, министерств образования и социального развития, органов опеки и попечительства, при поддержке которых была организована эта встреча. Затем Александр Гезалов и Алексей Газарян встретились с воспитанниками и выпускниками этой школы-интерната. Разговор зашел об успехе и успешности, о том, что нужно сделать, чтобы у детей-сирот был шанс "состояться" в жизни. Встреча проходила в неформальной обстановке – за чашкой чая. Ребята не только задавали вопросы, но и рассказывали о своей жизни. Не менее интересной стала встреча и в саратовском приюте "Доверие", где собрались старшие воспитанники и сотрудники приюта, а также дети и воспитатели из саратовских реабилитационных центров для подростков "Возвращение" и "Маленькая страна".
А еще гости посетили саратовский Свято-Алексиевский женский монастырь, где встретились с настоятельницей обители игуменией Феодосией (Бессоновой) и воспитанницами монастырского приюта во имя преподобномученицы Елисаветы Федоровны. Дети – а сейчас в обители живут семь девочек – рассказали о том, как им живется в монастыре, показали фильм о поездке в Грецию, которую они совершили этим летом.
– Если говорить о том, что такое успех, то для меня он происходит от слова "успеть". Я считаю главным, что нужно успеть детдомовцу, – найти свою дорогу к храму, успеть встретиться с Богом, – сказал Александр Гезалов.
– Когда я смотрю в глаза этих детей, я вижу, что главная встреча в их жизни состоялась.
"Оглядываясь назад, могу сказать, что какие бы трудности мне ни пришлось пережить, мне не жаль ни секунды из прожитых на этой земле. Я старался и стараюсь жить максимально честно и правдиво. Вопрос, для чего и ради чего живу, отпал давно. Я живу для других. Ради других. И ради памяти своих детдомовских друзей. Я живу ради тех, кто ступал, ступает и ступит на эту светлую землю. С радостью и для радости. В сердце моем всегда будет жить благодарность и признательность к людям, зачастую совершенно посторонним, незнакомым, которые порой делом, иногда словом, а иногда и взглядом вершили Добро в моей детской душе, не давали угаснуть вере в него в моем просоленном от слез детстве..."
Из книги "Соленое детство