Генералы бывают разные

Александр Лысенков
 Во время службы мне неоднократно и в разных ситуациях встречаться и общаться с генералами. В памяти всплывает встреча и разговор с генералами на аэродроме Гавришовка в городе Винница. В Виннице располагался штаб 24 Воздушной Армии и приезды генералов были не редкость.
          В июне 1981 года я с группой солдат работал на этом аэродроме. Построен он своеобразно. У гражданского Аэрофлота своя стоянка для самолетов, Военно-Воздушные силы имели свою ,а вот взлетно-посадочная полоса одна и при этом нет магистральной рулевой дорожки. Мне неоднократно приходилось наблюдать картину, когда, например, гражданский самолет останавливался на краю рулевой дорожки и ждал, когда произведет посадку, руление военный самолет или же гражданский и когда он освободит ВПП( взлетно-посадочную полосу) и только после этого выкатывался для взлета. Думаю что это создавало много неудобств всему летному составу и всем другим специалистам, участвующим в обеспечении полетов.
            Не знаю где и на каком уровне было принято решение сделать магистральную рулевую дорожку, соединившую два перрона и разгрузившую ВПП. Это строительство поручили военным нашему инженерно-аэродромному батальону. И вот у нас в батальоне сформировали команду из 20-25 солдат,2-3 прапорщика и я один офицер.
Так как в строительстве на тот момент я не соображал, общее руководство осуществлял командир взвода из инженерно-аэродромной роты старший прапорщик Савич Федор Петрович. Он умело вел строительство, потому что давно служил в этом батальоне, да и в армии он находился с 1943 года. Я на тот момент занимал должность секретаря комитета ВЛКСМ в звании старший лейтенант. Я многому научился у этого далеко уже немолодого человека.
В основном строительством руководил Федор Петрович, я же больше занимался снабжением. Но иногда и я руководил укладкой плит ПАГ-18. Работать приходилось в основном в хорошую погоду, поэтому мы разрешали солдатам снимать кителя и быть в одних бриджах.И мы руководители тоже раздевались, но одежду старались держать рядышком, чтобы в нужную минуту быстро одеться .Не у нас, а в другом батальоне приехал на стройку начальник штаба дивизии, а кто солдат кто офицер не мог отличить. Ребята его встретили, но он остался недоволен, что его встретили в полуголом состоянии. Командир получил втык и после этого мы всегда держали форму одежды под рукой на всякий случай.
                Так вот, в один из дней июля, я руководил укладкой плит. Федор Петрович пошел в наш полевой городок позвонить в штаб части. Смотрю на военном перроне возле одного из самолетов АН-12, начали подъезжать и останавливаться служебные Волги и УАЗики и из них выходили военные. Наверное в штабе проходило какое-то большое совещание, потому что были видны ломпасы на штанах многих военных, т.е. генералы. Я издалека поглядывал на эту группу генералов и старших офицеров и руководил укладкой плит. В принципе на работе по укладке плит обязанности у солдат распределены давно. Да и особых проблем с укладкой не возникало .Солдаты работали дружно, умело, сноровисто. И них был стимул. Это уже я ввел. Местные, т.е. винницкие, на выходные уходили на сутки в увольнение, а остальные вечером в деревню Гавришовка на танцы с местными барышнями, или же в кино. Думаю, что Федор Петрович знал про совещание и чтобы не встречаться с начальством ушел в лагерь, а я же остался. У меня не было чувства страха перед генералами, просто чувствовал неловкость от того, что не мог точно и толково доложить специальные положения строительства. Похоже что до отлета было еще время и поэтому военные стояли кучками и разговаривали, кто-то прогуливался. Видно, что кого-то еще ждут. И тут я наблюдаю, как от группы генералов отделилось двое и направляются в нашу сторону. Я дал команду солдатам не прерывать работу, а сам надел рубашку с погонами и фуражку. Генералы о чем-то беседуя не спеша подошли ко мне. Это были уже далеко немолодые люди и очень разные. Один высокий и полный, другой маленький и стройный. Я встретил их рапортом:» Товарищи генералы.( к кому из них надо было конкретно обратиться я не знал, поэтому обратился к обоим.) Личный состав Житомирского ОИАБ ведет строительство. Старший команды Старший лейтенант Мысенков». Генералы протянули руки и мы обменялись рукопожатиями, при этом я обратил внимание ,что у одного на кисти сделана татуировка « САША». « В молодости по дурости сделал»- подумал я. – Слушай старший лейтенант,- сказал высокий генерал,- тут у нас с Василь Васильевичем возник спор по укладе плит. Расскажи-ка нам.» И далее они стали задавать самые различные вопросы. Еще раз говорю, разные вопросы типа глубина так называемого корыта, какая фракция щебня используется, из какой пропорции делается песчано-цементная смесь и много других. Практически на все вопросы я смог дать ответ, так как видел как и что делается, но на некоторые очень специфические ответить не смог. Некоторые ответы не удовлетворили генералов и маленький начал меня отчитывать, мол как ты офицер можешь руководить солдатами, если не знаешь детали, путаешься в некоторых моментах. Я за собой вины не чувствовал, знал, что все делаю хорошо, добросовестно, что обо мне хорошего мнения офицеры части и политического отдела. Я подождал когда генерал замолчит и сказал:» Извините, товарищ генерал. Но я по должности секретарь комитета ВЛКСМ части и это мой первый выезд на строительный объект.» - « Так ты не строитель?». – « Нет, я секретарь комитета ВЛКСМ». Они оба удивленно некоторое время смотрели на меня, а потом пожали мне руку и сказали примерно так, что они давно служат в армии, видели многих политработников, но такого как я встречают впервые. Молодой, недавно начавший служит в такой специальной части и уже так хорошо разбирающийся в тонкостях строительства. Они поблагодарили меня за службу и пошли к самолету. А мне было приятно услышать хорошую оценку моей служебной деятельности. Вот такая состоялась у меня встреча с генералами на аэродроме Гавришовка в украинском городе Винница.
        В середине 80-х я служил в ОИАБ в Центральной Группе Войск( Чехословакия). Наш батальон строил защищенный командный пункт для командования авиации и ПВО. Строительство шло успешно и в установленные графики. Если на первых этапах наш объект, под условным названием В-521, посещали только начальник тыла ВВС ЦГВ полковник Андреев, да офицеры из отдела капитального строительства, то на завершающем этапе приезжали уже более значимые комиссии из штаба ЦГВ, Генерального штаба Вооруженных Сил СССР. Один раз с проверкой был Начальник Генштаба Маршал Советского Союза Ахромеев. Но речь не об этом. Просто запомнился такой случай. Объект В-521 находился под землей и в двух арочных укрытиях мы построили 272 комнаты. Стены сделаны из армированного бетона. И хоть солдаты наши не были обученными строителями, производство шло согласно графика и с хорошим качеством. Это знали мы, это отмечали наши проверяющие.
          И вот в один из дней, я как всегда находился внутри помещения и проводил работу среди личного состава. Обычно офицеры и прапорщики назначались на определенные рабочие места, а возле входа в объект оставался дневальный. Командование части, если уходило внутрь помещения говорило дневальному где примерно будут находиться.- « Товарищ капитан, разрешите обратиться,»- обратился ко мне дневальный. –« Слушаю, что случилось?». – « Там приехал какой-то генерал из ПВО и требует к себе кого-то из командования, а командир недавно уехал в штаб, на объекте остались только вы.» « Хорошо, идем». Мы вместе вышли на улицу. Вижу стоит армейский УАЗик, а возле него ходит сердитый генерал. –« Товарищ генерал, Личный состав ОИАБ проводит работы по строительству объекта В-521. Заместитель командира по политической части капитан Мысенков»- я отрапортовал генералу. Он окинул меня взглядом и раздраженно произнес: « Где командир? Что это за форма? Кто вы такой?» - « Командир убыл в штаб ВВС, его вызвал заместитель командующего. А форма моя нормальная, авиационно-техническая». –« Какая нормальная форма? Где погоны? Откуда я знаю что ты капитан? Почему вы все тут такие разболтанные?».  –« Извините, товарищ генерал, но на этой форме погоны не предусмотрены. А я действительно капитан Мысенков, заместитель командира по политической части, Могу показать удостоверение личности».- « Зачем мне твое удостоверение. Эх жаль вы не в моем ведомстве, а то бы заставил всех пришить погоны. Ладно, иди показывай зал боевого управления».- « Прошу следовать за мной, Только осторожно».Я пошел впереди , а он за мной.»Как хорошо, что он из другого ведомства, а то бы действительно пришлось бы пришивать погоны. Да, есть еще твердолобые начальники»- подумал я. Я уверенно шел по коридорам и комнатам и предупреждал генерала о ступеньках, деревянных настилах, поворотах, низких дверях. Генерал шел сзади и раздраженно сопел. Проходя мимо одной из комнат, он остановился и стал наблюдать, как солдаты штукатурят стену.» Солдат, а какой у тебя норматив?»- обратился генерал неожиданно к рядовому Митрошкину. –« Товарищ генерал, рядовой Митрошкин,- представился солдат и продолжил» Командир роты сказал, чтобы я сегодня заштукатурил вот эту стену». – « Подожди. Солдат, я тебя спрашиваю сколько по нормативам ты должен штукатурить за час, за день?». –« Я не знаю нормативов, товарищ генерал, Задание на день определяет командир роты, вот его мы и выполняем». Генерал неудовлетворенно что-то хмыкнул и бросил мне « Веди дальше». В других комнатах он видел как солдаты укладывают кирпичную перегородку, дальше половую плитку.  И всем он задавал вопрос, мол какой норматив и укладываются солдаты в него или нет. Практически везде звучал ответ , что солдаты норм выработки не знают и выполняют то что им скажет командир роты или инженер. Да я и сам не знал эти нормы они как-то нам не нужны, мы работали без них и главное что выполняли план. Так как я всегда вникал в тонкости строительства, всегда присутствовал на служебных планерках, поэтому уверенно показал генералу зал боевого управления. Я показал места Командующих ВВС И ПВО, где что будет стоять и как ведется работа на завершающем этапе строительства. Генерал и здесь спросил у солдат нормы выработки, но не получил вразумительного  ответа раздраженно махнул рукой. –« Постройте личный состав. Где вы это делаете?». – « На площадке перед входом». –« Вот и действуйте». На входе у нас стоял общий электрический рубильник. Весь личный состав знал установленные сигналы. Я приказал дневальному просигналить электричеством команду « Общий сбор».Через несколько минут ротные командиры построили личный состав. Я доложил генералу, что личный состав построен. Свое выступление генерал начал с того, что рассказал о значении и важности объекта В-521. А потом уже перешел на частности. Вот личный состав дневные нормы работы не знает, командиры их не учат этому. Если бы солдаты знали все, так они бы работали лучше и качественнее, знали бы свою перспективу.
      - « И как пример смотрите, как твоя фамилия,- обратился генерал к солдату.
     -« Рядовой Митрошкин».
-«Мы же с тобой уже разговаривали?»    –« Так точно». –« И ты мне толком ничего про дневное задание и нормы выработки штукатура ничего не сказал? Правильно?». –« Я сказал, что надо закончить стенку, т.е. то что сказал мне сделать командир роты.»    - « Вот видите, солдат не знает нормы выработки. А вообще кто ты по специальности? И что должен сегодня сделать?». 
Генерал окинул меня и командира роты победоносным взглядом. Я успел прочитать в его глазах, что солдат сейчас ничего не сможет ответит, а я вас потом взгрею, вы у меня получите по первое число. Я же чувствовал себя спокойно, т.к. знал, что делаем все хорошо, по графику и знающие люди довольны работой батальона. А это какой-то «залетный» генерал, решил на нас поупражняться в строгости. Все это пролетело в голове и я, как и все ждал ответа Митрошкина.
       -« Товарищ генерал. Я рядовой Митрошкин, механик –водитель автоскепера  Моаз. На утреннем разводе командир роты поставил задачу отделению скреперистов запустить технику и привезти по три машины земли на обваловку. После этого поставить технику на стоянку. Вон мой скрепер стоит,- Митрошкин показал рукой в сторону стоянки и продолжил, -потом пойти в комнату № 87 и заштукатурить в ней стену. Время еще есть и я считаю, что дневное задание выполню.»
 - « Подожди, так кто ты по специальности?».
 -« На гражданке я закончил училище поваров, имею права, вот в армии стал механиком водителем автоскрепера.» - « А штукатурить где научился? Ты разве не штукатур?». –« Нет, даже мастерка в руках ни разу не держал, а здесь главный инженер и командир роты научили. Так что моя основная специальность механик автоскрепера, а потом уже другое, что скажет командир».-« Это правда?- генерал уже обратился ко мне. – «Так точно. Выполнение такого вида работ это не по профилю батальона. У нас техника и люди предназначены для строительства и ремонта аэродромов Поэтому, штукатуры, бетонщики, маляры, каменщики и другие специальности- все это освоено воинами дополнительно.
 Генерал удивленно посмотрел на меня, потом на солдат и пошел вдоль строя, спрашивая у воинов про специальности, что он сегодня делал. Ответы были примерно такими:»Водитель, устанавливал опалубку. Тракторист, производил кирпичную кладку. Скреперист, укладывал кафельную плитку». Выражение лица генерала менялось на глазах, от раздражонно-злого до удивленно-радушного.»Товарищи солдаты. Товарищи офицеры и прапорщики. Я был не прав. Признаю, что зря тут шумел на вас, на срочников и командиров. Вы все просто молодцы. Я бывал на многих стройках, но с такой обученностью личного состава, качеством выполнения работ давно не сталкивался. По приезде в Москву доложу о вас Командующему ПВО  и ВВС.А в лице вашего замполита жму вам всем руку. Желаю не останавливаться на достигнутом и закончить строительство объекта в установленные сроки»- генерал сделал шаг ко мне и пожал руку. Он сел в свою машину и уехал. Командиры рот уточнили задачи личному составу и отправили солдат по рабочим местам. Я же пошел к телефону, чтобы найти командира части подполковника Деревянко Михаила Федоровича, чтобы доложить о приезде генерала.  Вот такие интересные с моей точки зрения были у меня встречи с генералами. Хотя их было много, но эти наиболее запомнились