Светлана

Марат Хабибуллин
 Это невероятная банальная история о спасении человеческой души из бездны отчаяния, вряд ли могла быть реальной, поэтому всё, что вы, господа читатели прочитаете ниже, это всего лишь красивый и несбыточный сон главного героя сей повести. Впрочем пусть каждый решает сам, сон это или реальность.
               
 Слезою сентября, обнажаясь, скинули золотой наряд  берёзы, липы, тополя. Безмолвно ступая на пожелтевшие листья, угрюмый и одинокий  он  медленно шёл по тротуару. Моросил холодный осенний дождь. Мимо прошла влюбленная пара. Он остановился и с тоскою, которая переполняла зависть, взглянул на них. В глазах появилась печаль. Мимо проходили красивые девушки, не обращая внимания на него – худого, мрачного и невзрачного парня двадцати семи лет. А он, уставший от одиночества, пьянства и однообразных будней в объятиях «Зелёного Змия», снова взглянул на дымовую трубу городской котельной. «Вот оно моё освобождение, десять секунд полёта и конец страданиям Жизнь стала не выносимой, чем я хуже других господи? Ведь и я заслуживаю счастья, как и все они. Да, так уж устроены женщины, ну какая дама пожелает связать свою судьбу с несчастным одиноким алкоголиком? Эх, жизнь». И вот на пике беды, когда смерть уже не страшна, произошло чудо…
  Вдруг совершенно неожиданно, его окликнул весёлый женский голос:
- Извините, скажите, пожалуйста, как пройти на улицу Лермонтова 5, а?
 Он взглянул на неё, перед ним стояла невысокая, худая брюнетка с карими глазами, в чёрной куртке, белых брюках и чёрных кожаных сапогах на высоких каблуках. И тогда неожиданно  тёплое чувство проникло в его измученную душу, и озарила любовью, любовью которую он ещё никогда ни к кому не испытывал. Вдруг эта совершенно незнакомая женщина, стала  ему близкой, будто были знакомы они уже много лет, словно старые приятели встретились на перекрёстке судьбы. В тумане тоски блеснул слабый проблеск надежды. И он как на автомате выпалил:
- Можно я вас провожу?
Женщина улыбнулась и оглядела его. Перед нею стоял он – жалкий, худой, небритый шатен, с грустными голубыми глазами, в старом плаще, широких не стираных  брюках и изношенных туфлях. От него пахло перегаром и пивом. И тогда ей вдруг стало его жалко, жалко этого незнакомого  мужчины. А его глаза, они были полны тоски и печали, словно неостывшая слеза, на них застыла влага. Серенький и невзрачный он ничего кроме жалости не вызывал, а это уж кому как. Она согласилась.
 Они пошли вместе по тротуару.
- И как же зовут моего кавалера? – кокетливо спросила она.
- Павел. А вас?
- Светлана.
- Красивое имя, красивой девушки.
- Благодарю, Павел. Извини, чем ты занимаешься сегодня вечером? – спросила Света.
- Я собственно ничем, - ответил Павел и подумал « застрелюсь».
- Предлагаю провести сегодняшний вечер вместе, - предложила Света, - и, Павел отказа я не потерплю.
 Предложение прозвучало совершенно неожиданно для застенчивого и одинокого Павла. Он не мог поверить тому, что это происходит наяву, а не во сне.
- Когда же мы встретимся, Света? – пробубнил Павел.
- Ты где живёшь? – спросила его Света.
Незнакомка удивляла его всё больше и больше. Странное оно сердце женское, ой какое странное!
- Я-то на улице Герцена 83-38.
- Жди Павел, в восемь я приду, жди.
Совершенно ошеломленный Павел, только кивал головой словно Кикавель.
- О, вот и Лермонтова! – воскликнула она, когда Павел проводил её до перекрёстка, -  дальше я сама сориентируюсь, спасибо Павел. Ну, до встречи! – улыбнулась Света и скрылась за поворотом
- Не за что, - пробубнил Павел, и немного подумав, бросился следом, но улица была  пуста, странно и куда она успела уйти? Может скрылась во дворе? Странная женщина. Светлана.
- Наваждение какое-то, - пробубнил Павел.
И погруженный в тревожные думы пошёл домой, пройдя мимо котельной, где час тому назад хотел свести счёты с жизнью. Неожиданное знакомство заставило забыть обо всём, даже о самоубийстве. Он спешил домой, чтобы привести квартиру холостяка-алкоголика в порядок, ибо впервые в жизни к нему домой придёт женщина. И тогда сомнения овладели Павлом «а вдруг не придёт? Солгала, поиграла, посмеялась. Нет, не надо   думать о худшем, ведь если бы я ей не понравился, то Света, не стала бы назначать мне свидание». Он свернул за переулок и прошёл во двор пятиэтажного жилого дома и поднялся на пятый этаж. Железная дверь со скрипом отворилась и в мрачной полутёмной прихожей его встретила кошка, которую Павел пять лет назад подобрал на улице, и с тех пор кошка стала для него единственным другом. Всю свою любовь он отдал пушистой подруге. Кошка промурлыкала, и села в угол грызть черствый рыбий хвост.
 Павел жил в однокомнатной квартире, где царил полный бардак; пустые бутылки, хлам, разбросанная  одежда, ободранные обои,  грязный пол не видавший кофра много лет. Квартира была пропитана запахами перегара и спирта. Телевизора и радио у него не было. Свет давно отключили за неуплату, но за газ, воду и квартиру Павел как мог, выкручивался, но старался платить, иначе придётся «бомжевать», а этого Павел боялся больше всего. И бросить уже не мог, ибо стал зависим от алкоголя, так как студента затягивает в Интернет, он не мог отказаться от рюмки водки. Сам же ясно он осознавал, что  катится в бездну. Но как помочь человеку ежели он сам этого не желает. 
На столе догорала свеча. Пепельница была полна «бычков». И в такое жуткое жилище должна сегодня вечером прийти красивая женщина и что подумает Светлана, увидев этот смрад? Да, всё  могло  бы быть по-другому, если бы Светлана не окликнула Павла. Но видимо Там наверху решили, что рано ещё Павлу  раньше срока спешить на НЕБЕСА. Вот так!
 Первым делом Павел собрал все бутылки и выбросил их в мусоропровод, вымыл полы, посуду, подклеил обои, потом принял душ, побрился и причесался и вот уже он совсем другой человек, и квартира засияла прежней чистотой, старался Павел, привести в порядок всё перед первым своим в жизни свиданием.
 Когда часы ударили 7. 30, Павел взволнованно бродил по квартире и каждую минуту смотрел на часы на стене. И сердце его билось учащённо с медленным приближением стрелки к цифре восемь. «Ах, вот осталось совсем немного, скоро она придёт, скоро. А вдруг не придёт? Нет должна придти»  Ну что же так долго идёт время!
 Ровно в восемь в дверь постучали. Павел вздрогнул и переборов волнение открыл дверь. За порогом стояла Светлана, в той же самой одежде, что и была сегодня утром.
- Привет, ты живой? – весело усмехнулась женщина, - мне можно войти?
- О, да конечно, извини, - хозяин робко пригласил гостью.
Гостья зашла, Павел закрыл за нею дверь.
- Проходи, будь как дома, - застенчиво бубнил за спиной Светы, Павел.
Света, не испытывая робости и стеснения сняв куртку и  сапоги, прошла в гостиную. Света вела себя настолько естественно, словно она была для Павла не случайная знакомая, а пришла домой любимая жена, уставшая с работы, и встретил её любимый муж. Павел от  стеснения  вовсе онемел и просто не знал, что сказать, и с чего начать разговор. И молча разглядывала мрачную квартиру, освещенную двумя свечами, Света. Левая часть её лица была погружена в сумерки осеннего вечера, правая озарена бледным светом свеч. Молчаливый и задумчивый взгляд Светы неподвижно глядел на Павла, который был едва заметен в сумерках. Ах, женщины дьявол в юбке! В тишине осеннего вечера мяукала кошка. Павел, страшно волнуясь, предложил чаю, на что Света отказалась.
- А почему так темно?
- Задолжал за свет, - ответил Павел разглядывая в сумерках гостью.
- А. Слушай может пойдём ко мне, - предложила она, - у меня есть музыка, Интернет и прочее.
- Пошли.
 
                * * *
 Павел и Света шли по мрачной пустынной аллее, словно две восковые фигуры, ожившие в дьявольскую ночь. И в тишине осеннего вечера был слышен их тихий живой разговор. Тёмные тучи нависли над их головой. Холодный ветер ворошил листву и гонял уличный мусор. На скамейке грел душу вином бродяга, и громко распевал: «Эх, пропил я жизнь свою бедовую и хреновую, пропил жизнь эх, лай-ла-ла- -лай, хр…тьфу, доброй ночи господа влюбленные». И был он так жалок и несчастен, что Павлу вдруг стало страшно, он вдруг увидел в этом нищем себя. А ведь когда-то, наверное, и у этого несчастного была семья, а где его родители? Есть ли у него родные? Вот что водка творит с людьми, коли, она проклятая становится смыслом жизни. Все тебя бросают, ты никому не нужен,  даже самому себе и унылое, мрачное одиночество души ищет успокоение в водке и тонет честный гражданин в океане спирта, и никто не придёт на помощь, никто! Павлу же в этом отношении повезло, на пике отчаяния, когда одиночество заставило пойти на самоубийство, в последний момент вмешалась Светлана, и тем самым не только спасла Павла, но и заставила его по-другому взглянуть на жизнь. Главное не унывать и не терять надежду, все люди заслуживают любовь и счастье, просто надо уметь ждать и жить, как бы тяжко не было на душе. Не спешите умирать, не успев прожить жизнь, умрём все, когда придёт час, но до этого часа надо жить. Живи гражданин! Жизнь одна!..
- А ты живёшь одна?
- Да. Была замужем, да не сложилось. А ты?
- Я всю жизнь один, так случайные подруги, пару недель и они…
- Они уходят к другому мужчине, более богатому и обеспеченному.
- Как ты узнала?
- Это очевидно, я же женщина.
- Ты тоже уёдешь от меня?
- Никогда Павел, не волнуйся, нас свела сама судьба. Вот мы же нашли общий язык, хотя такие разные люди, и нам хорошо вдвоём, так?
Павел кивнул, ибо она снова оказалась права. Он настолько  увлёкся общением со  Светланой, что и сам не заметил, как дымкой потухающего  костра ушла его робость и постоянная застенчивость и неуверенность в себе. Со Светой он был лёгок  самим собой. И всё чтобы он не рассказывал Светлане, она слушала с живым интересом. Она была простая, неравнодушная, очень дерзкая и раскрепощённая женщина,  о такой всегда мечтал робкий и несчастный Павел. А жизнерадостная Света, всегда мечтала о тихом и скромном Павле, таком большом и несчастном ребёнке, которого так и хочется приласкать и утешить. И возможно, поэтому их так сразу потянуло друг другу, как магнитом и связала сердца узами любви. Света была моложе Павла на два года, она жила одна в старой части города не далеко от старого кладбища. Выросла в детском доме, родителей своих не знала. Работала продавщицей в магазине женской одежды. Это всё что узнал Павел о своей новой знакомой.
 Парк остался позади, они доехали до старой части города на трамвае и от остановки шли пешком. Мужчину и женщину окружал тихий и мрачный квартал с пустынными улицами и двухэтажными  домами. Бледный унылый свет фонарных столбов не ярко освещал тротуар. Где-то мяукала кошка. Моросил мелкий дождь.
 Света завела Павла в тёмный подъезд, и  они поднялись на второй этаж. Она открыла дверь, зашла и впустила гостя. Павел  робко зашёл и оказался в уютной прихожей.
- Проходи Павел, будь как дома.
Света жила в обычной двухкомнатной квартире, где всё соответствовало современному быту; мебель, гарнитура, теле-видео-аудио аппаратура. Света включила музыку и  зазвучала группа «U- 96», известная мелодия из фильма про подводную лодку «Das Boot». Мрачная электронная музыка весьма сочеталась с этим местом, и придавало некую особую мистическую романтику одинокой души. Павел подошёл к окну. В сумерках он увидел пустырь, старое кладбище, сады.
- Да-а, ну и местечко ты выбрала Света, для жилья, - выразил впечатления он, - ничего мрачнее и угрюмее я не видел. Ты знаешь я здесь, никогда не был и первый раз в этих краях.
- Надо почаще выбираться загород, - отвечала хозяйка, - но хочешь, верь, хочешь,  нет, мне здесь нравится. Здесь, пожалуй, самое спокойное место в городе.
- Соседи не шумные, - подхватил Павел.
- Да.
- Но я больше привык к суете в центре. Не в обиду Света, но мне такое чувство, будто я оказался в морге. Да ещё мрачное техно.
- Я выключу музыку, - схватилась за пульт Светлана, - если она тебя раздражает.
- Нет, уж пусть играет. Тишина угнетает.
- Что ж, хочешь чаю или кофе?
- Пожалуйста, чай.
- Зелёный? Чёрный?
- Чёрный и покрепче.
- Сейчас всё сделаю, милый, - чмокнула его в щёку Света и упорхнула на кухню.
- Странная женщина, - тихо произнёс Павел и вышел следом.
Маленькая кухонька, освещённая тусклой лампой, была вполне уютной. Света хлопотала у плиты, Павел сел в уголок и, положив подбородок на ладонь, задумчиво глядел на Свету. Странная штука жизнь, ещё вчера он страдал от одиночества и принял решение, бросится головою вниз с дымовой трубы, и вот сидит в гостях у красивой женщины, которая как он верил, полюбила его и приняла его таким, какой он есть. «Неужели это не сон, неужели и в мои двери постучалось счастье, но сколь долгим будет моё счастье? не бросит ли меня Света? не уйдет ли к другому, если вдруг я ей надоем? Ах, Света, Света». Тогда чтобы отвлечься от дурных мыслей, он представил себя мужем Светы, который усталый вернулся с работы, а заботливая и любящая жена ласково встретив его, готовит ужин. Тихий голос Светы: «чай готов», заставил его вернуться в реальность.
- Тебе с молоком или без?
- Без молока и сахара.
Света разлила по бокалам чаю и поставила на стол, все, что у неё было; варенье, мёд, сыр, хлеб и масло.
- Приятного аппетита, милый, - ласково сказала Света, чмокнув Павла в  щёку.
- Спасибо Света.
Чаепитие прошло в дружеской беседе...
 
                * * *
 Павел и Светлана поженились через полгода и стали жить вместе в квартире Павла. Свою квартиру Света сдала молодой семье, он бросил пить и устроился на завод слесарем. У него была хорошая зарплата и любящая жена, которая, кстати, была уже на седьмом месяце беременности, так что в их семье скоро ожидается пополнение. Часто оставаясь один, Павел всегда думал об одном, решился бы он тогда  залезть на трубу и прыгнуть, не окликни его Светлана. Простая женщина, под спившимся человеком,  увидела не горького пьяницу, морально разложившегося, а  светлую и трагическую личность. Они жили долго и счастливо, чего и вам желаю! Любите друг друга! И не берите в руки пистолет, не вешайтесь, не прыгайте из окна, как бы жизнь не была тяжка. Все мы ходим под Богом, но  всё в твоих руках человек. Пусть сегодня ты несчастен и одинок, не унывай, верь, завтра будет лучше, чем вчера. Если ты сам этого захочешь!..
                август                2008.
                Вырезанные кадры:
 - Уютная квартира, но почему так темно?
- Отключили свет за  не уплату, - ответил хозяин сев рядом с гостьей.
- И сколько ты задолжал? – поинтересовалась Светлана.
- Много, Света.
- Сколько?
- Восемь тысяч рублей.
- Всего-то, - удивилась Света, -  разве это много? Мелочи жизни.
 Света достала из сумочки кошелёк и отсчитала 12 тысяч денежных купюр и небрежно протянула Павлу, но тот не спешил брать деньги.
- Возьми Павел и заплати и не сиди в темноте. Мы же благо не 18 веке и купи телевизор, право Павел  не в обиду будет сказано, мне скучно, будто в пещере сижу, а не в современной квартире 21 века.
 Павел замер в недоумении, он совсем запутался, случайное знакомство, свидание и деньги.
- Спасибо Света за такую щедрость, но не надо, и вернуть такую сумму я смогу не скоро.
- Гордость? – строго и вежливо спросила Света, не замечая в полумраке, смущение и робость Павла.
- Нет, просто я возьму деньги у тебя и пропью, - честно признался Павел.
Света, теребя в руках деньги, нисколько не удивилась, от алкоголика, она ожидала услышать нечто подобное. Она не обиделась.
- Зачем же сразу пропьёшь? Неужели нельзя отблагодарить даму за такую щедрость и сделать, так как она хочет, а?
- Простите, буду, откровенен, я горький пьяница, и ничто кроме водки мне не нужно.
- Даже я? – поставила вопрос ребром Светлана.
Павел колебался с ответом.
- Простите Света, всё это…это…так странно, - бубнил Павел, - наше знакомство, ваши деньги, мне право неудобно. Я…я…
Светлана положила деньги на журнальный столик и сказала строго:
- Если пропьёшь Павел, я обижусь на тебя.
- Мадам, мы знакомы-то пару часов, - возразил Павел.
- Нет, Павел, мы знакомы с тобою всю жизнь, - слукавила Светлана, - и вот что Павел, я решила заняться твоим воспитанием. Я излечу тебя  от пьянства, стану лекарством от одиночества, буду твоим ангелом-хранителем.
- Странные ты, однако, говоришь слова Света, но благодарю, я помогу себе сам.
-  Вижу, ты так и не можешь пойти на компромисс со  своей судьбой. Почему?
Павел немного подумал и ответил:
- Знаешь, Света, ты мне начинаешь нравиться всё больше и больше.
- Взаимно. Слушай, может, пойдём ко мне, у меня музыка, кино, пойдём.
- Пошли.
                ***
Закончился  чудный вечер в постели. Нагая и манящая Светлана прильнула к Павлу, она обжигала его грудь дыханием, жаркие поцелуй возбуждали желанием обнять ее, и закружится в вихре любви и сумасшедшей страсти. Но была проблема, Павел никогда ещё так близко не был с женщиной. И Света видимо это почувствовала, но не показала виду. Он сам во всём признался ей. И она не стала глумиться над ним, принижать его. Света прониклась лаской к этому несчастному человеку, казалось, она полюбила его ещё больше.
- Не сложилось?
- Да, Света. Извини, глупо всё это получилось. Извини за испорченный вечер, я, пожалуй…
 Она прервала его речь страстным поцелуем.
- Молчи ничего не говори, милый, всё будет хорошо, иди ко мне…
              ***
В ранней редакции Павел с ужасом узнает, что Света уже год как умерла от наркотиков. Дух  женщины, хотел спасти ещё одну душу, чтобы пробить путь в Рай и очистится от греха.
Но мистический вариант был исключён, оставив место трагедии человеческой души.

 Повесть продолжает проблему алкоголизма и одиночества начатая мной повестью "Страницы одиночества листая..."