Проповедники Вавилона и их идейные противники

Оксана Гаврилова
Из четвертой Книги Царств следует, что долго терпел Господь грехи иудейского народа и ждал покаяния, но народ не исправился. Через пророка Иеремию(см. Книгу пророка Иеремии и 2 Паралипоменон) Бог ясно предсказал, что за свое нечестие народ иудейский будет покорен и отведен в плен вавилонянами, и что иудеи будут находиться в плену семьдесят лет. Пророк Иеремия убеждал иудеев подчиниться Вавилону. Он указывал, что вавилоняне посланы на иудеев Богом в наказание за грехи царей и народа, за отступничество от веры. Он говорил им, что единственным способом избавиться от бедствия является покаяние, исправление и молитва к Богу. Но ни царь, ни народ не послушались пророка и подняли восстание. Тогда вавилонский царь Навуходоносор взял Иерусалим, разграбил его, сжег и разрушил до основания храм Соломонов. Весь народ иудейский был отведен в плен(в 589 году до Р.Х). Тяжелая жизнь была у иудеев в вавилонском плену, но Господь не оставлял своего избранного народа и на чужбине. Чтобы пробудить в иудеях покаяние и утешить их, он посылал им и во время плена своих пророков.

Своеобразным пророком «матери русских городов», «православной царицы» является и Языков, со своими идейными союзниками выступающими против «проповедников Вавилона». Лагерь противников поэт называет и лагерем «ненаших». 6 декабря 1844 года Языковым было написано стихотворение, которое так и называется «К ненашим». Герцен утверждал, что оно направлено против Чаадаева(«жалкий старик»,с.350), Грановского(«сладкоречивый книжник», там  же) и его самого(«поклонник темных книг и слов»,с.351). Языков писал Гоголю 17 февраля 1845 года: «А.И. Тургенев бранит меня за стихотворение « К ненашим», полагая, что оно написано против петербургских журналистов. Совсем нет! В нем идет речь о здешних московских особах, которым не нравятся лекции Шевырева…»(цит. по: 3,с.560). А в одном из следующих писем поэт отмечает, что эти «особы» презирают русский народ, что в них много порчи, которую воспитывает то, что они называют своим убеждением. Лекции же Шевырева возбуждают в них злость не столько тем, что он обнажает непристойные стороны католицизма, сколько тем, что в них видно: русская литература началась не с Кантемира, а вместе с Россией. По случаю написания « К ненашим» К. А. Аксаков создает свои стихи под названием «Союзники», потому что стихи Языкова были прочитаны в обществе Дмитриева и возбудили там общий восторг. В письме к брату от 27 декабря 1844 Языков говорит: «Аксаков, как ты и сам заметишь, устремляется тут на личность, первое лицо- Вигель, второе- Коптерев, третье- М.А. Дмитриев».

Константин Сергеевич Аксаков(1817-1860) к политическим посланиям Языкова относился отрицательно. Под «блистательным лакеем» у Языкова подразумевается Т.Н. Грановский(1813-1855), историк либерального направления, один из видных представителей западничества. В 1843-1844 гг. он читал публичные лекции по истории средних веков, собиравшие многочисленную аудиторию. В противовес этим лекциям и был задуман курс С.П. Шевырева о древней русской словесности. В стихотворении, написанном 20 декабря 1844 года «Константину Аксакову» Языков отмечает, что наряду  с возвышенной и ясной любовью к родине, наряду с преданностью Руси в Аксакове есть и то, что он (Языков) категорически не может принять:

Дай  руку мне! Но ту же руку
Ты дружелюбно подаешь
Тому, кто гордую науку
И торжествующую ложь
Глубокомысленно становит
Превыше истины Святой,
Тому, кто нашу Русь злословит
И ненавидит всей душой
И кто неметчине лукавой
Передался…(с.353).

А 25 декабря 1844 года поэт напишет послание и «К Чаадаеву»:

Вполне чужда тебе Россия,
Твоя родимая страна!
Ее предания святые
Ты ненавидишь все сполна…(с.353).

Петр Яковлевич Чаадаев(1794-1856)- философ, писатель, друг Пушкина. В 1836 году он опубликовал «Философическое письмо», в котором высказал чрезвычайно пессимистический взгляд на прошлое, настоящее и будущее России. По высочайшему повелению он был за это объявлен сумасшедшим. Как истинный православный христианин и патриот Языков отмечает и противоположную позицию Чаадаева, который отдавал предпочтение католической религии(«Ты лобызаешь туфлю пап»).

В послании 11 февраля 1845 года к «Петру Васильевичу Киреевскому» поэт аллюзийно называет Чаадаеву «пошло-чопорным папистом»(с. 357), Герцена- « поганым коммунистом»(там же), а Грановского- «проповедником Вавилона»(с.356), идеализируя близкого друга, который сопровождал больного Языкова за границу:

Ты крепкий, праведный стоятель
За русь и славу праотцов,
Почтенный старец- собиратель
Старинных песен и стихов!(с.356)

Речь здесь идет о собрании народных песен, предпринятом П. Киреевским и Языковым в начале 1830-х гг. «Старец», «Старик»- шутливое прозвище поэта в кругу близких. И в этом стихотворении говорится о неприятии всего чуждого Святой Руси:

И да созреет безопасно
Твой честный труд, и принесет
Он плод здоровый и прекрасный,
И будет сладок этот плод
Всему Востоку, всем крещеным;
А немцам,нашим господам,
Богопротивным и мудреным,
И всем иным твоим врагам
Будь он противен; будь им тошно
С него, мути он душу им!(с.357).

В этом же 1845 году Языков откликается на лекции Шевырева в Московском университете о  древнерусской словесности, читаемые в противовес знаменитым лекциям Грановского, стихотворением « С.П. Шевыреву»:

Тебе хвала, и честь, и слава!
В твоих беседах ожила
Святая Русь- и величава,
И православна, как была…(с.357),

Снова указывая на врагов:

Твои враги…они чужбине
Отцами проданы с пелен;
Русь неугодна их гордыне,
Им чужд и дик родной закон,
Родной язык им непонятен,
Им безответна и смешна
Своя земля, их ум развратен,
И совесть их прокажена.(с.357-358).

Делает это Языков и в стихотворении «А.С.Хомякову»:

Враги ж твои да сокрушатся
Все, все- и тот, который смел
В своем неведении глупом,
В разгаре чувств, в кипеньи слов
Провозглашать  безумным трупом
Русь наших умных праотцов…(с.359),

Подразумевая под одним из врагов либо Чаадаева, либо Грановского:

Несчастный книжник! Он не слышит,
Что эта Русь не умерла…(там же).

Книжники у иудеев назывались ученейшие люди, которые объясняли закон и публично учили, наставляли народ(законоучители, писцы,нотариусы, служившие в синагогах и синедрионах). Эти ученые представляются в Новом Завете особенным сословием, которое часто соединяется с фарисеями и находится в связи с архиереями. Многие из них были привязаны к преданиям и не понимали духа закона, ложно толковали его, были слепыми вождями народа («Просветители поганые» у Языкова, там же), лицемерно исполняли заповеди напоказ, ради славы человеческой и возлагали на других тяжкие бремена, которые сами не исполняли («просвещенные палачи», там же). Под «несчастными книжниками» поэт подразумевает «немчуру»:

О! Как любезно встрепенется
Тогда вся наша немчура;
Вся сволочь званых и незваных,
Дрянных, прилипчивых гостей,
И просвещенных палачей!(с.359).

«Союзник беглого портного». Речь здесь идет о «коммунистах». Под портным имеется в виду- Вильгельм Вейтлинг(1808-1871)- немецкий утопический коммунист, по профессии портной. Подвергшись судебному преследованию за пропаганду, он бежал в Америку, где одно время был главой основанной им коммунистической колонии. Отсюда становится ясным, почему Языков «ненаших» называет «немчурой».

Стихотворение было написано в день рождения одного из крупнейших деятелей славянофильства, поэта и публициста Хомякова Алексея Степановича (1804-1860), который был женат на сестре Языкова Екатерине, в нем он выявляет «общего недоброхота»:

Да уничтожится тобою
И общий наш недоброхот,
Творец бессмыслиц вопиющих,
Он, тот преследователь блох,
Явлений сущих и со- сущих,
Тот юморист- идеолог,
Всегда водяный и туманный,
Почтенный сеятель клевет,
Начальник шайки бесталанной;
И он, и весь его совет…(с.360),

Подразумевая под ним В. Г. Белинского, который в статье «Русская литература в 1844 году» подверг уничтожающему разбору стихотворения и Языкова, и Хомякова. А через год, в этот же день, 1 мая, увидит свет его новое стихотворение «Сампсон». В Ветхом Завете говорится о том, что судья Самсон был знаменит необычайной, сверхъестественной силой. Он с самого рождения, по наставлению ангела Господня, был посвящен своими родителями Богу и в знак этого не должен был стричь своих волос. Филистимляне не однажды покушались схватить его, но всегда безуспешно. Наконец, одна филистимлянка по имени Далида, которую он полюбил, узнав, в чем сила и крепость, во время сна остригла Самсона и предала в руки врагам. Они выкололи ему глаза и оковали двумя медными цепями, заставили работать на себя. С отросшими волосами вернулась и сила. На всенародном поругании в языческом храме, помолившись Богу, Самсон сдвинул с места столбы здания. Под развалинами храма погибли все филистимляне. Языков переложил данный материал Ветхого Завета, на свой лад переосмыслив содержание. Здесь продолжается тема «недоброхотства» в лице филистимлян, нежелание на них работать. Мы думаем, что совпадение дат написания двух последних стихотворений(1 мая- день рождения Хомякова), а также обращенность к одному лицу- имениннику, одна единая тема и общий библейский подтекст дают возможность предположить, что Языков символически, но соотносит Хомякова с Самсоном, тем более, что до этого смог соотнести Грановского с «проповедником Вавилона».

«Немчура» в контексте посланий 1844-1846 гг. превращается у Языкова в орудие дьявольских козней, в демоническую силу. Вырисовывается картина великого сражения православной Руси с лукавой неметчиной, русского Бога- с кознями неверных, русского поэта с богопротивными врагами Святой земли. «Предатель», «изменник», «враг»- это не только политические оценки, но и сакральные. Это слова, которыми называют дьявола, демона, черта.

Библиография.
1. Библия.-М., 2004.
2. Закон Божий.-М: Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2005.
3. Языков Н.М. Стихотворения и поэмы/Сост. К.К. Бухмейер и Б.М. Толочинский.-Л: Сов.писатель, 1988.