Авиарейс между Афганом и Россией...

Роман Альтстоун
http://journalisti.ru/?p=23282

  В нашем городе живет человек, офицер в звании подполковника - летчик советской авиации и ветеран войны Авганистана: Бурдин Анатолий Николаевич. Родился он в Елабуге 58 лет назад.
В 16 лет, (ему не хватало всего два - месяца до положенных 17 лет) он поступил учиться и был принят в: Балашовское Высшее Военное авиационное училище, во время учебы уже начав практику лета на таких серьезных авиа-судах как: Ил-14 и Ан-24.
 Когда началась война в Авганистане, Анатолий Николаевич был послан государством именно в это место мира, и основным "театром" военных действий для него были такие авганские города как: Джалалабад и Кабул. Туда он возил на самолетах снаряды и патроны для боевой истребительной установки "град" пехотных войск, а обратно он вез на своем борту, неся по небу в недре своего самолета - печаль и горе для родных ждущих своих молодых сыновей назад! Он вез обратно тяжелый: груз "200".
 Как-то, в один из таких рейсов, рассказывает Анатолий - ему было поручено привезти и сесть на аэродром с этим "грузом" в город "Горький" это в прошлом, сейчас же: Нижний Новгород. Приземлившись и остановив машину, он увидел в летное боковое стекло, что его пытается окликнуть какой-то колхозник. Он открыл окно и спросил что именно ему нужно? В ответ Николай услышал грустные слова этого пастуха, спрашивающего его - можно ли ему забрать своего погибшего в этой войне сына?.. В этот момент, говорит Николай - ему стало особенно стыдно перед этим простым человеком, и стыдно из-за того, что он осознал, что только и возил как он сам сказал оттуда: "погибших на на этой войне - детей колхозников и доярок!". Но этими авиарейсами - снабжающими фронт в далекой стране, военные обязанности Анатолия не ограничивались. Ему приходилось воевать, а воевал над горами Авгана он на - вертолетах! Как-то, рассказывает Анатолий, его послали отбить и спасти отряд наших воинов от нападения, они попали в засаду в одном из большого множества ущелий находящихся на территории этой горной страны и засели там обороняясь от противника. На вертолете Анатолий, со своим боевым другом на другом вертолете быстро прибыли на двух машинах - в нужный для спасения боевой сектор и начали обстреливать, поливая пулевым огнем те места откуда шел на наши войска огонь противника. У вертолетчиков была цель как это только возможно - быстро забрать и эвакуировать наших солдат, во множестве уже раненых на борт своего вертолета!
Наш офицер также пояснил, что это очень тяжело - держаться вертолету в воздухе над горным ущельем даже в условиях мирной жизни, когда по тебе не ведется прицельная стрельба, так как воздух в этих каньенах довольно-таки разряженный и имеющий небольшую плотность.
В условиях этого боя Анатолий начал подьем на свой борт с лебедкой и веревочной лестницей солдат, но по летной машине Анатолия застрочили пулеметы с еще более ожесточенным усердием. Анатолий просит по рации помощи у прикрывающего его во время погрузки от обстрела друга, и без того, оборонящегося в полную силу:
 - Прикрой меня! Прикрой!.. Вдруг боевой вертолет его со-ратника загорелся, и начал терять высоту и падать, заваливаясь при этом своим винтом, своей крышей вниз продолжая стремительно падать в ущелье!
- "Толя! проживи за меня!.." только и успел услышать он в своей рации - последние слова падающего друга... Самого Анатолия в этом бою не задело ни осколком ни пулей, прилетев благополучно со спасенными он увидел, что его машина превратилась пробитая пулями - в клочья порванного, искореженного сплава дюраллюминия.
 А прожить свою жизнь нужно честно, говорит Анатолий.
 Обычно, так и летали они на задание на двух или трех своих "боевых стрекозах" прочесывая местность. Их вертолетная разведгруппа была укомплектована часто подчиненными: рядовыми солдатами, когда нужно было доставить за линию фронта боевой десант. И что интересно, этим солдатам отправляющимся в поход давался пищевой паек только всего на один день, просто из-за того, что при условии если на тебе висит различное оружие, брать в дорогу сух.пай на более длительный многодневный срок не может быть возможным, так как тяжело нести на себе все это разом вместе. Коммунистическим ластям нашей страны, рассказывает Анатолий - было безралично по большому, судьбы простых солдат и офицеров, которые берут пищи в поход лишь на один день! Дальше искать себе пропитание были обязаны сами для себя солдаты, как хочешь так и выживай!
На вопрос - оправданы ли были все эти человеческие жертвы, Анатолий объяснил, что попытки тогдашнего СССР - насадить свои коммунистические порядки в Авганистане были глубоко ошибочны по своей сути! Ведь только общество не держащееся своих глубоких культурологических корней - может принять эту политическую доктрину Коммпартии. Но с населением Авгана, как известно, эта "доктрина" не прошла..
 В душе этого народа есть как положительные стороны, так и отрицательные. Есть немало доброго, но есть и негативные стороны это то, что они к сожалению - очень часто воюют даже сами с собой внутри своей страны! Не говоря уже о том, что им непонравились русские со своим насилующим человека - коммунизмом!

Были и такие офицеры, говорит Анатолий, которые в момент начала этой войны в другой стране, просто – отказывались от своей боевой поездки туда, их, конечно же сразу же увольняли после это из рядов Советской армии, но они не желали гибнуть и воевать в чужой стране без веских оснований для этого!

 Когда у воюющих авганцев, рассказывает летчик, появились китайские "стингеры"(китайский вариант - американской и русской модели) - российским вертолетчикам стало очень тяжко! Эта ракетная установка умещающаяся в руках на плече у любого человека имеет дальность полета в высоту: четыре с половиной киллометров с общей дальностью по длине полетав: 16 киллометров. Для вертолета это очень часто это смертельно. Очень не легко в небе Афгана, приходилось и самолетам, хотя они и выше летали над землей, но при заходе на посадку в аэродром – нужно было приземляться с такой скоростью, что бы в руках у афганца, ракета «стингер» китайского производства не могла настигнуть авиаперевозчик, для этого нужна скорость, практически падающего самолета. И лишь только у самой земли, летчики тормозили падение машины и благополучно приземлялись в указанную точку. Также и при взлете: «Мы рвали самолет во всю его потенциальную мощь! Что бы нас не догнали эти ракеты и при взлете» говорит Анатолий Бурдин.

Именно Китай, в большей доле, рассказал офицер - стал вооружать силы сопротивления солдат-афганцев, а не Америка, как это подавалось в официальной политической прессе СССР того времени! Как ни странно наш политический союзник, именно коммунистический Китай - соперничал и всячески вредил России в этой войне не давая ей установить свой режим и захватить «ополитизировать» «под себя» территорию Авганистана!

Также Анатолию приходилось участвовать в боевых действиях в малоизвестной многим «ангольской» войне.

После длительной войны в этой авганской пыли Анатолий идет служить по научной стезе, он попадает на работу в г.Капустин Яр, легендарное место где испытывались большие боевые ракеты нашей страны, и откуда в космос запускались различные спутники и подопытные, до полета Гагарина - собаки лайки.
В обязанности Анатолия Николаевича входил полет на борту - локационного самолета и сбор информации о полете испытываемой нашей ракеты. От нее, как известно, постепенно при полете, отделаются различные составлящие ее стремительно летящее "тело" части. Анатолию нужно было подробно передавать, имея на свом борту около 9-тонн отслеживающего локационного оборудования в начальствующий центр подробные данные и точное место падения на землю головных частей ракеты. Отсканировав полет, он возвращался назад.
 Еще рассказал подполковник в отставке, когда прихожил к нему домой в гости его экипаж людей с которыми он работал - они всегда приносили небольшие веточки дерева сосны и вставляя их в рамку зеркала.. Для многих, говорит Анатолий это было непонятным ритуалом. А все это объясняется тем, что как-то летя, уже в это мирное время и везя на своем борту просто-напросто: арбузы. Заходя на посадку в аэродром, Анатолий с экипажем и вторым пилотом - не смог разглядеть дорогу-полосу приземления, из-за аномально-низких облаков стелящихся у самой земли(их высота была всего - 40 метров над уровнем земли!). Они принимают быстрое решение, и на угад кренят машину на посадку, но неожиданно вдруг осознают, что сделали это раньше положенного и влетают в сосновый лес, кося крыльями и винтами верхушки сосен! Изрядно потрепав машину, они все же смогли удачно призмелиться на аэродром. Подъехавшие на машинах пожарные затушили и залили пожарной пеной самолет, а после изрядно измятую машину отрихтовали и заново окрасили бригада слесарей. Восстановив заново самолет так, что даже, говорит летчик и вышестоящее его начальство ничего не заметило! Именно поэтому и возникла эта традиция - сосновых веточек вставленных в рамку.
 Анатолий Николаевич до сих пор помнит и думает над фразой сказанной его товарищем в гибнущем вертолете..
 Сейчас живя в нашем родном городе, и уже давно на заслуженной пенсии, он все равно работает энергетиком на елабужском предприятии под названием: "Крез", где производится металлический "корд" для покрышек автомобилей.
 Недавно, в этом году, проходило под окнами его дома, у памятника: воинам-интернационалистам, городское мероприятие посвященное выводу войск из Авгана, куда пригласили и Анатолия Николаевича дав руки ему цветок розы. Я захотел, говорит Анатолий, после хорошей речи по поводу этой даты одного из городских чиновников, тоже подняться и сказать свое слово об этой войне. Но его, подполковника военной авиации как это не странно и не досадно - не пустил на трибуну рядовой миллиционер, просто из-за того, что видимо посчитал сам, что это ненужно!.. А Анатолий хотел рассказать у военного елабужского памятника о том, что ненужно больше нашей стране - вести таких ненужных и глупых войн, основанных только на политическом честолюбии высших руководящих чиновников. Что в авганской войне гибли не их дети, а страдали за все эти "амбиции" простые люди: родители и их молодые дети, а он был этому непосредственным свидетелем.
В данное время Анатолий Николаевич; ;будучи на военной пенсии; – ;все равно не сидит дома и трудиться главным Энергетиком на елабужском городском предприятии производящем металлический; «;корд;» ;для автомобильных дорожных покрышек.
Как ни странно, в то время когда началась эта афганская эпопея,еще добавил офицер, нас послали туда умирать, но когда мы оттуда пришли обратно на родину, мы часто слышали такие жестокие «реплики» – высшего и не только руководства страны в наш адрес, что, мол: вас туда никто не посылал и т.д. Одной рукой они – давали награды, а другой забирали, многие  ветераны афганской войны, как известно без обещанных квартир, бесплатных земельных участков и понимания со стороны общества.

Давайте пожелаем этому офицеру и дальше жить не ломаясь и не прогибаясь! Жить - не тужить! Как это делал он и раньше, даже во время этой жуткой войны!