Тайна княжны Анастасии

Владимир Момот
Судьба Великой княжны Анастасии
выражает весь абсурд и жестокость
нашего двадцатого века.
Татьяна Боткина.

Великая княжна Анастасия Николаевна Романова, как и все члены семьи последнего русского императора, по версии официального следствия, была убита в подвале Ипатьевского дома. Однако, эта версия в результате изучения архивных документов не выдерживает ни какой критики. Из вновь выявленных документов, находящихся в архивах России, Украины и Германии, следует, что Великая княжна Анастасия выжила после расстрела и была эвакуирована на Украину. О событиях лета 1918 года в Екатеринбурге и идентификации Анастасии я рассказал в своих статьях «Ночь без рассвета» и «Анна-Анастасия». «Белым пятном» в её биографии осталась хроника событий с 19 июля 1918 года по 17 февраля 1920 года. То есть события c момента, когда тяжело раненную Анастасию, вывезли из дома портного Баудина до её попытки суицида в Берлине. Об этом периоде её жизни сегодня известно только по рассказам самой Анастасии. Один из них дошел до нас благодаря книге Татьяны Евгеньевны Боткиной «Anastasia retrouvee». Суть этого рассказа сводиться к следующему. Анастасию спас красноармеец охраны Александр Чайковский. Он спрятал раненную Анастасию в соседнем доме. Через пару дней Чайковский вывез Анастасию из Екатеринбурга на крестьянской телеге. Ему помогали его младший брат Сергей, сестра Вероника и их мать Мария. К середине декабря повозка беглецов достигла берега Днепра. Благодаря помощи немецкого офицера разведки лейтенанта Хассенштейна Чайковскому удалось переправиться на правый берег Днепра, и по оккупированной германской армией территории добраться до женского монастыря в Приднестровье. Там монахини вылечили княжну. Когда началось очередное наступление Красной армии Чайковские с Анастасией бежали за Днестр в Бессарабию. После подписания Брестского мира эта территория России отошла к Румынии. Они поселились сначала в двухэтажном доме в Кишиневе, а затем переехали в Бухарест, «где какой-то родственник Чайковских, садовник по профессии, предоставил в их распоряжение свой дом». Дом садовника стоял на улице Стефана Боджи недалеко от железнодорожного вокзала. В Бухаресте Чайковский и Анастасия обвенчались. 29 сентября 1919 года она родила сына. Чайковский много раз заставлял ее написать королеве Румынии Марии, чтобы та узнала о чудесном спасении своей родственницы. Великая княжна упорно отказывалась это делать. Анастасия помнила о неприязни матери к румынским родственникам. В ноябре братья Чайковские попали в уличную драку. Смертельно раненный Александр скончался на глазах у Анастасии. Она оставила сына в доме Марии Чайковской и тайно с Сергеем отправилась в Берлин. В Берлине она хотела встретиться со своей тетей Иреной Прусской. 17 февраля, вечером она потеряла Сергея и устав от тоски и одиночества решила свести счеты с жизнью в водах городского канала.
Этот, незамысловатый на первый взгляд, рассказ, не смотря на множество подробностей, оказался полон противоречий. Каждый раз, рассказывая о событиях того времени, Анастасия вносила существенные правки. Даже Александр Чайковский превращался у неё то в сибирского крестьянина, то в обедневшего польского дворянина. И своего сына в одном из рассказов она оставила у Марии Чайковской, а в другом – сдала в приют в Бухаресте. Неизменным всегда оставалось повествование о событиях кровавой екатеринбургской ночи. У многих современников сложилось впечатление, что ее воспоминания это плоды воображения психически больной самозванки. Однако, все врачи, обследовавшие ее, дали заключения о том, что она психически абсолютно здорова, только очень напугана.
В рассказе Анастасии, изложенном Татьяной Боткиной, существуют два абсурдных утверждения. Первое – это время, проведенное в дороге от Екатеринбурга до переправы через Днепр в середине декабря. Расстояние, которое преодолели «беглецы» составляет менее трех тысяч километров. Даже, если бы они проезжали по пятьдесят километров в день, то достигли берега Днепра уже в середине сентября, а не в декабре. Упоминаний, о каких либо остановках на этом пути, в рассказах Анастасии никогда не было. Второе – это перечень событий между переправой через Днепр и приездом в Кишинев. Анастасия рассказала о долгом пребывании и лечении в женском монастыре, о переправе через Днестр и о том дне, когда она забеременела. Если верить этому повествованию, то получается, что все эти события произошли в течение одной - двух недель, так как сын Анастасии родился 29 сентября 1919 года. К этому необходимо добавить, что датский посол в Германии барон Цалле пытался найти в Румынии документы, подтверждающие рассказ Анастасии. Проведенные по его просьбе поиски в метрических церковных книгах Бухареста дали следующий результат:
1. Ни в одной из церквей Бухареста за период времени с 1919 г. по 1923 г. не оказалось записи о венчании какого-либо Чайковского.
2. Ни в одной из метрических книг не оказалось записи о крещении мальчика по имени Алексей Чайковский — ни записи о смерти и погребении.
3. Ни в одном из полицейских участков не оказалось протокола об убийстве какого-либо Чайковского и не оказалось никаких записей о погребении такового.
4. И вообще, по странному совпадению, во всем Бухаресте  не оказалось жителя, носившего фамилию Чайковского.
Посланница барона Цалле госпожа Спиндлер не поленилась объездить все пограничные городки Румынии, где она посетила государственные учреждения, церкви, полицейские участки. Она также опрашивала жителей маленьких городков, которые обыкновенно запоминают иностранцев. Поиски оказались тщетны. Ни каких следов.
Почему Анастасия говорила полуправду? Что так тщательно скрывала Великая княжна? За эту скрытность журналисты окрестили её Айсбергом.
В деле Анастасии есть еще один интересный факт. На гамбургском судебном процессе был заслушан в качестве свидетеля барон фон Шенк. В 1942 году он находился на оккупированной территории в Каменец - Подольской области. При обыске в одном из домов он нашел листовку Уральской областной Чрезвычайной комиссии 1918 года, в которой сообщалось о розыске сбежавшей младшей дочери царя Анастасии. Возможно, эта листовка послужила Чайковскому своеобразным пропуском на территорию, оккупированную германской армией в далеком 1918 году. Это совпадение заставляет меня вновь вернуться к истории Георгия, о которой я рассказал в статье «Анна - Анастасия». Сегодня у меня есть серьезные основания считать, что Георгий был сыном княжны Анастасии. Он вырос и прожил всю свою жизнь в Советском Союзе.  Опасения за его жизнь и жизнь спасших её людей были истинной причиной, из-за которой Великая княжна скрывала правду даже от своих друзей.  Питер Курт рассказал мне, что последние годы жизни в своих ежедневных молитвах Анастасия просила прощение у мужа и сына за то, что оставила их в девятнадцатом году.

Владимир Момот
Екатеринбург.
Ноябрь 2009г.