Путь Мао. Глава 2

Роман Соловьев
В начале 1950-х годов приняты решения по объединению крестьянских хозяйств в сельскохозяйственные производственные кооперативы. Надо заметить, что Мао очень много внимания уделял деревне, поскольку и сам
Происходил из крестьянской семьи. В его теоретических концепциях главной движущей силой революции названы крестьяне.
      Более того, отрицая роль крупного производства в общественном развитии, Мао отказывал рабочему классу в интеллектуальном и моральном лидерстве движения общества к социализму. Последнее очень не нравилось советским марксистам. Тем более, что развивая идею, Мао ввел термин «мировой город» - СССР, и «мировая деревня», под которой подразумевал колониальные и полуколониальные страны, волей-неволей обязанные повторять в развитии Китай. Без комментариев ясно, кто должен стать лидером «мировой деревни»!
      Но для выполнения сей великой миссии Китаю необходимо было поставить на ноги собственное хозяйство.
      Уже вскоре после начала кооперирования крестьянских хозяйств с мест стали поступать бодрые рапорты, вводившие высшее партийное руководство в эйфорию. Основываясь на докладах местных руководителей, Мао в июне 1950 г.  на совещании секретарей провинциальных, городских и областных комитетов КПК выдвинул требования о значительном ускорении темпов объединения крестьян в кооперативы, предложив к концу 1957 – началу 1958 вовлечь в кооперативы 50% крестьян.
      В течение второй половины 1955 г. – первой половины 1956 г. в КНР под настойчивым нажимом сверху, исключительно быстрыми темпами, в основном были завершены массовые кооперирования крестьянства и кустарей и поотраслевое преобразование частнокапиталистических промышленных и торговых предприятий.
      Стоит заметить, что одновременно могли сосуществовать и воплощение идей Хун Сюцюаня об уравнительном распределении, и своеобразная новая экономическая политика.
      В 1956 г. после сплошного преобразования всех частных предприятий в государственно-частные, государство оценило долю частного капитала на этих предприятиях в 2,2 млрд. юаней. Бывшим владельцам ежегодно выплачиваются 5%. В год они получают 110-120 млн. юаней.
      Другой важной формой частного капитала в Китае помимо зафиксированного процента являются весьма высокие оклады работающим капиталистам. Директор-капиталист шанхайской фабрики «Шэньинь» № 9 получал 400 юаней в месяц, а директор от государства – 160 юаней.
      В дополнение к «скачку» в социалистических преобразованиях в городе и деревне с начала 1956 г. под нажимом Мао и его окружения стали предприниматься попытки осуществить «скачок» в индустриализации, форсировать темпы промышленного строительства. Принимались совершенно фантастические проекты о создании мини-заводов по выплавке чугуна и стали в каждом отдельном хозяйстве. Упор был сделан на кустарно-ремесленное производство, которое по плану на 1958 г. должно было произвести 1 млн. тонн чугуна, 200 тыс. тонн стали, 18 тыс. металлорежущих станков, более 21 тыс. электрических машин и 8,3 тыс. различных двигателей.
      В итоге убытки из-за некачественного чугуна и стали составили 4 млрд. юаней.
      Помимо индустриализации на микроуровне, в деревне происходило следующее. 700 тысяч были слиты в несколько десятков тысяч сельскохозяйственных коммун. Местные органы власти объединены с правлениями коммун и получили право распоряжаться собственностью, трудом и результатами труда крестьян. Труд и времяпровождение каждого работника попали под жесткий административный контроль.
      У крестьян отобрали приусадебные участки, которые в 1957 г. обеспечивали в среднем 27% доходов семьи. В 1958 г. накопления государства и народных коммун составляли 30% чистой продукции сельского хозяйства, т. е. выросли по сравнению с 1953/1957 г. г. в 2 раза. Это достигнуто за счет снижения личного потребления работников.
      Десятки миллионов крестьян через созданные одновременно с коммунами «трудовые армии» и по договорам, которые заключались между коммунами и промышленными предприятиями, были переключены на промышленные и строительные работы. Сельское хозяйство пошло на спад. По данным иностранных наблюдателей, Китай стал ежегодно покупать за границей до 6 млн. тонн зерна, чтобы удержать норму потребления 1900/2000 к/к в день на человека.
      На окраинах страны происходило то же самое. Движение за «коммунизацацию» синьцзянской деревни развернулось осенью 1958 года после публикации решения КПК от 29 августа 1958 года «По вопросу о создании в деревне народных коммун». Руководство автономного района требовало организовать коммуны в самые короткие сроки: «проводить разъяснительную работу в течение 3-5 дней, не затягивать работу по накоплению опыта… организовывать коммуны даже там, где не было проведено подготовительной работы». Победные рапорты появились в синьцзянской печати уже в октябре 1958 года. Газета «Синьцзянь нуньмин» отмечала, что из 65 уездов полеводческого района в 46 уже созданы народные коммуны. На конец сентября их насчитывалось 362, более 720 тыс. крестьянских дворов, т. е. 80% общего их числа вступили народные коммуны. Через несколько дней «Синьцзян Жибао» сообщила, что в районе создано  542 народные коммуны, основой которых послужили 5817 мелких сельскохозяйственных кооперативов. В этих коммунах состоит 968 276 дворов или 98% крестьянских хозяйств района («Синьцзян Жибао». 17. 10. 1958).
      Эта кампания получила развитие и в скотоводческих районах. Как информировал Сайфутдин, 70% скотоводов автономного района вошли в коммуны во время одной лишь интенсивной кампании, проводившейся в сентябре-октябре 1958. В большинстве районов Алтайского, Илийского и Трабагатайского округов «коммунизация» скотоводов была проведена в течение одного – двух месяцев. Прежние производственные кооперативы (большей части низшего типа), были волевым актом преобразованы в народные коммуны, все члены производственных кооперативов – в членов коммун; скот, поля, пастбища производственных кооперативов стал собственностью народных коммун. В отличие от производственных кооперативов, коммуны стали управляться непосредственно государственной администрацией. Административные органы волости становились одновременно руководящими органами коммуны. Внутри коммуны было ликвидировано распределение трудодней, отменены приусадебные участки, проведены мероприятия по обобществлению быта. Члены коммуны стали бесплатно питаться в общественных столовых.
      Однако, в последние месяцы 1958 года и большую часть 1959 года кампания за организацию коммун в районах проживания казахского населения ослабевает, что, по всей вероятности, было вызвано сопротивлением ее проведения со стороны казахов. В упомянутом выше докладе Сайфутдина на сессии СНП СУАР, наряду с победными рапортами, он был вынужден признать: «Что касается животноводческих кооперативов низшего типа, мы должны продолжать их развитие с одновременной реорганизацией и укреплением. Все кооперативы, которые по своим условиям подходят для преобразования в народные коммуны, должны быть своевременно преобразованы. В тех, которые пока не достигли этой стадии развития, мы должны прибегать к активизации производства и создания необходимых условий. Смешанные государственно-частные животноводческие фермы должны объединиться и действовать на объединенной основе.
      Зрело недовольство. Листовка в г. Тайюань гласила: «Наше последнее имущество обобществлено, нам не разрешают держать домашнюю птицу, свиней, овец…» Недовольство грозило вылиться в восстание. 18 ноября 1958 г. 40 мужчин, вооруженных винтовками, организовали демонстрацию в деревне Тайпин под знаменами: «Долой председателя Мао!».
      Руководство КПК не стало искушать судьбу. В 1959 г. были снижены плановые показатели на текущий год (по зерну с 525 млн. тонн до 275 млн. тонн). Производственные бригады к коммунах получили большую самостоятельность и была восстановлена оплата по труду. Отказались от приоритета промышленности в народном хозяйстве.
      Роль основной производственной единицы стали играть малые производственные бригады. Крестьянам возвратили производственные участки и разрешили продавать их продукцию.
      Вывести страну в лидеры производства с наскока не удалось. Остались лишь образцово-показательные островки воплощения лозунга «Опираться на собственные силы и идти на двух ногах». На деле это означало:
1. Создание замкнутых самообеспечивающихся экономических
 коллективов от провинции до бригады.
2. Одновременное развитие индустриального и сельскохозяйственного
 секторов.
      На практике это значило, например, следующее. В городе Дацин 21 тысяча мужчин работала в промышленности, а 50-80 тысяч женщин обеспечивали поступление сельскохозяйственной продукции. Это райское место приводили в пример как успешную аграризацию города.
      Итак, в сфере материальной успеха достигнуть не удалось. Следовало зайти с другой стороны и попытаться изменить сознание.