Другой мальчик

Таисс Ло
Как-то прочла в журнале про летчика, служившего во Вьетнаме. Ему приснился сон, что напали «враги». Он проснулся, поднял самолет, и стал бомбить свои аэродромы.
За ужином  рассказала об этом мужу.
Да, сказал он, сны бывают очень странные. Когда мне было лет десять, мы пошли с родителями в гости, и остались там ночевать. Утром вернулись домой. С тех пор мне иногда кажется, что я так и остался там спать, и вся моя жизнь мне просто снится.
Ну, что же, подумала  тогда, обычная вялотекущая шизофрения. К тому времени я работала на кафедре в МГУ, а до этого училась на физтехе. Среди выпускников мехмата и физтеха, эта болезнь встречалась также часто, как  аллергия на фармацевтической фабрике. И пока мужик не бегает с вилкой по улице, все  в порядке. На этот счет я не заморачивалась, мои мужики с работы спокойно говорили о том, что лежали в клинике и лечились. Если не знать этого, то поверить было невозможно – на вид они были абсолютно нормальны и крайне умны и талантливы.
И, только теперь, читая Юнга, поняла,  в чем дело. Конечно, шизофрения тут не причем.
Юнг пишет о том, что всем нам приходится носить «маски», на работе мы одни, дома другие, в компании друзей, третьи. И это нормально. Эти маски Юнг назвал «персоной». Так вот опасно, когда человек слишком «плотно» надевает на себя эту маску, и иденфицирует себя с персоной. Он начинает везде играть эту роль – «доброго», или  «святого», или «справедливого».
Но человек  - гармоничная личность, и в нем есть все, и плохое и хорошее. И, если он подавляет часть своей личности, вытесняет ее в подсознание, то там эти «плохие» черты могут гипертрофироваться, и обрушиться на, ни в чем неповинных,  родных и близких.
«Домашние тираны» из их числа. Человек – сама деликатность и вежливость на работе, дома превращается в капризного ребенка. Когда ему предлагают поужинать, он сначала «не хочет», потом ему что-то «не нравится». Его раздражает буквально все – погода, дети и жена, с которой «невозможно» жить.
Когда  садится за руль, и остается «наедине» с собой, все те черты характера, которые  «загнал» в подсознание, наконец-то вырываются на свободу. Ему нравится вести себя «свободно», он ездит между рядами, нервирую всех водителей, подрезает, даже не замечая этого, ему все сигналят, но он искренне считает всех «козлами», комментируя это вслух. Ездить рядом с ним в машине опасно и крайне неприятно, но этого он не видит.
Дети его постоянно раздражают, как и все в этой жизни. Очки, ключи и нужные бумаги «теряются», причем искать все это должны все, выслушивая его  и сочувствуя.

Я получила все это «действо» по полной программе. Когда рассказывала подругам, как муж постоянно орет на меня и раздражается, мне никто не верил.
Не может быть, говорили все в один голос, мы все слышали,  как ты орешь на бедного мужа. А он у тебя такой скромный и деликатный, как тебе не стыдно рассказывать всякие глупости. Ну, я и перестала.
Когда же он все-таки сорвался, и подруга услышала, как он кричал криком, что убьет меня, то была в шоке. Муж просто забыл дома ключи, я ему позвонила и напомнила об этом и сказала, что завезу ему их к дочери через три часа. Он приехал туда на час раньше, отказался взять запасные ключи, которые ему пытались всучить, и уехал.
Если бы подруга не была свидетелем этой истории, от начала и до конца, то никогда мне бы не поверила.
Все это результат «хорошего» воспитания. Ребенку говорят: «Будь вежливым, деликатным и добрым». Он любит маму и пытается угодить. И тот, кто старается больше всех, получает «маску» или «персону», носить которую постоянно просто не в состояннн. Он в ней задыхается, и конечно, периодически сбрасывает.
К сожалению, что делать с этим, знает только Юнг, а его давно нет…