6. Естество и анатомия

Книга Кентавриды
Это едва ли не самая проблематичная часть моего рассказа.
Мне практически ничего не известно о том, как устроены внутренние органы кентавров. Честно говоря, я даже не очень этим интересовалась, как не интересуются большинство здоровых людей тем, где именно у них находится селезёнка и как конкретно протекают процессы метаболизма. В данной сфере я не специалист, и экспертом выступать не могу. Я в состоянии лишь мысленно вообразить себя в своём истинном теле и попробовать ощутить его во всей целокупности, однако данный метод заведомо ненаучен и легко может быть оспорен теми, кто созерцает и чувствует иначе.
Поэтому я рискну поделиться лишь некоторыми общими соображениями, описывая только классических гиппокентавров, а не каких-то других (впрочем, полагаю, отличий будет немного).

Искусство, как всегда, предоставляет изрядный материал для пытливого взгляда; только нужно уметь видеть и ставить соответствующие вопросы, а ответы порою приходят сами собой по здравому размышлению.
Совершенно очевидно, что, имея двойной корпус, кентавры должны были иметь две грудные клетки. А это значит, что каждая из них обладала своим содержимым, нуждавшимся в защите в виде костного корсета.
Похоже, что самые жизненно важные системы у моих предков (прежде всего, лёгкие и сердце) были двойными, то есть взаимодополняющими. Лично я не вижу в этом ничего невероятного или неудобного. Ведь, когда мать носит в себе ребёнка, у неё в организме реально работают два сердца, две системы кровообращения, а под конец беременности – и две пары лёгких. Почему-то никому не кажется, что это физиологически невозможно. Правда, человеческой матери бывает тяжеловато таскать на себе такой груз – но у неё-то он размещается в одном теле, которое к тому же к концу срока резко возрастает в объёме и весе. Однако на первых порах спокойно  протекающей беременности женщину охватывает чувство лёгкой эйфории, и ей кажется, что сил не только не убавилось, а напротив, прибавилось, и временами она реально ощущает эти два сердца внутри себя.
Примерно так, думается мне, устроено и мирочувствие кентавров. Изначально оно рассчитывалось на долгую, радостную и гармоничную жизнь, и потому в организм был заложен двойной запас прочности. В противном случае жизнь кентавра длилась бы лет 20, что никак не соответствует истине.
Если кентавров не убивать преднамеренно и не создавать им невыносимых условий существования, то они живут даже несколько дольше людей и стареют очень медленно, ибо стараются не нарушать законов природы и не травить свой организм всякими излишествами и дурными привычками. Конечно, и среди нашего брата встречаются личности с девиантным поведением, но лишь в качестве редкого исключения. Чаще всего вредные наклонности они перенимают у людей – так, ещё в античности появились кентавры-пьяницы, а в Новое время отдельные горемыки  пристрастились к курению, чего я совершенно не понимаю и одобрить никак не могу – это верный путь к деградации.


(Василий Шульженко. Верхом на кентавре. 1994)

А может быть, если всё-таки верно предположение о божественном происхождении кентавров, их долголетие обсуловливалось наличием в их жилах толики ихора – вещества, обеспечивающего бессмертие. Чистый ихор был дарован только Хирону, оба родителя которого принадлежали к богам наивысшего ранга; у всех его потомков и родственников кровь была уже смешанной, и потому они принадлежали к существам хоть и долговечным, но всё-таки смертным. 
Если вдуматься, то ведь и человек по своим генетическим задаткам должен был бы жить лет 150, чего, однако, почти никогда не случается. Примерно на такой же срок, если не больше, изначально был рассчитан и потенциал кентавра, задуманного Кроносом как разумное и одухотворённое существо, а не как обычное копытное травоядное животное. Для жизни плоти вполне достаточно и «лошадиного» срока, но для духа и разума какие-то жалкие 20 лет – это почти ничего, почти детство,  и настоящая зрелость наступает лишь тогда, когда гаснут самые неистовые плотские желания и душе открывается упоительное пространство свободы.
Быстрая смена популяций целесообразна в двух случаях. Либо природа нуждается в постоянном пополнении базовых звеньев пищевой цепочки (потому так баснословно плодовиты многие низшие существа вроде насекомых и грызунов), либо запущенный маховик цивилизации нуждается в притоке свежих сил и мозгов, и «отработанными»  поколениями приходится просто жертвовать (вспомним очень показательную для людей сакраментальную притчу о пресловутых сорока лет хождения евреев по пустыне – Моисей, дескать, ждал, пока вымрут все, кто помнил опыт рабства). Но кентавры не относились ни к одному из описанных случаев: их миссией было не максимально плотное заселение земель и не достижение какого-то фетишистски понятого «прогресса». Поэтому в их естество и был заложен двойной запас прочности, равно как предпосылки к длительному существованию в стабильных и благоприятных условиях.

Двойственность некоторых органов составляла и преимущество, и слабое место кентавров. С одной стороны, у кентавра был шанс выжить даже при серьёзном ранении, которое для человека было бы несомненно смертельным. С другой же, если побороть болезнь или вылечить рану не удавалось, кентавр умирал мучительной смертью.

 http://www.flickr.com/photos/renzodionigi/3438292636/
(Уильям Риммер. Умирающий кентавр. 1869)

Зрелище агонии кентавра бывает ужасным, однако некоторые двуногие находят его достойной темой для искусства. Что ж, если это делается без излишнего натурализма и с должным пиететом, я ничего не имею против, хотя людям не понять, какие чувства подобные творения вызывают в нас, двусущностных…

 http://www.flickr.com/photos/egold/2180815668/
(Эрнст Неизвестный. Раненый кентавр)

Весьма уязвимое место у кентавра -- поясница, где позвоночник изгибается, соединяя торс с конской спиной. Зная об этом, кентавры в бою старались не подставлять поясницу врагу, а в Средние века начали защищать её специальным поясом (меховым или кожаным, о чём говорилось выше). Сохранить здоровье и гибкость длинного позвоночника было чрезвычайно важно, и кентавры прилагали к этому сознательные усилия. В естественном своём состоянии они никогда не жирели, не перегружали позвоночник тяжестями и старались чередовать активное движение с периодами расслабления и покоя.
В отличие от лошадей, умеющих спать стоя, кентавры спали лёжа. Позы могли быть разными. Детишки сворачивались калачиком, в так называемой «позе зародыша» -- она создавала ощущение безопасности и способствовала сохранению тепла. Взрослые могли также спать, вытянувшись на боку или на животе и подложив под голову охапку веток, кипу травы, либо плоский камень, покрытый шкурой, либо устроив себе из песка небольшое изголовье. В любом случае голова должна была оказаться чуть выше тела, чтобы к мозгу чрезмерно не прилила кровь.
Изображений спящих кентавров в искусстве почти нет – либо люди их практически никогда не видели в таком состоянии, либо статичная поза не вдохновляла художников. Но любительские рисунки найти всё-таки можно.

 http://www.reginadoman.com/
(Рисунок с сайта американской писательницы Реджины Доман)
 
Гипотетические реконструкции скелета кентавра существуют и выглядят ничем не хуже скелетов других существ. Разумеется, это не подлинные образцы – я никого не хочу вводить в заблуждение. Однако желающие ныне могут и приобрести соответствующие модели в натуральную величину, и полюбоваться на них в интернете.


  (Скелет кентавра. Реконструкция)

Новопринятым студентам американского университета в штате Тенесси старожилы демонстрируют якобы ископаемый скелет кентавра, найденный в Греции. Это, конечно же, мистификация, хотя и мастерски сделанная.

(Археологическая мистификация: скелет кентавра в Университете Теннесси, США)

Отчего не сохранилось или пока не найдено достоверных кентаврических скелетов, если наш народ некогда был довольно-таки многочисленным?
Одна из причин для меня очевидна: у кентавров не существовало специально организованных кладбищ, а поскольку жили они в стороне от людей, то наткнуться на ископаемые останки можно только совершенно случайно, да и то не всякий поймёт, что это такое, особенно, если скелет не целый, а по каким-то причинам рассыпавшийся или расчленённый на части. С другой стороны, некоторые места обитания кентавров оказались к 20-му веку полностью обжитыми и застроенными людьми, и теперь до истины уже в буквальном смысле не докопаться. Но, насколько я знаю и представляю себе, сами кентавры решительно предпочитали погребальный костёр захоронению в землю. Они полагали, что таким образом душа вернее попадёт в блаженный край и встретится с божественными прародителями.

Внутренних же органов подлинных гиппокентавров никто из живущих на земле людей не видел.
Сами кентавры вивисекцией или вскрытием тел себе подобных никогда не занимались. Может быть, правда, кое-что об этом знал великий врачеватель Хирон, который не только лечил травами, но и владел искусством хирургии. Но достойных учеников-кентавров, кроме собственных дочерей, у него не было, а те никому не передали своих знаний. Скорее всего, свет на анатомию кентавров мог бы пролить мудрейший Асклепий, не только перенявший науку Хирона, но и сумевший превзойти учителя. Но люди, приходившие в древности в его главное святилище в Эпидавре, никогда не задавали ему таких вопросов, а теперь уж поздно их задавать: от Асклепийона, благодаря воинствующему невежеству ранних христиан, остались голые руины. Может быть, если остаться ночевать на этих священных камнях под этими священными соснами, то Бог-врачеватель и ныне соизволит явиться во сне, но кто ж такое позволит?.. Теперь здесь музей-заповедник (его снимок, сделанный мною, предпослан этой главке).

Древние люди, если и вскрывали тела убитых кентавров, то не оставили никаких зарисовок или записей на сей счёт. Ведь к жестокой резне и терзанию трупов прибегали в основном жестокие и кровожадные воители, которым были чужды научные интересы, заставлявшие позднее великого Леонардо самолично брать в рук скальпель…
Но Леонардо, судя по его творчеству, с кентаврами никогда не сталкивался.