Посмотрела фильм Царь

Нина Изюмова
Смотрела фильм «Царь» и глазам своим не верила. Неужели этот ненормальный гнилозубый старикашка (Ивану IV в ту пору было лет 35) с явными садистическими наклонностями имеет что-либо общее с первым русским царем  Иоанном Васильевичем Грозным, при котором население России увеличилось почти на 50%, а территория возросла более, чем в два раза, превысив площадь остальной Европы. Казна ломилась от сокровищ, а оружейная палата была полна первоклассным оружием.
Я преклоняюсь перед памятью митрополита Филиппа, но мне кажется, мягко говоря, односторонним, строить весь сюжет на трагическом конфликте между этими двумя выдающимися личностями в истории России.
Времена Елизаветы I считаются золотым веком Англии, хотя при ней страна всего лишь  начала выходить на мировую политическую арену, причем не столько благодаря военной доблести, сколько за счет пиратства. Тем не менее, трудно представить себе серьезный исторический фильм,  сводящий всю деятельность «королевы-девственницы» к тому, как она преследовала и казнила бедную Марию Стюарт, который англичане бы сняли, а главное – приняли.
Я, конечно, понимаю тяжесть совершенного царем греха по отношению к святому  митрополиту Филиппу, но считаю, что грех этот (и другие грехи, неизбежные и те, которых можно было избежать) не может перечеркнуть  деятельность Ивана Грозного, а заодно и историю становления одной из величайших держав мира. В фильме мы видим народ только ползающим на коленях, затравленный и забитый.  Кто же завоевывал и осваивал  огромные пространства, кто строил, укреплял и украшал свою страну?  Один храм Василия Блаженного чего стоит!
В фильме есть сцена, изображающая полное одиночество царя и отступление от него народа после гибели митрополита. Такое впечатление, что ему оставалось только лечь и умереть. Это ложь. Россия вела тогда непрерывные войны против сильных противников на Западе, которые не всегда и не во всем были успешны. Но удалось главное: сохранить Православие, что было бы невозможно без единодушия царя и народа.  Как пишет М. В. Толстой в «Истории Русской Церкви»: «Надежды папы   не увенчались успехом. Иоанн оказал всю природную гибкость ума своего, ловкость и благоразумие… и отринул домогательства о позволении строить на Руси латинские церкви, отклонил споры о вере и соединении Церквей на основании правил Флорентийского собора и не увлекся мечтательным обещанием приобретения всей империи Византийской, утраченной греками будто бы за отступление от Рима». Похоже, что Иван Грозный связывал падение Византии не с отступлением от Рима, а как раз наоборот – с уступками Риму. Поэтому он не повторил роковой ошибки  Империи Ромеев и сохранил  вверенную ему страну.
Финальным аккордом царствования Ивана Грозного стало завоевание Сибири Ермаком Тимофеевичем и его казаками в 1583 году, что  положило начало обращения тамошних народов в Православие: войска Ермака сопровождали два священника и иеромонах.  Результаты не замедлили сказаться.  Вспомним хотя бы пермскую деревянную скульптуру. Уже в 17 веке вчерашние язычники сумели создать настоящие шедевры христианского искусства, с которыми рядом не поставишь  кукольные католические фигурки. А начало этому духовному просвещению народов было положено в славное, хоть и драматическое, царствование Грозного Царя.