Реконструкция подсознания - на примере Mr Freemana

Александер Бобров
Александер Бобров. Реконструкция подсознания и внутренних конфликтов психики автора (на примере популярного мультфильма о Mr Freemanе на www.youtube.com). Часть первая.



Аннотация: Автор обзора, специалист в области перспективных теорий современного искусства и культурологии, рассматривает некоторые особенности методики реконструкции (восстановления) ряда специфических черт подсознания и скрытых внутренних конфликтов и структуры стресса автора исходя из «творимого этим автором искусства» - его содержания, форм, смысла. В качестве примера для реконструкции использован популярный сетевой мультфильм о Mr Freeman'е, размещенный на видеосервере www.youtube.com.

***

Дабы не тратить ни свое время, ни время читателя, мы, для начала, изложим несколько тезисов, которые, как мы надеемся, не будут оспариваться читателем в дискуссии относительно содержания настоящей работы (содержание этих тезисов — дело других эссе и других споров). На основании этих тезисов, которые мы примем в качестве «истинных утверждений», будут сделаны итоговые умозаключения и получены окончательные результаты.

Тезис первый.

Произведение искусства, безусловно, носит в своем содержании, форме, смысле отпечаток личности автора, даже если автор желает показать в нем нечто иное. Мы все творим мир «по образу и подобию своему», хотя бы потому, что искусство — это творческое оперирование имеющимися у художника «внутренними переживаниями» - есть свободное, ничем не скованное конструирование, сложение, «переконфигурирование» известных творцу объектов реальности и доступных ему смыслов, ощущений, знаний. Мы не можем воплотить в творчество — в каждый момент времени — более того, что мы есть в данный момент. Творец — в каждую секунду — есть свой же собственный материал, из которого он сам - сам из себя - лепит свое произведение — не больше, не меньше.

Тезис второй.

Искусство есть «мост» между известной творцу окружающей его реальностью и «идеальной реальностью», существующей внутри этого творца. Произведение искусства или творчества как бы «возносит» его автора — с его видением мира (каким бы оно, это видение, «высоким» или «низким» не было бы) до эстетики «совершенной реальности», «идеального мира».

Именно потому процесс создания произведения искусства есть:

а) способ автора снять свой личный стресс — в той или иной структуре этого стресса; как бы построить через искусство свою «личную идеальную реальность», где его стресс разрешен, снят, либо же — наоборот -  возведен в ранг чего-то эстетичного, «высокого и идеального», не требующего снятия его с автора, а, наоборот, требующего, чтобы весь реальный мир стал «равен этому стрессу», принял его как свою важнейшую часть (равно мы признаем, что таким же способом снять «личный стресс» является и эта статья), освободив тем самым от унижения этим стрессом самого автора.

б) способ автора описать на языке, доступном пониманию в окружающей его, автора, реальности, некий «путь», в результате вступления на который окружающие автора люди, то есть «сама окружающая его реальность» сможет измениться настолько, что это снимет с автора тот самый его личный стресс.

Эти утверждения равносправедливы для всех периодов искусства — от древних, до — современных, лишь меняются «трактовки» - «стрессы», «волнения», темы, которые беспокоили - «до зуда творчества» - тех или иных авторов. Мы не будем приводить примеры «расшифровки» отдельных стрессов великих художников и музыкантов, утвердив лишь одно — художник творит миры, которые либо «узаконивают», либо «снимают» его личный стресс, его личную психологическую проблему.

Тезис третий.

Искусство есть «мост» между:

а) подсознанием художника, которое одно «владеет» «пониманием», «представлением» идеального для художника мира, а, следовательно, и «каталогом», перечнем, комплексов стрессов, личных психологических проблем, которые «беспокоят», иногда совершенно неявно для самого художника, его самого —

и б) настоящей реальностью, которая не соответствует желаемому его «подсознанием» идеальному миру.

Именно потому подсознание, чуждое «логике» и «стройному лингвистическому конструированию», вынуждено через «произведение искусства» - средство снятия названного стресса — «переводить свои идеи  - бесформенные объекты подсознания, неописуемые в языке образы «идеальной реальности» - в образы, формы и сюжеты, понятные окружающим творца людям, в образы и формы лингвистического и формального «окружающего мира», как бы «говорить на языке ненавистной подсознанию реальности».

Сказанное касается всех художников — от реалистов до абстракционистов, да и любых других творцов иных видов искусств.

Тезис четвертый.

Анализируя произведение искусства, возможно выявлять личные психологические проблемы автора, восстанавливая «личную структуру стресса» этого творца, как бы «разворачивая произведение искусства» до размера подсознания его автора, «конструируя мышление автора» методом «обратной сборки» - из результатов работы этого «мышления».

Однако в произведении искусства отчетливо проявляются не все волнующие художника темы  и проблемы, не весь «спектр» его стресса, а только главные, «магистральные», которые направляют художника «наиболее отчетливо», и обычно осознаются им, но — бывают, проходят незамеченными. Незамеченными они проходят обычно в процессе творения «абстрактных картин», когда «проблема автора не перерождается в формальный образ реальности», оставаясь на возможно «низком» - близком к языку подсознания — уровне — цвет, движение, линия, фигура.

Потому полная, безошибочная и исчерпывающая реконструкция «подсознания», структуры личного стресса автора и его психологических проблем практически невозможна.

***

В названных четырех тезисах кратко выражена, пожалуй, вся идея реконструкции личного стресса автора и его подсознания из «произведения искусства» или «произведения творчества».

При этом для удобства понимания терминов будем считать, что «произведение искусства» сходно по своей сущности с «произведением творчества» (а равно и «объектом креатива»). При этом «произведение искусства» отлично от «произведения творчества» своей значительно превышающей (в десятки, а может и сотни раз) семантической наполненностью, смысловой значимостью, а также мастерством в разработке формы (даже если это произведение искусства — объект примитивизма). К сожалению, в современном искусстве невозможно выявить «семантическую значимость» и индивидуальное мастерство в большинстве арт-объектов, которые по большей части есть объекты примитивизма (по сравнению с объектами домодернистского искусства), что и позволяет многим «креативщикам», «инсталляторам» и «творческим людям» безосновательно заявлять о том, что их арт-объекты являются «произведениями искусства».

Рассмотрим произведение мультипликационного творчества («объект креатива») под названием «Mr. Freeman, part 0»  размещенный на популярном видеосервисе youtube.ru (http://www.youtube.com/watch?v=o1k8hJ1d8G4) и выявим структуру персонального стресса и скрытые психологические проблемы подсознания его автора, которые привели атвора к созданию данного арт-объекта.

… продолжение следует