Шоколад

Ирина Лежава
Несколько лет назад европейцы праздновали 500 летие открытия шоколада. За пять столетий лакомство без боя завоевало все страны и континенты. Производители балуют сладкоежек различными сортами шоколадных конфет, йогуртов, муссов, булочек с шоколадными начинками, сырками, мороженным и далее по списку… Самыми большими любителями шоколада оказались немцы, англичане, бельгийцы, съедающие по 8 и более кг шоколада в год. Россияне несколько скромнее – за год они по статистике потребляют всего около 3 кг. А вот самые большие любители шоколада – американцы.
Еще в глубокой древности ацтеки нашли в тропическом лесу низкорослое деревце которое назвали какаоахита, отсюда и европейское «какао». Напиток из зерен, напоминавших обычные бобы, стали называть шоколадом. Эстафету шоколадоварения подхватили майя. В культуре майя шоколад играл особую роль. Он был символом власти и богатства, семена использовали вместо денег. Так, раб стоил 100, куртизанка – 8 бобов. Традиция возделывания индейского дерева известна – оно не выносит солнечных лучей и любит влагу. Поэтому дерево какао сажали под банановыми или кокосовыми пальмами. Плодоносить шоколадное дерево начинает лишь на 6-й год и может плодоносить до 100 лет. В основном шоколад использовали в виде напитка со специями, перцем, другими острыми приправами. В то время сахара не знали. Для европейцев шоколад открыл Колумб в 1502 г. Легенда утверждает, что великому мореплавателю шоколад ужасно не понравился. 
Шоколаду индейцы приписывали еще и чудодейственные свойства. В какой-то степени они были правы. Современные исследования открыли, что шоколад – источник энергии, в котором содержится еще и фенилэтиламин. Это биохимическое соединение, которое вырабатывает человеческий организм только в состоянии сильной влюбленности, оно вызывает эйфорию. Метилксантин и теобрамин также содержатся в шоколаде и помогают вырабатывать гормон счастья, удовольствия. Некоторые исследователи даже сравнивали его действие с гашишем. Говорят, жены и дочери испанских конкистадоров усиленно употребляли шоколад в отсутствии своих мужей и женихов, компенсируя нехватку любовных эмоций. Церковники же на полном серьезе обсуждали: пить или не пить шоколад во время поста. Назло ханжам, прекрасные знатные испанки пили шоколад прямо во время церковной службы. А епископ, посмевший запретить благородным дамам вкушать гламурный напиток в церкви, вскоре был отравлен, после чего этот вопрос его уже никогда не волновал. Кстати, европейская шоколадная торговля находилась в руках иезуитов. В 1569 г. в Мексике провели первый шоколадный съезд, его представители отправили к папе Пию V своего посла с мешком какао-бобов. Поскольку папе шоколад приготовили без сахара, горький напиток не вызвал в нем гормона счастья: «Такая гадость не может вызывать удовольствия…» 
В середине XIX столетия швейцарец Даниэль Питер стал смешивать шоколад со сгущенным молоком –  появился молочный шоколад. Почти одновременно некий Рудольф Линд придумал машины для вальцевания какао-массы, в результате чего из шоколада выпаривалась влага, он становился густым, нежным. В 1880 г. появился плиточный шоколад, а вскоре англичанин Джон Кэдбери стал изготавливать маленькие дешевые шоколадки. Сегодня шоколад стал обычным лакомством, но его производители продолжают улучшать вкус, обогащать ассортимент и изощряются в изобретении новых рецептов шоколадных конфет. 
Крупнейшим поставщиком какао-бобов на мировом рынке является Кот-д'Ивуар в Африке. Какао-бобы — растительное сырье, которое в этом году сильно подорожало. Но эксперты прогнозируют, что причин для роста цен нет, хотя с учетом повышения спроса в Китае и Индии, можно ждать подорожания какао, как и остальных видов биржевого сырья. Усугубить эту тенденцию может и растущее потребление темного шоколада вместо молочного. Поскольку какао — биржевой товар, многие инвесторы вкладываются в него спекулятивно. Но какао не продукт первой необходимости, поэтому цена на него всегда поднимается позднее, чем на зерно или молоко. Раньше из-за политической нестабильности в Кот-д'Ивуаре некоторые компании, закупавшие там сырье, свернули свой бизнес, стараясь наладить производство какао-сырья в других странах. Однако после стабилизации политической ситуации снова направляются туда. Одна из таких компаний - Barry Callebaut. Она первой из иностранных производителей промышленного шоколада открыла свою фабрику в России. Компания завершила строительство фабрики по производству промышленного шоколада в подмосковном Чехове. Теперь у Barry Callebaut 40 фабрик по всему миру. По прогнозу гендиректора Barry Callebaut Патрика де Масенейра, потребление шоколада в России вырастет на 50% и уже через несколько лет средний россиянин будет съедать 5,8 кг шоколада в год, а тратить на его покупку в 1,5 раза больше. Компания имеет свои филиалы в США, Европе, Азии. В будущем Barry Callebaut собирается разделить бизнесы в Западной и Восточной Европе. В Америке у компании работают фабрики по производству жидкого промышленного шоколада и шоколада для шеф-поваров; кроме того, в активе фирмы крупнейшие фабрики в Канаде, строится фабрика в Мексике, которая будет поставлять продукцию Hershey. Таким образом, на американском континенте у компании 6 фабрик. Недавно Barry Callebaut приобрела  фабрику Nestle во Франции в Дижоне. У этой огромной мультинациональной компании есть свои бизнес-интересы  в России, на Украине, других государствах бывшего СССР. По признанию Патрика де Масенейра, в проектах Barry Callebaut строительство еще одной фабрики близ Санкт-Петербурга, удвоение мощностей на заводе в Чехове и др. У нас Barry Callebaut  планирует заниматься выпуском только полуфабрикатов: производить жидкий шоколад, шоколад в виде промышленных легкоплавких дисков и продукцию для шеф-поваров. Работа с розничным потребителем потребовала бы огромных инвестиций и была бы большим риском. Поэтому риски иностранные бизнесмены оставляют на долю российских компаний. В России исторически существуют очень крупные шоколадные компании. Рынок же движется в сторону премиум-сегмента, что видно на примере «Коркунова» и «Рузанны». Они оперируют в одном из самых быстрорастущих и привлекательных сегментов в мире. Самые важные тенденции — переход к темному и к более дорогому шоколаду: шоколад с меньшим содержанием сахара, шоколад с различными добавками — с медом, травами и т.п.  Это более здоровая пища, более насыщенный вкус. Любой производитель ориентируется на потребности рынков сбыта.  А что происходит на российском, западноевропейском, американском рынках? Потребитель хочет иметь все больший выбор и содержание какао в шоколаде должно быть от 42% до 99%.