Осень. Низкое небо над заливом. Смутно виднеющиеся в тумане сопки. Идем к рейду Могильный на размагничивание. Суть его заключается в том, что корабль обматывается электрическим кабелем, по которому пропускается ток для снижения магнитного поля в целях исключения подрыва на магнитных минах и повышения точности работы навигационного комплекса.
Рейд встречает нас свинцовой рябью волн, вселенской тишиной и безлюдьем. Нет даже вездесущих бакланов.
Через полчаса, встав в заданном квадрате на бочки, подводный крейсер замирает на воде и взмыленные швартовые команды, гремя сапогами, спускаются вниз.
Утром весь экипаж выстраивают на ракетной палубе и, прохаживаясь перед строем, командир ставит задачу. А она не из легких. Кабелем, толщиной в руку, предстоит обмотать всю громадину крейсера, который по величине не уступает пятиэтажному дому.
Чуть позже к борту швартуется длинная самоходная баржа, на палубе которой установлены гигантские катушки, а в трюме и рубке - аппаратура размагничивания. На баржу подаются лини, к которым крепятся кабели и работа начинается. По команде старпома, оскальзываясь и тихо матерясь, мы сматываем с катушек тяжеленные кабели, втаскиваем их на корпус, затем пропускаем под днище крейсера и снова извлекаем наружу. Время от времени лодочные электрики сращивают их концы, и тогда мы перекуриваем. С перерывами на обед и ужин, вся эта работа длится до глубокой ночи и здорово всех изматывает.
А утром, по команде специалистов, находящихся на барже, все происходит в обратном порядке. Теперь, действуя в том же режиме, мы освобождаем корпус от оплетки и сматываем кабели на барабаны. В полдень баржа отваливает и уползает в сторону материка, а оттуда появляется чихающий дизелем катер. Начинается второй этап работ.
На нем, действуя носовым и кормовым шпилями, нам предстоит ворочать крейсер вокруг своей оси для выверки штурманского комплекса. Операция тоже трудоемкая и, учитывая его вес, весьма непростая.
Поочередно натягивая и ослабляя шпилями заведенные на бочки швартовы, корабль устанавливают в нужные положения и выверяют компасы. Теперь работают только штурмана да швартовые команды. Штурмана сидят внизу, в своих рубках, а мы, корячимся на надстройке.
Под командный лай с мостика и утробный вой шпилей, со шкивов которых летят снопы искр, мы поочередно травим и выбираем вибрирующие от напряжения стальные швартовы, переваливая крейсер на очередной румб. Время от времени, для завершения оборота, в болтающийся у борта катер прыгают ракетчики - Осмачко и Тигарев с кувалдой, после чего он несется к нужной бочке. Там ребята высаживаются на нее, отдают швартов и, осев кормой, суденышко тащит швартов к следующей. Закрепив огон за рым, они делают отмашку, катер отваливает в сторону и под натужный вой шпиля, крейсер завершает полное вращение.
Потом, все повторяется в той же последовательности. Вертится горизонт, корабль и мы вместе с ними.
В какой-то момент, когда сидя на бочке, лихие ракетчики, орудуя кувалдой, в очередной раз пытаются отдать швартов, на шпиле пропадает электропитание, и мы не успеваем его потравить. Стальная струна опасно натягивается, затем следует короткий звон и над нашими головами что-то мелькает.
- Все целы!? - металлически лает с мостика мегафон.
Мы молчим и испуганно таращимся в сторону бочки.
А ее нету. В том месте только пляшущий на волнах катер.
- Кранты парням, утопли…, - бормочет кто-то побелевшими губами.
Но вот рядом с катером вспучивается громадный пузырь, затем он лопается и в фонтане брызг возникает исчезнувшая бочка. А на ней, намертво вцепившись в рым, скрючились наши ракетчики.
- А-а- а- а!! - радостно орем мы и машем парням шапками.
Через несколько минут катер подваливает к борту, мокрых Осмачко с Тигаревым втаскивают на надстройку и бережно спускают вниз.
- Да, а могло быть и хуже, - лаконично бросает наш старшина мичман Ксенженко и показывает рукой на обвод рубки. Там, чуть ниже иллюминаторов, солидная вмятина на металле - след удара лопнувшего швартова.
Спустя полчаса снова натужно воют шпили, по рейду снует катер, вертится горизонт, крейсер и мы вместе с ними…