Думаю, что мало кто может внятно объяснить, как в душе человека рождается и начиает жить пронзительное чувство справедливости, которое делает человека судьёй самому себе и защитником других людей.
Похоже, что это связано с появлением рефлексии – способности анализировать то, что происходит в собственной душе.
Для этого анализа, естественно, надо иметь душу.
Душа человеку даётся, даётся при рождении как возможность жизни .
Это – всё равно мало вразумительное – объяснение нужно мне, чтобы рассказать ещё об одной девочке, встреча с которой внесла в мою жизнь ясный свет непреходящей ценности самой жизни.
Никто и ни когда не говорил с ней о Боге.
В официально атеистичной атмосфере общественной жизни того времени это было небезопасно для её будущего, да и для настоящего её родителей и близких к семье людей.
Как и все дети, она задавала вопрос о происхождении людей и жизни, и получила , думаю, тот неопределённо – невнятный ответ, который исключал присутствие Создателя.
Но ! В душе ребёнка живёт то знание о Создателе, которое он не может выразить словами, но переживает как присутствие защиты и уверенности в постижении истины.
Иногда дети говорят об этом словами, поражая взрослых глубиной философских суждений и точными моральными оценками.
Чаще всего ребёнок ( похоже, что многие дети ) остаётся наедине с переживаниями, в которых ему открывается назначение его жизни.
Почему не все дети ябедничают и лгут , не все воруют и издеваются над слабыми ?
Я задаю этот вопрос, не отвечая на него, потому что не знаю точного ответа и не хочу утонуть в словесных гипотезах.
Девочка, о которой я хочу рассказать, уже рассказываю, осталась в моей памяти умницей, отличницей, лучшей в классе, той, которой легко то, что почти не под силу другим ( всякие там арифметические задачки, сочинения, стихи наизусь и первые иностранные слова ).
Этого вполне достаточно, чтобы помнить её как хорошую девочку, но было и другое, то, что завставляло смотреть на неё – такую обыкновенную, с короткими, толстенькими косичками – с вниманием, которым наделяют невероятное.
Возникло это внимиание после одного коротенького разговора, после коротенькой фразы в этом разговоре, фразы, расказывающей о человеке больше, чем многотомный роман , стремящегося к известности писателя.
Наш разговор состоялся во время моего единственного урока в их классе.
Мне пришлось заменить учительницу в новом для меня классе, где и училась хорошая девочка.
По плану предстояла экскурсия на луга, куда я и отправилась с классом, раздав каждому ученику индивидуальное задание.
Через несколько минут после начала урока ко мне прибежала одна из девочек, шмыгая носом, дрожжа ( как стало понятно через минуту ) от страха она рассказала, что мальчишка бросил змею на спину хорошей девочки, что девочка....
Я не дослушала и поспешила туда, где случилось то, о чём она рассказывала.
Всё было правдой.
Мальчишка и не скрывал того, что он сделал. На все мои вопросы – упреки он не отвечал .
Ответила хорошая девочка :
- Он не понимал, что он делает.
Она прощала его – прощала интонацией, взглядом, той внутренней силой, которая была в её маленькой , стройной фигурке.
Я читала Библию. « Не ведают, что творят « .
Я не знаю её судьбы, но знаю точно, что рядом с ней другие люди хотели и могли быть лучше.