Размах крыльев

Елена Марценюк
Ежегодно, с 1952 года по сей день, Международная федерация по аэронавтике (FAI) оповещает планету о том, что мировой рекорд Игоря Кулаковского (Одесса) по продолжительности полета самолета с механическим двигателем класса I-B-1а все еще  не превзойден.

Журналистской профессии можно простить и опасность, и хлопотность, и нервность, и бессонные ночи, и мизерные доходы лишь за то, что периодически она дарит счастье знакомства с необыкновенными, потрясающими людьми, глядя на которых, начинаешь верить в жизнь и ненапрасность нашего пребывания на Земле.

Все это испытала я, познакомившись с Игорем Осиевичем Кулаковским и его женой, Анной Васильевной. Замечательная любящая супружеская пара, более шестидесяти лет вместе, оба – ветераны Великой Отечественной войны. Есть у них и дети, и внуки, и правнуки. Анна Васильевна – в прошлом врач, областной консультант онколог-радиолог. А Игорь Осиевич…

Даже не знаю, как лучше представить его читателю. Гений с семиклассным образованием. Украинский Кулибин. Творец передовой авиационной техники. Мастер - золотые руки. Мастер спорта. Рекордсмен мира по продолжительности полета авиамодели с механическим двигателем. Воспитатель целой плеяды отечественных авиамоделистов. Создатель двухмоторного дельтаплана. И, что меня лично поразило больше всего, настоящий прототип знаменитого слесаря Гоши из любимого фильма «Москва слезам не верит», без которого «многие докторские диссертации просто не состоялись бы».

Я сижу в их скромной двухкомнатной квартирке на пятом этаже с текущей крышей и с вышедшими из строя от старости, как водится у всех наших пенсионеров, холодильником и стиральной машиной. С балкона открывается вид на  резервуары Лукойла. Громко стучит на стыках тяжело груженый железнодорожный состав. Анна Васильевна угощает меня потрясающими пирожками из теста на майонезе. Кругом вышивки, созданные ее ловкими натруженными руками. А на крошечной кухне, рядом с плитой, на которой незадолго до моего прихода и жарились эти славные пирожки, - миниатюрный токарный станок, слесарные инструменты, приборы, не понятного мне назначения, – «рабочий кабинет» изобретателя, где  рождались и воплощались в жизнь многие удивительные технические новинки Игоря Осиевича.

Истоки
Не могу поверить, что в мае ему исполнилось восемьдесят девять. Игорь Осиевич кажется мужчиной без возраста. Живой, остроумный, легко и витиевато формулирующий мысли (настоящий оратор), подтянутый (всем бы нам такую фигуру), с сияющими глазами, тонкими, длинными, изящными пальцами, выдающими не простое происхождение.
Так и есть, Игорь Осиевич дворянского рода, сын крупного государственного чиновника, служившего до революции при Новороссийском университете и обретшего славу на фронтах первой мировой. Когда начинаешь разбираться в семейной истории Кулаковских, очень многое становится понятным  в биографии самого Игоря Осиевича. Замечательный замес украинско-белорусско-польских генов, подкрепленный необыкновенными способностями отца и матери, высокие нравственные устои, впитанные с самого младенчества  - все это было, так сказать, природным фундаментом его неординарности.

Не могу не вспомнить в связи с этим, что прадед Игоря Осиевича по материнской линии, носивший фамилию Дворкин, бывший воспитанником богатой еврейской православной семьи, получив немалое наследство от своих благодетелей, полностью пожертвовал его на строительство храма в Одессе. Благодаря прадеду Кулаковского в нашем городе появилось Пантелеймоновское подворье.

Не грех рассказать в этой связи и о деяниях его деда в Одессе. Военный моряк, участник Цусимского морского сражения в русско-японской войне 1905 года, он служил на знаменитом крейсере «Орел».  Царское правительство отметило отвагу деда большой суммой золотом. На эти деньги семья открыла первый гастроном на Пересыпи, но… прогорела очень быстро. Продукты в магазине раздавались беднякам бесплатно. В гастроном на Пересыпи стекалась вся  неимущая Одесса. И дед Кулаковского отказывать голодным людям просто не мог.

Безусловно, самое большое влияние на него оказали отец и мать, люди, примечательные своим необыкновенным талантом осваивать любое дело, за которое брались, на виртуозном, профессиональном уровне без всякого специального образования. Так, его отец, потомственный дворянин, важный государственный чиновник, человек, никогда не знавший ручного  труда, после революции оказался не у дел. В семье уже было три дочери, вскоре появился и Горик, как в детстве звали Игоря Осиевича. И глава семьи взялся… шить сапоги. Он никогда не учился этому ремеслу, но был очень наблюдательным и упорным. Природа подарила ему, как и его сыну впоследствии, талантливые, все умеющие руки. Когда семья, спасаясь от голода, в 1921 году перебралась в село Великий Бобрик, недалеко от Саврани, отец взялся и за шитье одежды. И слыл великолепным профессиональным портным и сапожником.
А мама, с ее тремя классами в церковно-приходской школе сумела освоить профессию химика-препаратора в Одесском институте инженеров морского флота. И никто даже не догадывался, что у этого прекрасного специалиста, высоко ценимого начальством, нет образования химика. 

Разбег
Но перенесемся в Одессу, куда семья Кулаковских вернулась в середине тридцатых годов. Горика определили в школу № 1, где он уже в третьем классе прослыл невероятным умельцем.
Как-то товарищ, отведя его в угол, под строжайшим секретом показал настоящий револьвер. Горика потряс отлаженный механизм этой тяжелой металлической машинки с крутящимся барабаном для патронов. Несколько дней он, не поднимая головы, мастерил такой же из дерева. И – сделал. Это была точная копия револьвера, выкрашенная черными чернилами. Действующий курок мальчишке сконструировать не удалось, но барабан крутился, и его можно было начинять всамделишными патронами. Когда одноклассники увидели это чудо, сотворенное их товарищем, они подхватили Горика и на вытянутых руках понесли по коридорам школы. Это было первое упоение творческим успехом. Игорь Кулаковский запомнил свое чувство полета на всю жизнь.

А в пятом классе он увидел первый летательный аппарат – схематическую модель самолета. Его одноклассники записались в авиамодельный кружок и затащили в него Горика. Руководитель кружка выдал ему бамбуковую палочку, деревяшку, объяснил принцип устройства авиамодели и… в жизни мальчишки произошел решающий поворот.

Какие могли быть уроки? В тесной кухоньке отец починял ботинки, чадила керосиновая лампа, а Горик творил свой первый самолет. Он выгнул бамбук над огнем, оклеил модель папиросной бумагой, и отец, увидевший, как упоенно сын мастерит этот хрупкий и смешной аэроплан, не пожалел великой ценности - велосипедной камеры, отрезав Горику резинку для моторчика. И самолет взлетел! Пусть в кухне. Пусть он стукнулся о притолоку и сразу же потерял высоту. Но это была победа.
Когда на второй день Игорь Кулаковский понес свое произведение руководителю авиамодельного кружка, тот сказал, что в кружке ему делать нечего, и отвел мальчишку в аэроклуб.

И началась насыщенная, интереснейшая аэрожизнь, полная открытий и честолюбивых стремлений. Авиамоделизм был необыкновенно популярен в СССР. Тысячи мальчишек посылали свои модели в небо, проводились слеты, сборы, соревнования. Дух соперничества заставлял их бесконечно совершенствовать летательные аппараты, каждый раз придумывать что-то новое. Авиамоделисты всей страны поддерживали друг с другом связь, были не только соперниками, но и друзьями. Авиамоделизм поощрялся на самом высоком государственном уровне, его курировали наркомы и партийные руководители. Организацией, объединившей авиамоделистов СССР, стал ОСОВИАХИМ.
 На этом фоне Игорь Кулаковский очень скоро вошел в число лучших создателей миниатюрных самолетов. Он неоднократно побеждал в  соревнованиях различного ранга – от областных до всесоюзных, всякий раз демонстрируя все новые и новые авиамодели, которые конструировал и совершенствовал только самостоятельно.

 В девятнадцать лет его пригласили поработать с детьми Донбасса, где авиамоделизм развивался не так бурно, как во всей стране. Игорь уехал в Макеевку и возглавил аэроклуб при детской технической школе местного дворца пионеров. Именно там он впервые создал двигатель внутреннего сгорания для авиамодели объемом в десять кубических сантиметров. Примечательно, что незадолго до этого ученые-авиаконструкторы из АН СССР вынесли вердикт, что создание авиамодели по проекту действующего современного самолета с настоящим двигателем практически невозможно. А Игорь Кулаковский опроверг теорию практикой. «Зарычал мой двигатель, выдавая аромат прекрасного бакинского бензина… Что началось! Счастью моему не было предела», - вспоминает сегодня Игорь Осиевич дни своего технического триумфа в Макеевке.

Сейчас самое время спросить о том, как же удавалось все это одесскому Кулибину, окончившему к тому времени положенные семь классов общеобразовательной школы? Игорь Осиевич ссылается на опыт великого конструктора тяжелых многомоторных бомбардировщиков и  вертолетной техники, своего тезки Игоря Сикорского. Тот бросил институт на первом курсе, увидев «погибель» в изучении множества ненужных и неинтересных дисциплин. «Если я сяду за парту, то никогда не успею сделать то, что дано от Бога», - говорил Сикорский.

Так же посчитал в свое время и конструктор миниатюрных самолетов Игорь Кулаковский.
Самообразование и самодисциплина, бесконечное чтение великого количества книг по существу предмета, овладение точнейшей чертежной техникой, получение практических знаний в литье, токарном и слесарном деле -  все, что могло принести пользу в работе, немедленно осваивалось им на практике. Когда видишь моторы, изготовленные им в условиях кухни, все эти блестящие, отточенные, ладно пригнанные друг к другу детали, хитроумные изобретения, вроде единственного в мире чрезвычайно удобного для транспортировки хрупких авиамоделей кофра, - не верится, что это не «made in…», а Кулаковский своими собственными золотыми руками.

Взлет
Когда пришло время идти в армию, Игорь попросился а авиацию. 22 июня 1941 года он служил младшим сержантом-мотористом в 16-ом ближнем бомбардировочном авиационном полку, расквартированном в селе Желудок на территории бывшей Польши. Их полк оказался в числе первых военных объектов, уничтоженных неожиданно налетевшей гитлеровской авиацией. Вспоминать это больно, страшно. Так же больно и страшно, как 1418 дней войны, которые, от звонка до звонка, он прошел с I Белорусским фронтом под командованием Жукова. Победу Игорь Кулаковский встретил в Берлине, на Рейхстаге не расписался, но зашел вовнутрь, посмотрел на величественные апартаменты логова врага, посидел в зале, где подписывался пакт Молотова-Риббентропа…

В  1946 году он демобилизовался. Началась мирная жизнь. В ней появились Анна Васильевна и дочь Анечка, работа в аэроклубе, собственное жилье в бывшем бензохранилище, семейные хлопоты и обыкновенное счастье.

Примерно тогда, в 1951 году, в Одессу из Центрального спортивно-технического клуба авиации и моделизма пришло официальное письмо с предложением принять участие борьбе за рекорд мира в полетах миниатюрных самолетов. Одесса оказалась адресатом не случайно. Довоенные достижения одессита Кулаковского с его мини-двигателем внутреннего сгорания для авиамоделей не были забыты. Городская организация ДОСААФ выдвинула кандидатуру Игоря Осиевича как конструктора будущей новой модели самолета-рекордсмена, которая бы представляла СССР на международном уровне. На создание самолета-чемпиона дали двенадцать месяцев.

Да, у Игоря Кулаковского были бесценный опыт и опробованные на практике технические достижения. Компрессионный двигатель внутреннего сгорания с электрическим зажиганием он сконструировал еще десять лет назад. Правда, теперь объем двигателя составил уже 3,5 кубических сантиметра. Скорость вращения воздушного винта его авиамодели достигала 7000 оборотов в минуту (для сравнения: у истребителя Лавочкина – только 2400). Но для установления рекорда нужны были специфические условия, гарантирующие длительность пребывания самолета в воздухе.

Начались поиски оригинального конструкторского решения, которого в авиамоделизме еще не применял никто в мире. Опустим рассказ о бессонных ночах и огромном количестве чертежей, постоянном сосредоточении на идее, которая позволила бы разрешить поставленную техническую задачу. Анна Васильевна, решив немного разгрузить мужа, взялась за расчет аэродинамических параметров сложнейшего крыла будущего самолета. Что это такое, я имела возможность убедиться своими глазами, увидев бережно сохраненную в семье Кулаковских метровой длины ведомость с несколькими тысячами математических выкладок, которые мужественная женщина, врач по профессии, произвела без всяких калькуляторов и вспомогательных средств. Они продолжали жить все в том же бензохранилище. По утрам с одеяльца дочки приходилось счищать иней, образовавшийся из-за холода и свистящих щелей. А Игорь Осиевич работал на престиж страны.

Решение оказалось дерзким и неожиданным. Игорь Кулаковский сконструировал прибор выдерживания курса – автопилот, говоря современным языком. Миниатюрный самолет, попадая в воздушное пространство, летит в условиях нерегулируемых потоков аэромасс. Вес горючего маленькой машины вдвое превышает ее собственный вес. И весь фокус состоит в том, что выдерживать заданную большую скорость при нормальной работе двигателя авиамодель способна только в воздушном коридоре заранее рассчитанного курса. Игорь Осиевич и сконструировал прибор выдерживания курса. Когда самолет Кулаковского поднимался в воздух, умная автоматика сама выбирала физические условия для поддержания нужной скорости и увеличения дальности полета. Сегодня это открытие Кулаковского назвали бы ноу-хау. Оно обогатило бы изобретателя. В те времена «гордое звание советского человека», способного преодолеть любые преграды ради Родины, делало подобные достижения обыденными в масштабах страны.

И вот 6 августа 1952 года. Сумы. Аэродром. Кулаковский идет на рекорд. Анна Васильевна описывает этот день в своих воспоминаниях: «На аэродром съехались сотни представителей республик и городов СССР. В руках каждого конструктора своя техника. Претенденты на победу. На борту самолетов сопровождения находятся спортивные комиссары, готовые сопровождать «самолетики» в воздухе. Лучшие образцы у инженеров ЦАГИ ждут своего вызова на старт. Согласно жеребьевке объявляется имя Игоря Кулаковского – представителя города Одессы.
 
Кулаковский несет в своих руках сияющее красотой аэродинамических форм творение разума и своих золотых рук, ставит красавца на бетон взлетной полосы, ловко ударяет по винту указательным пальцем.
Зарычал двигатель, оглушая пространство, вращая винт со скоростью 7000 оборотов в минуту. Получив свободу, аппарат, набирая скорость, бежит по бетонке и через секунды он уже в объятиях воздушного океана. Сделав над присутствующими три прощальных круга, взял курс на рекордный полет.
Спортивные комиссары включили хронометры, объект в полете взят под наблюдение. По правилам фиксации рекорда, время считается только то, которое фиксируется глазами комиссара.

Итак, наш «самолетик» под наблюдением. Самолеты со спортивными комиссарами на борту сменяют друг друга, передавая под наблюдение следующему комиссару. Близится вечер. Последний сопровождающий самолет с комиссаром получает приказ возвращаться на базу. Расстояние 250 километров. Нажимается кнопка хронометра, уже пошел седьмой час полета, а маленький сияющий блеском двигатель продолжает вращать воздушный винт. Комиссар прекращает сопровождение, высота полета 750 метров. Данная высота в течение всего времени обеспечивалась прибором конструкции Игоря Кулаковского.

Самолет сопровождения приземлился. Комиссар сообщает: есть два рекорда – мировой и абсолютный мировой!!! Ликует присутствующий народ. Вечернее небо озарено морем света разноцветных ракет. Родная страна и город-герой Одесса обрели мировую славу».

Любопытное письмо держу я в руках:
«Уважаемый Игорь Осиевич! Мое поколение спортсменов помнит Ваши выдающиеся рекорды, один из которых до сего времени можно видеть в таблице FAI как действующий мировой. Применять автопилот при рекордных попытках только недавно стали американцы, и то с использованием готовых приборов военных разработок… Начальник Центрального спортивного клуба авиационного моделизма Общества содействия обороне Украины М.Захаров, Киев, 20 октября 2005г».

Жизнь
Итак, выдающееся спортивно-техническое достижение нашего земляка оказалось не подвластным ни времени, ни веяниям технического прогресса. А что же чемпион, Игорь Кулаковский?

В 1953 году авиамоделизм был узаконен Советом Министров СССР как официально действующий вид спорта. Игорь Осиевич Кулаковский был удостоен почетного звания Мастер спорта СССР. Интересно, что он, единственный в СССР, соответствовал в то время всем параметрам, зафиксированным в специальной таблице по представлению этого звания.
«Звездная болезнь у меня нулевая», - улыбается Игорь Осиевич. И еще: «Я никогда не хотел быть рабом денег, даже тех, что платило государство».

Наверное, поэтому он всю жизнь проработал слесарем  в институте «Пищепромавтоматика»  и «Укрниисипе». Всегда пользовался непререкаемым авторитетом. Когда при решении технических задач умные образованные конструкторы заходили в тупик, приглашали Кулаковского. И он, разложив бумаги на своем слесарном столе, принимался за чертежи…  Неуклюжих кульманов не терпел никогда.

А над своими собственными изобретениями работал дома, на кухне. К сожалению, объем газетной публикации не позволяет рассказать более подробно о его удивительных технических разработках. Можно только перечислить некоторые из них: техническая конструкция управляемого дельтаплана с двумя двигателями, роторный двигатель-компрессор, имеющий шестикратное преимущество перед поршневым, с основным узлом в виде эпитрохоиды (если статью читают специалисты, они оценят новаторство Кулаковского!), устройство для промышленного доведения ролико-подшипников, усовершенствование английского прибора «Телеронд», применяемого при выводе космических аппаратов на орбиту… К Кулаковскому приезжали специалисты из Новосибирска и Ленинграда с просьбой посодействовать в создании технических усовершенствований.  Одесский Кулибин садился за свой рабочий стол на кухне и…  А многочисленные докторские и кандидатские научные диссертации по его разработкам защищали другие.

Кстати, Владимир Петрович Филатов, наш великий ученый-офтальмолог, услышав на одном из медицинских форумов фамилию Анны Васильевны, поинтересовался, не того ли знаменитого Кулаковского она супруга? И, получив утвердительный ответ, попросил немедленно (немедленно!) познакомить их. Игорю Осиевичу ученый заказал разработку специальных тончайших приборов для проведения операций на глазе.

А что сегодня? Игорь Осиевич считает, что он счастливый человек. Он всегда зависел только от своей светлой головы и своих умелых рук. Он познал радость в любви и семейной жизни. Ему знакомо упоение триумфом. Он до сих пор продолжает изобретать на своей крохотной кухне. Его обожают все, кто знают.

Когда я была в гостях у Кулаковских, во двор приехала молочная машина. Пользуясь преимуществом более молодого возраста, я схватила бидон и выбежала за молоком. Увидев знакомый видавший виды алюминиевый бидончик, деревенские молочницы всполошились: «А де наш дідусь? Чому він не вийшов? Чи не захворів?” Как выяснилось, они с удовольствием приезжают именно в этот двор, чтобы пообщаться с Игорем Осиевичем.

Вот так живет и творит в Одессе замечательный крылатый человек, Игорь Осиевич Кулаковский. Крылатый благодаря своему увлечению самолетами, таланту авиаконструктора, никем не достигнутому мировому рекорду в продолжительности полета и умению жить, преодолевая искушения земного притяжения.

 Игорю Кулаковскому посвящены экспозиции в Московском музее авиации и космонавтики, Киевском - имени Антонова, Коктебельском краеведческом. В 2002 году Постановлением Верховной Рады и Кабинета Министров Украины Игорь Осиевич Кулаковский признан Особо заслуженным гражданином Украины. Ежегодно благодаря его имени на мировом уровне с уважением поминаются наша страна и наш город.

... И только Одесса не вспоминает его никогда.