Встреча с Минском

Дмитрий Толстой
Настала  пора  и  мне  подумать  об  институте.  Я  поговорил  с  директрисой  и  она  отпустила меня  на  три  дня, чтобы  съездить  в  Минск  и  отвезти  в  институт  свои  документы.  С Министерского  направления  она  сняла  копию  и заверила  её  в
Бобруйском  исполкоме.  На  всякий  случай  сказала  держать  подлинник  при  себе.
20  августа  1949  года  я  снова    увидел  Минск.  Вокзальная  площадь  преоб-разилась  до  неузнаваемости.  Вместо  развалин  и  груд  кирпича  прямо  против  вокзала  стояли  многоэтажные  красавцы – здания.  Вспышки  электросварок на  утреннем  небе  сливались  со  всполохами  зари.  Площадь  огибала  трамвайная  линия.  И  вскоре  по  ней  прошёл  весь  в  цветах,  со  светящимися  окнами,  трамвай.
Первый  номер  минского  трамвая.  Я  был  ошеломлён. 
Пустая  площадь  с  развалинами  и  дощатыми   пристройками  для  толпы  многочисленных  пассажиров  военного,  1944 -го   вспомнилась  мне  сейчас.  Перед  глазами   промелькнули  ребята  и  девчата  из  совхоза,  ждущие  товарняка  на  Москву.  Вся  неделя  в  пути, теплушка  с  двухэтажными  нара  и  буржуйка.
Зашёл  в  вокзальный  буфет,  купил  булку  и  бутылку  молока.  Захотелось  на  свежий  воздух.  Слева  площади  виднелся  небольшой  скверик   с  деревьями  и  кустами.  Несколько  скамеек,  чистые  дорожки,  урны  для  мусора.  Позавтракав,  вынул  из  кармана  тетрадку  со  стихами  и  начал  записывать  первые  впечатления.
В  девять  утра  находился  уже  в  кабинете  приёмной  комиссии.  Девушка,  просмотрев  мои  документы,  сказала,  что  надо  дождаться  декана  факультета.  Он  был  председателем  приёмной  комиссии.  Поскольку  я  приехал  поздновато,  когда  вступительные  экзамены  у  абитуриентов  были  закончены  неделей  раньше,  а  я  имел  направление  из  Министерства  образования,  то  решение  о  моём  зачислении  должен  принять  только  он.
Декан  должен  придти  во  второй  половине  дня.  Выйдя  их  здания  института,  подумал,  а  не  заглянуть  ли  мне  в  Госуниверситет ?  Документы  остались  у  меня  на  руках.  Тетрадка  со  стихами  была  всегда  со  мной.  В  ней было  и  несколько  вырезок  из  Бобруйской  газеты  с  моими  стихами. 
Зашёл  в  приёмную  комиссию.  Здесь  кроме  секретаря  оказался  и  проректор.  Документы  он  просмотрел  внимательно.  Заметив  вырезки  из  газет, заинтересовался   стихами.  Я  дал  ему  тетрадку.  На  выборку  он  прочитал  несколько  страниц  и  удивленно  посмотрел  на  меня,  прочитав  сегодняшнее, ещё    сырое,  стихотворение.  Дал  почитать  секретарю  и,  вздохнув,  вернул  мне тетрадь  с  документами.
-Молодой  человек.  Я  с  великим  удовольствием  взял  бы  вас  на  литфак.  Но  у  вас  прямое  направление    Министерства  образования  в  Пединститут.  Не  могу  я  нарушить  установленных  правил.  Не  хочу  неприятностей.  Возьми  я  вас,  ведь  не  погладят  меня  по  головке  за  это.  Сдайте  документы  туда.  И  там  будут  вам  рады.  Извините,  не  могу  выполнить  вашу  просьбу!
Так,  не  оправдались  мои  надежды  об  учёбе  в  университете.  Пробродив  по  улицам  города  до  двух  часов,  снова  зашёл  в  педагогический.  В  приёмной  никого  не  было.  Только  после  четырёх  появилась  девушка  и  сказала, что  декана  сегодня  не  будет.  Я  оказался  в  тупиковом  положении.  Если  остаться   здесь  ещё  на  день,  я  не  смогу  побывать  дома,  где  не  был  уже  несколько   месяцев.  Поезд  на  Бобруйск  ушёл  в  16.00.  Есть  ли  утренний  в  этом  же  направлении,  я  не  знал.
Упросил  девушку  принять  мои  документы  и  завтра  доложить  их  декану  без  меня.  Сослался  на  отсутствие  возможности  остаться  здесь  ещё  на  день.  С  неохотой  она  приняла  их  и  пообещала  исполнить  мою  просьбу.
На  вокзале  выяснилось,  что  поезд  будет  только  утром.  Перекусив  наскоро, снова  бродил  по  городу  до  темноты.  Устал,  но  был  доволен  увиденным.
Впечатления - самые  приятные. Плохое  настроение  после  неудачи  с  документами  сгладились. Пристроился  на  более  освещённой  скамье  в  углу  зала  и  начал  записывать  в  тетрадку  набежавшие  мысли,  строки.
Поздней  ночью  уснул.  Спал  настороженно.  Чувствовал,  что  кто-то  прислонился  ко  мне  под  утро.  Но  когда  человек  встал,  я  мгновенно    проснулся,  охваченный  какой-то  неясной  тревогой.  Тут  же  сунул  руку  во  внутренний  карман  пиджака.  Конверта,  где  лежала  тетрадь,  документы  и  деньги  там  не  оказалось.
Выскочил  из  зала  и  увидел,  как  за  угол  здания быстро скрылся  небольшого  роста  парень  в  плисовой  курточке.  Его  я  заприметил  ещё  вечером,  когда  он  развлекал  молодых  женщин  анекдотами.  Бросился  за  ним   вдогонку.  За  углом  никого  не  было.  Привокзальные   здания,  как  сложный  лабиринт,  да  ещё  в  сумерках  раннего  утра,  надёжно  укрыли  воришку.   
Зашёл  к  дежурному  милиционеру  и  рассказал  о  случившемся.  Он  назвал  кличку  известного  им  вора.  Сказал,  чтобы  я  обратился  в  отделение  милиции   в  конце  знакомого  мне  сквера,  так  как  воровство  произошло  не  на  железной  дороге  и  разбираться  должна  городская  милиция. 
Я  попытался   возражать,  доказывая  факт  воровства  на  вокзале.  Но  служивый  сразил  меня  аргументом:  «С  таким  же  успехом  он  мог  обворовать  тебя  и  в  сквере  на  скамеечке.  Чем  ты  докажешь,  что  не  так?»  Спорить  было  бесполезно  и  я ушел  от  него.
В  отделении  милиции  дежурный  выслушал  меня  внимательно.  Обложил  матом
станционного  коллегу  и  успокоил  меня:  «Ложись  на  топчан  и  поспи.  Знаем  мы  этого  заезжего  типа.  Он  где - то  рядом  ошивается,  возьмем  тёпленького».
Я  часа  два  подремал,  даже  сон  видел.  А  потом  привели  вора.  Здоровый  фингал
под  глазом  украшал  его  физиономию.   Шустрый  парнишка,  ударив  одного  милиционера,
пытался  бежать.  Так  объяснили  они  дежурному   причину  появления  синяка.
При  нём  обнаружили  мой  конверт  с  документами,  деньгами  и  тетрадку. Там  отсутствовали  только  три  рубля:  успел  проесть  в  буфете.  Пока  составляли  протокол  задержания,  молодой  лейтенант  всё  читал  мою  тетрадь  и  хмыкал.  Я  думал,  что  не  по  душе  ему  мои  стихи.  Но  оказалось,  что  он  любил  поэзию  и  сам  немного  баловался  этим.  Возвращая  мне  тетрадь,  похвалил: «Хорошо  у  тебя  в  некоторых местах  получается.
Я бы  до  такого   не   додумался.
Мы  разговорились  с  ним, как  старые  знакомые.  К этому  времени   все  формаль - ности  были  закончены.  Мы  направились  в  сквер  и  лейтенант  предложил  мне  помощь:
           -Через  полчаса  пройдёт  скорый.  Денег  на  билет  у  тебя  не  хватит,  а  я  по  службе  помогу  помочь  тебе  добраться  домой.   Многие   проводники  мне  знакомы.  Тогда  и  я  сделал  предложение: «Раз  деньги  будут не  нужны  мне  для  проезда -  давай  закрепим наше  знакомство  русской  традицией  в  буфете.  Только  водки  я  не  пью».
Так  мы  с  ним  оказались  за  столом  с  бутылкой  доброго  вина  и  немудрёной  закуской.    Время  пролетело  незаметно.  Володя   дал  мне  свой  адрес  и  просил  запросто  приходить,  как  только  начну  учиться.  Он  тоже  заочно  учился  в  Политехническом.
На  поезд  посадил  меня  без  проблем  и  мы  тепло  с  ним  простились.  Менее,  чем  через  три  часа  я  был  уже  дома.  Мама  и  не  ждала  меня.  Тихонько  собиралась  на  работу.  Галя  шла  с  огорода  с  лукошком  зрелых  помидор.  Она  уже  была  настоящей  невестой  и  парни  наперебой  предлагали  ей  свои  сердца,  но  она  пока  выбирала  и  не  торопилась. Встреча  была  радостной  и  краткой:  вскоре  они  разошлись по  своим  рабочим  местам.  Мама – на  свинарник,  а  сестрёнка -  на  овощное  поле,  где   шла  уборка  урожая.
После  небольшой  передышки   побродил  по  совхозу. Потом  зашёл  к  деду  Семёну. Он  очень  обрадовался  встрече.  Обо  всём  расспрашивал  и всему  удивлялся.  Он  заметно  стал  сдавать  и  часто  прихваривал,  но  духом  был  бодр.   
  Встретился  с  Георгием  и некоторыми   ребятами.  Накоротке,  между  делом,  поговорил  с  ними.  Все  они  работали  на  лошадях и  день  были  заняты.  Только  вечером  мы  сошлись  у  Жоры  все  вместе  и  я  рассказал  им  о  своих  впечатлениях,  о  Минске.  Посмеялись  над  моей  промашкой,  спросили,  на  сколько   дней  заглянул  домой. Потом  они  поведали  мне,  что  осенью  все  пойдут  служить.  Уже  прошли  медицинскую комиссию. Я  поинтересовался,  как  жизнь  у  Гены ?
У  него  уже  было  двое  детей,  но  с  женой  жил  неважно,  частенько  выпивал.   С  ребятами  разговаривал  свысока,  мол  не  суйтесь  в  мою  жизнь.  Побывали  бы  вы  в  том  пекле,  где  был  я,  говорили  бы  и  думали  по – другому.  Не  мог он  смириться  с  неизбежным:  так  глубоко  засела  в  его  душе  скорбь  и  потею  глаза   он  считал  трагедией.
Вечером  допоздна  говорили  дома.  В  семье  всё  было  в  полном  порядке. Михалыч  не забывал  своих  обещаний.  А  агроном  Ильич,  бросив   жену  с  ребятишками,  уехал  из  совхоза  с  любовницей,  Лилей  Шидловской  и  её  младшей  пятилетней  сестрёнкой  куда –то  на  запад  Белоруссии.  Мой   школьный  приятель  Эдик  призван  в  армию.  Обо  всём  этом  я  уже  знал  раньше.
Потом  мама  по  секрету  шепнула  мне,  что  Галя  вскоре  может  выйти  замуж.  Уже  приходил   знакомиться  парень  из  соседней  деревни.  Назвала  фамилию,   имя.  Его  я  не  знал.  Надо  было  подумать  о  подарке  для  сестры. Утром  первым  автобусом  уехал  в  город.  Зашёл  в  общежитие.  Ведь  я  в  спешке  оставил  там  все  свои  вещи.
Чемодан   лежал под  кроватью.  Но  в  нём  не  оказалось  и  половины  вещей.  Мне  не  так  было  жаль  брюк,  белья  и нескольких  книг,  как  пропажа общей  тетради  со  стихами   и  фотографии  всего  выпускного  курса.  Комендантша   сказала,  что  ребята  ссылаясь  на  мои долги,  забрали  всё  это  в  её  присутствии.  Я  постыдил  её  за  безответственность,  за  глупое  доверие  словам  нечистых  на  руку  ребят.  Ведь  она  меня  знала  лучше  других,  но  всё  же  поверила  проходимцам.
Махнул  я  рукой  на  потери  и  ушел,  не  прощаясь  с  расстроенной  женщиной.  Ничем  она не смогла  бы  помочь  мне  теперь. А затевать волокиту было противно.  С  полупустым  чемоданом  поехал  я  в  лагерь. Хорошо,  что    догадался  позвонить  в  горком  и  там  сказали, что ровно  в  час  около  рынка  меня  будет  ждать  машина  с продуктами   для  наших  ребят.  Оказывается  Елена  Викторовна  позаботилась  и  об  этом.   
Во  второй  половине  дня  докладывал  ей  о  всех  выполненных  делах  и  побывке  дома.  Она  в  свою  очередь   рассказала  мне  о  разговоре  со  вторым  секретарём  по  поводу  моего  премирования  за  работу  после  закрытия  лагеря.  И  она  написала  ходатайство  об  этом.  Я  смущённо  благодарил  её  за  всё. Особенно  за  уход  во  время  моей  болезни.
В  последних  числах  августа,  получив  приличные  деньги  за  два  месяца  работы  и  простившись  с  отрядом  на  вечерней  линейке, собирался  тихо  уехать.  Но  ребята  уговорили  директрису  и   устроили  прощальный  вечер.  Снова  пели  песни  у  костра,  декламировали  стихи,  просили  меня  исполнить  несколько  песен.  Когда  я  закончил  песню   словами:  «Где  же  вы  теперь, друзья  однополчане?...  у  некоторых  девочек  были  влажными  глаза.  Снова  посыпались  просьбы  не  забывать  их  и  обещать  приехать  следующим   летом.  Ни  я  ни  они  не  предполагали,  что  жизнь  уже  наметила  нам  разные  пути -  дороги.  И  встретиться   нам  придётся  очень  и  очень не  скоро.
                Апрель   2008  г.