Дилетант. Фотография Андрея Коршунова

Наташа Вольпина
Эссе написано в начале 2009.
Существует само по себе + сейчас продублировано в LJ, где можно посмотреть кое-какие фотографии http://sherryvolpin.livejournal.com/722.html

"All the world’s a stage,
And all the men and women merely players:
They have their exits and their entrances;
And one man in his time plays many parts, ..."

Ну да, и сегодня Шекспир повторил  бы собственный слоган, тиражируемый 
на разных языках по разным поводам.

"Весь мир театр. 
В нем женщины, мужчины, все – актеры.   
И каждый здесь свою играет роль."

Верна формула для “тогда”, четыреста лет тому назад, когда на театре импровизация обязательна, а  декорации весьма условны.
Тогда один - “театр”, сегодня чуть изменился, но суть прежняя.
Любая деятельность - калейдоскоп технических, финансовых, этических, политических, художественных (или антихудожественных) принципов, интересов, амбиций, приступов эго.... 
PRODUCTION – слоган нынешнего дня.
Мы  обязаны четко следовать технологии, учитывать интересы, сканировать рынок, держать в поле зрения конкурентов, просчитывать риски и коммерческий успех.  Чем старше, тем шире круг тех, за кого несем ответственность.

Слишком много подводных камней и рифов. Эхо набитых шишек и/или «красные ковровые дорожки» ...
Banana peel (банановая кожура = ерунда, шелуха).
Со временем выковываются «доспехи».
Softwear - dress code профессионала, Hardwear - «железо» рыцарских доспехов.

Но ведь хочется другого ...
ВДОХновение, родственное воздуху и дыханию
В свободном парении у тебя крылья Икара -  ДИЛЕТАНТА.  Икару   не повезло, что ж тут такого?
Полевые испытания - дело травмоопасное.  Испытателю не повезло - изобретение на века. 
Крылья одиночки Икара получились в чем-то более качественными, чем крылья «производственного концерна» Олимп, что на сандалиях Гермеса и на спине Пегаса.  Просто предназначены для других целей.
До вотчины Аполлона мало кто долетает.
Корочки дипломов ни при чем. Мы не о том дилетантизме, что синоним невежества. Речь о другом и о других.

НАДО знать теорию, НАДО обладать техникой,  НАДО пробовать разное в пределах полученных навыков   ДАЛЬШЕ ЕСЛИ взлетишь  - ЕСЛИ «поймаешь волну» -  ПАРИ
 Шмякнешься - крылья ни при чем ...  Спина слабовата - кишка тонка ...

АНДРЕЙ - НАУЧНЫЙ РАБОТНИК.
Собственная фирма.
Разработка устройств в области передачи и обработки информации. Телекоммуникация, высокоточная электроника, оптоэлектроника, микроэлектроника, оптика, информатика и интегральная техника.
- Всю дорогу был начальником,всегда брал ответственность на себя.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Специализация – гобой.  Инструмент с живым обаятельным человеческим голосом.
- Сначала меня считали самым худшим – потом лучшим.
 Не любил петь по нотам. Зачем эти закорючки?
 Услышу – спою.

- Андрюш, а как духовики дышат?
- Да чего там дышать?!
- Не понимаю, как вы музыку «делаете»? Пианино – понятно: что нажал, то и получил. А вы должны «сделать».
- Главное, просверлить правильно. Еще аккомпаниатор чуткий - чтобы направил. Больше всего боялся забыть как начать. У балетных, небось, те же проблемы. Что-то бы придумать – какой-нибудь вибросигнал. Чуть подсказать - само вспомнится.

ПРОШЕЛ ШКОЛУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ФОТОСТУДИИ.
Владеет техникой репортажа и постановочной фотографии.

Ученый - мозги и характер научного работника создают четкую и надежную конструкцию. В музыке – инструменталист, т.е. также связан с «железом».
В отличие от эмоционально лабильных «гуманитариев» отсутствует дерганность нас, чей инструмент –  «биомасса».
Дилетантизм в высоком смысле дает свободу.

Фотография, которой занимается полжизни - чистый полет.
Любое произведение искусства - автопортрет. Истинного творца или фокусника, эрудита или  автора potboilers, мерчендайзера от искусства и сюрреалиста на крови ...
Фотография - ренген (хотя бы по общности технологии и исходного материала). Практически неограниченные возможности рукотворной реальности.

Ты играешь с миром, но и мир играет с тобой. Homo ludens – человек играющий.

К примеру: «Какая   интересная   работа! Впервые таким г-на  N видишь?!
Психологический портрет»
При этом частенько портретируемый говорит (самым близким – другие после «психологического» не услышат): «Это НЕ Я».

Или: «Невероятный Колизей ... Байкал ... подмосковный лесок .. Технически могу снять, но ТАК никогда не увижу».
Ощущение, что натура должна либо благодарность писать фотографу, либо жалобу: “Это НЕ Я”.
Утрирую.

Речь не о «плохо» - «хорошо», «непременно» - «ни в коем случае».
Есть гениальные творения в этом ключе.  Но их мало.
Суть в том, что автор, снимая, имеет в виду СЕБЯ.  Или пиарит - тоже СЕБЯ. Природа – погода – человек не то что «не храм» - даже  не мастерская». Глина.          
Андрюша с «погодой-природой» умудряются уважительно пребывать в некотором отстранении друг от друга.

Из любимых: когда Андрей после приезда из Абхазии принес контрольки, не терпелось похвастаться. Разложила на столах штук 35 показать знакомой. Профессионально занимается фото-выставками, глаз "насмотрен" - многих знает...
Увидела эту серию:
- Маловато. Надо было “дожать”
Передала мнение Андрюше.
- Сколько плыл - столько и снимал.
Не станет “дожимать” ради строчки из учебника по художественной фотографии "так надо".
Зато через год, редактируя эту - третью из серии. Когда ярче загорятся “звезды” рыбьего бока, четче проявятся рефлексы на воде, и небо отразится нереальным перламутром, скажет: "Ради таких моментов стоит ..."
Да, присмотритесь: в самом верху точечка - корабль. Ребята из лаборатории, делая мне фотографию на стену 120х90, норовили снять, думали брак. Но корабль?!
 
МАГИЯ
Чья? Фотографа? Места?   ДУЭТ
В каждой работе – мелодия. Только не надо “выводить в слова”.
Правда, я пыталась закинуть удочку - уж больно любопытно, что “композитор сочинил”.

 - Ух! Прям, павана: тягучая, двудольная, чуточку приторная, с горчинкой.
Сейчас тебе «водички нальют охладиться»: "Я рационально снимаю. Камера Nikon F 100, средне-угольный объектив... Никаких глупостей  с цифрой, только слайд-пленка".
 - Фактурно - потрогать можно?! А как свет такой получается? И прозрачно - будто другой конец планеты видишь.
- В Монголии свет на самом деле такой. И перспектива такая.И прозрачность.

Снимая в прихожей куртку и отмахиваясь от буйствующего Шерри:"На Байкал не имеет смысла ехать путешественником на пару дней. Хорошо бы выбрать место и без спешки бродить ... наблюдать ... снимать ..."

-  Андрюш, у тебя  столько фотографий  открытого пространства - так мало города (зданий, улиц, фонарей, витрин).
Потому что сетевик? Вся твоя связь по воздуху: точки-точки, точки-многоточки...
Клиенты “тонкие” и прочие, которые совсем не люди, а компьютеры.
Составляешь программы или лазишь по крышам устанавливать что-то эдакое ... А после самолеты беспилотники летают и сведения передают с любой точки маршрута ...Видео-наблюдение, Интернет, телефон и телевизор в самых труднодоступных местах - все по воздушному коридору.
 Может для тебя здания с фонарями - не архитектура, не игра теней и света, а препятствие?

- Не ерунди. Воздух в моих "железках" - показания приборов.
А город снимать ...?! Хорошо бы отыскать гармоничную среду. Где здание живет, а не мучается. Да где взять? Или имеет смысл снимать как Ричард. Но так надо видеть.

 -  А почему ты крыши не снимаешь? Ведь лазишь сутками при монтаже, да еще в разных странах.
 - Почему не снимаю? Снимаю иногда. Только тогда много не “намонтирую”. Да и, боюсь, не поймут, учитывая специфику работы.
- Ну хорошо, я “придумываю” - это моя специальность.А твоя - воздух. Я впервые общаюсь с человеком, у кого научные труды и доходы связаны с “невидимым по воздуху”.Скажи, а мысли можно транслировать?
- Я не занимаюсь. Если представят результаты серьезных научных экспериментов - приму.
- А куда уходят после смерти? Биологическая оболочка - штука нестабильная. Душа - другое. Но, может, имеется некая информационная матрица, где сохраняется. Не книги, картины, память ... Где на самом деле ВСЕГДА ...
- Похоже на то ... Хотя, если уж говорить о Боге, мне ближе буддистская “версия”. Простонародная, понятно, но ...
 Не “венец творения” и исключительно цели  человека, а нравственность, сосредоточенность и мудрость.
 Равенство и спасение ВСЕХ живых существ.  Мир для всех.
 Дороги не исключительно для людей с их машинами, но и для коров ...

Вот такие разговоры ...
В Андрюшиных работах нет нервозности, вызванной страхом не попасть в струю - остаться за бортом. Есть другое ...
в покое ... в мелодии ... в мягкости... в размышлении... в уважении ...
Дурацкое дело объяснять.

Средневековые мастера, к примеру, не разделяли материал и готовое изделие.
Материя создана Творцом, но и вещь от замысла до воплощения – авторство Его же.
Именно поэтому до мифа про прогресс художник ну ничем не отличал сам себя от ремесленника, т.е. инженера, строителя, каменотеса, оружейника ... 
Наука равняется технологии и ничем не отличается от искусства.
 А «готовое изделие»  равняется процессу изготовления.

Даже время само по себе ощущалось исключительно тогда, когда делать нечего. Тогда время появляется, и оно всегда «тянется», «течет» ...  В противном случае никакого времени не существует, поскольку происходят события.Никаких глупостей про «прошлое - настоящее – будущее».
Кстати, теория не только из самых древних, но и из самых живучих.
Помните, сколько событий на «один лист бумаги» в «Илиаде», «Одиссее» или в исландских сагах?

Но и это еще не все.
Антитеза Высокого и Низкого, Рая и Ада.
Серьезного и смешного, истинного и пародии,   красивого и безобразного.
На тридцати сантиметрах одной и той же обложки какого-нибудь Часослова ХII века
 в «таблетке» справа – Давид с лютней,  а в «таблетке» слева – осел с граблями (чем не струны). Оба – музыканты.
Антитеза существует параллельно  везде и всегда.
Ну вот, я, наконец, затыкаюсь и приглашаю вас взглянуть  на несколько фото из четырех альбомов..

Полистайте. Послушайте. Слышите?

Никогда не знаешь сразу,
Что он выберет сейчас,
То ли облако и вазу,
То ли дерево и нас

Стихотворение Давида Самойлова приведено полностью.
Всего четыре строчки и называется
ХУДОЖНИК

Копирование полностью или частично и/или цитирование допускается ТОЛЬКО с гиперссылкой на настоящий текст http://www.proza.ru/2009/11/14/1192.