Легенды о Сафо

Алекс Новиков 2
Легенды о Сафо
(Более распространено – Сапфо (греч. Sappho), хотя и не редко – Сафо (Сафо Митиленская…)

Девять на свете есть муз, утверждают иные. Неверно:
Вот десятая к ним, -  Лесбоса дочерь, Сафо!
(приписывается Платону)
Легенды о Сафо или черный Пи-Ар в древности.

Сейчас, в эпоху демокатии черный пи-ар шествует по всей планете. Каких только былей и небылиц придумывают про политических деятелей. В незапамятные времена, за семьсот лет до нашей эры на острове Лесбос женщины принимали активное участие в политической жизни острова и тут же ролися черный пиар, которому было суждено пережить века.
Наиболее распространенных черных технологиях сохранились две версии: красавица Сафо любила молодого Фаона, но тот не ответил на ее чувство, и с горя Сафо бросилась со скалы в море. Или, еще круче: Сафо была гетерой и продавала свою любовь мужчинам за деньги, но истинную страсть она питала только к девушкам, их одних воспевала в любовных своих песнях и эта любовь до сих пор носит название сафической или по месту ее жительства -- лесбийской.
Большинство людей слышали об этих легендах, но все это выдумки. К сожалению, достоверных сведений о ней до нас дошло очень мало. Родилась она в VII веке до Р.Х. на острове Лесбос. Этот остров славился на всю Древнюю Грецию красотой своих женщин и неплохим вином. Уже Гомер в "Илиаде" красивейшими женщинами называет Лесбиянок. Царь Агамемнон, чтобы умилостивить Ахиллеса, предлагает ему в дар, между прочим семь лесбосских пленниц, "красотой победивших всех жен земнородных".

Детство и юность

Жители городка Эрес считают себя земляками поэтессы и гордятся этим. Семья Сафо была в аристократической. Юную поэтессу воспитывали по правилам, царившим на острове, существенно отличавшимся от правил воспитания афинских женщин.  В Афинах с семи лет девочек держали в строгом удалении от внешнего мира, дома их обучали рукоделию и домашним работам, грамоте их учили редко, школ для девушек не было. Замужняя женщина сидела взаперти дома, и могла выходить только с разрешения господина-мужа. Постоянное сидение дома обусловливало блеклый вид женины, а бледное лицо приходилось румянить. Такие женщины, понятно, были мало привлекательны для мужчин. Совсем не так с воспитанием девушек обстояло на Лесбосе.
Островитяне считали, что женщины должны легко и просто рожать здоровых младенцев. Поэтому девочек с детства не скрывали от лучей солнца, их тела закалялись так же, как и мужчин воинов: в почете были гимнастика и спортивные игры. Высоко ценилась красота человеческого тела. Регулярно проводились "Каллистеи", конкурсы красоты, на которых и юноши и девушки не стеснялись показаться полностью обнаженными, а победительницы получали призы. Лесбийцы считали, что в обнажении девушек не было ничего постыдного, потому что господствовала стыдливость и всякая похотливость исключалась.   Конечно, здоровые и сильные девушки не шли ни в какое сравнение с бледными рыхлыми афинянками. Кроме физического развития много времени отдавалось занятиям поэзией и музыкой, которым обучали в специальных школах. Во главе одной из музыкальных школ стояла Сафо. Слава ее школы гремела тогда по всему культурному миру. Отовсюду к Сафо приезжали девушки, научиться игре на лире, пению и танцам. Из девушек составлялся хор, принимавший участие в религиозных церемониях острова. Общение с подругами-ученицами доставляли ей высочайшие радости и высочайшие горести. Сафо не стыдилась своих чувств к ученицам, но судя по сохранившимся отрывкам, ничего грязного и постыдного в этих чувствах не было.

Благоговея богомольно
Перед святыней красоты...
Геринна нежна, но красотой
Ты, Мнасидика, выше!

В стихосложении известны  сапфическая строфа и сапфический стих - как считается, впервые употреблены греческой поэтессой… Было восхищение красотой, была радось за успехи... В основе чувства Сафо лежала знойная страстность кипучей южной крови, совершенно стиравшая границу между дружбой и любовью, но в то же время границы дозволенного не переступались.
...
Было время, -- тебя о Аттида, любила я...
Ты казалась мне девочкой малой, не зрелою...
Ты ж, Аттида, и вспомнить не думаешь
Обо мне. К Андромеде стремишься ты.

Впрочем, момент ревности в дошедших до нас отрыках тоже имеется. Так, поссорившись с подругой Сафо не может удержаться от маленькой мести:

Противней тебя я никого, милая не встречала!
Иль другого ты любишь больше, чем меня?

Песни Сафо были полны жаждой страсти, такой ревнивой влюбленности, что читатель прой и видел в них сафическое непотребство. До нас дошел на египетском папирусе отрывок из стихотворения, где Сафо прощается со своей подругой:

Нет, она не вернулась!
Умереть я хотела бы...
А прощаясь со мной она плакала,
Плача говорила она мне:
"О как страшно страдаю я,
Сафо! Бросить тебя мне приходится!"
Я же отвечала ей:
"Поезжай к себе с радостью и меня не забудь. Уж тебе ль не знать,
Как дорога ты мне!
А не знаешь, так вспомни ты
Все прекрасное, что мы пережили..."

Настроение всех дошедших до нас стихотворных отрывков слишком чисто и возвышенно, чтобы говорить от том, что отношения между Сафо и ее ученицами были большими, чем просто влюбленность, которая не редко и сейчас наблюдается у молодых женщин и девушек. Переходила ли влюбленность Сафо к ученицам рамки дозволенного? Скорее всего - нет. Дело в том, что греки не любили мужчин и женщин, предающихся однополой любви, а в тоже время так чтили Сафо, что ее изображение выбили на монетах -- честь, которой удостаивались самые уважаемые граждане.
 "Вечно девой останусь я!" -- заявляла она родителям. "Выдадим!" - по спартански кратко отвечал ей отец и выдал дочь замуж. О свадьбе Сафо осталось несколько отрывков.

Радуйся, о невеста!
Радуйся много, жених почтенный!
С чем тебя, о жених дорогой я сравнила?
Со стройной веткой тебя я сравнила!
...
Видимо, сравнение со стройной веткой не случайно. С помощи таких вот стройных веточек родители в те времена часто навязывали детям свое мнение. так или иначе, но Сафо оказалась на брачной постели.

Невинность моя, невинность моя, куда же от меня ты уходишь?
Теперь никогда, теперь никогда к тебе не вернусь обратно!

Был ли ее брак счастливым - не известно. У нее родилась дочь Клеида. В ее стихах упоминается возлюбленный, Фаон. Любовь к мужчинам не занимала так много места в душе Сафо, как любовь к девушкам, но и отвращения к ним она не питала:

О матушка! Не в силах  за станком сидеть я ткацким!
Мне сердце стройный мальчик покорил через Афродиту...
Ты мне друг, но жену в дом введи более юную.
Я ведь старше тебя. Кров твой я ведь не решусь делить с тобой.


Женщины на острове Лесбос не сидели дома тогда, когда мужчины занимались политикой, а принимали в жизни осторова самое активное участие. Есть сведения, что вследствие политических неурядиц Сафо пришлось бежать на Сицилию, где она прожила 15 долгих лет.
Видимо тогда ее политические противники создали про нее легенду точно так же, как сейчас сочиняют были и небылицы про эротические похождения политических лидеров. И это черный пиар пережил века!
  Боги в стихах Сафо реально существующие, видимые. Именно с такими богами можно общаться не вставая на колени. С Афродитой и Герой у нее самые были доверительные отношения, она видела их и чувствовала вокруг себя их присутствие.
До нас дошел кусачек ее завещания:  Музы не любят слез, а смерть есть зло, самими это установлено богами:

Умирали бы и боги, если б благом смерть была...
В этом доме, дитя, полном служения Музам,
Скорби быть не должно: нам неприлично плакать.

Умерла она в преклонных годах. Интересно, что ее современники,  знавшие стихи Сафо не по жалким отрывкам, что дошли донас, едингогласно отзывались о ее поэзии с восторгом не знавшим границ. Выпускались монеты с ее изображением, а это говорит очень о многом. В дошедших до нас греческих стихотворениях многие посвяшены Сафо. Поэты называли ее "Лесбийским соловьем", "средь муз бессмертных смертною музой".  римской лирике Малая строфа заимствуется Катуллом и Горацием, Большая — Горацием. Малая Сапфическая строфа — была одной из наиболее употребительных систем в поздней античной поэзии, ею пользовались и русские поэты Брюсов, Радищев и др.

(Радищев, «Сапфические строфы», 1—4)

Стихи в переводе В. Вересаева.

***
Для иллюстрации я воспользовался картиной Кнстантина Щипни. Очень интересный художник. Советую посмотреть.
http://shyptia.sumy.ua/gallery4.html