Один день в 6-м гв. Ковельском краснознаменном...

Жанна Лабутина
О том, что располагается 6-й гвардейский Ковельский Краснознаменный Учебный Центр Инженерных Войск имени генерал-лейтенанта Д.М. Карбышева в поселке Нахабино Красногорского района мы узнали из интернета. Как, впрочем, и то, что готовит Центр младших специалистов Инженерных войск. С номером войсковой части было еще проще. Похоже, с появлением интернета секретов у России больше ни от кого нет. Однако дозвониться в в/ч 45816, выяснить что-то заранее, мне так и не удалось. Дежурный трубку брал, даже представлялся скороговоркой, однако, заслышав женский голос, сразу отключался. На днях в часть прибыло новое пополнение, и теперь все родители призывников хотели знать, как устроились новобранцы. Так что, поехали мы в Учебку наугад. Уверенности в том, что свидание состоится, не было.

День выдался замечательный, солнечный. Дорога хорошая, местами просто великолепная. За окном, сменяя один другой, мелькали яркие городские пейзажи МКАД. Да и настроение было отличное. Вместе с июльским солнцем душу грели мысли о домашних блинчиках, соленых огурчиках, сладких ростовских помидорах, и прочей разнообразной снеди, готовой к употреблению, но сложенной до поры до времени в багажнике. Вот остались позади фантастически-красивые новостройки Красногорска. Вот, промелькнуло слева грандиозное ажурное сооружение Подмосковного горнолыжного центра. Вот, осталась позади проходная знаменитого 15-го Центрального испытательного института инженерных войск им. Д.М.Карбышева. Кстати, первые же встреченные по дороге люди любезно подсказали правильное направление, и после недолгих блужданий мы, наконец, увидели цель своего визита – КПП!
 
Да, да, того самого знаменитого 6-го гвардейского Ковельского краснознамённого, где пока еще готовят специалистов для инженерных войск Русской Армии.
У заветной проходной родители призывников, жены, оставшиеся на гражданке друзья. И, пока дежурный записывает в журнал паспортные данные вновь прибывших, расскажу немного о поселке.
Нахабино, – посёлок городского типа. Расположен в 34-х км к западу от Москвы. Первые упоминания о Нахабино встречаются лет за пятьсот до образования здесь «Учебки» Инженерных войск. Условно днем рождения поселка считается 23 августа 1482 г. Проживает в Нахабино порядка 30 000 человек. Правда, эта цифра учитывает и жителей трех ближайших муниципальных образований – Желябино, Нефедьево, Козино. Кстати, помимо упомянутой “учебки”, по данным все того же интернета, здесь же базируются:
317 отдельная гвардейская инженерная Кёнигсбергско-Городокская Краснознаменная бригада, 542-й завод инженерных войск, (МО РФ), 85-й ДОК (МО РФ), муниципальная (пока еще) фабрика игрушек. А также железнодорожное депо (МПС РФ). Из достопримечательностей – храм Покрова Пресвятой Богородицы, существовавший здесь в прежние времена, и утраченный. Рассказывают, что Божественная литургия, молитвы и покровительство Пресвятой Богородицы, собирали когда-то под своды местного храма тысячи паломников со всей России. А славная история святого этого места повествует о множестве необъяснимых исцелений страждущих. Сегодня храм Покрова Пресвятой Богородицы возрождается. Правда, уже в новом облике, и люди снова приходят сюда, в поисках исцеления и покоя душевного. Что же касается пятисотлетней истории поселка, как ни смотри, более-менее заметные события стали происходить здесь только с приходом Советской власти. Помимо, конечно, разных социальных преобразований, строительства школ, больниц, уникальных заводов и фабрик, отсюда, с местного полигона стартовали в 1933 г. первые советские ракеты ГИРД-9 и ГИРД-10. В конце 30-х годов прошлого века здесь снимался любимый фильм нескольких поколений советских ребят – «Тимур и его команда». По одноименной повести замечательного русского писателя Аркадия Гайдара. Не путать с нынешним Тимуром Гайдаром и его «демократами». Кстати, мало кто знает, что пионеров из бригады Тимура в фильме исполняли дети испанских коммунистов. вывезенных из Испании… Другой мало известный факт: на всей территории нынешнего Красногорского района единственным местом, где во время наступления на Москву побывали фашисты, стала деревня Нефедьево… В других местах немцев не было, им так и не удалось прорвать нашу оборону.

Впрочем, мы немного отвлеклись. Подошла наша очередь, и дежурный старательно переписывает наши паспортные данные в журнал, а в открытую дверь КПП «Учебки» уже видна большая зеленая поляна, на которой слетевшиеся с разных концов страны родители «кормят» и «допрашивают» с пристрастием своих будущих солдат. Нас без лишних вопросов пропускают на территорию части, предлагают намного подождать. Это хорошо. Есть время осмотреться.

Устраиваемся в сторонке. Оглядываем местность. Вокруг идеальная чистота, зеленые газоны, аккуратные корпуса. Повеяло от всего, что происходило вокруг, чем-то добрым, и почти забытым. Так, или примерно так происходил родительский день в нашем пионерском лагере. Правда, там родителей не записывали. Узнав к кому прибыли гости, дежурные пионеры бежали в отряд, вызывали счастливчика.
             
Здесь, в воинской части, «родительский день» обеспечивала группа военнослужащих. Все, как на подбор, подтянутые, чистенькие, в новеньком армейском камуфляже. Главный - высокий симпатичный паренек, с кинжалом на поясе. На звание, честно говоря, я внимание не обратила. Действовали солдаты четко, без лишних слов. Узнав фамилию призывника, в роту отправлялся посыльный и вскоре новобранец являлся родителям собственной персоной. Признаюсь, то, что в современной армии для передачи информации на расстояние используется «старый дедовский способ», меня несколько удивило. Не знаю уж, открою ли я кому-то «страшную военную тайну», но телефонная связь между КПП и казармами в Учебке, действительно отсутствовала!
Вернее, она есть, но, как и во времена моего пионерского детства, осуществляется с помощью… посыльного. И, связано это все, не поверите!, все с той же реформой Российской Армии. Правда выглядит эта реформа несколько странно: Центр, как и многие наиболее боеспособные части,  готовится к расформированию... В этой связи, по указанию вышестоящего начальства количество телефонов, действующих на территории ВЧ, значительно сокращено.

Ну что ж, нам остается надеяться, что в ближайшее время боевых действий Армии РФ вести не придется, и тихо радоваться, что сняли пока только телефоны, а не моторы с танков, как это было в лето 41-го. Тем временем, наш родительский день продолжается. На большой зеленой поляне, где установлено несколько столов, со стульями полным ходом идет общение солдат-новобранцев со своими гостями. Сумки, баулы, термосы распаковываются тут же, по прибытию. На столах – фрукты, овощи, алые арбузы, всевозможная вода. Вот у самой проходной, не стесняясь никого, слилась в затянувшемся поцелуе пара – юноша в камуфляже и девушка. Вот, на ходу вытирая слезы, двинулась навстречу солдату еще одна мама. Обнялись, мальчик взял у женщины сумки, и они пошли на поляну, искать место. Все, кто не поместился за столами, располагаются здесь же, на зеленой траве… В общем, зрелище мирное, красочное, все улыбаются, настроены доброжелательно.
Не зря видно эту часть считают образцовой. Не зря уже не один год здесь идут съемки фильма «Солдаты».

Кстати, может именно потому, что ни младшим, ни старшим командирам, скрывать здесь нечего, по выходным, случается, раздают солдатам их мобильники. В том смысле, что любой призывник может свободно пообщаться со своими родными. Правда, все другое время мобильники хранятся у сержанта.
Есть и еще одна особенность у в/ч 45816. Служат здесь, в основном, одногодки. Дедов нет, как нет, по словам самих служащих, и дедовщины. В это поверить трудно, да и времени пока прошло слишком мало, чтобы судить, но, что ж, посмотрим, что будет дальше.

Время от времени звучит команда на построение, – сержант выкрикивает номер взвода, и тогда из разноцветной толпы встают юноши в камуфляже, строятся и четким строем уходят куда-то на территорию. Время обеденное.
Нам не повезло. Нашего новобранца успели накормить, прежде чем он предстал пред нашими очами. Худющий, стриженный, но улыбающийся. Он не звонил нам, а мы не предупреждали, что приедем. Наш приезд стал для него неожиданностью.

Что было дальше? Расспрашивали о службе, о командирах, о распорядке дня и товарищах сослуживцах. С пристрастием, надо сказать, расспрашивали. Рассказывал парень охотно, а вот подкормить нашего новобранца удавалось с трудом. Не удивительно. Обед был сытный, - летний борщ, каша гречневая, мясной гуляш, компот. Пришлось в освоении содержимого наших сумок помочь солдату. На свежем воздухе все привезенное, ушло на ура. Вместе с тем, я бы не хотела, чтобы читатель решил, что служба здесь - это сплошной праздник. И кормят, бывает по-разному, и в госпиталь солдаты попадают. Из нашего призыва, например, вскоре после этого визита несколько солдат попали в госпиталь с воспалением легких. А это, на мой взгляд, прямое свидетельство того, что не все в части так гладко, как может показаться на первый взгляд. Ведь не один солдат заболел, а енсколько сразу.

К слову сказать, люди, прошедшие обучение в Центре, очень востребованы в войсках. Это они идут первыми в колонне. Это их зовут на помощь, когда требуется обезвредить сюрпризы Великой Отечественной или очередной «подарок террористов». Но ведь кроме саперного дела много чего еще входит в компетенцию инженерных войск. Другой вопрос, можно ли подготовить полноценного специалиста, если срок службы сокращен до одного года и в Учебном центра солдат проводит что-то порядка четырех месяцев? Не знаю. Если подходить к делу обороноспособности страны серьезно, сомневаюсь. Но серьезно к этому вопросу давно никто не относится. Иначе б не стоило разорять и прихватизировать НИИ, и акционировать предприятия ВПК. Однако процесс близится к финалу, поэтому год службы это самое то в этих условиях.

Впрочем, до присяги и в этих условиях жизнь солдатская разнообразием не отличается. Подъем в 6.00, построение, пробежка, зарядка, личная гигиена. Потом опять построение, завтрак, построение, – строевая подготовка, обед, построение, строевая, и так далее, и тому подобное до самого ужина и отбоя. Кто-то скажет, что ж это за Армия такая, неужели нет у солдата трудностей. которые нужно преодолевать?

А вы представьте: жара под 30, раскаленный плац, непродуваемая в несколько слоев солдатская форма, кирзовые башмаки на несколько размеров больше, чем нога и портянки времен гражданской войны.
Говорят новую форму для новой нашей армии Юдашкин кроил. Представляете, во что обошлась Армии эта форма? Надеюсь Юдашкин догадался заменить солдатские портянки нормальными, качественными носками.

Но пока Армия на новую форму не перешла, и ноги у нашего солдата стерты. Говорит, что даже в санчасть обращался. Только об этом как то вскользь, чтобы не подумали. что жалуется. Больше о ребятах рассказывал, о командирах. О том, что, кроме строевой, есть у солдат и личное время. Есть телевизор в казарме. А вот оружие видели пока только издалека.

Правда, это ненадолго. Уже после 25-го июля станут наши новобранцы самыми настоящими солдатами Российской Армии, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Бойцами инженерных войск. Курсантами. И, что любопытно и неожиданно для нас: нашему солдату все нравится. Можно, наверное, сказать, что нам сильно повезло с Армией. По крайней мере, пока. Посмотрим, что будет дальше. А пока, напоминаю всем, чьи сыновья и внуки проходят службу в Нахабино: 25 июля 2009-го у нас с вами присяга!

Приезжайте. Это важный и волнующий день для наших солдат.

Примечание: Фото автора.