Когда Родина началась... с Думской площади

Елена Марценюк
«С чего начинается Родина?», - вопрос не праздный. Очень даже важный вопрос, когда речь идет о стране, восемнадцать лет назад обретшей независимость де-юре, а де-факто продолжающей пребывать в странном моральном анабиозе.

Отошли, отзвучали перестроечные смелые речи, взвился в самом центре Европы наш желто-голубой стяг, пронеслась гулом боевых барабанов «оранжевая» революция, в эфире звучит торжественное «Ще не вмерла Україна»… А петь не хочется.

И не закипают на ресницах благодарные слезы, когда в очередной раз нам рассказывают, как здорово быть свободными. И не льется певучая українська мова, когда президент велит всем уважать ее, державную. И не знают наши дети родного Катигорошка, а увлекаются все больше американским Шрэком и прочими заморскими чудищами, которыми разве что неслухов пугать.

И ведь не экономика виновата, не нехватки, не непосильная тяжесть переходного периода. Были же в истории нашей страны испытания покруче и пострашнее, когда на кону стояла сама возможность жить. И народ выживал с гордо поднятой головой и такой пронзительной любовью к Родине, что все, кроме Родины, становилось не важным и не стоящим этой жизни.

И была высокая идея, когда «раньше думай о Родине, а потом о себе» звучало очень даже актуально и не вызывало ухмылок, как сегодня, когда наш гарант открывает бесчисленные памятники, бесконечно раздает награды и учреждает праздники «в честь битвы такой-то, произошедшей тогда-то», призванные вызвать у народа всплеск гордых патриотических чувств.
Чувства не возникают – возникает ожесточение. И не только потому, что как не было, так и не родилось у нас за восемнадцать свободных лет национальной идеи, которая и должна была бы стать главной в замесе уважения, гордости и любви украинского народа к Украине, а потому, что и любовь эту, и уважение пытаются внушить насильно, с надрывом, эпатажем, почему-то обязательно вопреки кому-то и чему-то.

Вот и в этот  раз в Одессе в День независимости, который, что греха таить, все никак не станет для одесситов главным и заставляющим раскрываться души праздником, пытались организовать у памятника Дюку некое патриотическое шоу, которое должно было засвидетельствовать городу и миру необъятную любовь украинцев к Украине. Я о той самой попытке обрядить генерал-губернатора Новороссийского края герцога Армана Эмманюэля дю Плесси де Ришелье в украинскую вышиванку.

Честно говоря, эта бессмысленная и откровенно хулиганская затея не просто выявила дурной вкус устроителей и неуважение к памяти великого сына Франции, но и продемонстрировала пренебрежение к отечественным национальным символам.

Ведь не приходит в голову представителям одесской еврейской общины  напялить на Дюка кипу, русским – сунуть в руку балалайку, молдаванам – надеть на голову островерхую меховую папаху в дни национальных праздников… А «национал-патриоты» сподобились. Знай наших! Вот она, любовь не от сердца, а от ума и не от ума даже, а от глубокого недоумия и невоспитанности.

Были и надрыв, и противостояние, и вопли с лозунгами, и милиция…  Этим бы скандалом совершеннолетие независимости в Одессе и вошло  в историю, если бы…
Если бы нашему городу не повезло, что в нем сегодня живет и работает режиссер продюсер экс-директор Одесской оперы Сергей Проскурня.

Не будем в очередной раз касаться темы Одесского национального театра оперы и балета, из которого Сергея Владиславовича постарались изгнать «патриоты Одессы» (заметьте, с теми же борьбой,  нетерпимостью,  противостоянием, воплями и лозунгами - «патриотизм по-нашему» - это всегда почему-то агрессия). А повезло Одессе в День независимости потому, что Сергей Владиславович предложил мэрии воспользоваться его наработками и договоренностями, которые должны были быть осуществлены в нашем городе во время фестиваля «Одесса. Лето. Опера».

Одним из пунктов программы не состоявшегося не по вине Проскурни фестиваля было выступление в Оперном театре Национального академического оркестра народных инструментов Украины под управлением Виктора Гуцала. Сергей Проскурня решил провести этот концерт на Думской площади и стал его режиссером.

Как признался позже художественный руководитель и главный дирижер оркестра народный артист Украины лауреат Национальной премии имени Тараса Шевченко Виктор Емельянович Гуцал, «не в правилах его оркестра выступать на площадях во время народных гуляний, тем более, что в этот  раз в программе участвовали звезды оперной сцены мирового уровня, но раз Сережа захотел…».
 
И на Думской площади в Одессе состоялся не просто концерт, а замечательный урок любви к Украине, ее народу, культуре, традициям, истории, духовному наследию многих поколений.
Все, кому посчастливилось побывать на этом концерте, поддержат меня в мнении, что творческий коллектив столь высокого класса еще никогда не представлялся одесситам на Думской площади. И знаете, что было самым замечательным? Национальный оркестр народных инструментов Украины не «привязывал» свое выступление ко Дню независимости нашей страны, не делал упор на «шароварном» народном искусстве, а демонстрировал публике безбрежность своего мастерства и широту творческого диапазона. Это была феерия, торжество духа и таланта, народной культуры и высокой классики.

С первой минуты, когда над площадью грянул без всякого преувеличения великий казацкий марш, реанимированный и перенесенный в наши дни Виктором Гуцалом, обнаружившим и расшифровавшим его ноты в архивных документах, в горле встал непроходящий комок. Потрясающая музыка взлетела над Одессой, и оказалось, что желто-голубой флаг над зданием горсовета трепещет и вьется с ней в одном ритме. И уже были не нужны слова о любви к Родине - Родина сама входила в каждое сердце. И верилось, что у нее великое будущее, раз ее народ способен сочинить ТАКУЮ музыку. 
   
Неблагодарное это дело – пересказывать концерт словами. Кому повезло, тот знает, как с первой минуты установилась на Думской площади удивительная атмосфера дружества, единения, взаимопонимания,  контакта зрителей с оркестрантами и певцами. А еще – гордости за Украину. Ведь какие потрясающие таланты жили и продолжают жить на ее земле, и она нисколько не оскудевает.

И все предшествующие концерту глупости – Дюк с вышиванкой, заварушка у его подножия, петушиные наскоки друг на друга -показались вмиг столь ничтожными в сравнении с ВЕЛИКИМ, творящимся на наших глазах, что никто о них и не вспомнил. А недавние противники, в вышиванках и без оных, тесно сидели и стояли рядом, подпевали народным песням, пританцовывали под ритмы украинских, молдавских, еврейских, мелодий, кричали от души «браво», восхищались диковинными инструментами, которых нигде, кроме оркестра Гуцала, сегодня не услышишь и не увидишь, и настоящий праздник захватывал все вокруг.

Программа концерта тоже являла пример толерантности и любви к Украине, в которой все мы, вне зависимости от национальной принадлежности, являемся украинцами, но вместе с тем стремимся сохранить и исконность своих культур, и свое собственное место в мировом культурном пространстве. Режиссер Сергей Проскурня ненавязчиво сумел представить эту многогранность в программе: искрометные народные мелодии соседствовали с произведениями современных композиторов, среди которых зрители услышали и сюиту «Праздник на Молдаванке» нашего земляка Виктора Власова, великолепно было представлено вокальное искусство – от украинской народной песни до оперных арий, русского романса и неаполитанской песни.

Кстати, нельзя не посетовать, что срыв фестиваля «Одесса. Лето. Опера» не позволил Сергею Проскурне провести в его рамках еще один замечательный музыкальный праздник. Оказывается, известная неаполитанская песня «О, соле мио» была написана в Одессе. Сергей Владиславович придумал собрать в нашем городе лучших теноров Европы,  чтобы песня эта поплыла над континентом из города своего рождения. Увы, борьба борьбы с борьбою победила в этот раз искусство.

На Думской площади «О, соле мио» в своем потрясающем исполнении подарил одесситам народный артист Украины Александр Гурец. Он тоже должен был участвовать в планируемом Проскурней празднике одной песни, так же как народные артисты Украины Мария Стефьюк и Тарас Штонда - в фестивале «Одесса. Лето. Опера». Счастье, что в концерте на Думской мы смогли послушать пение и этих виртуозов оперной сцены.

После концерта и Мария Стефьюк, и Александр Гурец, и Тарас Штонда,  и музыкант – мультиинструменталист, покоривший публику игрой на свирели, народный артист Украины Георгий Агратино  говорили об одном и том же: хотелось бы приезжать в Одессу чаще и выступать на оперной сцене, одесская публика, тонкая, отзывчивая, щедрая, достойна самых лучших залов и самых лучших исполнителей.

А художественный руководитель и дирижер оркестра Виктор Гуцал так подвел итог выступления своего коллектива на Думской площади в Одессе: «А ведь концерт удался! Думаю, для одесской публики мы были чем-то новым, свежим, интересным. Прием был очень теплый. Очень. Жаль, что летний музыкальный фестиваль в Одессе не состоялся. Несколько выступлений – всегда лучше, чем один концерт, и не на площади, а в Оперном театре, с его уникальной акустикой. Там играть и петь – ни с чем не сравнимое удовольствие. Но даже сегодня мы хорошо звучали, правда? Это чувствовалось и по реакции публики, и по подъему музыкантов и солистов.
Передайте одесситам, что хотелось бы встречаться больше и с самыми разными программами. Приглашайте – приедем с радостью».

Не ошибусь, предположив, что восемнадцатилетие независимости Украины навсегда запомнится тем, кто в этот день побывал на Думской площади. Встреча с высоким мастерством и искренний высокий накал чувств, если уж его довелось пережить, никогда не забываются.

Сергей Владиславович, а что еще не позволили Вам осуществить в Одесском национальном театре оперы и балета? Одесса готова внимать и аплодировать.