Найти слова

Вячеслав Юрьевич Горелов
   Довольно часто в жизни важно бывает слова найти подходящие. И не всегда
это бывают те слова, что первыми на ум приходят.
   Довелось мне в разные годы на трамвае работать и водителем и кондуктором. Сначала - более поздний случай, когда я кондуктором был.
...Трамвай 36-го маршрута шёл в Стрельну. Позднее утро. Точнее - световой день уже начался, но пассажиров в салоне немного. Зашёл парень на остановке. Здоровый такой. Сидел-сидел и стал вдруг кулаком по окну стучать. Голой рукой, без рукавицы.  Грозно,  но сначала не сильно. Потом всё сильней и сильней.
 И - выжидает. Что ему кто-нибудь замечание сделает.
А пассажиры - притихли: что там в голове у бугаЯ? Кто его знает?
.....................
 
   Я подошёл и говорю:
- Будьте осторожны! Вы так можете руку себе поранить!
Негромко сказал. Без надрыва.
   И стих парень, успокоился. Не такой реакции от людей он, видимо, ждал.

   А другой случай, о котором рассказать хочу, пораньше был, году так в 1996-м.
 Я водителем трамвая работал и кондукторов в Питерских трамваях ещё вообще не было.
   ...Начало смеркаться, но было ещё не поздно. По расписанию я вёл трамвай в парк. И в первом-то вагоне пассажиров оставалось не много, а во втором в таких случаях бывает, что - вообще никого. Собираясь тронуться с остановки, заметил, что сзади к трамваю несётся парнишка.  Подождал. Дал время войти. А за ним и ещё четыре - пять пацанов в вагон заскочили. У меня нет привычки захлопывать двери перед лицом опаздывающих пассажиров. Однажды надо мной самим водитель троллейбуса так поиздевался: ждал, пока я бегу к его троллейбусу, а перед самым моим носом захлопнул двери и уехал. Я так поступать не желаю.
   Ватага ребят, находившихся во втором вагоне без присутствия взрослых, напрягала меня. Вот ещё и на следующей остановке двое из них выскочили из последней двери и молниеносно заскочили назад. Слава Богу -  знаю, что сигнализация дверей исправна. Поехал, а у самого уже все мысли сконцентрированы на этих пацанах. Как поступить?
   Пойти на следующей остановке и выгнать их из трамвая? Так будет ли толк? Не в моём, так в следующем трамвае хулиганить начнут...
   Тогда я  взял микрофон и произнёс по трансляции следующее:
   - Мальчишки, вы видели когда-нибудь безрукого или безногого дядю? Вы ведь не хотите такими стать? Игры с трамваем - это очень опасные игры!
   По волнению собственного голоса понял, что попал в точку.
   Не шестой по счёту остановке, перед проспектом Стачек, ватага ребят высыпала из второго вагона, а один из них, что постарше, помахал рукой в мою сторону. Затем, не удовлетворившись этим, пробежал вперёд по тротуару мимо громадного контейнеровоза, а поравнявшись с моей кабиной и удостоверившись, что я вижу его, снова стал махать мне рукой. Дошли мои слова до адресата!
   Перед перекрёстком мальчишки сбились в кучу, но пока не загорелся зелёный, на проезжую часть не рванули.
   При въезде в трампарк я, как положено, осмотрел оба вагона и во втором увидел, что крышка люка над второй тележкой слегка сдвинута. Не зря, значит, грызло меня тогда беспокойство!