Вербальная демонстрация

Евгений Садков
 Прослушал выступление нашего президента и задумался.

 Много сказано о школе. Это хорошо. О трех уроках физкультуры в неделю. Прекрасно. Привлекла свежая фраза:" Хватит переставлять ударения в словах..." Пора,мол,заниматься конкретным делом. Широкое обсуждение программной речи Дмитрия Анатольевича еще впереди. Ну,и предложения,очевидно,будут поступать о конкретных действиях в каждом из обсуждаемых направлений.

 Возьмем наш великий и могучий. Формально,в школах-он один. В семье-другой. На улице,в общественных местах  раскрепощается,не укладываясь в формат. Возникает вопрос. Где происходит филологическая эволюция? Неважно: прогрессивна или регрессивна она. Главное-её движущие силы. Ответ очевиден. Сам народ.

 Сначала изменения накапливаются в устной речи,затем скачкообразно переходят,как норма,и в письменную. Реформы сверху вызывают уже и президентскую критику. Действительно,Ёгурт или ёгУрт,суть не в этом. И даже,если он "Президент",все зависит не от формы и ударения.

 Глубинная мотивация и культура данного народа дает нам то разнообразие общения,которое воспринимает современник. А чем богат наш язык? Творениями литераторов. Огромный пласт,представленный для большинства девятнадцатым и первой половиной двадцатого века. Ну и современными книжками карманного формата в тонком переплете.

 Ну,а языковой археотип каждого народа? Почему у нас он могучий?  Сакральные слова,формально табуированные, но широко применяемые сейчас в общении. Длинная и умная речь может моментально перечеркнуться одним коротким,но энергичным, сильным словом.

 В чем же их сила? Ненормативная лексика, в основном, негативна,агрессивна. Два дня назад прочитал на прозе рассказ,как Автор попал в милицию. Вербально он все персонажи истории "поимел". Так злобно и в извращенной форме. И везде демонстрация главного мужского достоинства и готовности к спариванию. Успех и положительные рецензии. Здорово. Смельчак нарушил табу. Сорвал сладкий запретный плод.

 Вот и получается. Вся эта лексика не что иное,как вербальная демонстрация вторичных половых признаков и их боевой готовности. А так же принижение подобных достоинств конкурента. И чем ниже общая культура,тем больше демонстрация. Правда,если ранги особей не слишком отличаются. Начальник может послать подчиненного на извращенный половой контакт. А нижестоящий только покажет за его спиной указательный палец. Мол,и у меня есть на что тебе сесть.

 Сила этих слов подсознательно смягчается. Их маскируют созвучными. О,бедные "блин","трахнуть","выёживаешься" и многие другие. С их помощью сакральные слова преодолели табу. Ворвались на страницы прессы.  На одном детском кукольном спектакле Петушок ( реальный,а не тюремный) пригрозил хитрющей Лисичке:" Сейчас как трахну!" Дело было в летнем лагере(нормальном,а не за колючей проволкой). Детвора засмеялась. Постарше-заржали и стали живо обсуждать способы. А телевидение. Эти бесконечные "бип,бип". Или целомудренное "ой".

 Можно ли преодолеть возникшее противоречие? Можно. Исходя из главного. Что все это-не более ,чем вербальная демонстрация,доставшаяся нам от диких и могучих предков. Для которых для продолжения рода самцовость была на первом месте. Да и самок больше заботил добытый кусок мяса,а не виртуальное общение с партнером .

 Общество? Нет. Высок пока градус агрессии. В коллективах процветает вербальная демонстрация. Интеллигентный и сдержанный на язык руководитель зачастую воспринимается окружением неверно. Типичнее кулаком по столу и вспоминая матушку.

 Семья? Тем более. Начальник накричал на тебя. Ты-на жену. Жена-на ребёнка. Ну,и так далее. Мат в семье даже более распространен. А вот объяснить ребенку значение этих слов папа и мама ,в большинстве своем,не смогут. А надо. Так или иначе,он начнет с младых ногтей воспринимать их. И использовать. Как вербальную демонстрацию,если примитивно. Или осознанно. Иногда  в старшем возрасте. К примеру, в интимные моменты с любимой женой. Некоторые,повинуясь зову предков,реагируют на сакральные звуки адекватно.

 Остается школа. Радикально? А как иначе? Или совсем снимем табу на подобную вербальную демонстрацию. В школах пока единичны примеры осмысленного изучения ненормативной лексики. Но они уже есть. Реферативно в старших классах. Краснея и осознавая сказанное.

 Хранители устоев могут обвинить радикалов в развращении молодежи. Мол,на уроках закон божий зубрить надо. А вы их матом ругаться учите. Увы,они и так уже научены. Дальше некуда.