Улица Ленина

Лариса Сергеева
   Поначалу улица Котовского,тот квартал,где мы жили воспринималась мной,как вход на улицу Ленина.Три пышных особняка,через высокие решётки которых я заглядывала в их дворы,отделяли наш дом от главной улицы города.
   По главной улице проходил основной маршрут моих прогулок.Мне казалось,что самое интересное происходит именно здесь.Там было много маленьких магазинчиков,которые,правда,
во время моих прогулок были закрыты:обеденный перерыв длился два-три часа.Быстро пробегала я три-четыре квартала и вот уже передо мной Театр Оперы и балета,где пела Тамара Чабан,пение которой так нравилось мне.Потом там же выступала София Ротару.Но это уже другая история.

  От театра была видна вся площадь,вдали,в конце площади просматривался памятник Стефану.
И мне даже казалось,что я улавливаю даже отсюда,на расстоянии более километра аромат дивных чайных роз из розария у подножия памятника:особая гордость города.
  На противоположной стороне был магазин детских игрушек,возле витрины которого я задерживалась надолго. В окне была выставлена большая пирамидка.В детстве у меня было много игрушек,но пирамидки не было.А эта была такая большая,разноцветная,красивая, с пол
метра,наверное,выполненная,может, специально для витрины.
  Однажды мне повезло, я проходила мимо магазина,когда он был открыт.Я зашла в магазин,но не нашла там ничего интересного:я считала себя достаточно взрослой,чтобы обходиться без игрушек.А пирамидка-она действительно не продавалась.Или стоила дорого.
   
   Сразу за Театром начиналась площадь Победы.Улица, казалось, вырвалась на простор.Слева гостевые трибуны,за которыми,вроде и не было домов.Дома были,но они были не высокими и расположены несколько ниже.

   А справа,справа шла аллея во всю длину площади.Посреди стояла Триумфальная Арка с часами,которые издавали мелодический звон,отсчитывая время.А за аркой был сквер,где росли вековые-без преувеличения-высокие деревья.Парк был несколько запущен.Там были протоптаны тропинки,по которым жители города кратчайшим путём добирались до своего дома,возвращаясь с работы.
   Я уверенно выбирала из всех тропинок свою,ту,которая вела в городскую библиотеку,
и вот я уже у цели.Этот путь я совершала один раз в неделю,а то и чаще.Я училась читать на скорость:определённое количество знаков в минуту.Чаще всего-100 страниц в день.

  Прочтённые книги возвращала в библиотеку,чтобы тут же набрать кипу новых.В первую очередь я брала книги,рекомендованные для внеклассного чтения,предназначенные для расширения кругозора,а потом бродила по рядам полок,чтобы выбрать что-то для себя.
  Уже к 4 классу по эрудиции,по начитанности и образованности,я опережала многих в нашем классе.
 
  И вот в один из летних дней я вышла из дома в прекрасном настроении в предвкушении выбора новых увлекательных книг,и только вступила на улицу Ленина,как из репродукторов,установленных по всему городу,прямо у меня над головой,раздались слова,
которые заставили меня застыть на месте.

  Сообщалось,что 30 лет назад в городе Екатеринбурге,в доме Ипатьева была расстреляна вся царская семья.По-моему,они были перечислены все,включая наследника царевича Алексея.

  "А детей-то за что?"- спрашивала я себя.А потом последовало об"яснение,которое было совсем уже не понятно.Это было исторической необходимостью-вещал громкий,хорошо поставленный женский голос-потому, что к Екатеринбургу подходила белая армия,и они могли
вдумайтесь только-сделать императора своим знаменем.Но погибшего царя,думала я,с ещё большим успехом можно превратить в знамя,ведущего к победе.

  Может,в тот момент я стала старше на несколько лет.Я не могла понять,как можно называть исторической необходимостью,вопиющую историческую несправедливость,ничем неоправданное злодейское убийство.
  И зачем было трубить об этом злодеянии из рупоров на всех площадях?Чтобы по-прежнему в страхе держать население огромной страны?

  Раньше я имела случай убедиться,что в мире не всё благополучно.Отец вернулся с фронта контуженным:его засыпало землёй от разорвавшегося вблизи снаряда,и он стал ещё более нервным.Он психовал по любому ничтожному поводу,и даже без всякого повода.
  Но это было как бы частное зло.Вот отец поправится,придёт в себя, и мы будем жить в мире и согласии.
  Но теперь,почувствовала,что в мире нет гармонии,столкнувшись с непонятным по своей беспощадности мировым злом.
  У меня возникло жгучее желание,чтбы царь не был убит,что дети его живы,что всё вернётся на круги своя.Моё детское сердечко жаждало восстановить справедливость.
  Потом уже в студенческие годы на уроках истории партии,я всегда спотыкалась на эту фразу:историческая необходимость-моё сознание отвергало её,и я не могла с этим смириться.
  Когда вышла "новейшая" история партии во многих томах,где старались осветить роль каждого участника революции,я внимательно вчитывалась в строки,чтобы понять,кто же убил царя и за что.
  Но чем больше читала,тем меньше понимала.Никто не собирался царя убивать,никто не отдавл такого приказа,а царя не стало.Вместе со всей фамилией разом.Кто-то,-теперь известно кто-Свердлов-послал теллеграмму в Екатеринбург.Комендант не разобрался,поспешил исполнить чей-то приказ,а Ленин, оказывается, ничего не знал.
Странная получалась картина,полная безответственность.Как в детском саду,все кричат:"Это
не я!Это не я!"А человека и нет.
  Говорят,что 18 год был очень тяжёлым для Ленина.Ему приходилось чуть ли не каждый день
хоронить своих близких друзей.Невольно закрадывалась мысль,как можно было выносить эти бесчисленные похороны,если бы это не было сознательное уничтожение "друзей",желание замести следы преступления.
  Потом пришли и другие исторические параллели,когда, вроде, не было виноватых.Убийство
"своими"Царей :Петра третьего,Ивана шестого,Павла первого,отравление Елизаветы Петровны
и Николая первого.Убийство Пушкина,Лермонтова,Есенина...Список можно продолжать до бесконечности и списать всё на историческую необходимость...
  Власть менялась,а методы оставались те же...
 
  Помню ещё майский парад на площади Победы.Мы - школьницы 4 класса в  парадной школьной форме.В лёгкой белой блузочке и голубой или коричневой юбочке-жара стояла неимоверная: за тридцать.Перед выходом на площадь наша колонна приостановилась и у одной моей подруги тапочек прилип к асфальту,который расплавился,стал мягким,как воск.И мы все вместе отдирали атласную туфельку,а колонна вдруг снова двинулась...

  Мама очень гордилась,что в нашу бытность в Кишинёве Секретарём Партии был Л.И Брежнев.
Отец,как партийный,должен был один год учиться в Университете Марксизма-Ленинизма.Вместе с отцом вечерами на курсы ходила и мама.Они оба имели значок об окончании этого Университета.

  Но самые незабываемые минуты в Кишинёве-это прогулки с мамой по улице Ленина. В свободное время,в любое время года мы в троё:мама,мой брат и я-радостно шли по улице,гуляли по площади.Часто там фотографы предлагали свои услуги,и мама всегда с удовольствием фотографировалась с нами.Сохранились две фотографии тех лет.Одна была сделанаскорее всего поздней осенью.И я, и брат в костюмах,мама, как всегда одета очень элегантно.А другая -летом.Мама и я в лёгких шёлковых платьицах.
  Летом гулять было особенно приятно,не смотря на изнуряющую жару.
Везде продавали фрукты.Весной-изобилие черешни,в августе-абрикосы,виноград.И почти на каждом углу продавалось мороженое.И мама покупала нам его,стоило нам попросить.
Такое вкусное,в вафельных стаканчиках,или самое моё любимое эскимо.
  Ну вот,пожалуй,и все мои воспоминания,связанные с улицей Ленина.
  Мне было одиннадцать лет,моему брату-девять.