сказкотерапия

Алёна Шиманская
 Я – сказкотерапевт, лечу души человеческие сказками, которые они же сами мне и рассказывают, создавая их в моей песочнице с помощью миниатюрных фигурок людей, животных,растений, предметов быта. В практической психологии игры на песке стали использовать только в последнее столетие, а ведь военные применяют их давно, моделируя предстоящие баталии.

 Игра в песке даёт возможность увидеть свою жизнь со стороны и, глядя «сверху», выбрать верный  Путь для своего героя, а значит, и для себя.

 Когда расставляешь фигурки на пустое пространство песочницы, а в конце сказки убираешь их на полку, приходит осознание, что сам являешься хозяином своей жизни и несёшь ответственность за всё происходящее с тобой. Всё мы делаем своими руками! Даже обидно становится, что нет виновных.

 

 Мне очень интересно узнавать, как же человек умудрился дойти до жизни такой, а главное, как будет выбираться. При моей природной разговорчивости очень трудно молчать, не лезть с советами, держать паузу и дать возможность человеку самому дойти до ключа к решению его жизненной задачи.
 
–  Играть будем? – спрашиваю каждого пришедшего ко мне на консультацию. Этот вопрос неизменно вызывает у всех улыбку, иногда удивлённую, а иногда скептическую. – У меня проблемы, а она мне играть предлагает. – Такое выражение я читаю с лица, в основном, мужчин.
 – А как?
 – Правила простые. Сначала выберете, в какой песочнице будете играть:  прямоугольной, квадратной или круглой.
Это иногда сбивает с толку – от меня ждут готовых рецептов, а я предлагаю самостоятельный выбор с самого начала.

 – Дно песочницы голубое, – продолжаю говорить условия игры, – это олицетворение воды, а песок – земля. Вы же – Создатель, который в этом пространстве будет строить свой мир с помощью фигурок.
 – Какой огромный выбор, – теряются одни, рассматривая их коллекцию, расставленную на полках.
 – Да тут выбирать не из чего! – говорят другие.
 
Часть  игрушек я  храню в коробках, и для таких придир выставляю их на стол, где они с удовольствием роются. Часто наблюдаю подобную сосредоточенность, когда брожу по уличным развалам одежды: кто-то точно знает, что ищет, а кто-то перебирает вещи, получая удовольствие от самого процесса.
 
Я заметила, что женщины тщательно отбирают и медленно расставляют фигурки в песочнице, обходя её со всех сторон, любуются своим творением. Тратят на построение песочной картины более получаса, а потом спрашивают, можно ли что-либо менять или добавлять в процессе работы. Успокоенные моим согласием, они удобно устраиваются, и беседа начинается.

 Мужчины же выбирают и ставят фигурки значительно быстрее, как будто стремятся прибежать к финишу первыми. Потом садятся на стул, словно бы передохнуть перед следующей стометровкой, при этом напряжённо смотрят на меня, как будто спрашивая – какое будет следующее задание?

Когда все необходимое найдено и расставлено в песочнице, я прошу рассказать о созданном мире. И с этого момента с людьми происходит внезапное превращение: меняется интонация голоса, темп. Речь становиться правильной и насыщенной образами. Слова-паразиты: как бы, грубо говоря, короче, ну, это, так сказать и т. д., исчезают из лексики. Передо мной  оказываются мастера художественного слова, которые сами, иногда с удивлением, слушают себя.

Пришла ко мне однажды девушка, и стала рассказывать о своих страхах. Как хорошо они мне знакомы!  Больше всего она боялась изменить что-либо в своей, казалось бы, благополучной жизни, которая для многих была пределом мечтаний. Но  ей хотелось расти дальше, а страх удерживал её стремление. Я попросила найти в комнате предмет, похожий на ее страх. Внимательно осмотрев полки, она ничего не нашла.

 В ящике письменного стола лежал огромный резиновый паук, который пугал меня своим видом, и поэтому был убран с глаз долой. Я невинно предложила поискать еще и в столе. Увидев паука, она воскликнула:
 – Вот он! – в её глазах был ужас.
 – Что же с ним делать? – я тоже хотела от него избавиться.
 –  Надо его сверху чем-нибудь накрыть.
 –  Чем?
Она пошла на кухню и принесла большую сковородку.
 – Что это?
 – Это моя железная воля! – и накрыла ею паука.
 – Вот это решение! – восхитилась я. – Враг пойман!

Беспокойство прошло, и мы рассмеялись. Девушка продолжала рассказывать о себе, поглядывая  иногда на лежащую на полу сковороду, под которой надёжно был упрятан паук. Через какое-то время я предложила:
 – Может, приоткроем? Живое ведь существо, а вдруг задохнется?
 Она с сомнением посмотрела на меня:
 – А вдруг набросится?
 – Скажи, пожалуйста, когда ты включаешь свет на кухне, на тебя  тараканы набрасываются?
 – Нет, они разбегаются по сторонам.
 – Почему?
 – Наверное, боятся. Да и вытравила я их давно.
. – А паук, уже полуживой, без воздуха и еды, все же набросится на тебя?
 – Думаю, что тоже убежит, – уверенно ответила она.
 – Куда?
 – Куда глаза глядят. А может, его просто раздавить?
 – А если у него семья, дети, и вообще, он привык на пальмах жить, а здесь оказался не по своей воле? Ты не знаешь, кто его туда засадил?
Она с жалостью посмотрела на паука, лежащего на полу и решила:
 –  Надо вернуть его домой!

Девушка увлеченно стала строить в песочнице джунгли. Довольная собой, она бережно водрузила паука на пальму и, пожелав ему всего хорошего, даже  погладила по спине. А сковорода стала символом семейного очага, и мы даже зажгли свечу по поводу счастливого завершения истории.

Взглянув на часы, я очнулась от наваждения. Мы играли несколько часов подряд! Сколько раз себе говорила: научись отстраняться, ставь  границы – 45 минут и до новой встречи! Не получается. Для меня сказка – как рождение ребенка: ни прервать, ни ускорить нельзя, все должно идти естественным путем. Удивительно, но, как правило, история на песке от создания до завершения длится три часа. И за эти 180 минут человек, бывает, совершает  поворот  своего сознания почти на 180 градусов.

Через неделю она позвонила и радостно сообщила:
 – Мои  детские страхи пропали!
 – Вот беда какая. Как же ты без них будешь жить?
 – Замечательно!
А вот я со своими страхами ни за что не расстанусь: а вдруг повзрослею и разучусь играть?