Детство моё, Азиатия!..

Людмила Непорент
               
 
Главы из повести "ЛЮКА"               
               
               
      Способность  на ходу фантазировать проявилась у меня в очень раннем возрасте. Выстраивать картины, в соответствии с придуманной историей, обернулось потребностью. А выпутываться из создавшихся ситуаций стало безвыходной  необходимостью. И чем необычней и сложнее бывали истории, тем больший восторг испытывала я, оставаясь участником последующих  событий.
      Нет! Я не считаю это лживостью. Лживость – действие корыстное, продуманное, безнравственное. А  детская смекалка и детская  фантазия –  это внезапность, ответ на возникшую ситуацию.
      Истории, которыми хочется поделиться, в памяти бегут одна  впереди другой. И я постараюсь  упорядочить эту чехарду в хронологическом порядке.

      ПОБЕГ

     1943 год. Жаркое, сухое  казахстанское лето. Рудник «Майкаинзолото». Здесь мама работала бухгалтером, а бабушка – на прииске, у реки, вручную намывала золото. Папа, как всегда – в командировках.
     Мне – пятый год. С совершенно не встречаемой в медицинской практике патологией я попала в приисковую больничку. Она была очень маленькая, всего – три палаты и один врач, потому её так и называли: не  больница, а  больничка. Одноэтажное глиняное здание, с большими, по тем временам окнами, – она  стояла  в степи,  вдали  от жилого посёлка...
Сам посёлок Майкаин – место совершенно пустынное. Созданный для разработки золотоносной руды и добычи золота, он служил местом для ссыльных. Небольшие сопки, и – никакой» растительности, кроме верблюжьей колючки  да травы «перекати-поле».
     Низкие глиняные строения с плоскими крышами, на которых ёжиком торчала высохшая трава, прятались за  высокими глиняными дувалами,( по-нашему забор). Здесь жили казахи. В отдалении, в степи – разбросаны круглые юрты, крытые сверху верблюжьими шкурами. В них тоже – казахи. Для поселенцев и работников прииска рядами тянулись  длинные щитовые бараки. В таком  жили и мы.
     Сейчас, рассказывают, на этом месте стоит очень красивый город. На месте рудника  – огромный концерн «Майкаинзолото».
     …В течение нескольких дней, лёжа в женской палате на шесть человек, я слышала разговоры врача с медсестрой обо мне и поняла, что болезни моей они не знают, а потому не понимают как меня лечить. Это была моя первая больничная койка, которая впоследствии растянется на долгих семь лет родительских мытарств со мною из больницы в больницу, из института в институт, из клиники в клинику…Но тогда о будущем я не ведала и принимала  жизнь светлой и солнечной,  как обычный ребёнок.
     Обрадовавшись, что в больнице мне делать  больше нечего, я  решила не дожидаться  маминого посещения, чтобы она забрала меня,  а просто сбежать из больницы. Очень скучно было лежать в палате со взрослыми тётями, разговоры которых меня совсем не интересовали, и я в одиночестве целыми днями слонялась по коридору или по  больничному  дворику из угла в угол.
     Собравшись уходить, расстелила большую белую салфетку и стала  складывать туда свои вещи: мыло, зубную щетку, зубной порошок, и маленькую эмалированную кружечку, белую с синей каймой, которую привёз мне отец из очередной командировки.

     Самое интересное – мне помогала вся палата! Никто не отговаривал, никто не остановил,  не доложил врачу. Я торжественно раздала женщинам остатки своего провианта: три малюсеньких арбузика и бутылку козьего молока. А вот с куском  сахара-рафинада не знала, как поступить…
     В доме сахар появлялся редко. Да и тот варили, чтобы его стало больше. Большие белые куски рафинада бабушка заливала водой и доводила на огне до кипения. Растворяясь, сахар не таял совсем, а становился густой вязкой жижей жёлтого цвета, похожей на манную кашу. Эту смесь разливали по тарелкам, она застывала, как холодец, после чего  ножом нарезали застывший корж маленькими кусочками. Утром и вечером  давали к чаю по два брикетика. Это было строгим правилом в семье, и больше двух кусочков никто добавки не просил. А их хватало на пять-шесть чашек. Пили из блюдец, шумно втягивая воздух, чтобы не обжечься кипятком.
     Держа в руках ослепительно-белый кусок,  я стояла посреди палаты и думала: мама мне принесла так много.  Настоящий сахар, не варёный!  И – весь мне! Одной!
На дальней койке, у окна, лежала старушка. Это я теперь понимаю, что она была значительно моложе, но тогда, в силу своего возраста, мне казалось именно так. К ней  никто не приходил. И однажды я видела, как вздрагивали её плечи – отвернувшись  к стенке лицом, пожилая женщина беззвучно плакала. Мне её было жаль. Ведь я считала – взрослые не плачут.
     Я колебалась: отдать  рафинад этой  старенькой тёте или  нет?
Подойдя к больничной койке, где лежала эта больная, я молча протянула руку и разжала свою ладошку, в которой еле умещался драгоценный кусок сахара. Женщина некоторое время смотрела на меня. А потом, тоже молча, обхватила  мои плечи обеими руками, судорожно прижала к себе и поцеловала в щеку.
     Странно. Мне был приятен её порыв. Девочкой я росла суховатой. В семье не приняты были сюсюканья и ласки, а уж тем более страстное их выражение…Хотелось сказать женщине «спасибо» за то, что так тепло приняла мой подарок. Но не сказала. Слов таких я говорить ещё не умела.
     И, оказывается, это так здорово – дарить! Ведь совсем даже не жалко! А потом отчего-то очень-очень хорошее настроение. Прямо распирает! Мне хотелось высоко подпрыгнуть, визжать и кружиться!..
     …От тёплого прощания в палате у меня прибавилось  уверенности, и я решительно затянула узелок с пожитками. Соседка по койке предупредила:
     – Под окнами кухни, девонька, пригнись пониже, так как окна большие, низкие и всё время открыты. Если заметят повара, могут за шиворот втащить  прямо в кухню.
     – Спасибо, до свиданья! Пейте моё молоко, оно вкусное! Это от нашей козочки, её Лаской зовут.
     Вышла. Летний зной распахнул свои объятия, и я нырнула в эту жару с головой.
В торце здания, которое мне надо было обогнуть, за раскрытыми окнами слышались громкие голоса. Я согнулась и проползла под окнами, подоконники которых возвышались над землёй не более полуметра. Но меня никто не заметил. Как только миновала опасный участок,  вскочила, завернула за угол больницы и помчалась во весь дух. Бежала долго, пока не убедилась, что нет погони. Остановилась, чтобы отдышаться. Затем, нацепив узелок  на палку, найденную на дороге, я пошла спокойным шагом, распевая песню из недавно  прокрученного в клубе фильма «Весёлые  ребята», которую теперь пело всё поселение рудника:
                Легко на сердце от песни весёлой,
                Она скучать  не даёт никогда,
                И любят песню деревни и сёла,
                И любят песню большие города.

                Нам песня строить и жить помогает,
                Она, как друг, и зовёт, и ведёт.
                И тот, кто с песней по жизни шагает,
                Тот никогда и нигде не пропадёт.

      В такт я размахивала рукой, повторяя  две последние строки каждого куплета по два раза. Передо мной во все стороны – степь. Солнце палило нещадно. Вдали  виднелись крыши домов. По улицам ходили верблюды, или лежали, вытянув высокие шеи, и «жевали жвачку».
Настроение у меня было прекрасное. Быстро отдохнув, я снова перешла на резвый шаг. Вприпрыжку, оседлав древко с узелком, я размахивала прутиком, который зажала в свободной руке, изображая  кучера, и, глотая половину слов,  вовсю горланила другую песню из нашего патефона:
                Тпру! Подружка древняя!
                Тпру! Маруська верная!
                Стань, как прежде в стороне.
                Наши годы длинные ,
                Мы друзья старинные,
                Ты верна, как пре… … …

      Поперхнувшись, я остановилась как вкопанная…Непроглоченный звук остался в горле. Судорожно хватая ртом воздух и давясь, я пыталась протолкнуть этот «комок».  От неимоверного усилия  выкатились слёзы из глаз… Прямо передо мною, на расстоянии двух шагов, стояла мама.
      –  Ты  как здесь оказалась ? –  строго спросила мама, – И что это у тебя в руках? – она взяла из моих рук узелок.
     Этих секунд мне хватило, чтобы придти в себя.
      –  Меня отпустили, –  не дрогнув,  уже говорила я.
      –  Кто отпустил? -
     Глядя прямо маме в глаза, я бойко отвечала:
      –  Доктор. Всё равно мне там нечего делать, вот и отпустили. Доктор сказал, тебе позвонит, –  входя в раж, нахально продолжала я.
      –   Иди немедленно домой, И – оттуда ни на шаг! А я пойду всё выясню, – и мама быстрым шагом направилась в сторону больницы.
      Я перевела дух! В первое мгновение обрадовалась, что мама отпустила  меня. А несколько минут спустя по спине пробежал холодок  – а что меня  ждёт дома?
      Резко повернув вправо, побежала по тропинке к реке. Желтая выжженная трава  по обе стороны, да и по всей степи, обречённо ждала дождей. Их не было…

      Ещё издали я увидела свою бабушку. Она за каким-то странным  деревянным  станком, похожим на козлы, с  которых белят на улице стены, намывала песок. В руках у неё был длинный  прямоугольный лоток, чуть наклонённый к реке. Лоток имел несколько корытец с разной сеткой и несколькими днищами. Бабушка давно рассказывала о своей работе: что промывает золотоносный песок, который сдают обходчику, а он – государству.
 Я ничего из этого не понимала, а про золото –  слышала только в сказках. Уже теперь, вспоминая те события, точно могу сказать, что никакой охраны не помню. За поворотом реки стоял ещё один такой «козёл»,  и там песок намывал дядька с бородой. И тоже там охраны не было, мы не раз ходили туда с бабушкой. Она носила  дядьке какой-то камень, а он сказал, что камень обязательно надо отдать геологам на проверку.
      –  Я сбежала из больницы, –  не дав открыть рот  удивлённой бабушке, выпалила я. – А тут мне мама навстречу! Я сказала, что меня выписали, а это неправда! Но мама пошла к доктору… Бабушка! Что теперь будет? Они ведь и вправду не знают, как меня лечить. Никто не знает…–  уже тише прибавила я. –  Я боюсь! Бабушка!
      –  Ну, уж раз сбежать не испугалась, держись и теперь. Объяснишь маме, почему ты это сделала. А я поддержу тебя. Ну, веселее! Давай, помоги мне промыть корытца – и пойдём домой.
      На удивление, дома разговора с мамой вообще не состоялось. Думаю, это была бабушкина работа.

       И  ОПЯТЬ  БУДУТ  СНИТЬСЯ  ВЕРБЛЮДЫ

       В детский сад меня почему-то не отвели, наверное, из-за болезни, и я проводила время то у бабушки на работе, то у мамы. Около маминой конторы всегда стояли или лежали верблюды. Это были личные животные, на которых их хозяева приезжали на работу: казахские юрты, в которых они жили, стояли далеко в степи.
       На таком верблюде меня однажды прокатил молодой казах. Он работал  счетоводом в  маминой бухгалтерии. Звали его Саша. Он мне очень нравился, потому что всегда разговаривал со мною, иногда брал на колени и рисовал всяких зверушек. Я считала Сашу самым красивым казахом: блестящие чёрные волосы, с блеском чёрные глаза и очень добрая улыбка. Когда я приходила к маме в бухгалтерию, я не могла оторвать от него взгляда. Так в один из моих визитов Саша сказал:
       – А ну, озорница, иди сюда! Хочешь прокатиться на верблюде ко мне домой, на обед? У мамы твоей я  уже разрешение спросил. Она  не возражает. А ты? Ну, решайся, Люси!
       Он посадил меня перед собой на шею лежащего верблюда, сказал, чтобы я покрепче держалась за  шерсть, и что-то шепнул этому чудищу на длинных ногах. Тот, приняв от хозяина команду, сначала выпрямил одну переднюю ногу, потом – другую, а затем рывком стал на обе задние. И зашагал. У меня всё поплыло перед глазами.
Я никогда не бывала на такой высоте, да еще враскачку. Вцепившись в мягкую шерсть великана, я замерла, боясь отвести взгляд от его головы, которая всё время качалась: вверх-вниз, вверх-вниз…Саша посоветовал:
       – Смелей, смелей, Люкиня! Выпрями спину, чтобы ты сидела, а не лежала на этом мохнатом шарабане. Та-ак, теперь разожми кулачки, отпусти шерсть, и держись за перекладину на седловине.
       От страха я выполняла все Сашины указания. И вдруг почувствовала, что сидеть – мягко и не  страшно. А раскачивание даже приятней, чем на качелях. Там не успеваешь ничего увидеть вокруг, а тут крути головой – кустики и дома проплывают медленно, на дороге можно даже разглядеть траву.
Так мы и «приплыли» к  большой круглой юрте. Здесь жил Саша. Из юрты вышли две женщины, молодая и постарше – его сестра и мать.
       – Ой, вай, гостья-то какой у нас! – воскликнула старшая и бережно приняла меня из рук Саши и завела в юрту.
Посреди круглой «комнаты» стоял очень низкий, ниже чем в нашем детском саду, большой круглый стол, за которым, сложив ноги накрест, сидел пожилой казах в расшитом  халате –  Сашин отец.
       – Бу нэмэ-э-э? (Это кто-о-о?), –  с улыбкой растягивая слова, спросил старик.
       – Ой, вай Ока, такой гостья наш! Очень такой важный гостья! – отвечала Сашина мама и приветливо смотрела на меня.
       Я не помню, из чего были  мягкие стены, но пол, поверх кошм, весь устлан коврами... Кошмы заходили за края юрты. На кошму никогда не заползёт змея, скорпион или фаланга. Даже дома у моей кроватки кошма  была постелена под самые её ножки.
      …По кругу вдоль стен лежали ковры, свёрнутые валиком. Сидящие за столом откидывались на эти валики, как у нас – на спинку стула. На столе расставлены кувшины, пиалы, плоские глиняные тарелки. Посредине,  на большом блюде,  горкой уложено мясо с тестом. Тесто нарезано длинными узкими полосками, а куски жирного  мяса смешались среди  них. « Беш-бармак» называется, это –  главное казахское национальное блюдо.
      Сидели все на полу, ноги – калачиком, опираясь на валики из ковров. Меня тоже так усадили. Мне в пиалу налили кумыс. Тесто с мясом я есть не стала –  ни в детстве, ни сейчас я не ем жирного мяса.
      Передо мной поставили тарелочку, наполненную то ли пряниками, то ли толстым печеньем. В общем, если взять густое тесто или глину, крепко сжать в кулаке, то получится кусочек со следами пальцев. Вот такими штуками и была наполнена тарелка. Я попробовала. Они были очень твёрдые и очень соленые, со вкусом  сушёной брынзы. Но с кумысом мне понравилось. Правда, кумыс мне Сашина мама чем-то разбавила. А пряники эти назывались курты.

       Мне было всего четыре года, а со мной обходились с большим вниманием и уважением, достойным взрослого человека. Пообедав, все поднялись, кроме хозяина. Ко  мне подошла Сашина мама. Так же, как и встретила, она приветливо проводила и помогла посадить меня  на  ложе верблюда.
      Через много-много лет, вспомнив далёкое детство,  у меня почему-то возникли такие стихи: 
                Пишешь мне про жующее чудо,
                Про кумыс, беш-бармак и курты, –
                И опять будут сниться верблюды,
                А хочу,  чтобы снился мне ты…


    П О Б Е Д А
               
        Все раннее детство и годы войны прошли в Казахстане. Мы, часто меняя место за местом, ездили за отцом в его бесконечных переводах по работе. Одно время отец работал на Балхаше, где в то время располагался единственный  в СССР цинковый завод. Потом отца перевели на Иранскую границу.
       В редкие его приезды помню стол, уставленный баночками с разным  вареньем. Больше – ничего. Но в ту голодуху, когда отрубяные лепёшки в доме были событием, варенье вообще казалось  запредельным  счастьем!

       Окончание войны, победа – застали нас  в юго-восточной части Казахстана в Сарканде. Весной сорок пятого жили мы с отцом и бабушкой в этом захудалом городишке, больше напоминавшем лагерное поселение Майкаин. В памяти остались одни длинные бараки, стоявшие рядами. В одном из таких, с земляным полом, жили и мы.
       Комнатка наша была настолько узкой, что если двое сидели на кроватях напротив, – они касались коленками друг друга. А если сидели за столом, вплотную придвинутом к стене, – за спинами сидящих пройти не представлялось возможным: там стоял обшарпанный самодельный шкаф.
       Отца перевели  сюда по службе, а мама со старшей сестрой остались в Талды-Кургане. Бабушка вела маленькое домашнее хозяйство и, главным образом, присматривала за мной.  Варила нам затирку, учила и меня её готовить.  Несмотря на мои шесть лет, я мастерски овладела этим нехитрым искусством. Мука, вода, соль. Размешиваешь в чашке, крутишь рукой по кругу, пока не разобьётся тесто на маленькие комочки. Затирка должна быть меленькая, рассыпчатая.  Её бросают в  кипящую  воду – и получается  полусуп-полукаша. Очень вкусно! Ели и в обед, и в ужин. Ещё прямо на чугунной плите бабушка  выпекала лепёшки. Сдунет пыль – бац(!) тонкую пластину теста на плиту, перевёрт(!) – лепёшка и готова. Таинство, да и только! Помню и зеленоватые пышки из отрубей. Но мы ели и даже спорили, у кого вкуснее.
       Часто я бегала на базарчик, выполняя поручения – купить по мелочам: то хлеб, то кислое молоко. В этот раз бабушка дала мне пятирублёвую бумажку, чтобы я купила себе лепёшку. Муки в доме больше не было.
      День стоял по-майски холодный, на песчаной почве пробивалась скудная растительность. Сарканд – место убогое, сиротливое, необжитое. Я, маленькая девочка, чувствовала  это. И когда отсюда уехали на Урал – разницу уловила сразу.
       На  базарчике  тётки в телогрейках,  закутанные в шали, сидели полукругом.  Приходили они сюда затемно. Ночи были ещё холодными. Знала я это, потому что бабушка будила меня перед рассветом и посылала купить отцу на завтрак баночку кислого молока. Дети того сурового времени рано взрослели и становились помощниками в доме. Ходить в тёмное  время суток мы не боялись.  Многим жилось и холодно, и голодно, но ночная жизнь протекала спокойно: людей не убивали, детей не трогали.
      Вкус кислого молока помню до сих пор. Продавали его в поллитровых  стеклянных банках. Сверху – запеченная коричневая корочка. Уже будучи взрослой, вновь побывав в Казахстане, узнала – такого молока теперь никто не делает. А в войну коровье молоко смешивали с кобыльим и заквашивали. Корочку же снимали с запеченного топлёного молока и покрывали ею кисляк в банке.
     С пятёркой, что дала бабушка на лепёшку, на базарчик я пришла около полудня. Располагался  он на возвышенном   месте. Вокруг пустырь. И столбы. На одном из них – репродуктор. Электропроводов не было, только один тоненький, к динамику. Оголённые столбы с подпоркой, образуя  внизу букву «Л», а вверху – перекладину, напоминали виселицы. Мы, дети войны, о войне знали. Смотрели военную хронику в бараке, называвшемся клубом. Затемно, по утрам, я столбов не замечала. А вот днём было жутковато: вспоминались кадры  фильмов, и богатое детское воображение доставляло мне много переживаний.
      Базарчик был местом, куда собирались  люди услышать последние новости о войне и событиях в стране. Кучковались они у столба с репродуктором. Кто сидел на корточках, кто курил, кто неподвижно застывал стоя. А бабы – торговали. Лепёшку я себе выбрала самую толстую и поджаристую. Протянула пятерку… В ту же секунду что-то произошло. Вначале  раздался  чей-то возглас, похожий на вопль. Потом все прислушались к динамику, из которого чёткими рублеными  словами  говорил  Левитан.  И вдруг бабы вскочили, опрокидывая вёдра, банки… Кто-то побежал, вернулся, чтобы дослушать, опять побежал. Тётка, от которой я не успела отойти, вернула мне пятёрку, поцеловала и сунула в руку ещё одну лепёшку. Все кричали, плакали, обнимались… И, наконец, я стала понимать – кончилась война!
       Я побежала в барак. Там обо всём уже знали. Люди высыпали на улицу полураздетыми, ликовали, рыдали, молились… Одна старушка упала на колени и, подняв руки, что-то причитала, потом припала к земле, обнимая её, и снова запричитала, обращая взор к небу…
       А дома бабушка достала нам с отцом единственную баночку земляничного варенья, припасённого на мамин приезд, и торжественно угощала, щедро накладывая этого удивительно пахучего яства по три  чайных ложечки на кружку с кипятком…
      Так в мою жизнь вошла Великая Победа.
 
      Отсюда  мы  и  уехали  на  Урал.  По  мере  переездов  отца, я любила  путешествовать вместе с ним. В поездах – разных, в вагонах – тем более. Однажды отец очень спешил, и мы ехали в товарняке. «500-весёлый» –  так назывались товарные поезда, перевозившие людей. Товарный вагон с раздвижными дверями, похожими на ворота. В вагоне – сено, люди. Кто - как и где - как. С естественными нуждами тоже – кто как устроится. Мужчины, женщины… – внимания уже никто не обращал. Остановки бывали долгими. Народ высыпал из  вагонов  с котомками, узелками, чайниками… Брели  к лесу, разводили  костры, кипятили воду, варили или пекли в золе картошку… Потом – ели с хлебом и салом.  После первого гудка паровоза заканчивали трапезу, сворачивали и складывали остатки  еды. После второго – неспешно поднимались и двигались к поезду. Когда раздавался третий гудок, поезд дёргался и начинал движение.

             
                ЧЕРЁМУХОВЫЙ  РАЙ  УРАЛА

      НА  ОРСКОМ  МОСТУ

        Из уральских воспоминаний память хранит многое. Но самым острым, стоящим перед глазами и поныне – никогда не проходящий страх за отца, оказавшегося  на мосту через реку Урал, когда его могло унести разбушевавшейся стихией вместе с  мостом…      
       Прямо накануне отъезда в Ташкент, к месту новой службы, отцу предстояла 10-дневная  командировка в город Орск. Это здесь же, на Урале. Мама  вдруг изъявила желание поехать с отцом, и он взял нас с собою, разместив в Орске  в гостинице.
      По какой-то причине мы втроём оказались в центре города. Разыгралась страшная непогода. Учреждение, в которое отец должен был явиться по службе, находилось на противоположном берегу реки Урал. Вода в реке поднялась до критического уровня.  Движение транспорта через мост остановили. Какие-то машины ещё проскакивали, но трамвай уже не ходил. Вода в реке кипела и вздымалась, неслась с большой скоростью и грохотом. В ней можно было увидеть мелькавшие брёвна и деревья, смытые с корнем…
      Мы вышли из трамвая и порывались пойти через мост пешком, но службы, охранявшие его, нас даже близко не подпустили. Хотя я видела, как некоторым удавалось прорваться и они бежали  по мосту, спеша на тот берег…
       А мост уже трещал… Вдруг отец, коротко бросив нам: «Я вас найду», быстрым шагом направился к постовому, показал какие-то документы, и… его пропустили. Я закричала, а мама закрыла мне рот рукой.
       –  Тихо, моя девочка. Папа  д о л ж е н  там быть.
       У меня до сих пор стоит в глазах отец, удаляющийся в серой мгле по скрипящему и стонущему  мосту…
       Мне казалось, что у меня остановилось дыхание. Я оцепенела. На мосту больше никого не было. Одинокая фигура отца...  Вот он прошёл одну треть. Мост скрипел.. Вот – половину… А отец шёл, как всегда размеренным, чуть ускоренным шагом, привычно размахивая тростью и опираясь на неё…  Вот – большую половину…
      И когда  до конца оставалась одна треть пути, раздался сильный треск, смешанный с  грохотом несущейся  воды.  В брызгах волн, пены и дождя за спиной отца мост стал оседать, всё ближе подбираясь к его ногам…  Вдруг отец обернулся и поднял трость – он стоял на твёрдой земле!!!  Моста  между нами не было.


                ПРОЩАЙ. СРЕДНЯЯ  АЗИЯ! 

       ХОЗЯИН   ДЕСЯТКИ
 
      Случай этот произошёл в Ташкенте, после того, как мы приехали туда из Свердловска. Сколько помню те годы, отца переводили по работе каждые  восемь-десять месяцев, и мы  всё время «сидели на чемоданах», в любой момент готовые  следовать за  ним.
Ташкент запомнила палящим, знойным. Жили мы в предместье «Чирчик горный».  Пески, желтая земля, жёлтая вода в арыках, и жёлтая кожа с коричневым отливом у местных жителей… В сам Ташкент ходил трамвай, а в школу приходилось идти по шпалам три километра.
      Вдоль железнодорожных путей, по обе стороны тянулись белые кучи хлопка. Хлопок я видела впервые. Это такие, размером с кулак, коробочки, похожие на распустившуюся розу. Только вместо лепестков – вата, а снизу, где у розы зелёные листики от бутона, там у хлопка колючее высохшее основание.
      Подвозили сюда хлопок по-разному: на машинах, на длинных телегах, называемых арбой, на  верблюдах… На арбе  – подобно тому, как возили сено или солому – хлопок был покрыт брезентом. На верблюдах – он был упакован в большие тюки. За один раз можно было увидеть сразу пять-шесть этих вьючных животных. Я смотрела на них и вспоминала казаха Сашу и его верблюда, на котором он прокатил меня  совсем маленькой девочкой.
 Здесь весь привозимый хлопок сгружался и, видимо, потом куда-то увозился на переработку. Но дальше на нашем пути, примерно через километр, такими же кучами были навалены косточки от переработанного хлопка. И они тоже потом куда-то увозились, потому что отец говорил, что из косточек делают масло…
      Пыли в Ташкенте и Чирчике тоже было много. На улице вся детвора летом  бегала босиком, обувь не надевали, потому что ноги утопали в мельчайшей  пылевой «муке» по щиколотку. Такой пыли – мягкой, шёлковой, масляной как пудра, я больше нигде не встречала.  Поэтому – в школу отправлялись босиком и только когда оказывались  на железнодорожном полотне с раскалёнными солнцем рельсами и шпалами, мы обувались в сандалии, чтобы не обжечь ноги.
      Вдоль путей, рядом с пакгаузами приютилось небольшое строение из саманного кирпича, обмазанное глиной. Над широкими, из досок, толстыми дверями красовалась табличка  с кривой надписью «КИНО». В этом рабочем кинотеатре малышня была завсегдатаями. Билет стоил 2 рубля (для сравнения: стакан семечек – 1рубль).
В то время  денежные купюры  были такими: 1 рубль, 3 рубля, 5рублей, 10, 30 и 100. Рублёвая бумажка  напоминала цвет хаки, трёшка – зелёненькая. На той и другой –  с одной стороны солдат в каске и с автоматом. Только на рублёвой надпись почему-то – «Один карбованец», а не рубль. Пятерка и десятка – побольше. Очень красивая была тридцатка. Ярко-красная, большая  –  сантиметра 22 в длину, с портретом Ленина и  водяными знаками. Мы с интересом  рассматривали  купюры на просвет… Ну, а сотня, коричневато- бежевая, и вовсе как полотенце – 25см в длину и 10 см в ширину.  Сбоку  – поле с портретом  Ленина, а на обороте – Кремль.
      Однажды, придя в кино, пришлось долго ждать передвижку, которая привозила фильмы.  Круглые плоские коробки сгружали с грохотом: железо гремело, когда коробки бросали на землю. Фильм показывали по частям, с долгими перерывами на перезарядку бобин с кинолентой. И, в общей сложности, на просмотр фильма уходило около двух с половиною часов. Но детвора была вынослива. Ведь большей радости, чем посмотреть кино, у детей не было.  В домах только чёрные картонные тарелки - радио, да и то не у всех.В этот раз на  бумажной афише, приколотой кнопками  к двери, было небрежно намалёвано «ВОЛГА–ВОЛГА».
      И хотя я видела фильм уже много раз, уговорить меня отказаться посмотреть ещё, не смог бы никто.
      Шла весна. Подходила к концу учёба во втором классе. Жара стояла под тридцать градусов. Прячась от солнца, я прислонилась к раскрытым нараспашку деревянным  дверям и изнывала  в ожидании передвижки. Тётка-контролёр – толстая, любопытная, в засаленном фартуке, от скуки стала приставать ко мне: про всё  спрашивает, обо всём допытывается… Мне, девятилетней, было уже хорошо известно, что такое бестактность. И когда надоело отвечать, я возьми и ляпни, показывая на мощные петли открытой двери:
      – А  в прошлый раз здесь, за петлёй,  10 рублей торчали. Кто-то засунул, а потом, наверное, забыл…
      Тётка, сразу смолкнув, уставилась на меня немигающим взглядом.
      –  И-и… что? – наконец выговорила она.
      – Маме отнесла. Мама сказала, что ей жаль того человека. Он ведь может вспомнить, где оставил. Придёт искать, а там уже ничего нет. Может быть, мне и трогать не надо было… Ну, а как же не трогать? Торчит какая-то бумажка вот здесь, в дверной петле, потянула  за краешек, а это – совсем новенькая десятка, она даже  громко шелестела… Пришлось отнести маме, а куда ж мне было её девать? – накручивая, сочиняла я.
У тётки повлажнели глаза. Заметались. Полыхнули искорки.
     –  Как же, как же… Теперь вот вспоминаю. Ну, надо же! Ведь это я положила! Кармана не было, всего на минутку пристроила – и забыла. Искала, искала. А что искать? – Нету!.. Тебе бы сразу  у меня спросить, а не к маме нести… Так что, ты теперь ей скажи – хозяин десятки нашёлся. Пусть уж она передаст мою денежку назад.
     –   А - а - а! – театрально протянула я, – Так это вы?! Ваши деньги? Хорошо, я скажу маме. Она передаст. Или сама принесёт. Или папа. Он прокурор в Чирчике. Так что, он занесёт. Обязательно.
Тётка изменилась в лице. Строго посмотрела на меня. И вдруг спросила мою фамилию… Лельбрет – фамилия редкая, тёзок не встречается… И уже другим  голосом запричитала:
     –   Да, уж не надо! Зачем беспокоить маму и папу? Я уж и привыкла, будто и не было тех денег. Будто и не мои они. Понимаешь?  Не надо, не надо!  А сама – приходи, пущу в кино бесплатно.
     Я ушла, не дождавшись сеанса.  Шла по шпалам и смеялась. А потом подумала – а вдруг бы эта тётка схватила меня за шиворот и потащила к родителям, требуя «свои» деньги?..


   ТАШКЕНТСКОЕ  КРЕЩЕНИЕ

       В знойном пекле вяло тянулись летние каникулы. Воздухом, раскаленным до сорока пяти градусов, горячо было дышать. Мы всё время освежали горло урюком, благо его урожай  пригибал  ветки  к  земле.  Плоды  были  сочные,  с  совершенно  другим   вкусом, чем  у наших абрикосов: очень сладкие и очень ароматные.  За нами тучами гонялись осы и пчёлы –так мы были измазаны соком.  Уличной ватагой  отправлялись к реке Салар. Берег там обрывистый, скользкий. Съезжая с него, оказывались в воде сразу по пояс.Сестра и старшие мальчишки показали брод, и мы, по очереди, замирая от страха и ликования, переходили на противоположный берег. Но назад повторить переход я уже не решалась, и возвращалась
вокруг, через автомобильный мост.  А наши  смельчаки прыгали с этого моста. И хотя их ругали прохожие, зато мы, малышня, дружно визжали и хлопали, приветствуя своих «героев».
       Тем же летом произошло событие, неординарное для нашей семьи. 
       Я уронила на кирпичный пол четырёхмесячную соседскую девочку. Меня позвали приглядеть за нею. Пришла их бабушка и, переспросив –  не занята ли я, пригласила зайти к ним во двор.
       – Люка, присмотри за Машенькой, – попросила меня её мама, – на руки не бери, пусть она на топчане возится. Ты только смотри, чтобы она не сползла и не упала.
       Малышка лежала, пела свои младенческие песни, задирала ножки, стараясь подтянуть большой пальчик  ноги к себе в рот, улыбалась, агукала…
       Видимо, меня что-то отвлекло, и – в тот же миг раздался раздирающий душу крик. Я даже не поняла, когда и как  девочка оказалась на кирпичном полу  дворика. Она  не переставала кричать, лицо и ручки от напряжения стали багровыми. Прибежали мама и бабушка этой крохи. Я стояла, опустив голову и не шевелилась.  Наверно, я сильно испугалась. А на меня в это время летело:
       – Что же ты стоишь, как пенёк? Тебе же поручили присмотреть за ребёнком, так у тебя –  что,  глаза перекосило? Куда ты свои лампочки вытаращила? Креста на тебе нет!...
       Вот, что креста на мне не было, это точно! Я не была крещённой. Взрослые осмотрели  Машеньку,  через какое-то время успокоили, а меня выгнали.
       Однако, через неделю соседская бабушка опять пришла и, о чём-то поговорив с моей мамой, взяла меня с собою в церковь, в Ташкент. Ехали мы на трамвае, и я в окно видела узбечек, волосы которых заплетены в полсотню тонких косичек и ровно-ровно обрезаны прямо у самых пяток. Я любовалась, как они колышатся, едва ни касаясь тротуара.
      Церковь в просвете аллеи виделась издалека. Она сверкала на солнце голубой глазурью. В храме  я была впервые. Меня поразило великолепие и красочное убранство. Всё в золоте, цветные стёкла в окнах, сверкающие люстры и образа…Мерцание свечей, и – уйма народу!
       Дав мне вволю налюбоваться святым богатством, соседка повела меня за руку  в церковь с тыльной стороны. Небольшой зал. Иконы. Свечи. Люди. Посреди – какой-то бак с водой. Пришёл священник. Велел раздеваться. И только тогда  сказали, что меня будут крестить. Об этом, видимо и разговаривала соседка с моей мамой: грех, мол, – дочки некрещеные...
       Я росла в многонациональной семье: отец - эстонец, мама – русская, одна бабушка – украинка, другая – еврейка. А род отца вообще начинался в XVIII веке в маленьком городке под Варшавой – местечке Лельбрет. Естественно, что никакой определённой  веры в доме не существовало. К тому же, отец вообще очень отрицательно относился к этому вопросу. Потому и мы с сестрой росли свободными от религии и не испытывали страха, когда произносилось: «Тебя Бог накажет!»
       И когда вдруг я оказалась перед фактом крещения, внутренний протест дал себя знать: почему мне мама не сказала об этом дома, почему ничего не знает отец,  и –  почему, если это хорошо, то – тайком?.. 
      Священник распорядился, чтобы принесли корыто. Принесли. Поставили на пол. Наполнили святой водой из бака. Я стала раздеваться, хотя чувствовала себя ужасно, очень стеснялась окружающих. Всё-таки, мне уже  девять лет! Вдруг вижу – рядом со мною, такого же возраста мальчишка раздевается. Противный, рыжий, с прыщиками на лице. И тоже – догола! Я… не знала, чем и что прикрывать! А уж когда меня с этим прыщеватым  в одно корыто поставили, я просто взвыла от негодования. О  терпении и смирении я  ещё ничего не знала.
       Нас поставили спинами друг к другу, и священник провёл своё таинство. При всём честном народе! В корыте! Наспех, сразу двоих в одной посудине! Голых! Без крёстных отцов и матерей!.. Торопливость не укрылась даже от взрослых. Родители мальчишки тоже что-то недовольно бубнили.
       На макушке у меня долго торчала щёточка остриженных волос, пока подросла и легла среди других прядей.
       Выйдя из церкви, у  самой трамвайной остановки бабушка предложила:
       – Давай зайдём в чайхану чайку попьём.
       – Я чай не люблю, –  буркнула я.
       – Ничего-ничего, надо попить. До дома ещё далеко, – спокойно продолжала она.
       В чайхане мне бабушка купила лепёшку и поставила передо мною пиалу с чёрным чаем. Отломив и положив  пару кусочков узбекской лепёшки в рот, я отхлебнула два глотка чая и вышла из-за стола.
       – Я подожду на улице у входа.
       – Хорошо, – ответила мне бабушка, –  только далеко не убегай, потеряешься.
       Я вышла. Солнце слепило. По высокому дувалу, слева от входа в чайхану, прохаживался  петух. Неожиданно он взлетел и сел мне на голову, вцепившись когтями в мои волосы. Заглядывая сверху, петух несколько раз клюнул меня, пытаясь попасть прямо в глаза. Я заорала истошным криком.
       Подскочили два узбека, отбили петуха и, накрыв для чего-то мою голову стёганным халатом, завели в чайхану. Бабушка чуть не лишилась чувств. Мне смыли кровь, промыли глаза чаем. «Главный» в чайхане – узбек в расшитом золотом синем халате – не отходил от меня, пока мне делали эти процедуры. Потом сам вывел меня на улицу, осторожно провел ладонями по моему лицу, –  и мы с бабушкой отправились восвояси, сев на трамвай, идущий в Чирчик Горный.
       Домой я пришла надутая и с мамой до утра не разговаривала, но отцу  о крещении рассказать побоялась. Так он об этом никогда и не узнал.
       Больше с соседями я не виделась, пока мама не попросила отнести им мясорубку. Раскрыв калитку, я увидела всё их семейство сразу. Бабушка, с девочкой на руках – около злополучной кушетки, с которой по моему недосмотру упала малышка. Рядом стоял стол, за ним – мама и папа девочки. С мясорубкой в руках, со словами:
       –   Бабушка, вот вам мама передала, вы просили…–  я скорым шагом двинулась к ним. Последнее, что я успела увидеть, это – ужас на всех лицах и общий вскрик предупреждения. В следующее мгновение я уже летела вместе с мясорубкой в раскрытый под моими ногами погреб...
       Оказывается, на дорожке к дому, на моём пути оказался открытый погреб, из него торчала опущенная туда лестница…Но я не смотрела под ноги, я смотрела  на лица, которые видела перед собой.
       Трудно здесь что-нибудь сказать. Я осталась на всю жизнь с больным позвоночником. Может быть, это мне расплата за девочку, неизвестно ведь –  как там  у неё в дальнейшем сложилось… А может ... 

       Здесь, в Ташкенте,  застало нас  разрушительное землетрясение, произошедшее в Ашхабаде в 1948 году. Сильные толчки и волны прошли по всей Средней Азии. У нас в доме закачался потолок. В столе зазвенела посуда, рассыпались соль и дрова, сложенные у печки…Кровати, с ножками на колёсиках, съехали с места, разбились тонкие стаканы… Мама схватила меня за руку и буквально выдернула на спасительную улицу. Там выли собаки и блеяли козы. Шумели люди, плакали дети. Я ничего не понимала. Толчки повторилась ещё несколько раз, но уже с меньшей силой.
      А утром  следующего дня все услышали по радио о  катастрофе в Ашхабаде.  Страшное землетрясение стёрло его с лица земли. Оттуда день за днём  вывозили детей. Во все города Средней Азии, в Казахстан, Российскую Федерацию… Люди выходили к поездам и разбирали детей, прямо на перроне оформляя документы и принимая испуганных, с потухшим взглядом, малышей и подростков в свои семьи. Ашхабадские дети заполнили детские дома и приюты. Почти в каждой семье появились дети-ашхабадцы, в школах –  переполненные классы. И мы, дети, очень жалели этих несчастных, делясь с ними абсолютно всем, что имели сами…