Воспитание и Духовность

Индрик
ВОСПИТАНИЕ

То,  что  даровано  человеку  Небом,
называется  его  Природой.
Действия, соответствующие  этой Природе,
называются  Правильным  путём.
Упорядочение  этого  пути 
называется  воспитанием.
Древнее изречение

Испокон веков одной из важнейших забот людей была, есть и будет забота о потомстве, или как говорили наши предки – о чадах своих.
Сегодня имеется столько теорий, такое количество разнообразных методик воспитания, что у родителей и педагогов голова идёт кругом и руки опускаются от такого изобилия.
Путеводной звездой наших изысканий будет для нас наследие наших Пращуров, умевших сплавлять силу высокодуховных Знаний с теплотой своего Сердца, что сохранилось в корневой основе Русского языка.

Начнём с выявления сути слова ВОСПИТАНИЕ, которая содержится в корневой основе самого слова. Первый корень ВОС означает направление к верху. ВОС также означает – совместные действия, вместе, синхронно устремляться вверх. Второй же корень этого слова связан с питанием, пищей. Значит, общий смысл слова ВОС-ПИТАНИЕ связан с пищей, призванной способствовать ВОС-хождению, ВОС-парению, и может пониматься как «единое устремление к высшей пище».

Следовательно, надо разобраться в том, о какой пище и каком возвышении идёт речь. А для этого, прежде всего, нужно понять, каковы основные уровни проявления человека и как эти уровни взаимодействуют друг с другом. Поможет нам в этом размышление над привычными словосочетаниями «пища для ума», «хлеб насущный», «источник переживаний»...

ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ   ДУХОВНОСТЬ

Духовной  жаждою  томим...
А. С. Пушкин

Наличие в русском языке таких устойчивых словосочетаний как «пища для ума», «источник переживаний» – прямо указывает на то, что кроме различных видов физической пищи, которую можно назвать хлебом насущным, или физиологическим, имеется и другой источник питания, иной хлеб – НАД-СУЩНЫЙ, или иначе – Духовный.
В восприятии наших Древнерусских Предков ЕДИНЫЙ Мир представал в первую очередь как ДВУЕДИНСТВО Мира Тонкого – Духовного и Мира Плотного – Материального. Поэтому и в человеке выделяли прежде всего ДУХ и ПЛОТЬ (Тело), радея о них и блюдя чистоту по мере их значимости: «Чистота Духовная паче телесной».
В свою очередь все Духовные проявления людей в понимании наших Пращуров распадались по своей природе на две части – Мысли и Чувства, источником которых в человеке являются Голова – вместилище Ума и Сердце – вместилище Нрава.
Вот почему в Русской исконной Право-Словной (дохристианской) традиции Человеческая ДУХОВНОСТЬ представала как СОЮЗ УМА И НРАВА.

Меру Ума связывали с приобщённостью к Божественным Знаниям, а меру Нрава   с приобщённостью к Божественным Чувствам и, прежде всего, к Божественной Любви, основанной на ощущении Духовно-Плотского Единства со всей окружающей Природой, в которой разлита Божественная Красота и Гармония.

Таким образом ТРИЕДИНАЯ сущность человека выступала в виде Ума (Головы), Нрава (Сердца) и Плоти (Тела), что отразилось, к примеру, в пословице: «Память в теле, мысль во лбу, а хотение в сердце».
На уровне Мышления пищей являются разнообразного рода сведения, факты, идеи, законы, принципы, проекты, программы... Качество этой пищи оценивается главным образом в понятиях Истины и Лжи.
Основной пищей на Чувственном уровне являются различные впечатления, душевные переживания, вызывающие чувство любви и ненависти, горя и радости, и другие возвышенные чувства, а также приземленные и связанные с телом ощущения – тепла, сытости, удобства... Качество пищи чувственной оценивается, в основном, в понятиях Добра и Зла.
Именно эти два вида пищи и называют Духовной пищей, в которой человек нуждается не в меньшей, а даже в большей степени, чем в пище физиологической.
Вот почему древние Право-Словные Русичи многие тысячелетия так обращались к Отцу Небесному: «Хлеб наш НАДСУЩНЫЙ даждь нам днесь» (впоследствии специально для духовно обрезанных обрезали и слово наДсущный – получилось насущный ).

Из вышесказанного выходит, что воспитание – это сложный Триединый процесс формирования личности растущего просто-людина, цель которого – стать Чело-Веком  и полноценно Жить в Ладу с Творцом-Отцом и Природой-Матушкой, будучи единым с Ними во Нраве, Уме и Плоти.